Проект урока по теме "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Лебедева Анна Михайловна

Проект урока разработан с использованием технологии педагогических мастерских

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka-masterskoy._odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx220.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по теме «Однородные члены предложения»

Класс: 8

Форма проведения: творческая  мастерская

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели:

Деятельностные:

- развивать умения конструирования индивидуальных знаний, работать в группах, представлять свои знания в группе и классе;

- систематизировать знания об однородных членах предложения;

- уметь находить предложения с однородными членами, выстраивать ассоциации;

-  закрепить умения правильно расставлять  знаки препинания в предложениях с однородными членами;

- способствовать формированию у учащихся умений слушать других и высказывать своё мнение, создавать групповой проект;

- воспитывать уважение к мнению высказывающихся;

- содействовать развитию эстетического вкуса учащихся;

- обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

Содержательные: отработать правила по предложению, осложненному однородными членами,

  развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: способность к самооценке

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками, умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК с выходом в интернет, магнитная доска.

Ход урока:

1.Мотивационный этап. (учащиеся заранее разделены на 4 группы)

Учитель. Добрый день, я сегодня вас приглашаю в творческую мастерскую. А основное правило мастерской – доброжелательное отношение друг к другу. (Слайд 1)

Дарите всем добро,

Бросайте его в море.

Оно не пропадет

И к вам вернется вскоре.

Мы сегодня на уроке будем работать в группах, такая работа предполагает распределение обязанностей. Вам необходимо выбрать организатора, секретаря, помощника секретаря, спикера, помощник спикера и хранителя времени. Вы можете воспользоваться подсказкой на стр.1 «Путеводителя» (Приложение 1).

2. Индукция

Учитель. Перед вами картина Ивана Константиновича Айвазовского «Среди волн» (Слайд 2). Выскажите свои ощущения, впечатления, эмоции от увиденного. Что показалось особенным, необычным?

Ученики высказывают сое мнение, обращают внимание на краски.

Учитель. Сравните свои эмоции с описанием океана у Владимира Галактионовича Короленко.(Слайд 2) 

«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В.Короленко). 

Ученики. И.К.Айвазовский, и В.Г.Короленко передают движение океана. (Описывают океан через его движение)

Учитель. С помощью чего передал Айвазовский красоту, динамичность океана

Ученики. С помощью красок.

Учитель. А как это удалось сделать Короленко? На что мы должны обратить внимание, анализируя текст Короленко?

Ученики. Короленко предает красоту моря с помощью  однородных сказуемых, выраженных глаголами.

Учитель. Сформулируйте тему урока.

Ученики. Однородные члены предложения.

Учитель. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какие задачи себе поставим?

Ученики. - Находить однородные члены.

- Составлять предложения с однородными членами.

-  Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

- Обобщать знания по теме «Однородные члены предложения»

Учитель. Я хочу вам предложить описания моря. Ваша задача - найти однородные члены предложения, обозначить их графически, определить части речи, которыми выражены однородные члены предложения. (Каждая группа получает карточку с описанием моря. Приложение 2.)

Ученики представляют результаты работы в группе, зачитывая предложения с однородными членами.

Учитель. Чем могут являться в предложении однородные члены?

Ученики. Сказуемыми (главными членами предложения), определениями, дополнениями, обстоятельствами (второстепенными членами предложения)

Учитель. Какой эффект дает употребление однородных членов?

Ученики. Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины.

Учитель. С какой целью нам необходимо изучать однородные члены предложения?

Ученики. Однородные члены необходимо изучать, чтобы обогатить свою речь, сделать ее более точной, образной и т.д.

Учитель. Этому мы с вами тоже будем учиться.

3. Самоконструкция и социоконструкция

Учитель. Перед вами кластеры. Вспомните все, что вы знаете по теме нашего урока и заполните кластер (Приложение 3). Если у вас возникнут затруднения, то, перевернув лист, вы можете найти подсказки в конвертах (Приложение 4). Подсказку по составлению кластера вы можете найти на стр.3 Путеводителя. Привести примеры вам поможет картина Айвазовского «Среди волн» (Слайд3). 

Ученики. Один учащийся представляет результат работы, вывешивая кластер на магнитную доску. Учащиеся из других групп обсуждают, предлагают свои варианты, свои примеры.

4. Минута релаксации

Учитель. Я предлагаю вам вернуться к картинам моря. Перед вами картина современного художника Дмитриева «Луна и море» (Слайд 4). Сядьте удобнее, расслабьтесь. Слушая шепот моря, попробуйте представить неспешное движение волн, помечтать.

5. Социализация

Творческая мастерская

Учитель. Итак, принимаемся за работу. Открывается наша творческая мастерская!

Я предлагаю группам выбрать себе по желанию творческое задание:

  1. Напишите письмо другу с описанием вашей прогулки на яхте.
  2. Сочините стихотворение (четверостишие) о спокойном или бушующем море.
  3. Напишите сочинение-миниатюру  по репродукции картины  художника Георгия Дмитриева «Подарок моря» (Слайд 5)

Учитель: Ребята, в ваших текстах в обязательном порядке должны быть предложения с однородными членами.

