презентация "Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку по теме

            Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.  И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ № 15 г.о. Самара методическое объединение учителей русского языка и литературы Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка учитель Хворостова Александра Викторовна

Слайд 2

Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования .

Слайд 3

Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. А учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся.

Слайд 4

противоречия Поэтому существует ряд противоречий . Противоречие между: - необходимостью развивать у учащихся интерес к русскому языку и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению; - необходимостью развивать активность школьников на уроках русского языка и ограниченными возможностями традиционной системы обучения; - необходимостью активизировать познавательную деятельность учащихся и недостаточным владением современными технологиями учителем.

Слайд 5

проблема : уровень познавательной активности современных школьников на уроках русского языка не всегда соответствует задачам, которые стоят перед современным российским образованием .

Слайд 6

Целью моей работы является создание системы работы по развитию познавательной активности школьников на уроках русского языка. Для достижения поставленной цели выбраны следующие задачи : - проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной проблеме; - составить план возможных действий педагога по развитию познавательной активности, в котором учесть особенности возрастных групп и индивидуальных особенностей учащихся; - создать систему работы на уроках русского языка с использованием современных образовательных технологий и различных тактик с целью повышения познавательного интереса и активности обучающихся.

Слайд 7

Познавательная активность – Характеристика процесса обучения? Качество учащегося? Формируется: целенаправленно или стихийно? учителем или учеником? на отдельном этапе или постоянно? Процесс или результат образовательной деятельности? ПА - это интегративное качество личности учащегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности

Слайд 8

Виды познавательной активности учащихся Методически обусловленный подход (по Г.И. Щукиной) Стадии познавательного процесса (по Т.И. Шамовой ) Уровень включенности учащегося в образовательный процесс Творческая деятельность Творческое осмысление Творческая включенность Поисково- исполнительская деятельность Интерпретация Исполнительская включенность Репродуктивно-подражательная деятельность Воспроизведение Ситуативная включенность Нулевая включенность

Слайд 9

Уровень включенности учащегося в образовательный процесс ТВОРЧЕСКАЯ включенность: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ включенность: обусловлена наработанными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие задачи и самостоятельность в ходе ее решения СИТУАТИВНАЯ включенность: учащийся проявляется лишь в отдельных ситуациях, определяемых в основном эмоциональным отношением НУЛЕВАЯ включенность: учащийся не проявляет желания к учебной деятельности, предпочитает режим давления со стороны педагога Уровень включенности Творческая включенность Исполнительская включенность Ситуативная включенность Нулевая включенность

Слайд 10

Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися нулевого уровня включенности, так как на уроке они обычно относятся к «пренебрегаемым». Основными приемами, помогающими наладить атмосферу эмоционального комфорта, являются «эмоциональные поглаживания»: обращаться к ученику только по имени; не скупиться на похвалу и одобрение; сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий; при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку; акцентировать позитивное построение фраз: без угроз – «Если вы не будете выполнять мои требования, то я...», без приказов – «Прекратить шум!» и т.д . Тактика занятий учителя с учениками нулевого уровня включенности

Слайд 11

Тактика занятий учителя с учениками ситуативного уровня включенности Тактика педагога в учебном процессе с этими учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную активность на протяжении всего занятия : педагогическое сопровождение в организации учебной деятельности учащегося: вхождение в задачу, возможность обратиться за советом в трудных случаях и т.д.; центрация внимания учащегося с помощью вопросов учителя: «Трудно ли для тебя это задание?», «В чем трудность?», «С чего начнешь?», «Как себя проверишь?», «Для чего нужны такие уроки?», «Где тебе могут пригодиться знания, полученные на уроке?»; создание «легальных подсказок» ответа: опорные сигналы, алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки, таблицы и т.п.

Слайд 12

Тактика занятий с учащимися исполнительского уровня включенности Основная цель действий учителя заключается в актуализации и активизации эмоционального, интеллектуального и волевого потенциала этих учащихся: Ориентация и построение субъект-субъектных взаимодействий между учителем и учащимися в учебном процессе; Опора на проблемные, частично-поисковые и эвристические учебные ситуации; Организация ситуация «обмена ролями» для данных учащихся: «эксперт», «режиссер», «мудрец», «хранитель знаний» и т.д.; Развитие поисковой самостоятельности у учащихся (эссе, рефераты, дневники наблюдений и пр.)

Слайд 13

Тактика занятий с учащимися творческого уровня включенности предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения; воздерживаться от оценок; учить замечать противоречия; помогать ученикам видеть и находить аналогии (соотношения); настраивать учащихся быть настойчивыми в достижении необходимой информации; преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь; доверяться догадке, интуиции; привыкать рассматривать объект с нескольких точек зрения, т.е. создавать условия для «умственной разминки»; убедить учащихся, что многому можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок; воспринимать новшества и изменения, не противиться им; показать, что порой в выводах возможны неопределенности и неясности; развивать потребность в учении и самообразовании …

Слайд 14

Варианты организации и проведения уроков с учащимися различного уровня включенности в учебный процесс Урок реализуется через линейную структуру, где предполагается последовательная работа педагога с каждой группой учащихся. Урок осуществляется в «мозаичной» структуре, когда включение в учебную деятельность той или иной группы учащихся происходит в зависимости от учебной задачи этапа урока. «Ролевой» урок: ведущая роль в учебной деятельности передается учащимся с высоким уровнем включенности включенности в учебную деятельность с целью взаимообучения. Урок с «комплексной» структурой: происходит совмещение всех предложенных вариантов.

Слайд 15

Педагогические игры имеют следующую классификацию: v По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические ; v По характеру педагогического процесса: 1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2. познавательные, воспитательные, развивающие; 3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.; v По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.; v По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Слайд 16

Выделяют следующие виды дидактических игр. 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Слайд 17

Главным критерием технологии развития познавательной активности учащихся должны стать включенность и активность всех учащихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей .

Слайд 18

Системная, целенаправленная и осознанная работа на каждом уроке, дифференцированный подход, включение игровых технологий , проектная деятельность позволят сформировать у учащихся познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка

Данный материал представляет собой обобщение личного педагогического опыт учителя русского языка и литературы с 20-летним стажем работы в школе....

Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка

Уровень познавательной активности современных школьников  на уроках русского языка не всегда соответствует задачам, которые стоят перед современным российским  образованием....

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка

Доклад к районному методическому объединению учителей русского языка и литературы...

Личностно-ориентированный подход как основа развития познавательной активности школьников на уроках иностранного языка

Презентация для проведения мастер- класса для учителей иностранных языков "Личностно-ориентированный подход как основа  развития познавательной активности школьников на уроках иностранного я...