Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению - рассуждению.
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) по теме

Урок обучающего анализа текста и сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon osnova_4_57_12700.pdf632.85 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx524.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте!

Слайд 5

Художественный стиль речи 1.Цель: Создание художественных образов, эмоционально-эстетического воздействия на воображение и душу читателя. 2. Характерные языковые особенности: Использование эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и т.д., всех пластов языка. 3. Приметы стиля: 1.Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств речи. 2. Используется в художественных произведениях, чтобы а) нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие; б) передать читателю эмоции автора, т.е. наглядность и эмоциональность. 3. Индивидуализированность (т.е. неповторимость слога, отличительные особенности языка того или иного автора 4 Жанры: Все жанры художественной литературы.

Слайд 6

Тема урока «Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению-рассуждению»

Слайд 7

Цель урока : -знать особенности художественного стиля речи, строение текста сочинения-рассуждения ; -уметь анализировать текст, совершенствуя практические умения и навыки, создавать собственные тексты - рассуждения ; - подготовиться к написанию сочинения-рассуждения.

Слайд 8

Константин Георгиевич Паустовский Автор романов, повестей, рассказов, он – драматург, публицист и критик.; книги писателя яркие, романтичные, читаются охотно, с увлечением. Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского

Слайд 9

па́жить ( местн .) - Пастбище с густой, сочной травой. мга ( местн .) - изморось, метель, холодный, сырой туман ракита - Народное название некоторых видов ивы О́ЗИМЬ - Озимый посев, его всходы. Зеленеют озими. КИ́НОВАРЬ - Минерал красного цвета (сернистая ртуть), сырьё для получения ртути, а также краска из этого минерала

Слайд 10

Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мастера.

Слайд 11

Леонардо да Винчи «Джоконда»

Слайд 12

«Давид» Микеланджело

Слайд 13

Тадж Махал

Слайд 14

Какие высказывания соответствуют содержанию текста. 1)Случайный прохожий слушал переливы птичьего крика. 2)Шедевры существуют не только в природе, но и в искусстве. 3)Природа неравнодушна к нашим восторгам и похвалам. 4)Осенние листы тоже шедевры.

Слайд 15

Прочитай фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя предыдущие задания. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?» Этот ------- отражает авторскую точку зрения на поднятую им проблему – благоговение человека перед красотой природного мира. К Паустовский создаёт яркие, впечатляющие образы (зрительные, слуховые, даже обонятельные) с помощью----------(«осенний воздух», «голубеющая дымка»),--------(предложения 7, 23), ---------(«как через матовое стекло»). Список терминов : 1)сравнения 2)лексический повтор 3)развёрнутые метафоры 4)метонимия 5)ряды однородных членов 6)фразеологизм 7) элипс 8)эпитеты 9)вопрос-утверждение

Слайд 16

Проблема Автор Произведение Прекрасное в природе . Что такое шедевр? М.Пришвин С.Есенин Стихотворение «Черёмуха» Прекрасное в природе. Что такое шедевр? «Есть в осени первоначальной» Соответствие проблематики Прекрасное в природе. Что такое шедевр ? ? ? Ф.Тютчев «Времена года»

Слайд 17

По-разному описывают осень поэты и писатели. Н.А. Некрасов :"Славная осень! Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит"...И.А. Бунин : "Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной"...Какая она в произведениях К.Г.Паустовского и художника Щербакова Б.В., чьи репродукции мы просмотрели в самом начале урока?

Слайд 18

По мнению автора, шедевром можно считать то, что совершенно и безукоризненно, то, что вызывает восхищение. Нельзя не согласиться с автором текста. Вспомним…………….. Меня вдохновили замечательные строчки стихотворения……… Картины художников ...... потрясают красотой природных творений. «Времена года» П.Чайковского, « Зимняя дорога» А. Пушкина, «Март» И.Левитана воспевают шедевры природы и учат нас……

Слайд 19

Формулирование проблемы текста Над этой проблемой размышляет автор. (Эту проблему выдвигает автор текста. Это основная проблема, поставленная в предложенном тексте.) 2.Автор данного текста затрагивает проблему (чего?)__________ _______________________. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) _______________________________________________________________ __________________________________________________________. В тексте писателя ____________________ поднимается проблема ______________________________________________________________

Слайд 20

Комментарий проблемы 1)Проблема раскрывается автором на примере ………………………………….. 2)Автор раскрывает проблему на примере……………………………………. 3)Автор говорит, что…. 4)По мнению Паустовского, …….. 5)Автор искренне восхищён(чем?)………

Слайд 21

Позиция автора 1)Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (цитаты)_______________________________________. …………………… уверен: (разъяснение цитаты). __________________ _________________________________________________________ 2)Автор считает, что ……………………………………………………. 3)Автор убеждает нас в том, что………………………………………. 4)Автор стремится донести до читателя мысль о том, что

Слайд 22

Доказательства собственной точки зрен ия Первый аргумент : 1)В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ / стихотворение (пример-аргумент) …………………. ..……………………………………………………………………………………. 2) Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним ……………. ……………………………………………………. Второй аргумент: 1)Такую же мысль высказал публицист (писатель) в статье (произведении) « ………………………». Он также считал, что ……………………………. 2) В доказательство своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. 3)Хочу рассказать об одном случае из моей жизни………

Слайд 23

Фразы-клише для доказательства своего мнения Я полагаю, думаю, мне кажется, во-первых; Слова «…..» заставляют задуматься о ….; Смысл данного отрывка я понимаю так …; Подтвердить эту мысль можно примерами из …; Итак, следовательно, подводя итог…; Данную проблему можно считать актуальной, потому что…

Слайд 24

Рефлексия Как вы думаете, актуальна ли проблема, которую мы обсуждали? Чтобы ваше мнение было убедительным, сколько аргументов необходимо привести в рассуждении? Какое количество баллов можно набрать за выполнение этого критерия на экзамене? Заполните лист самооценки. Знаю что Знаю как Знаю зачем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.

Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...

Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»

Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный)  УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Статья "Анализ текста в формате подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе"

В материале изложены идеи автора относительно подготовки к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ).                      ...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»

Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает  навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...

«Анализ поэтического текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению»

Конспект урока, основанный на анализе стихотворения Е.А.Баратынского "К чему невольнику мечтания свободы?"...