Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.
статья по теме

Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_timoshenko.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения  современного школьника.

                              Общение - это сложный, многоплановый

                                   процесс установления и развития контактов

                                               между людьми, порождаемый потребностями

                                               в совместной деятельности и включающий в                                            

                                               себя обмен информацией, выработку единой

                                              стратегии взаимодействия, восприятие и                

        понимание другого человека.

                      С.Д.Максименко «Общая психология»

    Итак, общение – это сложный процесс, который является одним из условий формирования полноценной человеческой личности. Неотъемлемой частью нашей жизни является общение деловое, в основе которого лежит регламентированность, умения общаться с партнером и понимание психологии другого человека. Поэтому совершенствование навыков делового общения является важным и необходимым.

       В современной психолого-педагогической литературе лингвистическое образование нацелено на формирование функционально грамотной языковой личности, способной в различных жизненных ситуациях свободно использовать все виды речевой деятельности и осознавать себя носителем языка как социокультурного феномена. Следуя принципам реализации ФГОС, мы понимаем, что языковое образование – это не только система определенных  знаний, умений и навыков в области грамматики и орфографии родного языка. Но и, цитируя образовательную систему «Школа 2100», - умение самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять их на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, а также адекватно оценивать себя». То есть выполнять те операции, которые напрямую связаны с деловым общением в рамках учебного занятия.

       Языковое образование, по определению доктора педагогических наук Т.Г.Рамзаевой, - это «категория более  емкая по своей структуре, содержанию и функциям, чем обучение родному языку». Она включает в себя «развитие речи, совершенствование учебно-познавательной деятельности, формирование личностных качеств школьника».

        Важно понимать, что УУД представляют собой целостную систему. Происхождение и развитие каждого вида учебного действия взаимосвязано с другими и определяется общей логикой возрастного развития. Так, происхождение  личностных, познавательных и регулятивных действий определяется  и общением ребенка с социальным (учитель) и близким  (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь мнения близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие  и самоуважение. Из ситуативно-познавательного общения на уроке формируются познавательные  действия ребенка.

       Второй год  в нашей школе ученики изучают русский язык с помощью современного методического комплекса «Русский язык» 5-7 классы Е.А.Быстровой, Ю.Н.Гостевой, Л.В.Кибиревой и др. (издательство «Русское слово»). Используя в своей работе данный учебник, я стараюсь соблюдать следующие принципы непрерывного языкового образования:

1. Комплексное развитие речи и личности школьника (развитие интереса к литературным источникам как средству нравственного и эстетического развития). На занятиях мы знакомимся с различными текстами: детской классической прозой, отрывками из сочинений учеников, русской поэзией, статьями из газет, текстами смс – сообщений, диалогами детей и родителей… Все это помогает связать изучение предмета с жизнью и представить образцы грамотной, яркой и выразительной речи   в реальных речевых ситуациях.

2. Системно-концентрическая структура курса русского языка. (В одном и том же разделе программы  от класса к классу, от темы к теме усложняются в определенной взаимосвязи теоретические сведения, повышается уровень практических умений). В 5 классе в разделе «Лексика» мы изучили такие понятия как лексикология, значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, изобразительно - выразительные средства, основанные на переносе значения слова. Спустя год после 2 уроков повторения в этом же разделе мы разобрали понятия: паронимы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы и другие группы слов из лексики ограниченного употребления.

3. Функционально-семантический принцип ( сознательное овладение основными понятиями и единицами языка: словом, предложением, текстом) осуществляется на основе усвоения их функций (роли) в устном и письменном общении, их смыслового значения и взаимодействия). Например, в разделе «Речь. Текст»  - понятие данного и нового в предложении, поиск однокоренных слов, синонимов и местоимений помогли ученикам выявить отличия последовательного типа связи предложений в тексте от параллельного.

