Правописание е-и в корнях с чередованием.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Сорова Елена Евгеньевна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pravopisanie_e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок открытия новых знаний в 5 классе.

Слайд 2

Проверяем домашнее задание Прикоснуться- прикасаться Расти - подрос Положить - располагать Выращивать - срослись Касаться – коснуться Предполагать - сложить Растирать - растереть Найдите лишнюю пару

Слайд 3

Проверяем домашнее задание Прикоснуться- прикасаться Расти - подрос Положить - располагать Выращивать - срослись Касаться - коснуться Предполагать - сложить Растирать - растереть Найдите лишнюю пару

Слайд 4

Найдите видовые пары Литература И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали. И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Слайд 5

Немного биологии Каждый корень обладает способностью ветвиться, стелиться, укрепляться. Искусственный газон расстилается обычно на спортивных площадках.

Слайд 6

Немного истории В древнем Риме для выступления в амфитеатре подбирали самых сильных, ловких мужчин. Как назывались те рабы, которых выберут?

Слайд 7

- мер- -мир- -стел- -стил- -бер- -бир- Падает ли на них ударение? Можно ли слова в этих корнях проверить ударением? Какой фонетический процесс происходит в названных словах?

Слайд 8

Буквы е–и в корнях с чередованием.

Слайд 9

Что мы знаем о чередующихся корнях? -кас- -кос- -лаг- -лож- -раст- -ращ- -рос-

Слайд 10

«Зри в корень!»

Слайд 11

Прочитайте слова. Назовите корни и буквы чередующихся гласных в них. разберу отпереть задеру вытереть замереть блестеть расстелить выжег Открываем новые знания разбирать отпирать задирать вытирать замирать блистать расстилать выжигать

Слайд 12

раз б и р ать от п и р ать за д и р ать вы т и р ать за м и р ать бл и ст ать рас ст и л ать вы ж и г ать раз б е р у от п е р еть за д е р у вы т е р еть за м е р еть бл е ст еть рас ст е л ить вы ж е г Почему И? Почему Е? Решаем проблему раз б и р а ть от п и р а ть за д и р а ть вы т и р а ть за м и р а ть бл и ст а ть рас ст и л а ть вы ж и г а ть

Слайд 13

В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е , если этого суффикса нет . И А Е А

Слайд 14

Запомним рифмовки! Ира терем уб…рает, Пыль везде прот…рает Так, что все бл…стает, Скатерть расст…лает, Ведь гостей поджидает. Соб…рать, ст…рать, зад…ра Повнимательней гляди Если в слове имя – ИРА В корне пишем букву … .

Слайд 15

Ослик говорит: «И-а!» Так и ты пиши в словах: Соберу, но ……., Замереть, но …., Затереть, но ……, Запереть, но ……, Выдеру, но ……... На приставку не гляди, Крики ослика ищи.

Слайд 16

Ослик говорит: «И-а!» Так и ты пиши в словах: Соберу, но собирать, Замереть, но замирать, Затереть, но затирать, Запереть, но запирать, Выдеру, но выдирать. На приставку не гляди, Крики ослика ищи.

Слайд 17

. Алгоритм Выделить в слове корень Поставить ударение Найти безударную гласную в корне. Вспомнить корни с чередованием. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- . Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е.

Слайд 18

Рефлексия Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Расст…лить, уб…рать, зам…реть, зап…рать, обж…гать, зад…ру, выт…рать, бл…стать. Проверьте себя Расстелить, убирать, замереть, запирать, обжигать, задеру, вытирать, блистать.

Слайд 19

Если после корня – а , В корне будет и всегда! (Вот пример запоминай: «Ноги вы тер ? Вы тир а й!») Задание: напишите синквейн на тему «Чередование»

Слайд 20

Творческое задание . Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами. 1. Вымыв руки пред едой, …….. их тщательно. 2. ……….. салфетку на колени. 3. ……….. локти со стола. 4. ……….. рот не рукавом, а салфеткой. 5. После еды ……..за собой посуду. 6. Не поленись, ………..крошки и другой мусор.

Слайд 21

Смелый умирает один раз, а трус каждый день.(И) · Смерть чинов не разбирает.(И) · Солдат службы не выбирает.(И) · Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.Е) · Кто детям потакает, сам слезы вытирает.(И) · Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.(Е) · Не силой дерутся – умением.(Е) · Не задирай нос высоко – споткнешься (

Слайд 22

Какую мы цель ставили? Удалось ли достичь поставленной цели? Каким способом мы ее достигли? Где вы будете применять новые знания? С какими трудностями столкнулись? Оцените свою работу на уроке.

Слайд 23

Домашнее задание: 1. Выучить корни с чередованием и любую подсказку. 2. С оставьте тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» 3. Написать сочинение, используя одну из пословиц.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Таблица "Правописание безударных гласных в корнях с чередованием"

Тема кажется поднадоевшей. И все-таки, я считаю, графическое расположение материала имеет значение....

Урок русского языка в 5 классе "Правописание а-о в корнях с чередованием лаг-лож"

Урок русского языка в 5 классе " Правописание а-о в корнях с чередованием лаг-лож". Знакомство с новым материалом, первичное  закрепление полученных знаний....

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...