Русский язык. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Чистякова Елена Евгеньевна

Рабочая программа по русскому языку. С.Львова. 9 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа62.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Методическое объединение гуманитарного цикла

Рабочая учебная программа

по  русскому языку

для обучающихся  9  класса

Составлена на основе примерной программы курса

«Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы /автор-составитель С.И.Львова»

Автор –  Чистякова Елена Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 9»:

___________________ С.В.Лукьянова

«___»________________ 20___ г.

                  РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению на заседании

методического объединения                                            гуманитарного  цикла

                  МБОУ «СОШ №9»:

       «___»_________________20___ г.

               _________________  А.С.Мухина

г. Донской.

2014  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая учебная программа создана на основании п.7 ст.12 и п. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, п.10 раздела II Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089. Базой данного курса является примерная программа по русскому языку под редакцией С. И. Львовой 2009 года с общим количеством часов 102; 3 часов в неделю.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как

 различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Речевая деятельность.

Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.

Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.

Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).

Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным

текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.

Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста.

Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Формы и методы, применяемые при обучении

Используются современные технологии обучения: педагогика сотрудничества, тестовые технологии, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение.

Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые, индуктивные, дедуктивные, проектный метод обучения

Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, разработка проекта в рамках освоения нового материала.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Виды уроков:

Уроки теоретического разбора темы по заданному  алгоритму;

Урок с элементами лекции;

Уроки-зачеты;

Уроки- практикумы;

Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением;

Уроки обобщения и закрепления изученного материала;

Уроки контроля знаний.

Содержание тем учебного курса

Русский литературный язык. Основные формы существования национальности русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие нормы) - основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные. Виды лингвистических словарей (обобщение). Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура поведения человека. Понятие экологии языка.

Повторение изученного в 5-8 классах. Основные единицы языка: звук (фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение. Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Вопрос о тексте как единице языка и речи.

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

Текстоведение. Текст и его признаки (обобщение). Основные требования содержания текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, достоверность фактического материала и др. Основные средства связи предложения в тексте: лексические (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные. Анафора как риторическая фигура речи. Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление). Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста рассуждения. Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клеше), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложение собственного мнения. Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному и публицистическому стилю. Основные требования к публичному выступлению. Чтение и изложение текста (подробное и сжатое). Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста. Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др. Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывания содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, список слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.

Текст и его комплексный анализ.

Комплексный анализ текста, предусматривающий проведение орфографического и пунктуационного разбора, тексто-ведческого и языкового анализа текста и его фрагментов.

Чтение и изложение текста (подробное и сжатое).

Основные этапы подготовки и написания изложения прочитанного или прослушанного текста.

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста.

Сочинение. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА

Сложное предложение

как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, знаменательные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложносочиненного предложения.

Смысловые отношения между его частями и способы их выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность; соединительные союзы ц, также, тоже, да); противительные отношения (противоположность, несовместимость; противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение; разделительные союзы либо, или, то... то, не то... не то).

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины, следствия, условия, уступки). Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-соотносительными.

Сложные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: 1) Со значением перечисления; 2)Со значением причины, пояснения, дополнения; 3)Со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрая смена событий.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ 

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурные особенности . сложного предложения с разными видами связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи:

1)        сочинительная и подчинительная;

2)        подчинительная и бессоюзная;

3)        сочинительная и бессоюзная;

4)        сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ  РЕЧЬЮ

Основные способы передачи чужой речи:

1)        предложения с прямой речью;

2)        сложноподчиненные предложения с косвенной речью;

3)        простые предложения с дополнением, называющимтему чужой речи (говорить о тебе);

4)        предложения с вводными конструкциями (по словам родителей).

Прямая и косвенная речь.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Компетенции учащихся на конец года

Учащиеся должны

 знать:

  1. изученные разделы науки о языке;
  2. смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
  3. основные единицы языка, их признаки;
  4. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  1. объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  2. определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  4. адекватно понимать информацию устного сообщения;
  5. читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  6. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
  7. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
  8. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  9. свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  10. соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
  11. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  12. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  13. владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  14. извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

Русский литературный язык

3

Повторение изученного в 5 –8 классах

14

Текстоведение

8

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

1

Сложносочинённое предложение

7

Сложноподчинённое предложение

31

Бессоюзное сложное предложение

9

Сложное предложение с разными видами

союзной и бессоюзной связи

10

Синтаксические конструкции с чужой речью

7

Повторение изученного 5-9 классах

12

Поурочно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем, содержание урока

Кол-во час

Примечание

Русский литературный язык

3

1

§ 1.Основные формы существования национального русского языка. Понятие о литературном языке. Нормированность. Языковая норма.

