Конспект урока по теме: "Наречие как часть речи".
план-конспект урока по русскому языку по теме

Урок предназначен для формирования у учащихся знаний о правильном написании наречий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

КГКОУ «Вечерняя  школа №1»

Развёрнутый план проведения открытого урока по русскому языку

Тема: «Наречие как часть речи».

Учитель русского языка

                                                            и литературы

                                                             Анахасян А.В.

г. Рубцовск, 2015г.

Цель: 1) показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

              2) формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

           

Работа по развитию речи: показать наречия как одно из средств связи предложений в целом тексте; расширение словарного запаса учащихся за счёт употребления в речи наречий.

             

Приборы и материалы: таблицы по теме наречия, раздаточный материал (карточки, предложения для самоконтроля).

  1. Орг. момент.
  2. Повторение:

А) Что называется глаголом?

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а совершенного – на вопрос что сделать?

    Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам ( в единственном числе).

3. в предложении глагол обычно бывает сказуемым.

Б) Найти глаголы в предложениях.

   Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.

   Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей её тревоги.

В) Что называется причастием?

1.   Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?

2.   Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по падежам, числам и родам.

3.   Причастие в предложении обычно является определением.

Например: желтые (признак предмета – прилагательное) листья; тонущие (признак предмета по действию - причастие)  листья.

Г) что называется причастным оборотом?

    Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

   Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.

Искры, |ярко пылающие, были похожи на звёзды.

                                                                                                           №6.

Д) Расставьте знаки препинания.

   Палка,| торчавшая из воды|, служила ориентиром.

   Петя держал в руке |закопчённое| ведёрко с водой.

Е) что называется деепричастием?

1.   Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастия отвечают на вопросы что делая? что сделав? Улыбаться (глагол)  – улыбаясь (что делая?)

2.   Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия не изменяются.

3.     В предложении деепричастие является обстоятельством.

Ё) Что называется деепричастным оборотом?

Деепричастие с зависимым словом называется деепричастным оборотом.

На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.                                                                                      №7

Ж) расставьте знаки препинания.

Витя мыл посуду, |насвистывая какую-то песенку|.

|Разложив игры|, дети сели в кружок.

|Изогнув длинные шеи|, птицы сели в кружок.

З) Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор предложения.

Шёл дождь,| барабаня по крыше|, и,| нагоняя тоску|, назойливо выл ветер в трубе.

3. А) Объяснение нового материала.

  1. Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы где? куда? зачем? с какой целью? как? когда? и др.
  2. Наречия не изменяются.
  3. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

Применяя данное правило, рассуждаем так: (приехал) вчера – вчера обозначает признак действия по времени: когда? – вчера; слово вчера не изменяется, значит, слово вчера – наречие.

Применение  на практике. Работа с предложением.

Нужно выписать из предложений словосочетания с наречиями:

Скоро мы нашли в парке очень уютный уголок. Здесь мы довольно хорошо отдохнули.

                   х

Очень уютный               - зависимое слово- наречие, оно                  обозначает признак признака.

        х

Отдохнули хорошо        - зависимое слово – наречие, обозначает признак действия.

                       х

Довольно хорошо          - зависимое слово- наречие, оно                  обозначает признак другого признака.

В результате наблюдений учащиеся делают вывод о том, что наречие может относиться  к прилагательному, к глаголу, другому наречию и обозначать признак действия, признак другого признака, реже признак предмета ( яйцо всмятку)

Запись на доске:

            как?                                   как?                                    как?

Пел красиво               поют красиво           поёшь красиво

Писал, красиво выводя буквы.      Красиво одетая девочка.

Очень красивый ситец;                  Очень красивого ситца.

Анализ словосочетаний  позволяет сделать вывод о том, что наречие не имеет окончаний, оно не изменяется и остается неизменным независимо от того, с какими частями речи употребляется, может относиться к глаголу, деепричастию, причастию, а также к существительному (яйцо всмятку).

- Можно ли только по вопросу к наречию определить, что оно обозначает- признак действия или признак признака? ( Нет, необходимо знать, от какого слова (части речи) задается вопрос к наречию).

Б) Закрепление материала.

  1. Работа с учебником $ 37 упр., № 170 стр., 78.

Выписать группами словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, к его особым формам, к прилагательным и наречиям.

  1. Работа с текстом (2 человека у доски).

Выразительно прочитать текст, определить роль наречий. Вставить пропущенные буквы.

Темное, чистое небо торжестве_но и необъятно выс_ко стояло над нами со всем своим таинстве_ным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом (не)слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью пл_снет большая рыба и прибрежный трос_ник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потреск_вали.

Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали.

  1. Упр.245. учащиеся списывают предложения, подчёркивают наречия как члены предложения, определяют роль наречия как средства связи предложений в тексте.

Учащиеся должны отметить, что наречие теперь, противопоставленное наречию когда-то, соединяет третье предложение со вторым. Наречие так, замещая последнюю часть предшествующего предложения, также связывает его с концом текста.

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание: выучить $37, выполнить упр. 171. Составить план - перечень орфограмм, которые применяются при выполнении упражнения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС

Конспект урока, который является первым в теме...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Разработка урока открытия нового знания в 7 классе...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Цель урока:          создать условия для повторения и закрепления у  обучающихся  общего представления о наречии как части речи...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по теме :" Наречие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку для 7 класса по теме : "Наречие как часть речи". Урок начинает цикл занятий по теме  "Наречие "....

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи". Для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида....