Итоговый тест по теме «Лексика и культура речи»
тест по русскому языку (5 класс) на тему

Рожина Татьяна Владимировна
В документе содержится итоговая тестовая работа для проверки усвоения материала по теме «Лексика и культура речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_test_po_tee.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый тест по теме «Лексика и культура речи»

ВАРИАНТ 1

1. Какое утверждение является неверным?

1) Слова языка образуют его словарный состав.

2) Толковые словари состоят из словарных статей, в которых объясняется значение слов.

3) Лексика – раздел науки о языке, изучающий грамматические значения слова.

4) Большинство слов имеет лексическое, то есть смысловое значение.

2. Какое из прилагательных может сочетаться со словом класс?

1) дружественный         3) дружеский

2) дружелюбный           4) дружный

3. В каком случае дано правильное объяснение слова ФОЛЬКЛОР?

1) название цветка

2) редкое тропическое животное

3) иностранный язык

4) устное народное творчество

4. Какое слово является многозначным?

1) сказуемое

2) карандаш

3) сувенир

4) земля

5. Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

1) тяжелый камень

2) холодный ветер

3) сладкий сон

4) острый нож

6. В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?

1) подавленное состояние, рассеянный человек, текущие события

2) теплый дом, теплый свитер, теплые носки

3) громкий голос, громкий крик, громкое дело

4) ледяная гора, ледяной взгляд, ледяные просторы

7. Укажите слово, которое является антонимом к слову великий.

1) малый

2) громадный

3) огромный

4) большой

8. В каком варианте ответа указаны номера пословиц, в которых есть антонимы?

а) Работа кормит, а лень портит.

б) Слов много, а дела мало

в) Мир и любовь – всему голова.

г) Сначала густо, а под конец пусто

     1)  а, б, г                  3) а, б

     2) б, в, г                   4) а, в, г

9. Какая из данных пар слов не является синонимами?

1) гигантский – огромный

2) сиять – сверкать

3) торопиться – спешка

4) метель - вьюга

10. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:

1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;

2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

 4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.

11. Какое слово является антонимом к слову жестокий в словосочетании ЖЕСТОКИЙ ЦАРЬ?

1) беспощадный                  3) безжалостный

2) суровый                            4) добрый

12. В каком ряду даны омонимы?

1) бирюзовое ожерелье, бирюзовое море

2) лазурное облако, облако пыли

3) нога человека, нога стула

4) кукла петрушка, зеленая петрушка на грядке

13. Укажите вариант, где выделенные слова являются омонимами

1) Три часа пролетели незаметно. Дима, три пакет аккуратнее!

2) Мама собралась парить белье. Сидоров, хватит мечтать, парить в облаках!

3) Девятый вал на море бывает только в непогоду. Вокруг первых городских поселений обязательно располагался большой вал.

4) В днище корабля образовалась течь. Из крана перестала течь вода.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 14 – 16

      (1) Часто земля трясется и дрожит, разрушает дома, вырывает с корнем деревья. (2) Это служит напоминанием о ее прежнем положении. (3) Мир был основан не на твердой поверхности. (4) Так гласят старинные легенды.

     (5) Некоторые африканские сказители утверждают, что жизнь зародилась не на земле, а на голове жестокого великана. (6)  Деревья, трава и цветы росли у него вместо волос, люди и животные были крошечными, как насекомые. (7) Они ползали по черепу исполина. (8) Когда сказочный геркулес чихал, ворочался или быстро поворачивал голову, возникали землетрясения. (9) Иногда... начинались, потому что злобный гигант нес Землю на спине и нарушал мир, вступал в драку с такими же силачами – его братьями. (10) Они, возможно, сами носили на спинах планеты.

   (11) А другие мудрые старики рассказывали, что древний исполин был по характеру более ласковый. (12) Если он обнимал своих детей, то делал это с такой силой, что мир сотрясался от «нежных» объятий.

14. Каков стиль данного произведения?

1)    художественный       2) научный      3) разговорный

15. Какое местоимение должно быть на месте пропуска в девятом (9) предложении?

1) он         2) она    3) оно    4) они

16. В каком предложении из второго абзаца есть синоним к слову наверное?

1) 5           2) 8            3) 9          4) 10

Ответы на задания   17 - 20 записывайте словами.

17. Выпишите из первого (1) предложения глагол в значении ломает (строения)

18. Найдите во втором абзаце существительные-синонимы к слову исполин. Выпишите эти существительные в именит.пад.

19. Выпишите из восьмого (8) предложения антоним к слову медленно.

20. Укажите, сколько звуков в синониме к слову умные из одиннадцатого (11) предложения.

21.  Приведите примеры омонимов, омографов и омофонов (по 1 примеру на каждый)

22. Ответьте на вопрос:

Какую роль в речи играют синонимы, омонимы, антонимы?

Итоговый тест по теме «Лексика и культура речи»

ВАРИАНТ 2

1. Какое утверждение является неверным?

1) Слово имеет лексическое и грамматическое значения.

2) Подбор синонимов помогает уточнить значение слова.

3) Лексика изучается в специальном разделе науки о языке – лексикологии.

4) Лексическое значение слова разъясняется в любом словаре русского языка.

2. С каким из данных слов не может сочетаться слово стадо?

1) тюленей

2) лошадей

3) баранов

4) галок

3. В каком случае дано правильное объяснение слова ЭТИКЕТ?

1) раздел науки о языке

2) марка машины

3) ярлык, который приклеивают на товар, изделие

4) установленный порядок поведения

4. Какое слово является многозначным?

1) диалог

2) суффикс

3) корень

4) тюлень

5. В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?

1) свежий взгляд, свежее молоко, свежий фильм

2) теплая кофточка, теплые носки, теплые отношения

3) холодный чай, холодный ветер, холодное лето

4) холодный взгляд, холодное помещение, холодная батарея

6. Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

1) черствый хлеб

2) чугунные ворота

3) травы шепчутся

4) золотая вещь

7. Укажите слово, которое является антонимом к слову великий.

1) малый

2) громадный

3) огромный

4) большой

8. В каком варианте ответа указаны номера пословиц, в которых есть антонимы?

а) Работа кормит, а лень портит.

б) Слов много, а дела мало

в) Мир и любовь – всему голова.

г) Сначала густо, а под конец пусто

     1) б, в, г                   3)  а, б, г                

     2) а, б                       4) а, в, г

9. Какая из данных пар слов не является синонимами?

1) жара – сушь

2) сверкать – блестеть

3) изумить – диво

4) алый – красный

10. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий:

1) беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;

2) беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;

3) слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;

4) бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;

5) бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.

11. Какое слово является антонимом к слову жестокий в словосочетании ЖЕСТОКИЙ МОРОЗ?

1) сильный                 3) необычный

2) слабый                   4) невиданный

12. В каком ряду даны омонимы?

1) нога человека, нога стула

2) лазурное облако, облако пыли

3) кукла петрушка, зеленая петрушка на грядке

4) бирюзовое ожерелье, бирюзовое море

13. Укажите вариант, где выделенные слова являются омонимами

1) В днище корабля образовалась течь. Из крана перестала течь вода.

2) Девятый вал на море бывает только в непогоду. Вокруг первых городских поселений обязательно располагался большой вал.

3) Мама собралась парить белье. Сидоров, хватит мечтать, парить в облаках!

4) Три часа пролетели незаметно. Дима, три пакет аккуратнее!

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 14 – 16

   

     (1) Часто земля трясется и дрожит, разрушает дома, вырывает с корнем деревья. (2) Это служит напоминанием о ее прежнем положении. (3) Мир был основан не на твердой поверхности. (4) Так гласят старинные легенды.

        (5) Некоторые африканские сказители утверждают, что жизнь зародилась не на земле, а на голове жестокого великана. (6)  Деревья, трава и цветы росли у него вместо волос, люди и животные были крошечными, как насекомые. (7) Они ползали по черепу исполина. (8) Когда сказочный геркулес чихал, ворочался или быстро поворачивал голову, возникали землетрясения. (9) Иногда... начинались, потому что злобный гигант нес Землю на спине и нарушал мир, вступал в драку с такими же силачами – его братьями. (10) Они, возможно, сами носили на спинах планеты.

             (11) А другие мудрые старики рассказывали, что древний исполин был по характеру более ласковый. (12) Если он обнимал своих детей, то делал это с такой силой, что мир сотрясался от «нежных» объятий.

14. Каков стиль данного произведения?

1) разговорный    2) научный     3) художественный

15. Какое местоимение должно быть на месте пропуска в девятом (9) предложении?

1) он        2) она        3) оно           4) они

16. В каком предложении из первого абзаца есть синоним к слову древний?

1) 1          2) 2             3) 3               4) 4

Ответы на задания  17 -  20 записывайте словами

17. Выпишите из первого (1) предложения глагол в значении ломает (строения)

18. Найдите в пятом (5) и девятом (9) предложениях синонимы-прилагательные. Выпишите их в имен.пад, муж.роде, ед.числе.

19. Выпишите из двенадцатого (12) предложения антоним к слову слабость.

20. Выпишите из девятого (9) предложения словосочетание, к которому можно подобрать синоним дрался. 

21.  Приведите примеры омонимов, омографов и омофонов (по 1 примеру на каждый)

22. Ответьте на вопрос:

Какую роль в речи играют синонимы, омонимы, антонимы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме: "Фонетика, орфоэпия, культура речи, текст"

Тест  предназначен  для  итогового  контроля  знаний  учащихся  по  разделу "Фонетика, орфоэпия, культура...

Проверочная работа на тему «Лексика и культура речи» 6 класс

Проверочная работа содержит два варианта тестовых заданий                                     ...

Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Тест  можно  использовать  при  проверке  знаний  учащихся   по  изученному  разделу .  Структура  заданий  соответствует...

Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи»

Тест  предназначен  для  проверки  знаний  учащихся  5-го  класса  по  всем  темам  изученного  раздела....

Итоговый тест по теме "Лексика"

Тест состоит из двух блоков: с выбором ответа и формулировка собственных ответов....

итоговый тест по теме "Лексика"

итоговый тест по теме "Лексика"...

Итоговый тест по теме "Синтаксис, пунктуация, культура речи".(5 класс)

Учителям и ученикам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к ЕГЭ, ставшему обязательным. Структура теста соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволить начать подгото...