Рабочая программа по русскому языку - 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Анищенко Тамара Николаевна

разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка143.3 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку к УМК под редакцией М.М. Разумовской

Пояснительная записка.

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Литература и средства обучения.
  4. Календарно-тематическое планирование.
  1. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9  классов (авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы.М: Дрофа, 2008).   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом..  Программа соответствует учебному плану ГБОУ № 461 Колпинского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 уч..год для 5- 9 классов На изучение русского языка по базисному учебному плану ГБОУ № 461 выделяется 204 часа (6 часов в неделю), что соответствует авторской программе. М.М. Разумовской.

            Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык: Учебник.для 6 кл. общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009» и рассчитана на  204   часа (6 часов в неделю, в том числе  контрольные работы (диктанты, тесты, контрольные работы),  предусматривающие контроль и оценку знаний по основным темам курса, контроль знаний в течение четвертей и полугодий).Учебник М.М.Разумовской входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ №2080 от 24.12.2010г).

             Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематический план.

 Содержание курса русского языка представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой  компетенций.. Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; VI - VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; VIII- IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

 Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

                     УМК, на основе которого ведётся преподавание русского языка. Обоснование выбора УМК.

Преподавание русского языка в 6 классе школы № 461 Санкт-Петербурга ведётся на основе УМК М.М. Разумовской. Данный учебно-методический комплекс, составленный по оригинальной программе авторского коллектива, соответствует обязательному минимуму, реализует современную методическую систему: языковой и речевой материал подается в органичном единстве.

           Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.

           Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

     Курс 6 класса сохраняет структуру предыдущей учебной книги для 5 класса и включает разделы: «Слово — основная единица языка», «Язык. Правописание. Культура речи», «Речь».

             Цели обучения.

       Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 6 КЛАССА

1. Общие учебные умения

Ученик должен

        знать/понимать:

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2. Специальные предметные умения (предметные результаты)

Ученик должен уметь:

различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их;

пользоваться орфографическим и толковым словарями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала;

находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их;

правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе;

находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);

 составлять простой план исходного и собственного текста;

совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);

правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;

грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;

пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Аудирование и чтение

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

создавать тексты различных стилей и жанров (писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

3. Метапредметные результаты

владение всеми видами речевой деятельности;

применение приобретённых знаний, умений и навыков в

повседневной жизни;

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;

овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

4. Личностные результаты

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Межпредметные связи на уроках русского языка.

В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.)

Критерии и нормы оценки результатов.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

  1. Учебно-тематический план.

№ п/п

Разделы и темы

Из них:

Сроки проведения

Кол-во часов

На контр.

работы

На развитие речи

На исследов.

проекты

1

Вступление. Слово- основная единица языка.

1

сентябрь

2

Речь. Язык. Правописание. Культура речи.

21

1

4

сентябрь-октябрь

3

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи.  Имя существительное.

21

1

6

сентябрь-октябрь

4

Имя прилагательное.

18

1

5

октябрь-ноябрь

5

Глагол.

25

2

2

ноябрь-декабрь

6

Морфология. Причастие.

35

3

5

январь

7

Деепричастие.

29

3

5

февраль

8

Имя числительное

20

1

3

март

9

Местоимение        

28

2

2

1

апрель

10

Повторение изученного в 6 классе

6

2

май

13

Итого:

204

14

34

1

  1. Учебное и учебно-методическое обеспечение.

Для ученика:

  1. Русский язык. 6 класс. : учебник для общеобразовательных учреждений /М.М.Разумовская и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М. : Дрофа, 2011.
  2. Ларионова Л.Г. Русский язык – 6 класс: рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2010.
  3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 6 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  5.  Справочные пособия.
  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-
  2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. –Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
  3. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
  4. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. –Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александров

Для учителя:

  1. Разумовская М.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. /М.М.Разумовская и др.// Программно-методические материалы. Русский язык, 5=9 классы /сост. Л.М.Рыбченкова.-М.:Дрофа -2009
  2. М.М.Баронова. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку.  К учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 6 класс». Изд. «Экзамен» - Москва, 2006, «Дрофа»..
  3. О.В. Беляева, О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку 6 класс, Москва «Вако »,2007
  4. Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. Изд. Санкт-Петербург «Паритет», 2005.

Информационно-компьютерная поддержка.

  1. Русский язык. 6 класс.  Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – М, 2010.
  2. ЦОР по всем темам.
  3. Электронные ресурсы : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/
  4.  http://www.myshared.ru/slide/548928

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс (204 часа).

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вступление. Слово- основная единица языка. (1 час).

1

Слово- основная единица языка.

1

Урок изучения нового материала

Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятие слово; роль слов в жизни людей; свойства слова

Индивидуальные задания

Упражнения учебника

Речь. Язык. Правописание. Культура речи (17+4 р/р)

2

Р/Р. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах.

