Методический семинар "Проектирование уроков русского языка в 5-х классах в условиях введения ФГОС ООО"
статья по русскому языку на тему

К конкурсу "Учитель года - 2016".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_dmk.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России» 2016

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Дагаажик М.К..,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №2 имени Т.Б.Куулар пгт.Каа-Хем.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Проектирование уроков русского языка в условиях введения ФГОС»

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей работы в 5 классе по ФГОС ООО

(Слайд 2) 

Век 21 - век открытий,

       Век инноваций, новизны,

       Но от учителя зависит,

       Какими дети быть должны.

(Слайд №3)

Становление педагогического опыта:

  • внедрение новых ФГОС;
  • курсовая подготовка;
  • изучение опыта коллег;
  • изучение литературы по теме;
  • мониторинг собственного опыта.

           Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить,  самим сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

            Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации.

Российская Федерация – территория, на которой проживают и, соответственно, нуждаются в специфическом отборе содержания лингвистического образования более ста народов. Всем  им для извлечения нужной информации необходимо хорошо владеть русским языком. В современной школе в обычных национальных классах далеко не каждый ученик владеет русским языком в культурном смысле слова.

(Слайд №4)

Русский язык – предмет особый: это некий «надпредметный» предмет. Ни в изучении истории, ни географии, ни других наук не может быть успешным школьник, не владеющий русским языком – способом четкого выражения мыслей, чувств, настроений. Об этом в «Стандартах второго поколения» говорится, что «в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом».

   (Слайд №5-6)

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребенка и формирование УУД, предметные цели.

Цели деятельности учащихся:  виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Притча отражает суть системно-деятельностного подхода.

ФГОС нового поколения определяет новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Обозначу кратко те результаты, которые должны быть достигнуты обучающимися школ с этнокультурным компонентом в результате освоения курса русского языка:

  1. Личностные – готовность практически использовать русский язык в межличностном и межнациональном общении
  2. Метапредметные – адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы, основной и дополнительной информации); умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания; работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета; пользоваться справочной информацией.
  3. Предметные – освоение базовых лингвистических понятий, чтобы обеспечить чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров, а также создание текстов, различных по жанру и стилю, с учетом сферы и ситуации общения.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей, но все же вызывают вопросы. Как спроектировать урок? Какие методы и приемы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся будут эффективными?

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.

Актуальность приобретают слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».  

(Слайд № 7)

Каковы же особенности современного урока?

Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный.

(Слайд №8)

Личностно-ориентированный подход - это обучение, центром которого является личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Это признание ученика главной фигурой всего образовательного процесса; образование  направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

(Слайд №9)

Деятельностный подход - это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. 

(Слайд №10)

Компетентностный  подход требует от учителя четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности.

 От педагога требуется научить детей тем знаниям,  обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет  воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

(Слайд №11)

Учитель определяет структуру урока в соответствии с типом. В технологии деятельностного метода обучения в центре системно-деятельностной педагогики под руководством Л.Г.Петерсон определена следующая типология уроков:

  1. Урок открытия нового знания.
  2. Урок рефлексии.
  3. Урок обучающего контроля
  4. Урок систематизации знаний

(Слайд №12)

Структура современного урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1-2 мин)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (4-5 мин)

3. Выявление места и причины затруднения.(4-5 мин)

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). (7-8 мин)

5. Реализация построенного проекта.(4-5 мин)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(4-5 мин)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(4-5 мин)

8. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2-3 мин)

(Слайд №13-19) Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик  улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

       Необходимо помнить о том, что структура любого урока не может быть незыблемой и постоянной: исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, осуществляет свой выбор содержательного материала в зависимости от уровня усвоения предыдущего материала, состава класса и т.д.

        Для формирования УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: составление плана, составление сводной таблицы, запись тезисов, комментирование, чтение с остановками, чтение с пометами, составление кластера.

Оптимальная модель формирования УУД - это работа в парах сменного состава, самостоятельная работа обучающихся, интеллектуальные игры, использование ИКТ, использование технологии развития критического мышления, создание проблемных ситуаций на уроке, поэтому уроки строю на принципах эвристичности, поиска и решения проблемы, стараюсь придать урокам развивающий характер. Все это позволяет мне формировать у учащихся умение задавать вопросы и аргументированно отстаивать собственную точку зрения, вести диалог, устанавливать коммуникативные контакты с окружающими на русском языке.

        Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

(Слайд №20)

Используемые ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-х КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация:  В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любв...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Проект "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы по предмету в условиях реализации ФГОС ООО"

Скрипко Е.В. разработан масштабный проект по внедрению элементов проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Выделена пролема,...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий в условиях реализации ФГОС.

Главная цель моей работы – обучение ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-х классах в условиях реализации ФГОС

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. Как достичь высоких результатов в образовательно...