План урока литературы "Слово о матери".
план-конспект урока по литературе на тему

Стукало Светлана Владимировна

Урок литературы посвящен Дню Матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_._slovo_o_mame.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon kuban_v_pesnyakh_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИАЛЬНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №  3

МО   СТАРОМИНСКИЙ  РАЙОН, КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

Урок литературы

учителя русского языка и литературы

МБОУ  СОШ  №  3

Стукало Светланы Владимировны  

ст. Староминская

ЦЕЛЬ: расширять кругозор учащихся; развитие  творческих способностей

учащихся, развитии речи, её выразительности; демонстрация способностей учащихся.

Ход  проведения.

  1. Организационный момент.

Дорогие  ребята, уважаемые гости! Конечно же, вы уже догадались, кому  посвящён наш урок. В последнее воскресенье ноября в России отмечается день Матери.  

По данным Министерства труда и социального   обеспечения России, сегодня матерями в нашей стране являются более 50 миллионов женщин, из них более миллиона 700 тысяч – многодетными.

Есть самое нежное слово на свете:

Его произносят в младенчестве дети,

Его вспоминают в разлуке и муке –

«Мама»!

Пускай наши чувства наружу –

Ты греешь, как солнце, и в дождик, и в стужу,

Все могут твои материнские руки –

Мама!

Прости за обиды невольные наши,

За ночи без сна, что не делают краше.

О, как мы порой бываем упрямы,

Мама!

В долгу перед тобою мы будем извечно,

За всё благодарны тебе бесконечно.

Будь самой счастливой, любимою самой,

Мама!

Как хорошо, что мы все собрались  здесь и   пригласили своих мам! Сегодня мы будем говорить о самом близком человеке, о бережном отношении к нему:

От чистого сердца простыми словами

Давайте,  друзья, потолкуем о маме.

Главная суть женщины, её предназначение стать матерью, продолжательницей рода, хранительницей очага. Когда хотят придать слову «мать» оттенок торжественности, говорят «матерь» например, «Матерь Божия»,  «Матерь Человеческая». И мало кто знает, что при этом мы вовсе не украшаем первичное слово, а возвращаемся к древнейшей индоевропейской форме «матэр». В некоторых однокоренных словах эта  форма прослеживается и поныне: «материя», «материк», «матёрый» ( т.е. сильный, здоровый, старый).

По мнению исследователей, эти слова образовались очень давно и подтверждают факт о том, какое высокое положение занимала женщина в древности,  особенно женщина – мать.

Во-первых, женщина рожает детей. Как прекрасна легенда, согласно которой всякий раз, когда на Земле рождается человек, на небе  вспыхивает волшебным светом новая звезда.

Во-вторых,  именно женщина, о «легкомыслии» которой люди так, привычно порой рассуждают, оказывается носительницей древней мудрости.

Мать всегда почиталась людьми, как святыня, ведь она – самый дорогой человек в  жизни каждого. С мамой ты можешь поделиться самым сокровенным, важным, она всегда выслушает, поймёт, простит:

От чистого сердца,

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

Мы любим её

Как хорошего друга

За то, что у нас

С нею всё сообща.

За то, что когда

Нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

Мы любим её и за то,

Что порою

Становятся строже

В морщинах глаза.

Но стоит с повинной

Прийти головою –

Исчезнут морщинки,

Умчится гроза.

За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ей сердце своё.

И просто за то,

Что она - наша мама,

Мы нежно и крепко

Любим её.

Многие поэты и писатели в своём творчестве обращались к теме матери, это и Некрасов, и Есенин, и Твардовский, и Кулиев

Мне снится детство: мать из дома вышла,

Идёт, пропалывает огород.

В саду чуть слышно зацветает вишня,

И зной печет, и добрый дождик льёт.

Струится пот, и мать, сгибая спину,

Судьбу благословляет каждый день

За солнце, согревающее глину,

За облака, дарующие тень.

Пусть гром гремит за дальнею горою,

Пусть с неба солнце летнее палит,

Чинара от  дождя её укроет,

Родник холодный жажду утолит.

Вот, вытирая руки о передник,

Она стоит, все на земле ей впрок:

И гром, гремящий за горой соседней,

И дождь, поящий редьку и чеснок.

Я сплю, и детство входит в сон мой сладкий

Весенний  дождь и солнце снятся мне.

И женщину, копающую грядки,

Ещё живую вижу я во сне.

(К.Кулиев)

Тема материнства никого не оставляет равнодушным. Многие художники неоднократно к ней обращались. Хочу рассказать вам интересную историю о двух художниках

1-й ведущий. Два художника принимали участие в городском конкурсе на портрет самой красивой женщины на земле. Времени на поиски было много, поэтому один собрался в дальнюю дорогу, взял кисти, краски и стал ходить по городам и селам, надеясь увидеть именно ту, которая сияла в его воображении. Конечно, понятие живописца о красоте настолько сложно и уникально, что простому человеку сразу не уразуметь. Удивлялись люди: столько красок вокруг, а он всё ищет и ищет что-то особенное. Износил обувь, мёрз под дождём и снегом, мучился от летнего зноя, потерял надежду встретить ту единственную, что достойна его кисти. И вдруг – нашёл! В женщине, действительно, было какое-то неземное очарование, которое он с успехом перенёс на полотно.

2-й ведущий. А другой художник никуда не ходил. Он просто искал минуты, когда его любимая жена освободится от домашних хлопот, покормит и уложит детей, сажал перед собой и рисовал. Он даже и в мыслях не держал, что какая-то женщина может быть милее его супруги. Когда открылась выставка и первый художник представил портрет красавицы, весь народ ахнул. В ней было что-то от вечного сияния солнца, луны, звезды. А потом люди вздохнули и отвернулись: уж очень портрет напоминал о том, как они сами обычны и неинтересны, как постарели их жены.

1-й ведущий.  Открыли портрет второго – народ возмутился! «Ну, - подумали зрители, - не нашёл ничего другого, как запечатлеть давно знакомую всем свою жену». Её  каждый день видели стирающей пелёнки, успокаивающей   плачущих детей, она не снимала халат и почти никогда не ходила в гости. А потом возмущение людей стало стихать. В лице жены художника не было очарования блистательной дамы, но в ней была нежность и верность матери и супруги. И тогда даже старики приосанились: они вспомнили, как красивы были в молодости их жёны, да и сейчас их обаяние не погасло, а только увеличилось в кругу детей.

Учитель. ребята, как вы думаете, какой художник победил? Почему?

В каждой из них есть маленькое солнце. И солнце это – доброта. А в маме её больше всего. Она любит своих детей, помогает или учит любить природу, сохранять её, учит любить и уважать других  людей. А любовь   и помощь её, понимание и забота согревают, как солнце.

В доме, добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!

(Л.Николаенко)

Многим в жизни, если не всем, мы обязаны  своим мамам. У них самые добрые и ласковые  руки, самое верное и чуткое сердце.

И наши сердечные слова – мамам!

На свете существует много людей,

Но никого нет единственней мамы моей!

Нет никого ближе, любимей, добрее.

Нет ничего этих слов вернее!

Если что-то не так,

Даже если пустяк,

Я бегу скорей к маме,

Говорю с ней часами.

Она – одна кому доверяешь

И никогда не проверяешь.

Только ей расскажешь,

С кем судьбу свою свяжешь.

Только её еду с удовольствием кушаешь,

Только её слова со вниманием слушаешь.

Шепчешь,  плача, даже во сне:

«Мама, я жду, приходи ко мне!»  

На листок упадёт слеза –

Я смахну её быстро рукой

И увижу твои глаза,

Как прекрасно, что ты со мной!

В небе солнце  лучи зажгло,

Говорит мне: «Проснись и пой!»

На душе без него тепло,

Просто, мамочка, ты со мной.

Ветер юной листвою шуршит,

За  окном ещё пахнет весной…

У меня голова болит,

Когда чувствую – ты со мной.

Рядом много хороших людей,

Но не нужен никто другой.

В том признаюсь я без затей

И прошу тебя – будь со мной!

Как плохо без мамы, знает каждый, особенно, если её долго не бывает с нами. Ближе матери нет никого, и никому ты не будешь так нужен, как матери. Всем нам приходилось писать мамам письма.

Писатель Виталий Гроссман  узнал о гибели своей матери через три года после её смерти, в 1944 году. Шла Великая Отечественная война, они были оторваны друг от друга. И через девять, через двадцать лет после расстрела Екатерины Савельевны фашистами он пишет ей письма, доверяет бумаге свою неутихающую боль, свою тоску.

«Дорогая мамочка, я узнал о твоей смерти зимой 1944 года… Я буду с тобой откровенен. Прежде всего, я хочу сказать тебе, что за эти девять лет я смог по настоящему проверить, что люблю тебя, так как нисколько не уменьшилось моё чувство к тебе. Я не забываю, не успокаиваюсь, не утешаюсь, время не лечит меня».

«Я плачу над твоими письмами, потому  что в них ты: твоя доброта, чистота, твоя горькая – горькая жизнь, твоя справедливость, благодарность,  твоя любовь ко мне, твоя забота о людях, твой чудный ум. Я ничего не боюсь, потому   что твоя любовь со мной и потому что моя любовь вечно с тобой»

«Мама! Мама … Я помню руки твои с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

… Я всегда буду помнить твои руки. Но больше всего, на веки вечные  запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы… когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!

Оглянись же  и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери?

А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу  обернётся всё это у материнской могилы…

Мама… Прости меня, потому что ты одна только на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

А. Фадеев «Молодая гвардия»

Письмо Олега Кошевого.

Ребята, а мы с вами тоже писали своим мамам и бабушкам, участвуя в акции «Подари сердце маме».

Вот на этом большом сердце я собрала  отрывки из ваших работ, которые показались мне более откровенными, душевными.

Послушайте их!

(Сердце на доске с отрывками из сочинений!)

Ребята мы с вами живём на Кубани, в такой день, говоря о празднике Матерей, нельзя не вспомнить  о матери-казачке Епистинии Фёдоровне Степановой, памятник которой установлен в городе Тимашевске.

  • Имя кубанской крестьянки Епистинии  Фёдоровноы Степановой  теперь известно во всём мире. Нет человека, который бы  не преклонялся перед её  материнским подвигом.   Девять сыновей вырастила Епистиния Фёдоровна. И всё они героически погибли, защищая Родину. Девять братьев Степановых … Филипп стал пулемётчиком, Илья – танкистом, Павел – артиллеристом. Николай служил в кавалерии, а Василий и Иван сражались в партизанских отрядах. Самый младший, Александр, ушёл на фронт в восемнадцать лет. За подвиг, совершенный под Абинском, Александр получил первую награду – орден Красной звезды. В октябре 1943  года в сражении под Киевом командир стрелковой  роты Александр Степанов последней гранатой взорвал себя и окружающих его врагов. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза.                      

Подвиг совершили не только сыновья, но и мать  воспитавшая героев. Ей был вручён боевой орден Отечественной войны первой степени.                    После войны в дом Е.Ф.Степановой  стали приходить письма от незнакомых людей. Особенно много ей писали молодые воины: они восхищались подвигом братьев – героев и просили разрешения называть Епистинию Фёдоровну матерью.

Некоторые письма так и начинались: «Здравствуйте, дорогая мама!»

В 1972 году в городе Тимашевске был открыт музей. Этот музей одной семьи – семьи Степановых.  Народ помнит и подвиги отважных бойцов, и подвиг солдатских матерей, мужественных женщин, воспитавших сильных и храбрых защитников Отечества.

 В наш современный век человек испытывает небывалые нагрузки. Более напряжённой становиться работа. Дефицитом становится время. Снижается культура человеческого  общения. Много пишут о неблагополучии семейных отношений, о разобщённости детей и родителей. Между тем мы должны помнить: когда придёт время подвести итоги, когда будут уходить от нас наши близкие, человек останется один на один со своей совестью и памятью.

У меня есть любимое стихотворение о маме, хочу и вам его представить

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко;

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала:

- Детки,

Вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела…

Что поделать? Старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

На собранье вместе мы ходили,

В праздник пели гимны до зари,

А потом разъехались,  уплыли,

Улетели… Вот и собери!

Заболела мать. И той же ночью

Телеграф не уставал стучать:

«Дети, срочно!

Дети, очень срочно!

Приезжайте! Заболела мать»,

Из Одессы, Киева, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да очень, жалко, -

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую, серебряную прядь.

Почему же дали вы разлуке

Беспокоить любящую мать?

Мать ждала вас в дождь и снегопады, в тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграмма

Привела вас к скорым поездам?

Слушайте!

Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

 А сейчас вы самые счастливые вы можете пооткровенничать, пожаловаться, побеседовать, доверить свои тайны самому дорогому человеку на Земле – маме. Поторопитесь сказать ей самые добрые, самые нежные, самые важные слова.

Давайте не ждать подходящего времени, чтобы сказать мамам слова благодарности, давайте сделаем это сейчас!

Ты живи,  родная,  много лет,

Ближних согревай своим теплом.

Чтобы не было тревог и бед,

Чтоб здоровы  были вы с отцом

Милая,  родная,  улыбнись!

Пусть морщинки разбегутся прочь.

На судьбу плохую не сердись,

Очень тебя любит твоя дочь!

Целовать нам руки матерей

И тепла, заботы не жалеть:

Жизнь прожили для своих детей,

А сейчас приходится стареть.

Мама драгоценная моя,

Низко кланяюсь тебе, родная!

Добрая волшебница моя,

Славная любовь моя земная!

И конечно всем мама дарим песню.



Предварительный просмотр:

Тема: Кубань в песне

Цель: а) формирование целостного представления о Кубани как о  

                самобытной в плане культуры этнографии части

                Российской    Федерации;

                б)воспитание любви к малой родине,бережного отноше-

ния к её природе,гордости достижениями известных жителей Куба-

ни,творцов её литературы,музыки и других видов искусства.

Оборудование: портрет В.Г.Захарченко,книжная выставка

                                    (И.Петрусенко «Кубань в песне»,

                                     В.Г.Захарченко «Народные песни Кубани»,

                                   «Государственный Кубанский казачий            

                                    хор»),высказывания Н.Харченко.

Песня-это бесценное богатство народа.По её историческим и походным образцам можно представить историю страны,региона, народа.По семейно-бытовым и лирическим песням,а также по песням шуточного и плясового характера можно познать быт людей,их обычаи.

                                                               Н.Харченко

Ход проведения:

                        I Вступительное слово учителя

Кто огонь в гулком сердце погасит,

                                                    Кто в нём ветры уймёт и громы?

                                                    Кто Кубань мою песней украсит,

                                        Если это не сделаем мы?!

И.Варавва

Необъятны просторы нашей великой Родины – России! Велика и красива она.И есть в её наряде жемчужина,которая зовётся Куба-

нью.Это целое государство с пятимиллионным населением.Два теп-

лых моря омывают его границы:Азовское и Черное.Здесь плодоро-

днейшие поля и уникальные леса,отроги гор Северного Кавказа, богатые рыбой озера и реки.Издавна говорили кубанские казаки о щедрости своей земли-кормилицы:«Воткнешь в неё дышло-вырас-

тет дерево».

В знойном мареве звенит над щедрым полем звонкая песня жаво-

ронка,радуя сердце потомственного казака-хлебороба.И его душа тоже поет,потому что на Кубани любят песню и умеют её петь её.

Да и как же современному казаку не запеть величественный напев о своей цветущей Кубани,о песенной доле,о хлеборобской судьбе.

Цвети , Кубань,

От края и до края!

                           С далёких лет ты в сердце у меня.

Казачья песня,

Слава трудовая,

Кубань,Кубань,

Бескрайняя моя.

Ещё Н.В.Гоголь говорил: «Я не распространяюсь о важности народных песен.Эта народная история,живая,яркая,исполненная красок,истины,обнажающая всю жизнь народа».

И столетиями летят над нашим краем,над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни.Они,как бессмертные души наших славных пращуров,живут среди нас,напоминая,что вечность-это память народная.Народные песни-это река времени.

Ты,Кубань,ты, наша родина,

                                  Вековой наш богатырь!

                                  Многоводная,раздольная,

                                  Разлилась ты вдаль и вширь.

                                  Из далеких стран полуденных,

                                  Из турецкой стороны

                                  Бьем тебе челом,родимая,

                                  Твои верные сыны.

                                  О тебе здесь вспоминаючи,

                                  Песню дружно мы поем,

                                  Про твои станицы вольные,

                                  Про родной отцовский дом.

                                  О тебе здесь вспоминаючи,

                                  Как о матери родной,

                                  На врага,на басурманина,

                                  Мы пойдем на смертный бой.

                                  Про тебя поем мы песни,

                                 Не боимся здесь врагов.

                                 Ты как мать наша родимая

                                 Для кубанских казаков.

                                 О тебе здесь вспоминаючи,

                                 За тебя ль не постоять,

                                 За святую землю русскую

                                 Жизнь свою ли не отдать?

                                Мы,как дань свою покорную,

                                От прославленных знамен

                                Шлем тебе,Кубань родимая,

                                До сырой земли поклон.

II

    1 ученик

Да,умеют кубанцы и хлеб растить,и песни петь.Своеобразно и неповторимо народное искусство казачьего края.Профессиональные хоры существуют здесь издавна.Еще в 1911 году был создан войсковой хор,в 1936 – родился Кубанский казачий хор,переименованный впоследствии в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков.Ныне творчество Государственного Кубанского казачьего хора известно далеко за пределами нашей страны.

Скакал казак через долину,

                                   Через кавказские края,

                                    Скакал он садиком зеленым,

                                    Кольцо блестело на руке…

                                        (слушается песня)

   2 ученик.

