Методическая разработка "Текст как средство формирования коммуникационной компетенции учащихся"
методическая разработка по русскому языку на тему

Сухих Валентина Викторовна

Современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально - политическими причинами, но и определенными просчетами в преподавании русского языка.  Во - первых, недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета для формирования духовных и нравственных качеств школьника; во-вторых, доминирующей в практике преподавания русского языка остается правописно - орфографическая направленность, не всегда достаточное внимание уделяется развитию речевой культуры учащихся, наконец, используемые в настоящее время методы преподавания русского языка в ОУ не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей.Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе работы по обогащению грамматического строя их речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления сочинения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_1.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Текст как средство развития коммуникационной компетенции учащихся

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает центральное место.  За последние годы произошли значительные изменения, которые можно считать  позитивными. Содержание нового стандарта ориентировано в первую очередь на формирование определенной языковой и духовной культуры школьников. Русский язык представлен в нем не только перечнем дидактических единиц, отражающих устройство языка, но и тех дидактических единиц, которые обеспечивают речевую деятельность. Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.

Формированию коммуникативной компетенции учащихся на сегодняшний день посвящено огромное количество исследований (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Капинос В.И., Соловейчик М.С., Никитина Е.И., Баринова Е.А., Сабаткоев Р.Б., Еремеева А.П., Демидова Н.И., Ходякова Л.А., Архипова Е.В., Воителева Т.М. и др.).  

        Вместе с тем сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь засорена неоправданными заимствованиями, профессионализмами и арготизмами.

Современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально - политическими причинами, но и определенными просчетами в преподавании русского языка.  Во - первых, недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета для формирования духовных и нравственных качеств школьника; во-вторых, доминирующей в практике преподавания русского языка остается правописно - орфографическая направленность, не всегда достаточное внимание уделяется развитию речевой культуры учащихся, наконец, используемые в настоящее время методы преподавания русского языка в ОУ не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе работы по обогащению грамматического строя их речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления сочинения.

В настоящее время необходимо серьезно решать проблему соединения речевого развития, разностороннего формирования личности ребенка с изучением языковой системы.

Работа над текстом (текстовая деятельность) при этом становится средством речевого развития учащихся. Ученики среднего звена испытывают затруднения при создании собственного речевого высказывания на предложенную тему, не умеют ясно и точно, последовательно и логично выражать свои мысли в письменной форме, не могут аргументировать свою точку зрения.

Какие же методы и формы работы являются необходимыми и достаточными для развития коммуникативной компетенции учащихся - вот одна из острых проблем, стоящая перед учителями-словесниками на современном этапе.

     Умение правильно определять тему и идею есть главное условие правильного и полноценного понимания того или иного высказывания.

Анализируя текст, выделяя в нем различные структурные элементы (абзацы, предложения, слова, словоформы), объясняя их смысловую и эмоциональную функцию, мы глубже и полнее понимаем идейное содержание текста.

Чтение, понимание, умение интерпретировать текст - это ведущие общеучебные  компетенции, умения, необходимые школьнику для успешного усвоения курса русского языка.

  В связи с этим необходимо:

  • больше внимания на уроках русского языка уделять текстам различных стилей и типов речи;
  • формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод;
  • необходимо вырабатывать чувство языка, развивать творческие способности учеников как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Именно  планомерная работа с текстом обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как активное и творческое владение всеми  видами речевой деятельности, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

     Из этого следует цель:

   

Разработка методической модели, направленной на обеспечение развития коммуникативной компетенции учащихся на основе работы с текстом.

   

ЗАДАЧИ

1.Изучить подбор научно-методической литературы по данной проблеме.

2.Разработать методические рекомендации по обеспечению развития коммуникативной компетенции учащихся 7 класса на основе работы с текстом.

3.Апробировать проект с целью обеспечения развития коммуникативной компетенции учащихся подготовки их к выполнению изложений и сочинений, предусмотренных программой

4.Обобщить результаты апробации проекта.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Работа над методической моделью, направленной на обеспечение развития коммуникативной компетенции учащихся на основе работы с текстом, опирается на следующие лингвометодические принципы.

  1. Принцип сознательности.  

Все изучаемые языковые явления вводятся в речь в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.

  1. Принцип текстоцентризма.

Текст воспринимается как речевое произведение, коммуникативно ориентированное в рамках определенной сферы общения.

  1. Принцип коммуникативности.

Главная цель этого принципа заключается в формировании навыков речевого общения

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.

Подготовительный.

  1. Подбор и изучение научно-методической литературы.
  2. Разработка модели методических рекомендаций по развитию коммуникативной компетенции учащихся  в 7 классе на уроках русского языка.
  3. Разработка комплекта пакетов по диагностике учащихся.
  4. Разработка критериев оценивания коммуникационной компетенции учащихся.

Апрель 2012

Апрель 2012

Май 2012

Июнь 2012

 

2.

Организационно-деятельный.

Выступление с моделью проекта на МО учителей русского языка и литературы.

Ноябрь 2012

Апробация проекта на уроках русского языка

Сентябрь 2012 – май 2013

3.

Аналитический

 Обобщение результатов апробации проекта.

Май 2013

Июнь2013

Июнь 2013

 Подведение итогов.

 Корректировка проекта по анализу результатов апробации.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Изучен  подбор научно-методической литературы по данной проблеме.

2. Разработаны методические рекомендации по обеспечению развития коммуникативной компетенции учащихся 7 класса на основе работы с текстом.

3. Апробирован проект с целью обеспечения развития коммуникативной компетенции учащихся подготовки их к выполнению изложений и сочинений, предусмотренных программой.

4. На основе полученных знаний у учащихся должны быть сформированы следующие умения:

  • осознавать тему высказывания и строить высказывание в соответствии с заданной темой;
  • определять основную мысль текста и строить самостоятельное высказывание с учетом определенного замысла и коммуникативного намерения;
  • систематизировать материал для создания соответствующего текста, планировать содержание высказывания;
  • придавать высказыванию соответствующую стилистическую окраску;
  • правильно и осознанно отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания;
  • совершенствовать написанное.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА   

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе предусматривает развитие следующих умений и навыков связной речи.

  • Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
  • Подробно и сжато излагать повествовательные тексты c элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда.
  • Писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Целенаправленная работа по развитию связной речи:в 7 классе идет по трем направлениям.

  1. Анализ текста.
  2. Восприятие, трансформация, и информационная переработка готового текста:

- излагать текст подробно, сжато, выборочно, с заменой лица рассказчика, с трансформацией диалога.

  1. Создание и совершенствование собственного текста:

- отбирать материал к высказыванию по одному источнику;

- писать сочинение с элементами художественного описания природы и трудовых процессов на основе воображения или по картине;

- создавать сочинение-рассуждение на материале своего жизненного опыта;

- создавать текст на официально-делового стиля в жанре заметки в газету;

- строить письменные и устные высказывания научного стиля на лингвистическую тему;

- совершенствовать содержание и языковое оформление собственного высказывания.

Проект содержит следующие модули для развития коммуникативной компетенции учащихся.