Работа в группах

6. Афиширование. Ответы групп.

Учитель. Итак, давайте заслушаем ответы групп.

 Выходит один представитель от группы. В то время, когда отвечающий представляет продукт творчества, все ученики слушают и готовятся к комментариям о том, какие предложения с однородными членами они услышали.  

7. Самоконструкция.

Учитель. Каковы особенности расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами? Вспомнить правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами вам поможет схема (Слайд 6)

Ученики. Запятая ставится:

-между однородными членами, не соединенными союзами,

-между однородными членами, если они соединены одиночными противительными союзами, повторяющимися союзами, двойными союзами.

Запятая не ставится между однородными членами предложения, соединенными одиночными соединительными союзами.

Учитель. Я предлагаю разделиться на пары, пройти к компьютерам и выполнить тест, пройдя по ссылке на мой сайт (http://nsportal.ru/lebedeva-anna-mihaylovna).  

Ученики выполняют тестовые задания в парах, советуясь друг с другом.

Учитель. Если вы выполнили тест, то можете проверить себя, открыв вкладку «Проверь себя».

8. Разрыв.

Учитель. Ответьте на вопрос: С какими осложнёнными предложениями мы с вами сегодня работали?

Выводы. Итак, в чём же особенность однородных членов предложения, какую роль они играют в тексте?

Ученики. Они украшают текст. Делают текст интересным, красочным. Помогают увидеть более конкретную, точную картину.

Учитель.  В тесте вам встретились однородные члены предложения с повторяющимися соединительными союзами и без них. В чем разница этих предложений.

Учащиеся. Варианты ответов.

Учитель. Особенности употребления предложений с повторяющимися союзами и без них вы можете найти в «Путеводителе» на стр.2

9. Рефлексия.

Учитель. Теперь я вам предлагаю изложить свои впечатления, полученные в ходе урока, составив синквейн («Путеводитель» стр.3).

Учитель. Может быть,  кто-то желает прочитать свой синквейн, либо, по вашему желанию, прочитать могу я.

Заслушиваются синквейны учащихся.

10. Домашнее задание.

Задание на дом вы можете выбрать самостоятельно:

-Написать сочинение по репродукции картины художника Ю. Пименова «Спор» (репродукция в учебнике)

-Словесно нарисовать картину «На берегу моря»

-Составить кластер «Роль однородных членов предложения в текстах разных стилей»

Ребята, в ваших текстах обязательно должны быть предложения с однородными членами.

10.Итог урока.

Учитель. Чему мы научились в мастерской? Что вам больше всего понравилось, а что показалось сложным?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. А на следующих уроках мы узнаем, чем еще могут быть осложнены предложения и зачем необходимо включать в свою речь осложненные предложения.

Этап

Цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивационный этап

Создание эмоционально положительного настроя на совместную работу.

Организация групповой деятельности учащихся

Проявление коммуникативных способностей, умение распределять роли в группе

Коммуникативные умение сотрудничать с учителем  и сверстниками,

самоопределение

2. Индукция

Создание эмоционального фона, введение в языковую ситуацию

Создание проблемной ситуации

самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель занятия

Коммуникативные: умение точно, правильно, логично излагать свою точку зрения ; умение сотрудничать с учителем.

Познавательные:  умение формулировать проблему;

Регулятивные: способность ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2.Самоконструкция

Конструирование индивидуальных знаний, первичное предъявление своих знаний

Выявление имеющихся знаний учащихся

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала.

Коммуникативные:

  1. умение строить взаимодействие со сверстниками;

Познавательные:

  1. умение строить логическую цепь рассуждения;
  2. способность находить доказательства,
  3. умение определять основную и второстепенную информацию

Работа в группах. Проявление самостоятельности при распределении ролей в группе. Обсуждение, задания в группе,

  1. 3.Социоконструкция
  1. Создание ситуации,  при которой возникает необходимость получения новых знаний.
  1. Проверка имеющихся знаний учащихся по теме
  1. Работа в группах. Выбор отвечающего, демонстрация
  2. собственных знаний по теме
  1. Личностные: формировать понимание необходимости учения.
  2. Познавательные: умение выдвигать аргументы, умение строить логическую цепь рассуждения, способность находить доказательства  Коммуникативные: умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения

4. Минута релаксации

Организация процесса снятия мышечного напряжения, создание условий для эмоционального настроя на выполнение творческой работы.

Создает настрой на будущую работу

Выполнение действий, согласно задаче

Регулятивные: выполнение и контроль действий, согласно заданной задаче.

5.

Социализация

Создание творческого продукта

Учитель- проводник

Выбор темы творческой работы. Создание творческого продукта.

Познавательные:

применить полученные знания в процессе выполнения творческой работы, Личностные:

умение воспринимать полезную информацию от сверстников.

