Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Условное наклонение глагола"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Назарова Светлана Алексеевна

Методическая разработка урока русского в 6 классе по теме "Условное наклонение". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока русского языка в 6 классе

учителя русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 283

Назаровой С.А.

Тема урока «Условное наклонение глагола».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: индивидуально – групповая.

Используемая технология: ТВУ (технология встречных усилий) (по классификации Муштавинской И.В. технология обучения в сотрудничестве).

Обоснование выбора технологии: ТВУ позволяет объединить усилия учителя и учеников при изучении сложной для шестиклассников темы «Условное наклонение глагола».

Цель урока:

-ввести понятие «условного наклонения глагола» и способов его образования.

Планируемые результаты

-предметные:

 - знать определение условного наклонения;

-    закрепить правописание частицы бы;

-    ввести понятие придаточного условия.

-метапредметные:

-    развитие логического мышления, умения сопоставлять факты, развитие навыков работы с текстом;

 - уметь определять и формулировать задачи деятельности.

-личностные:

-     воспитание умения сопоставлять свои реальные возможности и желаемое;

-       воспитание стремления задуматься над тем, что нужно сделать, чтобы мечта стала былью, какие качества при этом в себе развивать;

-      выработка активной жизненной позиции (что бы я изменил в родном городе), неравнодушного отношения к проблемам родного города;

-      углубление представления о дружбе.

4. Формирование УУД:

- личностные: способность к самооценке;

- регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, анализировать допущенные ошибки;

- коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, адекватно понимать текст;

- познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, составлять ответы на вопросы.

                                           

Ход урока

I этап урока – «разминка»  

Цель этого этапа урока – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

1.На первом этапе урока используется приём «эпиграф».    (3 мин.)

Учащимся предлагается в качестве эпиграфа к уроку стихотворение              Д. Родари. Работая в группах, они должны осмыслить, как эпиграф связан с темой урока. При каком условии возможно всё то, о чём мечтает Д. Родари? Почему условное наклонение иногда называют мечтательным? Почему в тексте так много многоточий?

Я решил бы…                                           «Я б турецкий изучил…

Я сказал бы…                                           Я бы радио включил…

Поспешил бы…                                        Нет, постойте-ка,

Написал бы…                                           Вначале

До чего же замечательное                        Я сыграл бы на рояле…

Наклоненье сослагательное!                    Я сыграл бы,

Никогда не чертыхается,                         Коль умел бы,

Не скандалит, не кричит,                         Если б мог бы,

В кресло мягкое забьётся                        Полетел бы.

И мечтательно журчит:                           Я бы съел вагон пирожных,

                                                                  Если только их имел бы!..»  

                                                                                                 (Д. Родари)

Деятельность учащихся. Учащиеся в группах обсуждают ответы на вопросы, а затем 1 человек от группы высказывает мнение всей группы. Учитель подводит итог.

2.Далее используется приём «погружение» (коллективная работа по «учебной цепочке»). Повторяется тема «Глагол». Учитель задаёт вопрос: «Что такое глагол?» Ученик отвечает и сам задаёт вопрос: «Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени?» и т.д.     (3 мин.)

II этап урока «Контрольно – подготовительный»

Цель данного этапа урока – «уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала.

Используемый приём – «Согласен – не согласен» (5 мин.)

На формате А4 каждому учащемуся выдаются тезисы, напротив которых он пишет: «Согласен – не согласен».

1.Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам, числам и родам.

2.Глаголы имеют 3 наклонения.

3.Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по родам.

4.Чтобы правильно написать суффикс глагола в прошедшем времени перед –л-, нужно поставить глагол в инфинитив.

5.В словах: отта…л, ре…л, ка…лся – пропущена одна и та же буква (суффикс –я-).

6.Частицы бы, ли, же пишутся со словами раздельно.

       Затем идёт коллективная проверка, и учитель по ответам учашихся делает вывод о степени усвоения материала.

