План урока по теме "Вводные слова"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Батршина Сания Фаритовна

Урок по теме "Вводные слова" составлен с использованием сингапурских структур. Цель урока: дать понятие о вводных словах и вводных предложениях как средстве выражения субъективной оценки высказывания;

формирование умений: выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; различать вводные слова и члены предложения. В материале имеется текст объяснительного диктанта, тест для закрепления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Вводные слова и словосочетания.

Цель урока: дать понятие о вводных словах и вводных предложениях как средстве выражения субъективной оценки высказывания;

формирование умений:

  1. выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов;
  2. правильно ставить знаки препинания при вводных словах;
  3. различать вводные слова и члены предложения.

Ход урока.

  1. Поприветствуем друг друга. Улыбнулись партнеру по лицу…, улыбнулись партнеру по плечу; пожелали удачи партнеру по лицу…, пожелали удачи партнеру по плечу.
  1. Повторяем правила. ФИН ЭН ПИК.
  1. Что такое обращение?
  2. Объясните постановку запятой при обращении
  3. Какими членами предложения являются обращения?
  4. Найдите обращение в предложении: Пишу тебе, бесценный и родной мой, несколько строчек.

На доске:    Сегодня       будет        дождливая          погода.

Шаг 1: Добавляем слово «безусловно»:    Сегодня, безусловно,   будет   дождливая    погода.  Что изменилось в предложении? Добавилось значение уверенности.

Заменим «безусловно» синонимами: конечно, несомненно, разумеется…

Шаг 2: Добавляем слово «вероятно»:    Сегодня, вероятно,   будет   дождливая    погода.  Что изменилось в предложении? Добавилось значение неуверенности.

Заменим «вероятно» синонимами: кажется, может быть, наверное, по всей видимости…

Шаг 3: Добавляем слово «к сожалению»:    Сегодня, к сожалению,   будет   дождливая    погода.  Что изменилось в предложении? Добавилось значение чувства сожаления.

Заменим «к сожалению» синонимами: к счастью, к огорчению…

Шаг 4: Добавляем слово «по-моему»:    Сегодня, по-моему,   будет   дождливая    погода.  Что изменилось в предложении? Узнали источник информации.

Заменим «по-моему» синонимами: по-твоему, на мой взгляд, по слухам…

Шаг 5: Добавляем слово «значит»:    Сегодня, значит,   будет   дождливая    погода.  Что изменилось в предложении? Добавилось значение порядка мыслей.

Заменим «значит» синонимами: следовательно, одним словом, короче говоря…

Вывод:

- Эти слова придают, как бы вводят предложению новые значения. Они то и называются вводными. Среди них и слова, и словосочетания (что такое словосочетание и чем оно отличается от предложения);

- Где они могут находиться в предложении? (в начале, в середине);

- Выделяем запятой;

- Вводные слова можно пропустить из предложения.

Слайд 2

Вводные слова:

- к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;

- они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;

- они легко убираются из текста без потери смысла.

 Объяснительный диктант.

(Запись текста, объяснение роли вводных слов, постановки знаков препинания.)

Друзья мои, читайте книги! Книги — наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.

Проверяем. Слайд 3

Следует отличать вводные слова от частей речи.

Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения:  Утро кажется жарким.  («утро жарким» - нельзя) Утро, кажется, будет жарким («утро будет жарким» - можно). Вопрос может быть сложным – я, может быть, вам отвечу.

Выполняем тест. Используем сингапурскую структуру ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН (подумай-запиши-обсуди в команде)

Задание 1.   Укажите, в каком предложении слово  КАЖЕТСЯ не является вводным.

1.  Солнце  кажется пряталось за скалами.

2.  Пес мой кажется мог бы почуять птицу и под землей.

3.  Лес кажется молчаливым, сердитым.

4.  И огромный рост, и толщина кажется увеличивают тяжеловесную грацию его фигуры.

Задание 2.   Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.

1.  Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.

2.  Правда глаза колет.

3.  Правда в огне не горит и в воде не тонет.

4.   Правда со дня моря выносит.

Задание 3. Найдите правильное оформление вводного слова:

  1. Может быть вы, хотите знать окончание этой истории?
  2. По словам, капитана до ближайшего порта остается два дня пути.
  3. Платок был отличный и, наверное, стоил копеек сорок.
  4. Но по слухам, какая-то часть упорно сражалась.

Задание 4. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

В Москве,1 рядом с Большим театром,2 находится Малый. Но он так         называется вовсе не потому,3 что хуже Большого. Ну,4 например,5 профессиональные драматические артисты – это артисты и всё.

Задание 5.  В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И папа, 1 не задумываясь,2 отвечал на этот вопрос. И тут маленький папа,3 наконец,4  понял,5  кем он будет.

Задание 6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Нет,¹ тут действуют иные,² глубоко скрытые,³ очевидно,4 сложные причины. Талантливым стать нельзя,5 а вот любимым стать можно.

Задание 7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но ведь тут,1 на кухне,2 темно и жарко… и пахнет газом. Ну,3 в общем,4 мешала ей. Подумаешь,5 птицы!

Задание 8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И тут уж Колька сидел скромно,1 строго,2 не выражая своего         торжества,3 а только изредка обменивался взглядами с мамой,4 которая,5 казалось,6 молча спрашивала его...

Домашняя работа: выписать предложения с вводными словами.


Тест.

Задание 1.   Укажите, в каком предложении слово  КАЖЕТСЯ не является вводным.

1.  Солнце  кажется пряталось за скалами.

2.  Пес мой кажется мог бы почуять птицу и под землей.

3.  Лес кажется молчаливым, сердитым.

4.  И огромный рост, и толщина кажется увеличивают тяжеловесную грацию его фигуры.

Задание 2.   Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.

1.  Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.

2.  Правда глаза колет.

3.  Правда в огне не горит и в воде не тонет.

4.   Правда со дня моря выносит.

Задание 3. Найдите правильное оформление вводного слова:

  1. Может быть вы, хотите знать окончание этой истории?
  2. По словам, капитана до ближайшего порта остается два дня пути.
  3. Платок был отличный и, наверное, стоил копеек сорок.
  4. Но по слухам, какая-то часть упорно сражалась.

Задание 4. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

В Москве,1 рядом с Большим театром,2 находится Малый. Но он так         называется вовсе не потому,3 что хуже Большого. Ну,4 например,5 профессиональные драматические артисты – это артисты и всё.

Задание 5.  В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И папа, 1 не задумываясь,2 отвечал на этот вопрос. И тут маленький папа,3 наконец,4  понял,5  кем он будет.

Задание 6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Нет,¹ тут действуют иные,² глубоко скрытые,³ очевидно,4 сложные причины. Талантливым стать нельзя,5 а вот любимым стать можно.

Задание 7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но ведь тут,1 на кухне,2 темно и жарко… и пахнет газом. Ну,3 в общем,4 мешала ей. Подумаешь,5 птицы!

Задание 8. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И тут уж Колька сидел скромно,1 строго,2 не выражая своего         торжества,3 а только изредка обменивался взглядами с мамой,4 которая,5 казалось,6 молча спрашивала его...



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока литературы "Слово о матери".

Урок литературы "Слово о матери" содержит интересный матермал, посвященный  Дню Матери....

План урока литературы "Слово о матери".

Урок литературы посвящен Дню Матери....

План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"

План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом....

План урока Фонетический разбор слова 5 класс (ФГОС)

Открытый урок  в соответствии по ФГОС по теме "Фонтический разбор слова"...

план-конспект урока "Воспитение- только слова?"

Данный план разработан по теме "Воспитание - это только слова?" к разделу "Семья" учебника "Мозаика" для 10 класса школ с углубленным изучением немецкого языка....

План урока русского языка "Корень слова" для 5 класса

План урока русского языка "Корень слова" для 5 класса разработан для успешного проведения урока по программе ФГОС...

План - конспект урока "Способы образования слов в русском языке" (ФГОС)

Помещённый материал содержит план-конспект современного урока русского языка и слайд-презентацию....