1

2

§ 2. Культура речи как раздел лингвистики. Основные виды ошибок в устной и письменной речи.

1

3

Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка. Сочинение-миниатюра

1

Повторение изученного в 5- 8 классах

14

4

Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение

1

5

§ 3. Фонетика, словообразование, лексика.Фонетический, орфоэпический анализ слов.

1

6

Морфемно-словообразовательный и лексический анализ слов

1

7

§ 4. Грамматика: морфология и синтаксис. Морфологический анализ слов.

1

8

Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами в словосочетании. Сочинение-миниатюра.

1

Грамматическая основа предложения. Виды односоставных предложений

1

9

Трудные случаи синтаксиса и пунктуации.

1

10

Вопрос о тексте как единице языка и речи. Комплексный анализ текста (упр. 76)

1

11

§ 5. Правописание: орфография и пунктуация. Этимологический комментарий слов. Трудные случаи орфографии.

1

12

Правописание приставок. Сочинение-миниатюра

1

13

Правописание суффиксов. Подготовленный диктант.

1

14

Не с различными частями речи.

1

15

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

1

16

Контрольная работа № 1

1

Текстоведение.

8

17

§ 6. Текст и его признаки. Основные требования к содержанию текста.

1

18

Основные средства связи предложений в тексте. Анафора как риторическая фигура речи.

1

19

Сжатое изложение.

1

20

§ 7. Рассуждение как тип речи и его виды. Коммуникативная цель рассуждения. Структура текста-рассуждения.

1

21

§ 8. Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты, помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложениясобственного мнения.

1

23

§ 9. Публичная речь как разновидность устной речи, обращённой к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. Основные требования к публичному выступлению

1

24

Этапы подготовки к написанию изложения. Основные приёмы сокращения информации принаписании сжатого изложения

1

25

Сжатое изложение.

1

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

1

26

Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные сложные предложения.

1

Сложносочинённое предложение

7

27

§ 10. Понятие о сложносочинённом предложении.

1

28

    Синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составление их схем

1

29

§ 11. Виды ССП. Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

1

30

Текстоведческий анализ текста (упр.195). Постановка знаков препинания в ССП.

1

31

Синонимическая замена ССП и СПП.

1

32

Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения ССП.

1

33

Контрольная работа № 2

1

Сложноподчинённое предложение

31

34

§ 12. СПП, его грамматические признаки. Строение СПП.

1

35

Средства связи частей СПП: интонация, подчинительные союзы и союзные слова.

1

36

Различие союзов и союзных слов в СПП.

1

37

Смысловые и стилистические различия СПП с синонимичными союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы и т.д.). Сочинение-миниатюра(упр. 216).

1

38

§ 13. Виды сложноподчинённых предложений.

1

39

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов.

1

40

Определение видов придаточных предложений. Составление вертикальных и горизонтальных схем.

1

41

§ 14. СПП с придаточным определительным

1

42

Выделение групп  в СПП с придаточными определительными: местоимённо-соотносительных и местоимённо-определительных.

1

43

Замена  придаточных определительных причастным оборотом.

1

44

§ 15. СПП с придаточным изъяснительным.

1

45

СПП с придаточным изъяснительным. Анализ текста.

1

46

СПП с придаточным изъяснительным. Применение знаний на практике.

1

47

СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные места.

1

48

СПП с придаточными времени

1

49

СПП с придаточными сравнения.

1

50

Сочинение на тему "Два портрета"( упр. 304)

1

51

СПП с придаточным образа действия, меры и степени.

1

52

СПП с придаточным цели.

1

53

СПП с придаточным условия.

1

54

СПП с придаточными причины и следствия.

1

55

СПП с придаточным уступительным.

1

56

§ 17. Сложноподчинённые предложения с придаточным присоединительным

1

57

СПП с придаточными разных видов.

1

58

§ 18. Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов (повторение изученного)

1

59

Сочинение (упр. 390)

1

60

§ 19.  Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

1

61

Виды подчиниетльной связи в СПП с двумя или несколькими придаточными

1

62

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов.

1

63

Правильная постановка знаков препинания при сочетании союзов

1

64

Контрольная работа № 3.

1

Бессоюзное сложное предложение

9

65

§ 20. Бесоюзное предложение, его грамматические особенности. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения

1

66

§ 21. Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями. БСП со значением перечисления, причины, пояснение, дополнения..

1

67-68

Виды БСП со значением времени, условия, следствия, сравнения и т. д.

2

69-70

§ 22. Знаки препинания в БСП

2

71-72

Повторение изученного по теме "Сложное предложение"

2

73

Контрольная работа № 4

1

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

10

74

§ 23. Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи.

1

75

Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи

1

76

Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

1

77

Моделирование  предложений с разными видами связи.

1

78

Интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами союзной и бессоюзной связи

1

79

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

1

80

Изложение.

1

81-82

§ 24. Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений

2

83

Контрольная работа № 5

1

Синтаксические конструкции с чужой речью

7

84

§ 25. Основные способы передачи чужой речи

1

85

Синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью. Преобразование предложений с прямой речью в косвенную и наоборот.

1

86

§ 26. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог и его основные виды.

1

87-88

§ 27. Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования.

2

89

Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения конструкций с чужой речью

1

90

Контрольная работа № 6

1

Повторение изученного в 5-9 классах.

12

91

§ 28. Фонетика, словообразование, лексика

1

92-93

§ 29. Грамматика: морфология и синтаксис.

2

94

§ 30. Культура речи.

1

95

Текстоведческий анализ текста (упр. 570)

1

96-98

§ 31. Правописание: орфография и пунктуация.

3

99-101

Предэкзаменационная контрольная работа.

3

102

Анализ предэкзаменационной работы.

1

 

Контрольные работы

Повторение изученного в 5- 9 классах

Контрольная работа № 1на повторение изученного в 5-8 классах

1

Текстоведение.

Сжатое изложение.

1

Сжатое изложение.

1

Сложносочинённое предложение

Контрольная работа № 2на тему «Сложносочинённое предложение»

1

Сложноподчинённое предложение

Сочинение на тему "Два портрета"( упр. 304)

1

Сочинение (упр. 390)

1

Контрольная работа № 3 на тему «Сложноподчинённое предложение»

1

Бессоюзное сложное предложение

Контрольная работа № 4на тему «Бессоюзное предложение»

1

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

Изложение.

1

Контрольная работа № 5на тему «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи»

1

Синтаксические конструкции с чужой речью

Контрольная работа № 6по теме «Синтаксические конструкции с чужой речью»

1

Повторение изученного в 5-9 классах.

Предэкзаменационная контрольная работа.

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  • С.И.Львова. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2008.
  • Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч: учебник для общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
  • Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – м,: Просвещение, 2010. (Лингвистический тренажёр).
  • Прохватилина Л.В. Проверь себя. 9класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
  • Ларионова Л.Г. Русский язык.9 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват.  учреждений – М.: Мнемозина, 2010. (ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом)
  • Васильевых И.П. Уроки русского языка 9 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 9 класс». – М.: Мнемозина, 2009.
  • Васильевых И.П., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. В 2 ч: учеб пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2010
  • Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 9 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2010

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  • С.И.Львова. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2008.
  • Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч: учебник для общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
  • Васильевых И.П. Уроки русского языка 9 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 9 класс». – М.: Мнемозина, 2009.

Для учащихся 

  • Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч: учебник для общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
  • Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М,: Просвещение, 2010. (Лингвистический тренажёр).
  • Прохватилина Л.В. Проверь себя. 9 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
  • Ларионова Л.Г. Русский язык. 9 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват.  учреждений – М.: Мнемозина, 2010. (ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом).
  • Васильевых И.П., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. В 2 ч: учеб пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
  • Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 9 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
  • С.И.Львова.. Русская орфография. Самоучитель: Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2005.
  • С.И.Львова. Краткий орфографический словарь школьника с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2008.
  • С.И.Львова. Краткий словообразовательный словарь школьника. Пособие для учащихся 5-11 классов. – М.: Мнемозина, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....