1. Модуль «Анализ текста»

2. Модуль «Воспроизведение, трансформация и информационная переработка текста».

3. Модуль «Создание собственных текстов»

4. Модуль «Диагностика»

Программа проекта реализуется в процессе учебных занятий.

В учебнике «Русский язык. 7 класс» Т.А. Ладыженской более 100 упражнений, содержащих в себе текст. Номера этих упражнений указаны в приведенной ниже таблице (1 столбик). При выполнении этих упражнений можно отрабатывать навыки анализа текста. Во втором и третьем столбике указаны виды творческих работ учащихся, предусмотренные программой.

Работа с текстом

Анализ текста

Создание вторичного текста

Создание собственного текста

Пар. 1, упр 2, 4, 8, 9.

Пар. 3, упр. 13, 14,16

Пар. 4, упр. 17, 18, 21, 22.

Пар. 5, упр. 24.

Пар. 6, упр. 28, 29, 30, 36, 40

Пар. 7, упр. 45, 46, 47, 48.

Пар. 8, упр.  50. (текст, стили литературного языка)

Пар. 9, упр. 56.

Пар. 10, упр. 59, 60, 61, 63 (публицистический стиль)

Пар.13, упр. 78, 79, 80, 81, 82.

Пар. 15, упр. 89.

Пар. 16, упр. 94.

Пар. 21, упр. 120.

Пар. 22, упр. 124, 128.

Пар. 24, упр. 132, 136.

Пар. 25, упр.148, 149, 155, 157, 158.

Пар. 30, упр. 184.

Пар. 31, упр. 189, 190, 193

Пар. 32, упр. 198, 199, 200, 201.

Пар. 33, упр. 203.

Пар. 34, упр. 213, 214.

Пар. 35 упр. 216, 218.

Пар. 36,упр. 224, 226.

Пар. 39, упр. 237, 238.

Пар. 43, упр 259.

Пар. 44, упр. 269, 272.

Пар. 45, упр. 279

Пар. 46, упр. 283.

Пар. 48, упр. 288.

Пар. 50, упр. 300.

Пар. 51, упр. 304.

Пар. 52, упр. 305, 306, 311.

Пар. 54, упр. 313, 315, 317.

Пар. 55, упр. 320.

Пар. 58, упр. 332, 333.

Пар. 60, упр. 342, 343.

Пар. 61, 344, упр. 350, 353, 355.

Пар.  62, упр. 358.

Пар. 63, упр. 360.

Пар. 64, упр. 368, 373.

Пар. 65, упр. 377.

Пар. 66, упр. 383.

Пар. 68, упр. 399, упр. 408, 412.

Пар. 70, упр. 421.

Пар. 73, упр. 423.

Пар. 75, упр. 433, 434.

Пар. 76, упр. 439.

Пар. 77, упр. 443, 445.

Пар. 78, упр. 451 – 45.

Пар. 79, упр. 454, 455, 459, 461, 463, 464.

Изложение с изменением формы действующего лица с элементами описания внешности человека.

Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. (Упр. 77, 129)

 Выборочное

изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»  Упр. 130

Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы С ним знакомы» У. 145-146

Описание внешности человека.

Подробное изложение с эле ментами сочине ния Упр. 248

Знать композицию рассказа, порядок следования частей рассказа.

(Р) Сочинение- рассказ на ос нове картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. У. 187

Рассказ по картине.

Сжатое изложение с описанием состояния природы. (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») Упр. 281

Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег») У. 211

Сочинение-рассуждение на тему “Прозвища” У. 217

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям

Описание действий чело века по картине Е. Н. Широкова

«Друзья»

Упр. 249

Сочинение на лингвистическую тему Упр. 282 (сочинение – рассуждение)

 Рассказ-ре портаж на ос нове увиденного на картине (А. В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному на чалу.  Упр. 307

Сочинениерассуждение на дискуссионную тему «Книга наш друг и советчик»

Упр. 343

Сочинение  рассказ с использованием

сюжета картины (К Ф. Юон«Конец зимы. Полдень»)

Упр. 382

Сочинение-

рассказ по данному сюжету I Упр. 402

Контрольное сочинение на предложенную тему I Упр.428

Сообщение как разновидность повествования.

Анализ текста

Анализ текста необходим для выполнения работы, связанной с трансформацией текста – от редактирования до изложения. Работа, связанная с анализом текста является ступенью для создания собственных текстов. Анализироваться может целый текст или его элементы. Может проводиться сопоставительный анализ двух или нескольких текстов разного типа или стиля.

        Помимо образцовых текстов к анализу могут привлекаться необразцовые (тексты, содержащие ошибки  недочеты). Ученики начинают видеть причины языковых неудач и учатся анализировать собственный текст.

        На уроках целесообразно использовать схемы-памятки для анализа текстов разных типов речи.

Памятка для анализа текста-описания

  1. Найдите начало текста.
  2. Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость признаков, зависимость выбора от стиля речи, порядок указания признаков, целесообразность этого порядка).
  3. Найдите окончание описания.
  4. Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю речи.
  5. Определите, есть ли в описании элементы других типов речи. Каково их значение?
  6. Назовите средства связи слов и частей текста.
  7. Охарактеризуйте языковые средства.
  8. Сделайте общий вывод об описании.

Памятка для анализа повествовательного текста.

  1. Назовите главные особенности типа речи – повествования.
  2. Определите стиль речи.
  3. Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, сказка).
  4. Укажите тему. Что можно сказать о полноте ее раскрытия?
  5. Назовите идею.
  6. Определите, от какого лица ведется повествование (от 1-го,от 3-го).
  7. Назовите основные действия и порядок их указания.
  8. Выделите основные части текста (составьте план).
  9. Найдите окончание текста. В чем его особенности? (Нейтральное указание на последнее действие? Эмоциональное указание на последнее действие? Вывод? Призыв к размышлению?)
  10. Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой, идеей.
  11. Объясните особенности использования языковых средств.
  12. Составьте заключение по характеристике текста.

Памятка для анализа текста-рассуждения.

  1. Выделите части текста. Как они связаны?
  2. Найдите введение. Определите его значение.
  3. Выделите тезис. Охарактеризуй его соответствие теме, особенности его формулировки.
  4. Найдите доказательства, определите, достаточно ли их? Что они собой представляют (суждение, умозаключение, факт, чужое высказывание)?
  5. Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к восприятию вывода; соответствие вывода тезису.
  6. Охарактеризуйте заглавие текста, отражение в нем темы, идеи, соответствие заглавия типу речи, стилю речи.
  7. Рассмотрите языковые средства.
  8. Сделайте общий вывод по анализу текста.

Для анализа и создания текстов целесообразно предложить таблицу описания функциональных стилей, которая поможет учащимся определить, к какому стилю относится анализируемый текст.

Анализ образцов позволяет создать словарь по определенной теме, например, «портретный словарь».  Выборка «портретной» лексики и запись ее в тетради по развитию речи на начальном этапе проводится коллективно — ею завершается анализ соответствующего текста. Желательно организовать собирание этой лексики по определенным подтемам, например: лицо (форма, цвет, выражение); глаза, взгляд, взор; брови; улыбка; губы; лоб; нос; волосы; осанка, фигура, рост; походка; руки; одежда; общее впечатление, вид, оценка.

Примерно такой словарь могут составить ученики только на основе текстов упражнений учебника.

Лицо

Смуглое, круглое; загорелое; белое как снег; загорелое золотистым загаром; продолговатое; улыбающееся; заросшее щетиной; широкое, большеносое; краснощекое; конопатое; усеянное веснушками.

Глаза, взгляд, взор

Ясный, умный взор; небольшие, темные глаза; бегающие, карие; длинные ресницы; любящий взгляд; прямой добрый взгляд; светлые, добрые, широко расставленные, прищуренные, голубые глаза; испуганные; бутылочного цвета с рыжеватым отливом; пушистые рыжие ресницы.

Брови

Нависшие; сморщенные; тонкие, высокие; белесоватые, насупившиеся; вечно нахмуренные.

Лоб

Белый, как слоновая кость; высокий с двумя буграми.

Улыбка

Расплылась по морщинкам, необычная, смущенная.

Нос

Слегка вздернутый; прямой, с легкой горбинкой.

Волосы

Черноволосые; темно-русые с проседью, густые; русые; белокурые, пепельного цвета; тщательно причесанные; длинные; растрепаны; гладко причесаны; черноголовый; огненно, ярко-рыжие.

Осанка, фигура, рост

Важная осанка; худощавый, стройный; длинный; высокий, толстый; небольшого роста, изящно сложенная, как выточенная; приземистый; худенький; долговязый.

Походка

Медлительная; слегка прихрамывающая.

Руки

Мягкие, белые.

Одежда

Одевающаяся по моде; в туфлях на босу ногу; пиджак; распахнутый ворот рубашки; измятая фуражка, ботинки не чищены, хлястик оторван...

Действия

Отставив ногу назад, слегка согнувшись, разыграв комбинацию, живо реагируя, прикрыв ворота, внезапно притормаживая, меняя направление, резко рванувшись с места, подхватив мяч, получив пас на выход, забив гол, завладев мячом; атаковать ворота, начиная длинный разбег и др.

Общее впечатление, вид, оценка

Приятное (лицо), ослепительная (красота), довольно красивый; ничего не выражающее лицо; недурна собой; выражение лица было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоумения перед собственной грустью; отталкивающий вид.

Этот словарь дополняется (в процессе коллективной работы и самостоятельно) на основе изучения программы по литературе и на основе внеклассного чтения. Проводя эту большую словарную работу, учитель должен стремиться к тому, чтобы дети не просто записывали слова и выражения, но чтобы вместе с этим они уясняли, уточняли значение слов, осознавали целесообразность, каждого из употребленных писателем речевых средств. Глаза пана Тыбурция, «сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно»,— пишет В. Г. Короленко. И это понятно: его герою, сильному и умному человеку, жилось очень тяжело. Плутовские глаза Мишки-Нахаленка (из рассказа М. Шолохова) похожи на «нерастаявшие крупинки речного льда», так как они голубые и высматривают «из узеньких прорезей». Нужно, чтобы учитель не только систематически следил за тем, как ученики пополняют свои словарики, но и требовал объяснений, почему они решили «взять на карандаш» то или иное слово или выражение, чем оно привлекло их внимание и обогатило (см. упр. 81, 82, 94).

Желательно, чтобы анализ текста давался учащимися в форме связного развернутого ответа. Поэтому полезно вначале дать образец такого высказывания. Например, упр. 78: «В этом отрывке описывается парень лет семнадцати. Ю. Нагибин описывает в герое то, что невозможно было не заметить с первого взгляда: «парень был огненно, немыслимо ярко-рыж» и очень конопат. Именно эти особенности внешнего облика героя и раскрываются дальше в описании. Это прежде всего веснушки «разных видов и мастей», а затем уже глаза бутылочного цвета с рыжеватым отливом и рыжие пушистые ресницы. Именно эти детали позволяют писателю сказать в заключение: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце». В тексте много слов, обозначающих золотисто-рыжеватый цвет: огненно, немыслимо ярко-рыж; по золотистому фону конопушек; глаза с рыжеватым отливом; рыжие ресницы. Аналогично анализируется текст упр. 79.

Прежде чем ученики научатся самостоятельно анализировать тексты, на уроках уместно использовать клише.

Упражнение 1

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

  Я ц..ню книгу. Без книги (не)мыслю н.. жизни н.. работы. Каждая прочита(н,нн)ая кгина непр..сенно дает толч..к для работы раздумий оставляет след в душе. Это одна из форм разговора с умным человеком когда р..ждаются новые мысли, очень важные, пр..ясняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш..ся и как писатель и как человек. Потому что чтение для меня (не)обходимо имеет просто практическое значение. Писатель для меня- это собеседник, в споре ли,в согласи.. с которым пр..ясняются собстве(н,нн)ые мысли, занов.. раждаются и углубляются.

                                                                 (Ф.Абрамов)

  1. О чем говорится в тексте?
  2. Выделите ключевые слова.
  3. Каким чувством наполнены слова в этом тексте.
  4. Какую главную мысль выражает автор.
  5. Напишите текст по клише.

«Книга - это волшебница. Книга преобразила мир»- вот слова известного ученого Морозова. И действительно, сколько пословиц, стихотворений, высказываний посвящено_______________________________________________.

Но странное дело, каждый, кто обращается к этой теме, находит свои___________слова, чтобы высказать (безграничную, глубокую, верную, горячую) любовь и преданность к________.

Упражнение 2

  1. «_____________________________?» - эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор в своем тексте.
  2. В своем тексте автор ставит (острую, злободневную, важную, актуальную.) проблему - ________________________________.
  3. «_________________________________________» - так можно сформулировать главную мысль этого текста.
  4. На первый взгляд, эта бесхитростная история лишена глубокого смысла… Но за этой простотой скрывается искреннее и глубокое чувство автора, благодаря чему рассказ обретает удивительную художественную силу. (Но этот внешне незатейливый рассказ содержит в себе картину огромной обобщающей силы).
  5. ______________! Сколько написано об этом! Но этой, казалось бы, избитой теме автор придает новое звучание.
  6. Автор рассказывает ( показывает нам; раскрывает перед нами; погружает нас) о (в)_________________
  7. _________________________________ - этот призыв, обращенный  к сердцу читателя, звучит в тексте.
  8. Автор не обличает, не критикует, не высмеивает, он терпеливо просит нас беречь то, что нам передали наши отцы.
  9. Далеко не сразу понимаешь, что это не просто живописная картина, а страстное воззвание к нашей душе, к нашей совести.

  Укажите речевые клише, которые можно использовать для формулирования

А) темы_____________________________________________

Б) главной мысли_____________________________________

Упражнение 3

 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

  Земля на которой мы выр..стаем основа всех начал и всех понятий. Крепко связа(н,нн)ы мы с землей вск..рмившей нас и если по каким(то) причинам связь эта нарушае(т,ть)ся то на душу л..жи(т,ть)ся т..жкий камень ибо нет (н..) чего страшнее чем тоска по Родине. Какие ассоциации рождает она в нашем сознании?   Размышляя таким образом (не) вольно задумываеш..ся о том всегда (ли) мы относ..мся сердечно к тому что окружает нас и понимаеш..  что к сож..лению (не) всегда  Нельзя потребительски думать что пр..дет новое утро и земля будет так(же) прекрас..на. ведь только от нас завис..т сохр..нение ее первозда(н,нн)ой красоты.

Используя речевые клише, сформулируйте основную тему и главную мысль

        При анализе текста возможно использование схемы композиции текста-рассуждения.

Схема композоции текста-повествования.

                                                 кульминация

        развитие        спад

        действия                          действия

завязка                        развязка

Воспроизведение, трансформация и информационная переработка текста

Воспроизведение, трансформация и информационная переработка текста имеют и самостоятельную ценность, и вспомогательную ценность как ступень формирования умения создавать собственные тексты. Основными видами информационной переработки текста являются составление плана, конспекта, тезисов текста.

При конспектировании учащийся пользуется фразами готового текста, избирая наиболее важные из них. Главная задача при составлении конспекта заключается в том, чтобы сократить текст до минимального информативно значимого объема. Нецелесообразно конспектировать текст по мере его прочтения; следует сначала прочитать весь текст, понять его тему и идею, найти опорные фразы. Для этой работы хорошо применять прием, возможный только при работе с собственным учебником, - подчеркивание в тексте главного.

При составлении тезисов степень компрессии текста и отхода от авторских формулировок выше, чем при конспектировании. Тезисы предполагают более четкое структурирование текста.

План является наиболее сжатой формой переработки текста и почти всегда содержит собственные формулировки его составителя, то есть наиболее далеко отстоит от исходного текста. Учащиеся составляют простой и сложный план текста.

К методам трансформации относятся следующие виды заданий:

  1. синонимические замены слов и синтаксических конструкций;
  2. улучшение (исправление речевых ошибок и недочетов) негативного текста;
  3. составление текста из разрозненных предложений;
  4. группировка предложений в абзацы;
  5. распространение исходного текста;
  6. сжатие (сокращение исходного текста;
  7. редектирование собственного текста;
  8. озаглавливание текста и его частей;
  9. введение в текст цитат;
  10. утный или письменный пересказ текста.

Воспоизведение текста имеет устную форму – пересказ и письменную – изложение. Изложение является традиционным методом по развитию речи учащихся. Классификация изложений происходит по разным основаниям.

  1. Подробные и сжатые (объем).
  2. Полные, выборочные или дополняющие исходный текст (содержание).
  3. Изложения, написанные с опорой на прочитанный или услышанный текст (способ восприятия).
  4. Знакомый или новый текст (степень знакомства).
  5. Повествование, описание, рассуждение (характер текста).
  6. Обучающие и контрольные (цель проведения).

В 7 классе учащися выполняют все виды изложений. Особенную сложность вызывают выборочные и сжатые изложения.

Выборочное изложение (упр 130 отрывок из рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»)

На подготовительном этапе учитель организует процес информационной переработки текста, а именно -  выборку материала к изложениям по темам «Отец», «Сын».

Ученики знакомятся с текстом предстоящего изложения и самостоятельно делают выборку материала (желательно распределить задания по рядам). Возникают такие записи:

Отец.

Мужчина — высокий, сутуловатый
Приглушенный бас
Большая черствая рука
Тощий вещевой мешок
Защитные летние штаны
Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью
Большие темные руки
Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской
Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан
Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена
Новые солдатские ботинки
Плотные шерстяные носки изъедены молью

        Мальчик.

Лет пяти-шести
Глаза светлые, как небушко
Розовая холодная ручонка
Белесые бровки
Мальчик одет просто, но добротно
Длиннополая куртка, подбитая легкой, поношенной цигейкой
Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на рукаве курточки

На этапе систематизации знаний учитель организует работу по группировке отобранного материала. Вопросы учителя:

- Что в записанных материалах следует сгруппировать?

- В какой последовательности лучше использовать данный материал?

К изложению «Отец» надо сгруппировать материал, относящийся к описанию рук и описанию одежды (делаются необходимые отметки). К изложению «Мальчик» следует сгруппировать то, что относится к описанию глаз (бровей). Обсуждается последовательность использования материала.

Записывается схема описания: к изложению «Отец»: 1) рост, фигура; 2) руки; 3) глаза; 4) голос; 5) одежда; к изложению «Сын»: 1) возраст; 2) глаза; 3) руки; 4) одежда.

Определение основной мысли изложения, обсуждение возможного начала.

М. А. Шолохов в самом начале своей повести «Судьба человека» знакомит нас с двумя основными героями. Один из них, судя по деталям портрета,— бывший фронтовик, много переживший за свою жизнь человек (вспомним глаза его с «неизбывной смертной тоской»); другой — трогательно доверчивый мальчик, о котором кто-то по-матерински заботится.

Возможное начало изложения (на выбор):

1) Один из героев повести М. А. Шолохова «Судьба человека» — высокий сутуловатый мужчина...

2) На первой странице повести «Судьба человека» мы знакомимся с двумя ее основными героями. Один — это... и т. д.

Сжатое  изложение с элементами сочинения

Знакомство со способам сжатия текста осуществляется на педыдущих уроках. Отрабатываются отдельные приемы сжатия текста, к моменту написания сжатого изложения учащиеся владеют необходимыми навыками.

 1. Исключение:

• исключение повторов;

• исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена гипонимов гиперонимом;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Изложение пишется по тексту К. Паустовского «Обыкновенная земля» (упр. 281)

Анализ текста по памятке

Выделение микротем:

  1. Прелесть Мещерского края.
  2. Стога сена.
  3. Сосновые боры.
  4. Лесные озера.
  5. Звуки.
  6. Милый сердцу край

Сжатие текста по частям, соответствующим микротемам.

Исходный текст

Сжатый текст

Способ сжатия

В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как и картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и неземетное на первый взгляд разнообразие русской природы.

В Мещерском крае заключена вся прелесть русской природы.

Упрощение (слияние нескольких предложений в одно)

Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озера, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло ввсю зиму.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается иеем,как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу. Будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.

Там можно увидеть луга, боры. озера, стога, в которых мне приходилось ночевать  в октябре, укрываясь от холодного дождя и ветра.

Исключение (исключение предложения, уточняющих и поясняющих конструкций)

Упрощение (слияние нескольких предложений в одно)

В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо. Что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко. Почти за километр. Но такая тишина стоит только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещерском крае тишина стоит только в безвертенные дни, а в ветер леса шумят великим океанским шумом.

Исключение одного предложения

Упрощение (слияние нескольких предложений в одно)

В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

В Мещерском крае можно увидеть лесные озера, обширные болота, одинокие избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и звезды.

Исключение (исключение уточняющих и поясняющих конструкций)

Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов. Вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петехов да колотушку деревенского сторожа.

В Мещерском крае можно услышать крики птиц, вой волков. шорох дождей, вечерний плач гармоники, а по ночам – колотушку деревенского сторожа.

Обобщение (замена однородных членов обобщающим наименованием)

Упрощение (слияние нескольких предложений в одно)

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче. Разнообразнее, милее сердцу. И, наконец. Наступает время. Когда каждая ив над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой. Когда о ней можно рассказывать удивительные истории.

С каждым днем этот край делается асе богаче, милее сердцу.

Исключение нескольких предложений.

Создание собственных текстов

Конечной задачей уроков по развитию связной речи является создание учащимися собственных устных и письменных высказываний – текстов.

Начальный, доязыковой этап создания текста – определение темы и основной мысли высказывания. При подготовке высказывания необходимо оценить ситуацию общения, сферу применения речи. На этом же этапе производится отбор материала к высказыванию, который предполагает фиксировать свои наблюдения. Собранный материал подлежит систематизации – отбору и группировке значимого для раскрытия темы. Основным приемом систематизации материала служит составление плана высказывания. План должен соответствовать теме и отражать основную мысль сочинения. После этого приступают к созданию текста на черновике. Далее текст подлежит редактированию.

Анализу написанных сочинений посвящают целые уроки, в которых учитель разбирает как удачи, так и неудачи, комментируя последние.

Е.И. Никитина предлагает памятки по подготовке к сочинению.

Как работать над сочинением.

  1. Конкретизируйте тему (если это необходимо), определите основную мысль сочинения.
  2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.
  3. Соберите или отберите необходимый материал.
  4. Определите, какой тип речи будет основным в вашем сочинении.
  5. Подумайте об особенностях стиля сочинения.
  6. Составьте план.
  7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепи шите его.

Сочинение – описание внешности.

      Это сочинение подводит некоторый итог работы над описанием внешности. К моменту проведения урока у учеников должен быть накоплен:

а) опыт анализа текстов, представляющих собой описание внешности, наблюдения за тем, что и как — в зависимости от замысла автора — дается в таких описаниях (упр. 78, 79, 80);

б) «портретный» словарь. Учитель подчеркивает, что две-три яркие, характерные детали в описании важнее, чем подробное описание всего подряд.

        На этапе подготовки к сочинению эффективны следующие упражнения.

  1. «Отгадывание» литературных героев. Учитель читает описание внешности известных учащимся литературных героев. Учащиеся должны сказать, кто описан, кем, в каком произведении; что помогло им узнать героя. Для этой работы могут быть использованы самые различные материалы. Делается вывод, что читатель запоминает в описании внешности героя яркое, индивидуальное, особенное, характерное.

      Дети вспоминают, что они уже знают о деловом и художественном описаниях, их особенностях (см. упр. 81).

      2. Анализ сочинения с недочетами. Переработка сочинения.

Девочка у окна

      У окна стоит девочка. О чем-то задумавшись, она смотрит вдаль. Эта девочка мне незнакома. Ее глаза черные, похожи на каштаны, и большие.
      Брови похожи на крылья летящей птицы.
      Лицо розоватое, алые губы плотно сжаты.
      Ресницы длинные. Длинные черные волосы заплетены в одну косу. На косе большой белый бант. Одета она в коричневую юбку и бело-розовую кофту.
      Девочка красива.

Вопросы для анализа

      Сформулировал автор основную мысль? (Да, девочка красива.)
      Что помогает ему эту мысль раскрыть? (Описание больших глаз, похожих на каштаны (очевидно, все же глаза карие, а не черные); бровей, похожих на крылья летящей птицы; описание лица, длинных ресниц, черных волос, заплетенных в косы.)
      Что можно опустить, поскольку не помогает автору решить его задачу?
      (Упоминание об одежде — эта деталь ничего не прибавляет к раскрытию мысли о красоте девочки.)
      Очевидно, главная красота в лице этой девочки —глаза. Как лучше сгруппировать материал, относящийся к описанию глаз? Достаточно ли ярко они описаны? (О глазах, бровях, ресницах надо сказать сразу, а о цвете лица — отдельно, лучше в самом начале сочинения; очевидно, надо больше описать сами глаза, их выражение.)

      После проведенного анализа ученики записывают сочинение в исправленном виде.

      3. Уточнение темы сочинения (упр. 146). Ученики знакомятся с заданием упражнения, обсуждают тему предстоящего сочинения и подсказанные в задании подходы к раскрытию темы.

Внешность моего сверстника.
(Определить, кого именно я буду описывать.)

Что я могу показать, например:
1) Все примечательное во внешности.
2) Как выглядит Х в какое-то определенное время, когда возбужден, отдыхает и т. д.
3) Во внешности Х особенное — это...
4) Внешность Х обыкновенна...
5) Мой товарищ обаятелен (неприятен) и т. д.
6) Задание на дом: упр.  146.

      Собранные учениками материалы обсуждаются в течение 3–4 уроков. Материалы, подготовленные слабыми учениками, желательно проверить.        

     4. Составление набросков к устному (или письменному) высказыванию на тему «Один из нас». Задача работы — создать краткое портретное описание одного из присутствующих в классе так, чтобы можно было сразу угадать, о ком идет речь. Можно описать что-то одно, наиболее яркое, характерное: как человек ходит, разговаривает, отвечает урок, пишет, читает и т. д. Составленные учащимися наброски (или устные высказывания) обсуждаются: действительно ли удалось отметить самую «говорящую» деталь, отвечает ли высказывание поставленной задаче. Например: «Один из нас — это довольно высокий, худощавый юноша, главная примечательная черта которого — густые, вьющиеся темно-русые волосы (такие бы волосы любой девушке) и большие черные-пречерные глаза, которые почему-то всегда блестят». По этому описанию ученики сразу назвали «оригинал».

      Разумно сосредоточить внимание учащихся на описании одной и той же детали, например улыбки, походки у разных учеников, или, наоборот, сопоставить описание одного и того же лица разными авторами. Это позволит сделать вывод о значении наблюдательности и об умении передать свои впечатления. Так, например, сравнивается описание улыбки: у одной девочки, когда она улыбается, лицо преображается — расширяются зрачки, рот растягивается до ушей, обнажаются белые зубы; другая улыбается чуть-чуть, но так заразительно, что трудно не улыбнуться в ответ, и т. д.

В связи с этой работой важно подчеркнуть, что не всегда лицо — зеркало души человека. Не случайно существует изречение: «Внешность обманчива». Рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» (упр. 80) иллюстрирует как раз эту мысль. Чтение и пересказ рассказа будут иметь большое воспитательное значение: дети зачастую только по внешнему виду и потому ошибочно судят о характере своих сверстников (толстый, неповоротливый значит, по их мнению, ленивый, трус; сильный физически значит смелый, хороший товарищ и др.).

Создание первого варианта сочинения (Упр. 146) Учитель напоминает детям о тех описаниях внешности, которые раньше анализировались в классе, и о портретных словарях. Все эти материалы должны помочь в создании сочинения. Он обсуждается в течение 3—4 уроков, или организуется взаимопроверка. Вопросы для анализа сочинения: есть ли в сочинении замысел и удалось ли его реализовать? Что в связи с этим следовало бы опустить, а что — расширить? Достаточно ли стройно сочинение (за счет чего его можно сделать более последовательным)? Что понравилось и что не понравилось в языке сочинения?

Сочинение по личным наблюдениям «Вы с ним знакомы» (Упр. 145, 146) – проверочное по теме «Описание внешности человека»

        

Сочинение – описание действий, изображенных на картине.

      Рассказ по картине С. А. Григорьева «Вратарь» (упр. 187).

      Этому уроку предшествует работа по накоплению словаря на тему «Футбол», начало которой может быть связано с выполнением упр. 166, 180, 185, 186 (в разделе «Деепричастия»).

      В тетрадях по развитию речи ученики записывают (начиная с упр. 166) материал к будущему сочинению (упр. 187), о котором учитель также сразу предупредит учеников.

      В процессе изучения «Деепричастий» и «Наречий» у учащихся возникает такой, например, словарь:

Позы играющих и их действия

      Отставив ногу назад, слегка согнувшись, разыграв комбинацию, живо реагируя, прикрыв ворота, внезапно притормаживая, меняя направление, резко рванувшись с места, подхватив мяч, получив пас на выход, забив гол, завладев мячом; атаковать ворота, начиная длинный разбег и др.

 

Синонимы

      Броситься
      кинуться
      метнуться
      устремиться
      ***
      Быстрый
      торопливый
      стремительный
      проворный
      ***
      Внимательно
      сосредоточенно

Так как картина С. А. Григорьева доступна по своему содержанию для семиклассников, которые уже владеют некоторыми знаниями и умениями искусствоведческого характера, желательно предложить часть задания упр. 187 на дом, а именно: составить и записать материал к описанию картины, руководствуясь рекомендациями, данными в упражнении.

      В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек и т. п. Если в этом есть необходимость, учитель записывает подобные слова на доске.

Составление плана описания картины. Вначале ученики называют основные подтемы рассказа, например: 1) место и время действия; 2) спортсмены; 3) зрители; 4) художник и его картина. Учитель подчеркивает условность названной ими последовательности описания и возможность иного построения рассказа, например может начать с сообщения о художнике, потом описать спортсменов, затем зрителей, в конце — время, место действия и т. д. После этого учитель предлагает превратить схему описания в план, т. е. конкретизировать каждый пункт схемы, сделать его более содержательным. Обсуждается каждая формулировка. Например, место и время действия: как сказать более точно, стараясь отразить замысел художника? («На пустыре в теплый осенний день» или «На окраине города в начале осени».)

      В итоге такой работы ученики записывают (самостоятельно) план описания картины, например:

      1) За домом в погожий осенний день.
      2) Бесстрашный вратарь и его помощник.
      3) Зрители «болеют» по-разному.
      4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

      Аналогичная работа может быть проведена по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа». К этому сочинению тематически примыкает репортаж на спортивные темы, с которым учитель может познакомить учащихся при наличии времени. Главное в спортивном репортаже — описание действий. Но чтобы воссоздать картину происходящего на спортивной арене, чтобы читатель (или слушатель) мог по репортажу наглядно представить себе, как протекали действия, стать как бы их очевидцем, автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, говорить (писать) так, чтобы каждый читатель «увидел» действия, описываемые в репортаже.

Работу над репортажем можно начать с упражнения, текст которого можно изложить в форме репортажа. Эта работа подготовит детей к самостоятельным репортажам с места событий — на темы школьной (в том числе и спортивной) жизни.

Сочинение-описание действий по наблюдениям.

Подготовка начинается со сбора учащимися материала к описанию работы, которую выполняет кто-либо из взрослых. С этого момента организуются поиски текстов с описанием трудовых процессов, анализ этих текстов, подбор пословиц и поговорок на тему «Работа, труд, мастерство» и составление словаря к будущему сочинению-описанию.

      Примерные вопросы для анализа:

      Какой именно трудовой процесс описывает автор?
      Какова последовательность описываемых действий?
      Какое это описание — деловое или художественное? Какова его задача?
      Какие речевые средства помогают автору решить ее?

      Характеризует ли данное описание человека, производящего действие? Если характеризует, то как?

      Что полезно было бы взять из этого описания в наш словарь?

      В процессе этого анализа семиклассники вспоминают, как строятся деловое и художественное описания, в чем их особенности. При этом большое внимание уделяется оценочной лексике (в том числе оценочным наречиям), с помощью которой можно охарактеризовать действие. В связи с изучением наречий в тетрадях учащихся возникают такие, например, записи:

Хорошо

      делать складно, ладно, споро
      аккуратно, опрятно, умело
      прочно, крепко (пришить)
      наточить остро-преостро
      выполнить точь-в-точь
      приняться ретиво, усердно,
      старательно вытереть,
      чистить быстро, осторожно 
      и т. д.

Плохо

      делать нескладно,
      неладно, неспоро
      неаккуратно, неопрятно,
      неумело,
      непрочно, некрепко (пришить)
      выполнить кое-как, небрежно,
      неточно
      приняться лениво чистить,
      медленно и т. д.

      Слова с трудным написанием: инструменты, отверстие, стружки, стамеска, конвейер, агрегат, самосвал, бетономешалка и др.

      Нужно обратить внимание на предупреждение недочетов. При описании действий важно хорошо знать те конкретные действия, из которых слагается определенное дело, рабочий процесс; нужно знать, что за чем следует, какова последовательность отдельных действий, надо знать наименование материалов, инструментов (если пишешь о том, чем сам не занимаешься).

 Уточнение темы предстоящего сочинения (упр. 240). Учащиеся читают задание к упр. 240. Обсуждается, формулируется и записывается общая тема (как кто-то что-то делает), ее возможная конкретизация, возможные подходы к ее раскрытию. Возникает, например, такая запись:

Тема

Как кто-то что-то делает.
(Художественное описание)

 

Возможные подходы к ее раскрытию

      Ловко, споро, умело (мастерит, убирает...)
      Увлеченно, с удовольствием (лепит, рисует...)
      По обязанности, нехотя (ремонтирует, готовит...)
      Старательно, осторожно (учится что-то делать и т. д.)

      Учитель подчеркнет, что учащиеся должны прежде всего, как это ясно из задания упражнения, определить, какой именно трудовой процесс они будут описывать. Это поможет определить свой замысел, подход к раскрытию темы.

         Обсуждение словарных записей к предстоящему сочинению. Ученики читают и комментируют имеющиеся у них записи, самостоятельно вносят дополнения, исходя из возможной темы их будущего сочинения.

Анализ сочинений с недочетами 

         Задание на дом (на 3–5 дней): упр. 240. Определить тему и собрать материал, который учитель просматривает, если почувствует в этом необходимость. Сочинение ученики пишут в классе или дома — по усмотрению учителя

Сочинение-рассуждение.

      Умения, приобретенные учащимися в процессе работы над сочинениями-рассуждениями на дискуссионные темы, имеют большое значение для их дальнейшей самостоятельной деятельности. Практическое участие в производстве материальных ценностей и в общественной жизни невозможно без умения вести спор, доказывать справедливость своих суждений или убедительно и тактично опровергать противоположные суждения. Воспитание этих умений и является целью обучения рассуждению на дискуссионные темы.

      Учебник дает возможность провести следующую работу над сочинениями-рассуждениями:

      1. Закрепление приобретенных ранее умений. Анализ текстов, представляющих собой рассуждения.
      2. Знакомство с «обратным» доказательством в сочинении-рассуждении на дискуссионную тему.
        
Знакомство с «обратным» доказательством. Учитель предлагает найти в учебнике геометрии теорему-рассуждение на научную тему. Строится это рассуждение как любое другое; в нем есть тезис, то, что утверждается, сама теорема; доказательства и вывод. Рассмотрим последние две части: какими словами начинается доказательство? («Допустим противное».) А именно? («Прямые а и б не параллельны».) Как развивается дальше это предположение, допущение? («Это значит, что...») Это развертывание доказательств приводит к абсурду: делается ясным, что «допущение невозможно» (по аксиоме параллельных). Отсюда вывод: «Значит, допущение неверно, и потому а || б». Вывод введен словом значит.

      При доказательстве этой теоремы был использован не прямой, а обратный способ доказательства, иногда его называют доказательством от противного. Найдем еще такого же типа доказательство. Какими словами оно вводится? Какие языковые средства используются при переходе к выводу? «Предположим противоположное тому, что требуется доказать, т. е. что...», «что противоречит условию...», «следовательно, предложение о... неверно». «Значит, более...» Такого типа доказательства используются и в рассуждениях на жизненные темы. При этом, в отличие от геометрических доказательств, нередко ставится задача не только доказать правильность какого-либо суждения, но и воздействовать на чувства своих читателей (слушателей). Поэтому используются иные языковые средства.

 Упражнения в использовании приема доказательства от противного.

         Учитель записывает на доске одну-две темы, например: «Что важнее в учебе —трудолюбие или способности?», «Верно ли, что главное для спортсмена — это вежливость?». Ученики должны дать устно или письменно ответ на поставленный в теме вопрос. Так, на вопрос первой темы ученики могут дать такие ответы: 1) важнее трудолюбие; 2) важнее способности; 3) одинаково важно и то и другое. Учитель установит, как его ученики собираются ответить на дискуссионный вопрос, затем предложит каждому обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательство. Какими словами может оно начинаться? Допустим, что... Предположим противное... Если бы... Представим, что... и т. д. (Желательно записать эти выражения на доске.)

      Два-три доказательства (различных по содержанию) обсуждаются. Например:

      1. Я считаю, что важнее в учебе — трудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее — способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный, и правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, трудолюбие важнее.
      2. Мое мнение: важнее всего в учебе — способности.
Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые ученики учились бы на «4» и «5». И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше «3» не получаю. (В данном случае предположение введено с помощью союза 
если.)

      Обсуждая подобные доказательства, учитель обращает внимание на их развернутость, убедительность, логичность, речевое оформление. Приведенные выше доказательства, построенные на анализе своего школьного опыта, убедительны, хотя второе из них больше доказывает выдвинутый тезис, что в учебе важны и трудолюбие, и способности.

В целях подготовки к сочинению о спортсменах, а также для тренировки учащихся в умении строить доказательства (в том числе и обратные) можно использовать упражнения на редактирование. Так, разбирая недостатки сочинения, учитель предложит привести пример, соответствующий тезису («грубиянов в команду не берем») и иллюстрирующий грубое поведение игроков во время игры в ручной мяч (именно грубость, а не разболтанность), а затем пусть ученики воспользуются обратным доказательством: предположим (допустим) противное, что команда состояла бы сплошь из грубиянов (или что в команде завелся хотя бы один грубиян и т. п.).

      Работа учащихся над сочинением (упр. 343).

      Ученики знакомятся с текстом упражнения и с темой рассуждения «Правильно ли, что чтение — роскошь?». Затем учитель предлагает подумать над тем, как можно начать это сочинение? (С прямого ответа на вопрос; с мнения одного из героев романа И. А. Гончарова — именно оно приведено в тексте упражнения; с «выдуманного» диалога о пользе чтения между ребятами и т. д.)

      Во всех случаях, подчеркнет учитель, важно: 1) определить основную мысль (тезис) своего рассуждения; 2) подобрать убедительные доказательства и определить последовательность их использования; 3) подумать о том, нужен ли вывод, и сформулировать его (если он нужен). Главное — уметь привести веские доказательства в пользу своего мнения, при этом они могут быть различными по существу и по форме (не только обратные — от противного). «Что же это могут быть за доказательства?» — спросит учитель. (Примеры из своей жизни и жизни других людей; примеры из книг; высказывания авторитетных людей по затронутому вопросу; пословицы; различные рассуждения.) Сочинение должно быть написано так, чтобы читатель почувствовал заинтересованность автора, проникся его убежденностью.

      Вместо этого сочинения учитель может предложить другое, более актуальное по тематике для данного конкретного коллектива, например: «Может ли жадный человек быть хорошим товарищем?», «Можно ли человека, не умеющего грамотно говорить и писать, считать образованным?», «Живой как жизнь (о русском языке)» (упр. 6), «Большой красивый человек — как я его себе представляю» (упр. 358), «Прозвища опасны или не опасны?» (упр. 217).

      На основе этих сочинений может быть выпущена стенная газета, если учитель предложит актуальную для класса тему и ученикам полезно будет узнать мнение друг друга. Назначенная учителем редколлегия отберет самые интересные сочинения или отрывки из них, заменит невыразительные заголовки яркими, броскими и подведет итоги (от редакции), если в этом будет необходимость. Таким образом, работа над рассуждениями дискуссионного характера может научить школьников быстро, оперативно выпускать бюллетени, стенгазеты, откликаться на темы, злободневные для классного коллектива.

Сочинение-рассказ

      В соответствии с программой семиклассники специально работают над так называемыми «вымышленными», выдуманными рассказами, которые имеют особое значение для развития творческих способностей учащихся. В этих рассказах выдумка занимает значительно большее место, чем в рассказах о каком-либо конкретном случае из жизни автора, а также в рассказах на основе услышанного. Конечно, «вымышленные» рассказы также строятся на событиях реальной действительности, но автор здесь, опираясь на свой личный опыт, «домысливает» то, что могло бы случиться при определенных обстоятельствах. Поэтому важно предлагать для создания вымышленных рассказов — особенно на первых порах — такие сюжеты (в широком смысле этого слова), где герои (например, дети) действовали бы в знакомых, понятных, близких для семиклассников обстоятельствах.

      «Вымышленные» рассказы различны по своей сложности. Наиболее простыми можно считать рассказы по сюжетной картине (рисункам), по началу и по сюжетной схеме, так как в них подсказывается, в каком направлении следует развернуть рассказ. Эти виды «вымышленных» рассказов и включены в учебник VII класса.

Рассказ по сюжетной схеме.

      Сюжетная схема подсказывает линию развития действия, но это все же лишь схема, а не рассказ. Чтобы получился живой рассказ, нужно «нарисовать» героев и место действия, ввести подробности, которые позволили бы читателю ярче представить происшедшее. Что именно следует развернуть и как, нужно решить, уяснив прежде всего основную мысль рассказа. Необходимо показать детям процесс переделки (развития, развертывания) предложенного сюжета в рассказ. В этой работе следует выделить следующие этапы.

      1. Повторение изученного: объяснить в записанном под диктовку тексте знаки препинания (при диалоге) и правописание частиц.

      — Не трогай птицу, она же живая,— сказал Витя.
      — А мне как-то все равно,— ехидно ответил Петька.
      Витя постоял несколько минут молча, а потом предложил:
      — Давай меняться.
      — А на что?
      — Ты мне дашь снегиря, а я тебе ножик.
      — Вот это другое дело.

      2. Чтение и анализ текста сюжетной схемы рассказа (текст заблаговременно записывается на доске), например:

Чтоб людям было веселее

      Стоял посреди нашей улицы колодец. Как-то пришла ко мне Люся и предложила посадить у колодца цветы, чтобы людям веселее было. Я сомневалась: силы потратим, а цветы не вырастут. Но Люся убедила меня.
      И мы принялись за работу. Через неделю появились всходы. Каждый день мы поливали их. К лету цветы выросли и расцвели.
      Люди приходили к колодцу за водой и любовались цветами.

      Беседа по вопросам:

      — Можно ли прочитанный текст назвать рассказом?
      — Нет, это только сообщение о фактах, канва, костяк, схема рассказа. Чтобы получился рассказ, надо «нарисовать» людей, их поступки — читатель должен «увидеть» все то, о чем написано.
      — Понятна ли основная мысль рассказа?
      — Да. Она подчеркнута в названии «Чтоб людям было веселее». Две девочки потрудились для того, чтобы людям их села было радостнее, приятнее ходить по улице.
      — Что можно ввести в рассказ, чтобы более ярко довести до читателя основную мысль?
      — Можно немного описать улицу и колодец, к которому то и дело идут за водой люди.
      — Обязательно надо писать, как сажали цветы. В схеме сказано только «принялись за работу». И еще надо описать всходы и цветы, когда они выросли и расцвели.
      — Правильно. Это последнее описание будет особенно важно для того, чтобы мы, читатели, убедились, что людям стало веселее.
      — Какая часть текста может быть передана в форме диалога?
      — 1) Разговор девочек: одна предлагает посадить цветы, другая сомневается, но первой все же удается убедить подругу. Введение этого диалога не только оживит рассказ, но и позволит более ярко охарактеризовать одну из девочек — Люсю, ее активность, умение убеждать и действовать; 2) возможный разговор людей у колодца, которые «любовались цветами». Этот диалог может показать, чем любовались люди, глядя на цветы, что они думают о героях этой истории (например, об их стремлении сделать хорошее дело и желании приносить людям радость).

      3. Создание письменного варианта рассказа. В целях экономии времени учитель предлагает для переработки отдельным группам учащихся (например, по рядам) разные части рассказа (одну из трех). Затем выполненные работы обсуждаются, выделяются лучшие — с точки зрения раскрытия основной мысли рассказа, его речевого оформления, «живописности».

      4. Задание на дом: упр. 402.

      Анализ текста упражнения: как можно озаглавить рассказ? («Благородный поступок», «Доброе дело» и др.) Какие части этой сюжетной схемы следует развернуть, чтобы ярче «нарисовать» описанный случай? (Надо описать ножик, чтобы показать, что Вите не просто было отказаться от него. Желательно описать снегиря, замученного Петькой, можно ввести диалог (разговор мальчиков об обмене), который позволит охарактеризовать героев.)

      Для самостоятельной работы можно предложить также одну из сюжетных схем, данных в упр. 203, 232.

5.Анализ.

      При анализе проверенных учителем работ полезно прочитать 1–2 рассказа и те отрывки из сочинений, в которых особенно удачно произошло «развертывание» схемы в рассказ, например:

В сюжетной схеме

В сочинениях учеников

      Папа подарил Вите ножик. Чего только...

      1. Это была чудесная вещица с рукояткой светло-зеленого цвета, похожей на малахит. Три лезвия сверкали. Отец наточил их на камне, и ножик стал еще красивее!
      2. Витя давно хотел иметь такой нож. На перламутровой ручке была вырезана тройка лошадей. В острых зеркальных лезвиях отражались лучи солнца. (Эти описания заставляют нас «увидеть» ножик и поверить в то, что он замечательный.)

      Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик!

      1. Витя дорожил подарком отца. Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик: и фонари, и альбомы, и даже живого котенка!
      2. — Витька, давай меняться,— предложил Костя, соседский мальчишка.
      — Не хочу,— отказался Витька.
      — У меня знаешь что есть?
      — Что?
      — Индийские марки. Целых 10 штук.
      — Не нужны мне твои марки,— сказал Витя.
      — Тогда возьми мою коллекцию бабочек.
      — Отстань. Мне ножик нужен, а не бабочки. Понимаешь?
      (Введенные в эту часть подробности убеждают, что Витя очень дорожил ножиком.)

      В школе Витя увидел в руках Петьки Рогача снегиря.

      1. Бедный снегирь был взъерошен. Он задыхался, клювик его был беспомощно открыт.
      2. Птица, раскрыв клюв, тяжело дышала.
      На ножке были видны следы от нитки. Глаза снегиря смотрели тоскливо и устало.
      (Эти описания помогают понять, почему Витя решил выручить птицу немедленно.)

      Витя отдал Петьке ножик, и мена состоялась.

      Тут Витя не выдержал и подошел к Пете:
      — Зачем ты мучишь птицу? Отпусти ее сейчас же,— строго сказал Витя.
      — А тебе какое дело? Не твоя птица и не лезь,— дерзко ответил Петька.
      — Не хочешь отпускать, давай меняться.
      — На что? Такого хорошего снегиря на ерунду не выменяю. И т. п.
      (Этот диалог характеризует мальчиков — доброту одного и жадность другого.)

Такой анализ позволит показать, что введение подробностей в рассказ тогда оправдано, когда оно помогает глубже, полнее, ярче раскрыть основную мысль рассказа.

Дома ученики совершенствуют написанное в соответствии с замечаниями, которые учитель сделает при проверке.

Мониторинг результатов

        В течение учебного года результаты каждой творческой работы учащихся заносятся в таблицу.

Вид работы

обученность

Качество знаний

Количество допущенных ошибок

Тема

Идея

Содержание

Соответствие типу и стилю речи

Речевая грамотность

        Анализируя полученные результаты, учитель корректирует свою работу, усиливая отработку тех умений, которые учащиеся продемонстрировали не на высоком уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ

Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредст...

Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".

Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Методическая разработка мастер-класса «Издательская деятельность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся»

Мастер-класс «Издательская деятель­ность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся» – очередной мастер-класс в цикле мастерских «Проектная деятел...