Урок русского языка. Гласные в корнях -раст, -ращ, -рос.
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Хайдып Светлана Николаевна

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Гласные в корнях -раст -, -ращ-, -рос

Цели: - научить распознавать орфограмму с чередованием а и о, обосновывать выбор написания гласных в данных корнях, воспроизводить правило по правописанию данных корней, владеть практическими навыками выбора букв в корнях -раст-, -ращ-, -рос-;

воспитывать любовь к родному языку; развивать речь, мышление, логику.

 Оборудование: записи на доске, учебник, карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку. Начинаем урок.

2. Создание проблемной ситуации.

Сейчас мы с вами запишем несколько словосочетаний, и вы попробуете объяснить изученные орфограммы.

Запись на доске: сб...жать с горы, виднелись в отд...лени, сильно скр...пели, выр...стить в саду.

Проверим последний глагол по словарю. Какая ошибка допущена?

-В корне пишется не о, а буква а.

-А каким правилом вы пользовались?

-Проверка безударных гласных в корне сова.

 -Применимо ли это правило в последнем случае?

 -Нет, правило не работает.

-Почему?

-Объяснение должно быть другим.

3.Постановка целей.

-Так чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

-Изучать новое правило о правописании корней.

4. Поиск, побуждение к гипотезе.

Обратимся снова к доске и прочитаем слова.

Запись на доске: выросли, растения, обросла, росток, обрасти, растительность.

-Что заметили? Есть ли у вас какие-либо догадки?

-Заметили, что в ловах пишется то «о», то «а».

-Как можно это проверить?

-Проверить нельзя, но выяснить, когда пишется «О», а когда «А», можно.

Давайте распределим слова по столбикам, запишем в тетради и выделим корни.

Кто из вас сумеет объяснить, когда пишется «О», а когда «А»?

В корнях -раст-, -рос- перед ст пишется а, перед с, пишется о.

-А как же быть со словом росток?

Дети предполагают, что это слово-исключение.

5.Определение темы самими учащимися.

   Так значит какую новую тему мы изучаем на уроке?

 -Буквы О и А в корнях -раст-, -рос-.

  • Сверим вашу формулировку с темой и правилом в учебнике.
  • Все правильно.
  • Оформите новое правило графически.

-раст-, -ращ-, -рос- выделяется корень и подчеркиваются согласные двумя чертами, гласные - одной).

6. Закрепление пройденного материала.

  1. Объяснительный диктант.

Заросли кустарника, выращивание овощей, произрастать в оранжерее, богатая растительность, неизученная отрасль, зарастать водорослями, росли долго, выращенный в школе.

  1. Морфемный разбор.

Разобрать по составу слова: растительность, водорослями.

  1. Запись слов с распределением на колонки.

Проверяемые ударением        Корни в чередованием

гласные в корне

(Дети распределяют слова и проводят взаимопроверку).

Прил...пить к стене, прекрасная д...лина, старый р...стовщик, излагать материал, с нар...стающей силой, см...риться с судьбой, в...сеть на стене, быстро выр...с, проживать кусок, пос...деть от старости, выписать прилагательное, найти слагаемое.

  1. Списать, вставить пропущенные буквы и графически выделить орфограмму.(карточки)

Неизвестное р...стение, буйная пор...ель, выр...щенный в домашних условиях, зар...сли шиповника, отр...стить волосы, слабые р...стки, приехать в Р..стов, новая отр.хль, подрастающее поколение, ср...щение, нар..стить зуб, невысокого р...сточка, идти по нар....стающей, зар...стать травой, выр...стить на грядке, быльём пор...ело, р..ела во дворе, морские водор...сли.

5.Выписать        номера тех строк, в которых имеются только слова с чередованием корней.(карточки)

1)возл...гаемый, пол...жжение, р...сток;

2)тр...сина,        препод...ватель, з...мляникка;

  1. практичный, талантливый, д...рогой;

4)обст...новка,        м...дведь, д...лекий;

5)подр...ствший, предположение, сложение;

6)под...рить, обл...ко, св...ла гнездо;

7)пор...ель, разл...жить, нар...стить;

8)пол...жать        на диване, пол...екать белье, пос...деть на стуле;

9)изл...жжение, сл..гать, Ростислав;

10)обв...нять, единица, ч...родей;

11)взр...стить, разрастись, выр...щивать.

6.Игра «Составь слово».

Из слова предутренний взять приставку, из слова поговорить взять тоже приставку, из слова слагать взять корень, из слова решать глагольный суффикс, из слова писал суффикс прошедшего времени, из слова собирала взять окончание. Запишите получившее слово (Предполагала).

Из слова отпустить взять приставку, изелова приложение взять корень, из лова объявление взять суффикс, из слове в судьбе взять окончание. (Сложение).

Из слова Ростов взять корень, из слова лесок взять суффикс. ( Росток).

7.Подведение итогов.

  • С какой орфограммой познакомились?
  • Как пишутся корни -раст-, -ращ-, -рос-?
  • Какие есть слова исключения?

8.Домашнее задание.

Составить сказку о пройденной орфограмме, упр.441.

Объявление оценок за урок.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Корни кос-кас"

Открытый урок русского языка по теме "Корни кос-кас"...

Урок русского языка "Орфограммы в корнях слов"

Урок русского языка  по повторению материала "Орфограммы в корнях слов". Задачами урока является обобщение материала по теме, развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, самовыр...

10 класс. Урок русского языка - Гласные после шипящих.

Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; закрепление правописных навыков, совершенствование навыков аналитических разборов....

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс...

Урок русского языка "Правописание чередующихся корней кос-кас"

Тема урока: Правописание чередующихся корней -кас-  и -кос-.Тип урока: урок «открытия» новых знаний....

Отработка орфографической зоркости на уроках русского языка. Гласные в корне слова

Отработка орфографической зоркости на уроках русского языка. Гласные в корне слова. ...