III этап урока – постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»

Цель «вызова» в создании ситуации преодоления. Учащиеся должны сами определить, что они уже знают по теме, а чему должны научиться на уроке. Главное, чтобы ученики не боялись незнания, понимали, что незнание преодолимо, и наиболее эффективный способ преодоления незнания – самостоятельный и коллективный поиск, соединение усилий учителя и учащихся.

1.Используемый приём – «Знаю – не знаю». (3 мин.)

Каждый учащийся заполняет таблицу по теме «Условное наклонение»

                   Знаю                  Не знаю                Хочу узнать

К этой таблице обязательно вернёмся в конце урока.

2.Учащимся предлагается текст, используется приём «Вопросы к тексту» (10 мин.). Учащиеся ставят на полях текста «сигналы» степени освоения темы:

И – известные факты

+ - хотелось бы узнать подробнее

? – нуждается в дополнительных разъяснениях.

       Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях.

       Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса –л- и частицы бы(б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами, поэтому она пишется раздельно: вылечить – вылечил бы.

       Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

       «По своему значению и образованию сослагательное наклонение древнерусского языка близко к современному. В древнерусском языке оно образовывалось сочетанием причастия на –л- и спрягаемых форм аориста от глагола быти: быхъ думалъ. С исчезновением простых прошедших времён в сослагательном наклонении закрепляется бывшая форма 2 и 3 лица ед.ч. аориста от быти – бы, превратившаяся в частицу». (В.В. Иванов, З.А. Потиха «Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе».- М., «Просвещение», 1985).

 IV этап урока – сотворчество

Цель этого этапа – поддержка активности, интереса, усилий и сведение этих усилий в совокупное знание.

1.Коллективная работа – приём «кластер» - коллективный опорный сигнал по теме.  (3 мин.)

                                             Условное наклонение

Действие как возможное                               форма прошедшего вр. + част. бы

                                                                                                     

                                                                                       Число

                                                    Единственное                              множественное

                                                          Род        и          

                                        м.р.                 ж.р.            ср.р.

                                                 о        а

2.Проверка домашнего задания – зачитывание миниатюр «Если бы я был волшебником…» (5 мин.)

       Учитель подводит итог: какие добрые дела совершили бы дети, если бы они всё могли. А можно ли какие-то из этих действий совершить без волшебной палочки? Что для этого нужно сделать?

3.Учитель сообщает учащимся, что глаголы в условном наклонении часто употребляются в предложениях с союзом если. В таком случае придаточное предложение отвечает на вопрос: при каком условии? И называется условным.

       В тетрадь записывается предложение: если бы не было костра, путники замёрзли бы. Чертится схема, даётся характеристика предложения (5 мин.) А также выполняется морфологический разбор слова «замёрзли бы».

V этап урока – рефлексия (15 мин.).

Основная цель этого этапа – осмысление результатов работы, со-участие учеников в определении домашнего задания. Обязательно возвращаемся к эпиграфу урока, к таблице «Знаю – не знаю – хочу узнать».

Используется приём «эссе».

Звучит 1 куплет и припев песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь…» Что же ожидает человека, если в путь он вышел с другом? Но ведь путь – это и дорога жизни… Учащиеся пишут эссе и подчёркивают глаголы в условном наклонении. Какую роль они играют в тексте?

VI этап урока – домашнее задание

 Сочинение-миниатюра «Если бы я мог (могла), что я изменил(а) бы в родном городе?» Объяснение домашнего задания (3 мин.).

       

Таким образом, ТВУ способствует формированию педагогического взаимодействия учителя и учащихся, формирует обратную связь. Она создаёт предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"

Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс

Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...

План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола"

План-конспект урока русского языка по теме: "Наклонение глагола". Урок с элементами проектной деятельности...

Методическая разработка урока русского языка "Наклонение глагола"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем" (по рассказу Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын")

Данный урок разработан в соответствии с учебной программой и проводится после изучения темы «Времена глагола» в 6 классе. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Ор...