В 1974 году Кубанский казачий хор возглавил В.Г.Захарченко,для него было подлинным счастьем окунуться в родную стихию кубанской народной песни,которую он горячо любил и хорошо знал.Коллектив был сравнительно молодой,еще не успел обрести своего творческого лица,и это в какой-то мере облегчило поиск новых форм работы,нового художественного качества.Виктору Захарченко нужен был коллектив единомышленников.И он начал работу с того,что показывал записи народных песен,организовывал встречи с фольклорными коллективами,народными певцами: «Слушайте,смотрите,как поют и танцуют в народе.Голос певца может быть большим или малым,звонким или глухим,но его пение всегда наполнено чувством жизненной правды.»

Ой,пры лужку,пры лужку,

                                    Пры широком поле,

                                    Пры знакомом табуне

                                    Конь гулял на воле…

                                      (слушается песня)

    4 ученик

В.Г.Захарченко родился в станице Дядьковской Краснодарского края 22 марта 1938 года.Простым деревенским мальчишкой с баяном через плечо пришел он в Краснодарское музыкально-педагогическое училище.Уже тогда он выделялся фанатизмом в познании музыки,профессиональным честолюбием.Из патриотических чувств Виктор уехал работать в далекую сибирскую глубинку.В городе Куйбышеве Новосибирской области возглавил организованный хор.И пробыл в Сибири 10 лет.А после- Кубанский казачий хор.Чем же любопытна судьба Захарченко?Да тем,что ему удалось вернуть кубанскую народную песню в нашу действительность.

    5 ученик

Идешь по улице и вдруг слышишь: из окон дома доносится «Маруся, раз,два, три!»-песня,которую Виктор Гаврилович записал в родной Дядьковской.А если песни запел непринужденной обстановке, дома, за щедрым русским застольем, значит, результат работы музыканта виден.

   

Роспрягайтэ, хлопци, коней

Тай лягайтэ спочивать,

А я пиду в сад зэлэный,

В сад крыныченьку копать.

Копав, копав крыныченьку

У зэлэному саду.

Чи не выйдэ дивчинонька

Рано – вранци по воду?

Выйшла,выйшла дивчинонька

В сад вышнэвый воду  брать,

А за нэю козаченько

Вэдэ коня напувать.

Знаю, знаю, дивчинонька,

Чим я тэбэ огорчив:

Що я вчора из вэчора

Краще тэбэ полюбыв.

Вона ростом нэвелычка,

Щей годами молода,

Руса коса до пояса,

В косе лента голуба.

        6 ученик

Виктор Гаврилович Захарченко не только записывает песни, но и сам является автором целого ряда полюбившихся людям песен. Пожалуй, наиболее удачными можно назвать песни «Есть поляна лесная», «Курганы», «Принимай, страна, наш кубанский хлеб»,

«Урожайная», «Баллада о хлебе», «Ой да,Краснодарский край».

Ой  да, Краснодарский край,

Ой да, он богат лежит.

Ой да, по степи река,

Ой да, с гор крутых бежит.

Ой да, что ни полюшко,

Ой да, славой венчано!

Ой да, мать – кормилица,

Ой да, наша вечная.

Ой да, ты, козак лихой,

Ой да, Кочубеев сын,

Ой да, в этот трудный год,

Ой да, хлеб большой скосил.

Ой да, удивил весь мир,

Ой да, к солнцу поднял степь.

Ой да, принимай,страна,

Ой да, наш кубанский хлеб!

III

Учитель музыки Кирячёк А.А., будучи студентом В.Г.Захарченко, рассказал о своём преподавателе – строгом, принципиальном, талантливом, добродушном, человечном, о праздновании юбилея

IV  Заключительное слово учителя.

Кубанский казачий хор под управлением Виктора Гавриловича Захарченко – это, если выразится образно, целая творческая планета. У этой планеты есть плеяда спутников – небольших творческих коллективов.

Среди них ансамбли «Криница», «Кубанская вольница», «Казача-

та», «Кубанцы».

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока литературы "Слово о матери".

Урок литературы "Слово о матери" содержит интересный матермал, посвященный  Дню Матери....

План урока Тема: «Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!» ( По рассказам В. П. Пугачёвой « Прости меня, мама! и Е.Б.Ауэрбах «Я поздно понял…»)

Методическая разработка о недостойном поведении подростков, о недоброжелательном отношении к матерям....

План урока в 7 классе. Тема урока "Цвет гласных звуков"комбинированный (изучение нового учебного материала и самостоятельная работа)

Вид урока: беседа и самостоятельная работа.     Методы обучения: в беседе – диалогический, в практической работе – репродуктивный, частично поисковый.    Цели урока:...

План урока Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме: «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23790186","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]План урока  Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме: «...