4. Личностно-ориентированное обучение (познание обучающимися себя как субъекта, который может грамотно общаться на родном языке, постоянно обогащать себя и самостоятельно развивать свои языковые  способности). Например, перед тем, как познакомиться с теоретической статьей учебника в параграфе «Речевой этикет», ученикам предлагалось сформулировать «антиправила», которые дети озвучивали сами, начиная со слов: «Мне не нравится, когда мой собеседник…». Параллельно каждый считал, какое количество правил можно отнести и в свой адрес.

  1. Коммуникативно-деятельностный принцип обучения русскому

языку.

Сущность последнего принципа заключается в том, что сам процесс учебно-познавательной деятельности представляет собой коммуникацию, иначе говоря, общение учителя и учащихся, учащихся между собой, работу школьника с учебником или справочником. Это общение связано с решением определенной лингвистической задачи (учебной, поисковой, исследовательской) и строится на основе развития всех основных компонентов: мотивационного, содержательно-операционного, рефлексивно-оценочного. Поскольку само понятие «компетенция» в современной методике обучения русскому языку (по Е.А.Быстровой) включает три компонента:

- знания, которые должны быть усвоены;

- умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы;

- цели, которые должны быть достигнуты в развитии языковой личности ученика.

Например, завершая тему «Лексика», предлагаю ученикам рассмотреть начало таблицы, состоящей из трех колонок: связь, понятие, пример. В ней заполнена третья колонка примерами антонимов, синонимов, паронимов и т.д. В процессе диалога дети сначала определяют, что за пары слов перед ними, а потом мы вместе формулируем, что   в основе данной группы понятий лежат отношения  между словами. После по аналогии ребята уже сами определяют, что неологизмы, историзмы, архаизмы связаны понятием времени, диалектизмы, жаргонизмы и т.д. – степенью употребления, а исконно-русские и заимствованные слова – происхождение.

       Известный педагог и психолог А.Н.Леонтьев утверждал, что обучение может быть успешным лишь в том случае, если оно осуществляется в форме коллективного учебного диалога, в процессе которого и происходит «обмен деятельностями» между его участниками. Несмотря на то, что коммуникативные универсальные учебные действия относится к метапредметным результатам, языковое образование основано в первую очередь, на развитии и совершенствовании всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения).

  В работе выделяю главную цель: научить школьника полно и точно выражать свои мысли с учетом поставленной задачи и речевой ситуации в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Достижение данного результата осуществляю за счет разнообразных форм продуктивной работы с текстом:  комплексного анализа, комментированного чтения, составления плана, граф-схемы, сводной таблицы, работы над клоуз-тестом и т.д. Для более сильных учеников использую задания на редактирование текста, подбор однотипных понятий, выборочный ответ и его обоснование.

Помимо этого работаю над коммуникативными действиями, которые включают  в себя следующие умения школьников.

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Формирование данногг навыка реализую при организации групповой работы, когда учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают свою точку  зрения, принимают чужое мнение, создавая продукт совместного труда. На уроках русского языка это может быть представление  различных видов разбора, представление конспекта по новому тексту параграфа, разработка проверочного задания на определенную тему. Например, тема «Фонетика», 5 класс. Задание: составьте и запишите 10 утверждений по изученной теме, включая ошибочные высказывания. В процессе  проверки  каждый доложен быть готов дать развернутый и аргументированный ответ.
  2. Постановка вопросов. Совершенствовать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации мне помогают нетрадиционные лингвистические задания: занимательные или проблемного характера, грамотное объяснение житейской ситуации, перевод с «русского на русский», лингвистические сказки или угадывание слова по оригинальному толкованию. Например, тема «Непостоянные признаки глагола», 5 класс. Проблемный вопрос: «Почему именно так назвали эти морфологические характеристики глагола? Есть ли что-то общее или отличное в сравнении с существительным?»
  3. Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и реализация). В развитии данной компетенции школьника считаю немаловажным  использовать нетрадиционные формы уроков: диспуты, дискуссии, микроисследования. Постановка проблемы в начале  занятия также способствует обсуждению конкретного высказывания или научного факта, высказыванию школьниками различных точек зрения, их аргументацию. Например, тема «Диалектизмы», 6 класс. Задание: узнать у членов семьи, какие диалектизмы им знакомы. Уточнить значение слов и составить с ними предложения.
  4. Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий). Помимо групповой работы эти умения обучающиеся развивают в парной работе. Один ученик становится исполнителем (выполняет задание), а другой – контролером (контролирует ход и правильность получения результата). При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания или алгоритм оценки ответа. При выполнении следующего задания дети меняются ролями. Использование такой работы позволяет решить другую важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать себя, становясь более внимательными. Во время процесса появляется возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания. Например, тема «Корни с чередованиями». Задание: рассказать по плану об изученных корнях слов с чередованиями с учетом требований: знание темы, наличие примеров, отсутствие речевых ошибок.
  5. Владение монологической и диалогической формами речи. Навыки красноречия адекватного выбора речевой формы связано с проектной и исследовательской деятельностью школьников. Это могут быть микроисследования в форме ролевой игры, защита выбранного произведения на книжном аукционе, представление собственной лингвистической  сказки. Например, после изучения каждого раздела выделяю один урок для защиты собственных сказок. Оценивается работа с учетом оригинальности замысла, соблюдении основных жанровых признаков сказки, полноты изученного теоретического материала «Путешествие по стране  существительных», «Как суффиксы поссорились», «История об опоздавших существительных и общем роде» и т.д.

     Независимо от этапа занятия и поставленной задачи, следуя советам современных психологов, придерживаюсь правил делового общения, которое помогает быстрее решить поставленную проблему:

  1. Делай все, что в твоих силах, для совместного решения проблемы;
  2. Говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;
  3. Не лги;
  4. Не отклоняйся от темы, ищи решение;
  5. Выражай мысль ясно и убедительно, понятно для собеседника;
  6. Умей слушать и понять нужную мысль – никто не будет повторять дважды;
  7. Умей приспособиться к собеседнику ради интересов дела.

Следовательно, реализуя коммуникативно-деятельностный принцип на своем уроке, прежде всего, считаю, что необходимо определит, какой результат после изучения данной темы нужно получить. После этого планирую деятельность учеников и свою собственную и, в  зависимости от материала, выбираю наиболее эффективные способы коммуникации школьников. Именно коммуникативная компетенция способствует формированию навыков речевого общения. Именно для этого важно на каждом уроке предполагать и организовывать особые условия и речевые ситуации.

Главное, на мой взгляд, не забывать, что содержание и способы коммуникации обуславливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют  образ «Я» как систему представлений о себе, отношения к себе. Поэтому особое внимание в развития универсальных учебных действий следует уделять становлению коммуникативного компонента, важной составляющей каждого учебного занятия.

Список литературы:

  1. Быстрова Е.А., Гостева Ю.Н., Кибирева Л.В и др. Русский язык. 5 класс – учебник в двух частях.- М. «Русское слово» - 2014г.
  2. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2100»/ под ред. Л.Г.Петерсон.- М., 2010
  3. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка – http://www.metod-kopilka.ru/kommunikativno_-_deyatelnostnyy_podhod__na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury-22225.htm
  4. Леонтьев А.А.Психология общения. – М, 1997г.
  5. Максименко С.Д. Общая психология. - М.,2004Г.
  6. Новый словарь методических терминов и понятий – http://methodologikal terms.academic.ru/
  7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.:2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов здоровьесберегающего обучения на уроках русского языка.

В статье рассматриваются основные принципы здоровьесберегающего обучения, применяемые на уроках в школе VII вида для обучающихся с задержкой психического развития....

«Самостоятельная деятельность на уроках русского языка как условие формирования самообразовательных компетенций». ( Из опыта работы)

Современный мир, который стремительно развивается, насыщен информацией, новыми технологиями, требует от человека много знаний и умений. Это и владение навыками проектирования, менеджмента, постоянного...

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой личности школьника.

В статье рассказывается о теоретико - методологических основах организации личностно ориентированного урока, о различных способах индивидуализации образовательного процесса, приводятся различные приём...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой личности школьника

Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способст...