1

Урок развития речи.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе. Уметь: различать стили и типы речи; выполнять комплексный анализ текста

Творческая работа, комплексный анализ текста

Упражнения учебника

3-5

Орфография и пунктуация

3

Комбинированный урок.

Знать: понятия орфография, орфограмма, пунктуация; признаки орфограмм; условия постановки различных знаков препинания. Уметь: применять на практике изученные орфографические и пунктуационные правила

Комплексный анализ текста

Упражнения учебника

6

Употребление прописных букв.

1

Комбинированный урок.

Уметь: правильно и обоснованно употреблять прописные буквы в словах предложения

Словарный диктант

Упражнения учебника

24,25

Р.Р. Что мы знаем о тексте. Сочинение по летним впечатлениям

1

Урок развития речи

Сочинение.

Творческое задание.

7

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

8

Буквы ь и ъ

1

Комбинированный урок.

Знать: функции ь и ъ в словах; правила правописания разделительных ьиъ, ь – показателя мягкости согласного, ь - показателя грамматической формы. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически

Объяснительный диктант

Упражнения учебника

9-12

Орфограммы корня.

4

Уроки-практикумы

Знать: виды орфограмм в корнях слов. Уметь: правильно писать слова с орфограммами в корне и обозначать их графически.

Объяснительный диктант

Упражнения учебника

13-15

Правописание окончаний слов

3

Уроки-практикумы материала

Уметь: правильно писать безударные личные окончания глаголов, падежные окончания существительных и прилагательных.

Работа с дидактическим материалом

Упражнения учебника

16

Р.Р. Сочинение  на тему «Мало ли что можно делать…»

1

Урок развития речи

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

Творческое задание

17,18, 19,

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными

3

Уроки-практикумы

Знать: условия слитного и раздельного написания не с глаголами, существительными, прилагательными. Уметь: различать приставку не-, частицу не, часть корня не; объяснять правописание не с разными частями речи

Объяснительный

диктант, тест

Упражнения учебника

20

Контрольный диктант  № 1 по теме «Повторение изученного в 5 классе»

1

Урок контроля знаний

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

Задания учебника

21

Анализ контрольного диктанта

1

Урок коррекции знаний

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Работа над ошибками

Работа над ошибками

22

Р.Р. Что мы

знаем о тексте

1

Урок развития речи

Знать: признаки текста. Уметь: доказывать, что указанная запись является текстом; выразительно читать текст, определять его тему и основную мысль; устанавливать правильный порядок предложений в тексте; членить текст на абзацы и составлять его план; подбирать заголовок к тексту

Комплексный анализ текста

Индивидуальная работа с текстом

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи.  Имя существительное (16 +6 р/р).

23

Части речи и члены предложения

1

Комбинированный урок

Знать: части речи и их морфологические признаки. Уметь: разбирать предложения по членам и определять, какими частями речи выражены разные члены

 предложения

Словарный диктант

Упражнения учебника

24,25

Части речи и члены

предложения

2

Уроки закрепления знаний

Тест, объяснительный диктант

Упражнения учебника

24-25

26,27

Морфологические признаки имени существительного

2

Урок изучения нового

материала

Знать: особенности имени существительного как части речи. Уметь: распознавать существительные среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать существительные с изученными орфограммами и комментировать их правописание

Словарно-орфографическая работа

Упражнения учебника

28

Словообразование имен существительных

1

Урок

изучения нового материала

Знать: способы образования имен существительных; понятие словообразовательная цепочка. Уметь: определять способ образования существительных, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; приводить примеры существительных, образованных разными способами

Текущий контроль

Упражнения учебника

29,30

Словообразование имен существительных

2

Уроки-практикумы

Тренировочные упражнения

Упражнения учебника

31

Р.Р. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля

1

Урок развития речи

Знать: стили речи; задачи речи научного и официально-делового стилей; признаки научного стиля. Уметь: определять стилистическую принадлежность текста; различать тексты научного и официально-делового стилей

Индивидуальные задания

Упражнения учебника

32,33

 Правописание сложных имен существительных

2

Уроки изучения нового материала и закрепления знаний

Знать: условия слитного и дефисного написания сложных существительных. Уметь: правильно писать сложные существительные и объяснять выбор слитного и дефисного написания; определять состав сложных существительных; распознавать условия написания соединительных гласных o и e

Распределительный диктант

Упражнения учебника

34

Р.Р. Изложение учебно -научного текста (по выбору учителя)

1

Урок развития речи

Уметь: писать изложение учебно-научного текста, сохраняя его языковые особенности и стилистическую принадлежность

Изложение

Творческая работа

35, 36

Употребление имен существительных в речи

2

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Уметь: определять роль существительных в речи; употреблять имена существительные в соответствии с их лексическим значением; подбирать к существительным синонимы и антонимы; применять правила правописания существительных

Объяснительный

диктант

Упражнения учебника

37

Произношение имен существительных

1

Урок изучения нового материала

Знать: орфоэпические нормы, связанные с произношением имен существительных. Уметь: произносить существительные в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем; применять правила правописания существительных

Выполнение тренировочных упражнений

Упражнения учебника

38

Р.Р.Определение научного понятия

1

Урок развития речи

Знать: значения слов научное понятие, термин, родовые/видовые понятия, логическое определение; схему построения логических определений. Уметь: находить в определениях понятий термин, родовое понятие, отличительный признак; самостоятельно строить определения понятий по схеме; находить ошибки в построении определения

понятий

Комплексный анализ текста

Упражнения учебника

39

Контрольный диктант № 2 по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля знаний

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

Упражнение учебника

40

Анализ контрольного диктанта

1

Урок коррекции знаний

Уметь: находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

Работа над ошибками.

Работа над ошибками

41

Р.Р. Рассуждение-объяснение

1

Урок развития речи

Уметь: писать изложение учебно-научного текста, сохраняя его языковые особенности и стилистическую принадлежность

Изложение

Упражнение учебника

42

Р.Р.Характеристика делового стиля

1

Урок развития речи

Знать: задачи и особенности делового стиля. Уметь: находить и исправлять стилистические ошибки в текстах; самостоятельно создавать тексты делового стиля

Творческая работа

Упражнения учебника

43

Р.Р.  Изложение

1

Урок развития речи

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Изложение

Повторить параграфы учебника

Имя прилагательное (14 + 5 р/р).

44

Морфологические признаки имени прилагательного

1

Урок изучения нового материала

Знать: особенности имени прилагательного как части речи; функцию прилагательных в речи. Уметь: распознавать прилагательные среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать прилагательные с изученными орфограммами и комментировать их правописание

Комплексный анализ текста

Упражнения учебника

45, 46, 47

Словообразование имен прилагательных

3

Уроки изучения нового материала и закрепления знаний

Знать: способы образования имен прилагательных. Уметь: определять способ образования прилагательных, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; приводить примеры прилагательных, образованных разными способами

Грамматические разборы

Упражнения учебника

48

Правописание сложных имен прилагательных

1

Урок изучения нового

материала

Знать: условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных. Уметь: правильно писать сложные прилагательные и объяснять выбор слитного и дефисного написания; определять состав сложных прилагательных

Распределительный диктант

Упражнения : учебника

49

Правописание сложных имен прилагательных

1

Урок закрепления знаний

Текущий контроль

Упражнения учебника

50

Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных

1

Урок изучения нового материала

Знать: значение суффиксов имен прилагательных; правило правописания одной и двух букв и в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, и слова-исключения из этого правила. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически

Словарный диктант

Упражнения учебника

51,52

Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных

2

Урок-практикум

Знать: значение суффиксов имен прилагательных; правило правописания одной и двух букв и в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, и слова-исключения из этого правила. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически

Работа с дидактическим материалом

Упражнения учебника

53

Контрольный диктант № 3 по теме «Имя прилагательное»

1

Урок контроля знаний

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

Задания нет

54

Р.Р.Способы связи предложений в тексте

1

Урок развития речи

Знать: основные способы связи предложений в тексте. Уметь: определять способ связи предложений в тексте; самостоятельно составлять тексты, используя разные способы связи

Комплексный анализ текста

Упражнения учебника

55,56

Употребление имен прилагательных в речи

2

Уроки изучения нового материала, уроки-практикумы

Уметь: определять роль прилагательных в речи; употреблять имена прилагательные в соответствии с их лексическим значением; подбирать к прилагательным синонимы и антонимы; применять правила правописания прилагательных

Объяснительный диктант

Упражнения учебника

57

Произношение имен прилагательных

1

Урок изучения нового материала

Знать: орфоэпические нормы, связанные с произношением имен прилагательных. Уметь: произносить прилагательные в соответствии орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем; применять правила правописания прилагательных

Тренировочные упражнения

Упражнения учебника

58

Р.Р. Средства связи предложений в тексте

1

Урок развития речи

Знать: основные средства связи предложений в тексте. Уметь: определять средства связи предложений в тексте; определять по средству связи зависимость предложений друг от друга

Комплексный анализ текста

Упражнения учебника

59

Р.Р. Употребление параллельной связи с повтором

1

Урок развития речи

Знать: особенности употребления в тексте параллельной связи с повтором. Уметь: находить средства связи в тексте; анализировать тексты с точки зрения уместности употребления в них параллельной связи с повтором

Словарно-орфографическая работа, комплексный анализ текста

Упражнения учебника

60

Р.Р. Как исправить текст с неудачным повтором

1

Урок развития речи

Уметь: редактировать тексты и удалять в них неоправданный повтор, используя разные способы; не допускать неоправданных повторов в самостоятельно составленных текстах

Творческий

диктант

Упражнения учебника

61

Р.Р.  Сочинение

1

Урок развития речи

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

Упражнения учебника

Глагол (23 + 2 р/р)

62, 63

Морфологические признаки глагола

2

Урок изучения нового материала; урок-практикум

Знать: особенности глагола как части речи. Уметь: распознавать глаголы среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно писать глаголы с изученными орфограммами и комментировать их правописание

Проверочная работа

Упражнения учебника

64

Словообразование глаголов

1

Урок изучения нового материала

Знать: способы образования глаголов. Уметь: определять способ образования глаголов, выполнять их морфемный и словообразовательный разбор; составлять словообразовательные цепочки; приводить примеры глаголов, образованных разными способами

Тренировочные упражнения

Упражнения учебника

65

Словообразование глаголов

1

Урок-практикум

Упражнения учебника

66

Правописание приставок при-и пре-

1

Урок изучения нового

материала

Знать: значения приставок при-и пре-; алгоритм рассуждения при выборе гласных в приставках при- и пре-. Уметь: определять значение слов с приставками при- и пре- и правильно их писать

Объяснительный диктант

Упражнения учебника

67,68

Правописание приставок при- и пре-

2

Уроки закрепления знаний

Знать: значения приставок при-и пре-; алгоритм рассуждения при выборе гласных в приставках при- и пре-. Уметь: определять значение слов с приставками при- и пре- и правильно их писать

Объяснительный

диктант, тест

Упражнения учебника

69

Правописание глаголов. Чередование гласных в корне

1

Уроки закрепления знаний

Знать: значения чередующихся корней, правила их написания. Уметь: правильно писать слова с чередующимися корнями.

Словарный диктант

Упражнения учебника

70, 71

Буквы ы — и в корне после приставок

2

Урок

изучения нового материала

Знать: правило правописания букв и — ыъ корне после приставок. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически; определять состав слов

Словарный

диктант

Упражнения учебника

72

Р.Р. Употребление параллельной связи. Изложение

1

Урок развития речи

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Изложение

Упражнения учебника

73, 74, 75

Употребление глаголов в речи

3

Уроки изучения нового материала, уроки-практикумы

Уметь: определять роль глаголов в речи; употреблять глаголы в соответствии с их лексическим значением; подбирать к глаголам синонимы и антонимы; применять правила правописания глаголов

Объяснительный диктант

Упражнения учебника

76

Произношение глаголов

1

Урок изучения нового

материала

Знать: орфоэпические нормы, связанные с произношением глаголов. Уметь: произносить глаголы в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем; применять правила правописания глаголов

Индивидуальная работа с раздаточным материалом

Упражнения учебника

77

Проверьте свою подготовку по орфографии

1

Урок-практикум

Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы

Проверочный диктант

Упражнения учебника

78

Контрольная работа № 4 по орфографии. Правописание имен существительных, прилагательных, глаголов

1

Урок контроля знаний

Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов

Контрольная работа

Упражнения учебника

79,  80, 81, 82,

Проверьте свою подготовку по орфографии

4

Урок-практикум

Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы

Проверочный диктант

Упражнения учебника

83

Повторение по теме «Морфология. Орфография»

1

Урок-практикум

Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов

Самостоятельная работа

Упражнения учебника

84

Контрольный диктант № 5 по теме «Морфология. Орфография»

1

Урок контроля знаний

Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов

Контрольный диктант

Упражнения учебника

85

Работа над ошибками

1

Урок-практикум

Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы

Работа над ошибками

Упражнения учебника

86

Р.Р. Сочинение.

1

Урок развития речи

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

Упражнения учебника

Морфология. Причастие ( 30 + 5 р/р)

87-91

Что такое причастие

5

Уроки изучения нового материала и закрепления знаний, уроки-практику-

мы

Знать: понятие причастие; общее грамматическое значение и морфологические признаки причастия; признаки прилагательного и глагола у причастия; суффиксы причастий. Уметь: распознавать причастия,

отличать их от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки причастий; находить определяемое слово и ставить от него вопрос к причастию; согласовывать причастие и определяемое слово в роде, числе и падеже; выполнять морфемный разбор причастий и морфологический разбор прилагательных и глаголов

Морфологический разбор прилагательных и глаголов

Упражнения учебника

92

Контрольный диктант № 6 за 1 полугодие

1

Урок контроля знаний

Уметь: применять на практике правила правописания имен существительных, прилагательных, глаголов, определять морфологические признаки

Контрольный диктант

Упражнения учебника

93

Анализ контрольного диктанта. Причастный оборот

1

Урок изучения нового материала

Знать: понятие причастный оборот; правила пунктуации в предложениях с причастным оборотом. Уметь: находить причастные обороты в предложениях, определять и графически обозначать их границы; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; подчеркивать причастные обороты как члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом; составлять схемы предложений с причастным оборотом и предложения по схемам

Объяснительный диктант

Упражнения учебника

94, 95

Причастный оборот

2

Урок-практикум

Словарный диктант

Упражнения учебника

96

Образование причастий. Действительные причастия

1

Урок изучения нового материала

Знать: понятия действительные/ страдательные причастия; способы образования действительных причастий; правила правописания суффиксов действительных причастий. Уметь: различать действительные и страдательные причастия, действительные причастия настоящего и прошедшего времени; правильно писать суффиксы действительных причастий; предупреждать ошибки в употреблении действительных причастий

Словарно-орфогра-фическая работа

Упражнения учебника

97

Образование причастий. Действительные причастия

1

Урок-практикум

Тренировочные упражнения

Упражнения учебника

98

Р.Р. Повествование художественного и раз-говорного стилей

1

Урок развития речи

Знать: особенности повествования как типа речи; признаки разговорного и художественного стилей речи. Уметь: самостоятельно составлять текст-повествование разговорного и художественного стилей

Творческая работа

Индивидуальная работа

99

Р.Р. Иложение

1

Урок развития речи

Знать: особенности повествования как типа речи; признаки разговорного и художественного стилей речи. Уметь: самостоятельно составлять текст-повествование разговорного и художественного стилей

Написание изложения

Работа над ошибками

100

Образование причастий. Страдательные причастия

1

Урок изучения нового

материала

Знать: способы образования страдательных причастий; правила правописания суффиксов страдательных причастий. Уметь: различать действительные и страдательные причастия, страдательные причастия настоящего и прошедшего времени; правильно писать суффиксы страдательных причастий; предупреждать ошибки в употреблении страдательных причастий

Словарно-орфографическая работа

Упражнения учебника

101, 102

Образование причастий. Страдательные причастия

2

Комбинированные уроки

Объяснительный диктант

Упражнения учебника

103

Полные и краткие причастия

1

Урок

изучения нового материала

Знать: понятия полные/краткие причастия; общие признаки полных и кратких страдательных причастий и различия между ними. Уметь: различать полные и краткие причастия, определять их признаки и синтаксическую роль; образовывать краткую форму страдательных причастий; произносить краткие причастия в соответствии с орфоэпическими нормами; объяснять написание одной буквы и в кратких причастиях

Грамматические разборы, объяснительный диктант

Упражнения учебника

104, 105, 106

Полные и краткие причастия

3

Комбинированные уроки

Тренировочные упражнения

Упражнения учебника

107

Р.Р. Рассказ как один из жанров литературных произведений

1

Урок развития речи

Знать: жанровые особенности и композицию рассказа. Уметь: составлять рассказ по самостоятельно выбранной теме, сохраняя стиль и тип речи текста

Творческая работа

Упражнения учебника

108

Морфологический разбор причастия

1

Урок-практикум

Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий

Практическая работа

Упражнения учебника

109

Контрольная работа № 7 по морфологии причастия.

1

Урок проверки знаний

Уметь: выполнять  письменный морфологический разбор причастий, определять их синтаксическую роль.

Контрольная работа

Упражнения учебника

110

Буквы н и нн в причастиях

1

Урок изучения нового материала

Знать: правило правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь: различать страдательные причастия и прилагательные, образованные от глаголов; правильно писать суффиксы страдательных причастий

Грамматические разборы, объяснительный диктант

Упражнения учебника

111, 112, 113

Буквы н и нн в причастиях

3

Комбинированные уроки

Тест

Упражнения учебника

114

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

Урок изучения нового материала

Знать: условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Уметь: различать частицу не, приставку не-, часть корня не; правильно писать не с причастиями

Объяснительный диктант

Упражнения учебника

115, 116

Слитное и раздельное написание не с причастиями

2

Урок-практикум

Тренировочные упражнения

Упражнения учебника

117

Контрольный диктант № 8 по теме «Причастие»

1

Урок контроля знаний

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

Упражнения учебника

118

Анализ контрольного диктанта

1

Урок коррекции знаний

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Работа над ошибками

Работа над ошибками

119

Повторение изученного по теме «Причастие»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать: понятие причастие; общее грамматическое значение и морфологические признаки причастия; признаки прилагательного и глагола у причастия; суффиксы причастий. Уметь: распознавать причастия, производить

разбор причастий; писать причастия в соответствии с орфографическими нормами

Работа с дидактическим материалом

Упражнения учебника

120

Р.Р. Повествование делового стиля

1

Урок развития речи

Знать: признаки делового стиля речи; понятие деловое повествование. Уметь: анализировать тексты-повествования делового стиля, находить языковые средства, используемые в них

Комплексный анализ текста

Упражнения учебника

121

Р.Р. Повествование научного стиля.

1

Урок развития речи

Знать: признаки научного стиля речи; понятие научное повествование. Уметь: анализировать тексты-повествования научного стиля, находить языковые средства, используемые в них; самостоятельно создавать тексты-повествования делового и научного стилей

Творческая работа

Упражнения учебника

Деепричастие.  ( 24 + 5 р/р).

122

Что такое деепричастие

1

Урок изучения нового материала

Знать: понятие деепричастие; общее грамматическое значение и морфологические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия; суффиксы деепричастий. Уметь: разграничивать основное и добавочное действия: распознавать деепричастия и определять их морфологические признаки; находить глагол-сказуемое, к которому относится деепричастие; выполнять морфологический разбор глаголов и наречий

Морфологический разбор глаголов и наречий

Упражнения учебника

123, 124

Что такое деепричастие

2

Урок закрепления знаний

Объяснительный диктант

Упражнения учебника

125

Деепричастный оборот

1

Урок изучения нового материала

Знать: понятие деепричастный оборот; лексические и грамматические возможности деепричастного оборота в предложении. Уметь: находить деепричастные обороты в предложениях, определять и графически обозначать их границы; выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме запятыми; подчеркивать деепричастия и

Объяснительный диктант

Упражнения учебника

126,

127

Деепричастный оборот

2

Урок-практикум

 деепричастные обороты как члены предложения; составлять предложения с деепричастными оборотами; предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов

Устный рассказ на лингвистическую тему

Упражнения учебника

128

Правописание не с деепричастиями

1

Урок

изучения нового материала

Знать: правило правописания не с деепричастиями. Уметь: различать частицу не, приставку не-, часть корня не; правильно писать не с разными частями речи

Текущий контроль

Упражнения учебника

129

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

1

Урок изучения нового материала

Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; правило правописания гласных перед суффиксами и -вш- деепричастий совершенного вида. Уметь: различать деепричастия совершенного и несовершенного вида и образовывать их самостоятельно

Словарный диктант

Упражнения учебника

130, 131

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

2

Комбинирован -ные уроки

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Упражнения учебника

132

Р.Р. Описание

места

1

Урок развития речи

Уметь: составлять план описания места; самостоятельно работать над сочинением-описанием места

Сочинение

Творческое задание

133

Морфологический разбор деепричастия.

1

Урок закрепления знаний

Уметь: определять морфологические признаки деепричастия, его синтаксическую роль.

Самостоятельная работа

Упражнения учебника

134

Контрольная работа № 9 по морфологии

1

Урок контроля

Уметь: находить в тексте, определять морфологические признаки деепричастия, их синтаксическую роль.

Контрольная работа

Упражнения учебника

135, 136, 137

Анализ контрольной работы. Употребление причастий и деепричастий в речи

3

Уроки изучения нового материала, уроки-практикумы

Знать: особенности употребления причастий и деепричастий в речи, их изобразительно-выразительные возможности. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в речи, соблюдая морфологические нормы; выразительно читать предложения с причастными и деепричастными оборотами

Тест

Упражнения учебника

138

Р.Р. Сочинение  в жанре рассказа

1

Урок развития речи

Знать: жанровые особенности и композицию рассказа. Уметь: самостоятельно составлять рассказ по заданной теме

Сочинение

Дописать сочинение

139

Произношение причастий и деепричастий

1

Уроки изучения нового материала, уроки-практикумы

Знать: особенности произношения причастий и деепричастий. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в устной речи, соблюдая орфоэпические нормы; работать с орфоэпическим словарем; писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Тест, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Упражнения учебника

140, 141, 142, 143

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации

4

Урок-практикум

Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы

Проверочный диктант

Упражнения учебника

144

Контрольный диктант № 10 по теме «Деепричастие»

1

Урок контроля знаний

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

Упражнения учебника

145

Анализ контрольного диктанта

1

Урок коррекции знаний

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Работа над ошибками

Работа над ошибками

дуальные задания по итогам конференции

146

Повторение изученного по теме «Причастие» и «Деепричастие»

1

Урок обобщение и систематизации знаний

Знать: особенности правописания причастий и деепричастий. Уметь: употреблять причастия и деепричастия в письменной и устной речи, находить и выделять причастные и деепричастные обороты

Самостоятельная работа с дидактическим материалом

Упражнения учебника

147

Р.Р. Соединение в тексте описания предмета и описания места.

1

Урок

развития речи

Уметь: самостоятельно создавать текст, соединяя в нем описание предмета и описание места

Творческая работа

Упражнения учебника

148

Р.Р. Сочинение по фотографии «Кабинет Пушкина (или Лермонтова)»

1

Урок

развития речи

Уметь: самостоятельно писать сочинение, соединяя в нем описание предмета и описание места

Сочинение

Индивидуальные задания

149

Контрольный диктант № 11 за 3 четверть

1

Урок контроля знаний

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

Упражнения учебника

150

Р.Р.  Изложение

1

Урок

развития речи

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Изложение

Упражнение учебника

Имя числительное ( 16 + 3 р/р).

151

Имя числительное. Что обозначает имя числительное

1

Урок изучения нового материала

Знать: понятия имя числительное, количественные/порядковые числительные; значение, морфологические и синтаксические признаки числительных; роль числительных в речи. Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую  роль

Словарный

диктант

Упражнения учебника

152, 153

Простые, сложные и составные числитель-ные. Правописание числительных

2

Урок изучения нового материала

Знать: понятия простые/составные/сложные числительные; особенности склонения и правила правописания простых, составных и сложных числительных. Уметь: различать простые, составные и сложные числительные, правильно их писать и склонять

Тренировочные упражнения

Упражнения учебника

154

Простые, сложные и составные числитель-ные. Правописание числительных

1

Урок-практикум

Работа с дидактическим материалом

Упражнения учебника

155

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание

1

Урок изучения нового материала

Знать: разряды количественных числительных, особенности их склонения и сочетаемости с существительными, правила правописания. Уметь: определять разряд количественных числительных и их морфологические признаки; правильно писать и склонять количественные числительные; употреблять количественные числительные в составе словосочетаний

Объяснительный диктант

Упражнения учебника

156, 157, 158, 159, 160

Склонение числительных 1-4, 5-30; 40, 90, 100.

50-80, 200-900.

Дробные числительные. Собирательные числительные.

5

Комбинирован-ные уроки

Выборочный диктант

Упражнения учебника

161

Изменение порядковых числительных

1

Урок изучения нового материала

Знать: особенности склонения порядковых числительных; способ определения падежных окончаний порядковых числительных. Уметь: различать количественные и порядковые числительные; склонять порядковые числительные и согласовывать их с существительными; правильно писать падежные окончания порядковых числительных

Комплексный анализ текста

Упражнения учебника

162, 163

Р.Р. Описание состояния окружающей среды

2

Уроки развития речи

Знать: строение и языковые особенности текстов-описаний состояния окружающей среды. Уметь: самостоятельно составлять текст-описание состояния окружающей среды

Сочинение

Творческое задание

164

Морфологический разбор имени числительного

1

Урок-практикум

Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор числительных

Практическая работа

Упражнения учебника

165

Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных

1

Уроки изучения нового материала

Уметь: употреблять числительные в устной и письменной речи в соответствии с морфологическими и орфоэпическими нормами

Комплексный анализ текста

Упражнения учебника

166

Р.Р.  Сочинение

1

Урок развития речи

Знать: строение и языковые особенности текстов-описаний состояния окружающей среды. Уметь: самостоятельно составлять текст-описание состояния окружающей среды

Сочинение

Работа над сочинением

167

Повторение по теме «Имя числительное»

1

Урок-практикум

Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую  роль

Тест

Задания учебника

168

Контрольный диктант № 12  по теме «Имя числительное»

1

Урок контроля

Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую  роль

Диктант

Задания учебника

169

Анализ контрольного диктанта и сочинения

1

Урок коррекции знаний

Уметь: распознавать числительные среди других частей речи; различать количественные и порядковые числительные, определять их морфологические признаки и синтаксическую  роль

Работа над ошибками

Задания учебника

170

Р.Р.  Изложение

1

Урок развития речи

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Изложение

Задания нет

Местоимение ( 26 + 2 р/р).

171, 172

Какие слова называются местоимениями

2

Урок изучения нового материала

Знать: понятие местоимение; значение, особенности местоимений, их отличие от именных частей речи; роль местоимений в речи. Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи; правильно употреблять местоимения; использовать местоимения для устранения повторов и связи предложений в тексте

Словарный

диктант

Упражнения учебника

173

На какие разряды делятся местоимения по значению

1

Урок изучения нового материала

Знать: разряды местоимений, их значение, морфологические признаки, особенности изменения. Уметь: определять разряд местоимений; грамотно употреблять местоимения в речи

Текущий контроль

Упражнения учебника

174

Личные местоимения

1

Урок изучения нового материала

Знать: личные местоимения; особенности изменения местоимений 1, 2 и 3-го лица. Уметь: распознавать личные местоимения и определять их синтаксическую роль; различать местоимения 1, 2 и 3-го лица; склонять личные местоимения и грамотно употреблять их в речи; писать местоимения с предлогами

Грамматические разборы

Упражнения учебника

175

Морфологический разбор местоимения

1

Урок-практикум

Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор местоимений

Практическая работа

Упражнения учебника

176

Возвратное

местоимение себя

1

Урок изучения нового материала

Знать: возвратное местоимение себя, его особенности. Уметь: определять падеж и синтаксическую роль возвратного местоимения себя; грамотно употреблять возвратное местоимение в речи

Объяснительный диктант

Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактичес-ким материа-лом

177

Притяжательные местоимения

1

Урок изучения нового материала

Знать: значение и особенности склонения притяжательных местоимений. Уметь: распознавать притяжательные местоимения, определять их падеж и синтаксическую роль; различать притяжательные местоимения и личные местоимения 3-го лица; грамотно употреблять притяжательные местоимения в речи

Грамматические  разборы, словарно-орфографическая работа

Упражнения учебника

178

Указательные местоимения

1

Урок изучения нового материала

Знать: указательные местоимения, их значения и особенности изменения. Уметь: распознавать указательные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; грамотно употреблять указательные местоимения в речи

Тренировочные упражнения

Упражнения учебника

179, 180

Р.Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

2

Уроки развития речи

Знать: типы речи, их признаки. Уметь: определять типы речи, использованные в тексте; объяснять, с какой целью автор использует в тексте разные типы речи; самостоятельно составлять текст, сочетающий разные типы речи

Диктант с продолжением, тест

Упражнения учебника

181, 182

Определительные местоимения

2

Урок изучения нового материала

Знать: определительные местоимения, их значения и особенности изменения. Уметь: распознавать определительные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; грамотно употреблять определительные местоимения в речи

Предупредительный диктант

Упражнения учебника,

183

Вопросительно-относительные местоимения

1

Урок изучения нового материала

Знать: вопросительно-относительные местоимения, их роль в предложениях и особенности изменения. Уметь: распознавать вопросительно-относительные местоимения, определять их морфологические признаки; разграничивать вопросительные и относительные местоимения; грамотно употреблять вопросительно-относительные местоимения в речи

Распределительный диктант

Упражнения учебника

184

Отрицательные местоимения

1

Урок изучения нового материала

Знать: значения, способы образования и особенности изменения отрицательных местоимений; правила правописания не и ни в отрицательных местоимениях; условия слитного и раздельного написания отрицательных местоимений. Уметь: распознавать отрицательные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; применять правила правописания отрицательных местоимений;

Диктант с творческим заданием

Упражнения учебника

185, 186

Неопределенные местоимения

2

Урок изучения нового

материала; урок-практикум

Знать: значения, способы образования и особенности изменения неопределенных местоимений; условия употребления дефиса в неопределенных местоимениях; правило раздельного написания неопределенных местоимений, образованных с помощью приставки кое-, с предлогами.  Уметь: распознавать неопределенные местоимения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; применять правила правописания неопределенных местоимений; грамотно употреблять неопределенные местоимения в речи

Словарный диктант

Упражнения учебника

187

Употребление местоимений в речи

Произношение местоимений

1

Комбинированный урок

Знать: роль местоимений в речи; особенности склонения местоимений; орфоэпические нормы, связанные с употреблением местоимений.  Уметь: грамотно употреблять местоимения в речи; правильно писать местоимения с предлогами, правильно произносить местоимения; выполнять фонетический и орфоэпический разбор местоимений

Комплексный анализ текста

Текущий контроль

Упражнения учебника

188, 189

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации

2

Уроки-практи кумы

Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы

Тест, диктант с продолжением

Упражнения учебника,

190

Контрольный диктант № 13 по теме «Правописание местоимений»

1

Урок контроля знаний

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

Упражнения учебника

191

Анализ контрольного диктанта

1

Урок коррекции знаний

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

192

Зашита исследовательских проектов

1

Урок-конференция

Уметь: представлять учебный исследовательский проект, сопровождая выступление презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования

Доклад по теме учебного исследования

Индиви-

дуальные задания

193, 194, 195, 196

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации

4

Уроки-практикумы

Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы

Тест, комплексный

анализ текста

Упражнения учебника,

197

Итоговый контрольный диктант № 14.

1

Урок контроля знаний

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамматическим заданием

Параграфы для повторения тем

198

Анализ контрольного диктанта

1

Урок коррекции знаний

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

Работа над

ошибками

Работа над ошибками

Повторение изученного в 6 классе ( 4 + 2 р/р).

199

Повторение изученного в 6 классе

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы

Самостоятельная работа с дидактическим материалом

Индивидуальные

200

Р.Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

1

Урок развития речи

Знать: типы речи, их признаки. Уметь: определять типы речи, использованные в тексте; объяснять; с какой целью автор использует в тексте разные типы речи; самостоятельно составлять тексты, сочетающие разные типы речи

Творческая работа

Упражнения учебника

201

Р.Р. Сочинение № 23  по картине И.И.Левитана «Лесистый берег»

1

Урок развития речи

Знать: строение и языковые особенности текстов-описаний места и текстов-описаний состояния окружающей среды; биографические сведения о художнике И.И. Левитане и творческую историю картины «Лесистый берег» (кратко). Уметь: писать сочинение по картине, соединяя в нем описание места и описание состояния окружающей среды

Сочинение

Работа над ошибками

202-

203, 204

Резервные уроки. Повторение изученного.

3

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь: применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы

Тренировочные упражнения

Упражнения учебника




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....