Коммуникативные: умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; владение всеми видами речевой деятельности;

Регулятивные: умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её.

5.Афиширование

Формирование презентационных умений учащихся

Помощь в представление результатов.

Презентация творческого продукта, обсуждение результатов выполнения заданий.

Коммуникативные:

умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения.

Познавательные:

  1. способность извлекать необходимую информацию из различных источников;

Регулятивные:

  1. умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
  1. 6. Самоконструкция.
  1. Формирование коммуникативных, познавательных УУД учащихся.
  1. Организация работы по проверке полученных знаний
  1. Работа в парах. Выполнение упражнений. Самопроверка и взаимопроверка
  1. Коммуникативные: умение работать в парах.
  2. Познавательные: способность извлекать необходимую информацию из различных источников; умение определять основную и второстепенную информацию.
  3. Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию.

7.Разрыв.

Развитие интереса к изучаемой теме

Привлечение внимания учащихся к принципиально новым сведениям.

Осознание учащимися неполноты свих знаний. Проявление интереса в получении принципиально новых знаний.

  1. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.
  2. Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др

8. Рефлексия

Планирование работы на будущее

Оценка результатов совместной деятельности.

Самосознание: что происходило на занятии

Личностные:оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность,

осознание собственной значимости.

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль

деятельности, анализировать собственную работу,

оценивать меру освоения каждого,установка на получение новых знаний

Коммуникативные: показывать эмоциональное отношение к совместной деятельности

9.Домашнее задание.

Закрепление полученных знаний.

Предоставление возможности выбора домашнего задания с учетом разных интересов и возможностей

Выбор домашнего задания, в соответствии со своими индивидуальными способностями

Личностные: чувствовать свою индивидуальность

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.

Приложения к уроку.

Приложение 1. Буклет «Путеводитель по творческой мастерской»

Стр.1 «Организация работы в группе»

  • Организатор (лидер) – организует работу группы.
  • Секретарь – оформляет решение группы.
  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
  • Спикер – представляет результаты работы группы.
  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».

Стр.2 «Роль многосоюзия и бессоюзия в предложениях с однородными членами»

  1. Многосоюзие при глаголах в роли однородных сказуемых позволяет замедлить темп, сделать строки плавными и размеренными.

«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В. Короленко).

  1. Бессоюзие придает впечатление стремительности, быстрой смены картин.

Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят… (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

  1. Соединение многосоюзия и бессоюзия может задавать произведению определенный ритм, имитировать музыку (Например, имитация ритма вальса).

Великолепие выше сил:

Туши, и сепии, и белил,

Синих, пунцовых и золотых

Львов и танцоров, львиц и франтих,

Реянье блузок, пенье дверей,

Рев карапузов, смех матерей,

Финики, книги, игры, нуга,

Иглы, ковриги, скачки, бега.

В этой зловещей сладкой тайне

Люди и вещи на равной ноге.

Этого бора вкусный цукат

К шапок разбору рвут нарасхват.

Душно от лакомств. Елка в поту.

Клеем и лаком пьет темноту. (Б. Пастернак «Вальс с чертовщинкой»)

Стр.3. «Как составить кластер»

  1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
  2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
  3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
  4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

«Правила составления синквейна»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Приложение 2. Карточки «Описание моря»

1 группа.

Море бурлило и пенилось,

Пеною в ноги ложилось.

Ветром волненье усиливалось

Власти морской на милость.

Волны все дальше на берег,

С хлопаньем, заходили,

Отодвигая порог

Морской стихии…(Валерий Попов)

2 группа.

На море буря. Над разбуженной бездной устрашающе, зловещее нависло пасмурное небо. Кажется, что за миг оно сольется с огромной волной. Волны поднялись, будто зверь-великан, который стал на дыбы.

3 группа.

На обломках корабля, который поглотило море, борется со стихией кучка смельчаков. Надвигается девятый вал. Под ним люди могут погибнуть! Но сквозь косматые, покромсанные тучи уже пробивается и лунный свет - луч надежды.

4 группа.

Облака над землей возвышались теперь, как горная гряда, а берег казался длинной зеленой полоской, позади которой вырисовывались серо-голубые холмы. Море представлялось мне бесконечной гладью, глубокой синевой, вольной стихией. Я видел причудливый отсвет солнечных лучей.

Приложение 3. «Скелет кластера»

(Заполняют учащиеся)

Приложение 4. «Кластер»

(Ответы-подсказки спрятаны в конвертах, приклеенных к кластеру)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....

урок-повторение "Однородные члены предложения"

Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста....

Урок русского языка. Члены предложения

Отработка умений определять главные члены предложения...

Конспект урока :«Обособленные уточняющие члены предложения»

Крнспект урока в 8 классе на тему:«Обособленные уточняющие члены предложения»...

Презентация к уроку по теме "Члены предложения"

Элемент урока в виде презентации по теме "Члены предложения" для 5 класса...

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс...