Конспект и презентация к уроку русский язык "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Очур-оол Анай-Хаак Петрововна

В данном материале предлагаю разработку и презентацию урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие". Это урок повторение. В ходе урока ученики развивают свои творческие способности. В данном уроке даны задания, как образовать с помощью суффиксов причастия, найти причастные обороты из текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prichastie.zip89.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ им. Н.С.Конгара села Бай-Тал

Бай-Тайгинского района.

Урок-путешествие

на тему

«Повторение и закрепление темы «Причастие»

(для 7 класса).

                                

Учитель русского языка и литературы

Очур-оол А-Х.П.

с.Бай-Тал.

Урок – путешествие на тему «Повторение и закрепление темы «Причастие».

Цель:  развитие предметных умений и творческих способностей учеников при закреплении темы «Причастие».

Задачи:

- закрепление теоретических знаний и совершенствование практических навыков (нахождение причастий и причастных оборотов в тексте, постановка знаков препинания при причастном обороте);

- развитие письменной речи и творческих способностей через создание авторского текста.

- воспитание интереса к предмету.

Оборудование: презентация в программе PowerPoint, маршрутные листы, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие по местечкам нашего села.

Слайд №1.

- В русском языке есть свое село.

Район – части речи,  село – особые формы глагола,  реки – суффиксы,  аржааны – приставки,  озера – причастные обороты.

         - И сейчас мы отправимся в путешествие в местечко «Причастие».  Вспомним его особенности и проверим знания, полученные в селе Бай-Тал. Все исследования запишем в маршрутные листы.  Запишите свою фамилию и имя в маршрутных листах.

- Итак, все готовы, мы начинаем.

1.Подготовка в путь. Поехали.

-  Сейчас нам предстоит войти в наш автобус и совершить путешествие, но чтобы наше путешествие прошло успешно, мы дадим верное определение причастию и укажем его признаки. Первая станция называется «Река Хемчик».

Слайд №2.

Причастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам).

  1. Работа с предложением

Слайд №3.

- Теперь внимательно прочитайте предложение. Какова его основная мысль?

Поросшие лесом берега томили своим однообразием.

- Найдите в предложении причастие, выпишите его и укажите все признаки глагола и прилагательного.

Слайд №4.

Поросшие  - причастие, обозначает признак предмета по действию, в форме СВ., невозвр., прош. времени, мн.ч., т.п.

- А теперь внимательно посмотрите на экран, проверьте себя по ключу и исправьте,  если допустили ошибку.

- У кого все правильно? Поставьте себе плюс. Кто допустил ошибку, поставьте плюс.

- Будем считать, что мы прошли первую станцию  удачно. Улыбнитесь. Перейдем ко второй станции. Вторая станция называется «Озеро «Мешкен-Хол».

  1. Основной этап.

  1. Страдательные и действительные причастия.

- Каждому из вас предстоит поработать экспертами. Погодные условия не очень благоприятные, идет дождь. Чтобы он закончился, необходимо вспомнить, какие причастия мы называем действительными, а какие – страдательными, а затем верно распределить реки – суффиксы.

               

                Слайд №5.

                  - Укажите стрелками, на какую землю какие реки должны попасть:

              - ущ- (-ющ-)                                             суффиксы страдательных

      - ащ- (-ящ-)                                               причастий

      - вш-

      - ш-

      -ем- (-ом-)                                                суффиксы действительных

      -им-                                             причастий    

      -енн-

      -нн-

      -т-

 

             - А теперь дайте определения:

                1. Что такое действительные причастия?

               2. Что такое страдательные причастия?

           

              - У кого все правильно? Поставьте плюс. У кого неправильно, поставьте минус.    

                  - Мы успешно прошли вторую станцию.  Третья станция называется «Аржаан

                   «Шивилиг».

                

                Слайд  №6.

  1. Образование причастий с помощью суффиксов.

- Сейчас  нам нужно образовать от глаголов причастия.

Задание. От данных глаголов образуйте причастия, выделите суффиксы.

Загорать-___________________________(действ., н.вр.).

Высушить__________________________(страд., н.вр.)

Адресовать _________________________(страд., пр.вр.)

Снять______________________________(действ., пр.вр.)

- Проверим – у кого все выполнено верно, поставьте плюс. Думаю, что у всех все получилось. Не забудьте оценить результаты своей работы, поставить плюс. Похвалите себя. Скажите: «Я молодец». Мы прошли третью стацию. И продолжим наше путешествие. Четвертая станция называется «Аржаан «Шындазын».

  1. Причастный оборот, нахождение его в тексте.

- Чтобы пройти четвертую станцию без препятствий, нам нужно найти из текста предложения с причастными оборотами.

- Прочитайте внимательно небольшой текст. Найдите причастные обороты и расставьте знаки препинания. Выпишите причастный оборот (1 ряд – из первого абзаца, 2 ряд – из второго.)

Слайд №7.

Самостоятельная работа с текстом.

Текст.

        После драки на Скале Совет Маугли ушел из волчьего логова и спустился вниз, к пашням, где жили люди. Оттуда он побежал дольше, держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых ещё не знал. Тут начиналась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла маленькая деревушка, с другого края густые джунгли дугой подступали к самому выгону и сразу обрывались, словно срезанные мотыгой. По всей равнине паслись коровы и буйволы.

        Маугли пошел дальше. Дойдя до деревенской околицы, он увидел большой терновый куст, загораживающий ворота. Маугли сел  у ворот и, заметив вышедшего из них человека, вскочил на ноги, раскрыл рот и показал на него пальцем в знак того, что хочет есть.

(По Р. Киплингу.)

- Проверим выполнение работы по рядам. У кого все верно, поставьте себе плюс, у кого есть недочеты, поставьте минус, и продолжим наше путешествие.

  1. Написание  не  с причастиями.

- Сейчас вам предстоит выяснить, в каких случаях происходят такие перемены.

- Прочитайте текст, определите, в каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно.

Слайд №8

Самостоятельная работа с текстом.

Текст.

                           (Не)осмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь,                    

                 если они (не)вызубрены, а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только

                 понять (не)понятное,  осознать  (не)осознанное. И главное , расстаться с ничем

                 (не)оправданной уверенностью, что все произойдет само собой.

                 (Не)ослабевающий интерес к миру – ваш союзник в учебе. Это путь открыт

               любому.

- Проверка результатов выполнения с комментированием, после чего ученики ставят себе соответствующие плюсы.

- Молодцы, ребята! Наше путешествие можно считать удачным.  Мы прошли еще одну станцию. Поаплодируем себе!

4.Заключительный этап.

        

  1. Возвращение.

- Нам предстоит возвращение на село. Это один из самых ответственных этапов путешествия. Чтобы мы быстро и без препятствий возвратились в село, нам нужно проявить свои творческие способности.

- Начало текста уже есть, вам осталось   дописать этот текст. А чтобы рассказ был эмоциональным и интересным, используйте следующие причастия:

                         удивляющий,  чарующий, светящийся, играющий,  колющийся,

                        темнеющий, сверкающий, путешествовавший, горящий, впечатливший,

отдаленный.

        

                    Слайд №9

                Начало текста

Свершилось: на озере я, автобус наш на остановке, едем в просторы нашего села…

  1. Подведение итогов.

- Вот мы очень удачно, без препятствий возвратились домой. У всех очень хорошее настроение. Все отдохнувшие.

- Сдайте маршрутные листы. Я проверю.

- На уроке хорошо работали…

                

Слайд №10.

  1. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Путешествие на озеро Мешкен-Хол».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"

Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки при-"

Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе.  Тип урока - освоение новых знаний....

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Конспект и презентация к уроку русского языка "Повторение по теме"Двусоставное предложение"

Разработка представляет собой конспект интерактивного урока русского языка в 8 классе "Повторение по теме "Двусоставные предложения". Цель урока - повторить знания о двусоставном предложении. Задачи: ...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое"

Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое". Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить зн...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Категория состояния"

Данный урок проводится при изучении нового материала. Цели урока: познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками; рассмотреть основные отличия слов категории состояния о...