СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Беляева Маргарита Владимировна

Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9А классе

16.02.16г.

Учитель Беляева М.В.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ. (Слайд 1)

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

  • Обучающие задачи:
  1. закрепить полученные знания о СПП с несколькими придаточными;
  2. тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
  3. обучать школьников лингвистическому анализу текста.
  • Развивающие задачи:
  1. формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  2. развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  3. развивать навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.
  • Здоровьесберегающие: создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения    с учетом психофизиологических особенностей.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • раздаточный материал,
  • презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

ХОД УРОКА.

1. Организация учащихся на урок. Оформление записей в рабочей тетради.

Слово учителя:

                                                                                                       Эпиграф к уроку:

                                                             (Слайд 2)

Если вы будете изучать русский язык,

                                                                             страстно любить его,

    то вам откроется мир безграничных радостей,

ибо безграничны сокровища русского языка.

                                                                                                         Владимир Луговской

 - Эпиграфом нашего урока станут слова Владимира Луговского. И, действительно, сегодня мы вновь заглянем в эту сокровищницу русского языка, узнаем много нового, чего ещё не знаем. Желаю вам, ребята, позитивного настроения и успехов.

- А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа, а тема «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными». (щелчок)

2. Реализация домашнего задания. Уплотненный опрос:

А) Фонетическая разминка.       (Слайд 3)

1.ворвалАсь

2.воспринялА

3.воссоздалА

4.вручИт

5. давнИшний

6. дефИс

7. диспансЕр

8. добелА

9. добралА

10.добралАсь

11.довезЁнный

12.дОверху

13.договорЁнность

14.дождалАсь

15.дозвонИтся

16.дозвонЯтся

17.дозИровать

18.докраснА

19.докумЕнт

20донЕльзя

 

- Выписать только те слова, в которых верно поставлено ударение.

Б) Работа с карточками

4 ученика работают с карточками индивидуального задания у доски (карточки № 1, 2, 3, 4)

В) Работа в парах. (Слайд 4)

Задание: опрос - проговаривание изученного теоретического материала по теме урока, чертят, объясняют графические схемы сложноподчиненного предложения с разными типами подчинения.

Контроль осуществляется учащимися, оценки дети выставляют друг другу, затем передают листочки с оценками учителю. Учитель контролирует опрос.

Г) Графический диктант.

1. [Ей снится], (будто бы она идёт по снеговой поляне). (союз)

2. [Никто не знает], (где шкатулка хранится). (союзное слово – обстоятельство)

3. (Чтобы не заблудиться), [я вернулся на тропинку]. (союз)

4. [Всякий труд важен], (ибо облагораживает человека). (союз)

5. [Дорога, (которая уходила вдаль), была очень красива]. (союзное слово – подлежащее)

Проверка (Слайд 5)

Д) Словарная работа. (Слайд 6)

Т..атральные д..к..рации, ц..в..лизованное общество, агре(с,сс)ивно настроен, выдать а(т,тт)естат, пок..ление р..мантиков, высказаться л..конично, а(н,нн)улировать соглашение, вынужденная эм..грация, желание пом..риться.

- Учащиеся 1 ряда выписывают словосочетания со связью согласование, 2 ряд – управление, 3 ряд – примыкание.

Проверка (щелчок)

3. Формулирование темы и цели урока

- Сегодня мы поговорим об основных группах СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова, а самое главное - повторим материал о сложных синтаксических конструкциях - предложениях с несколькими придаточными. Повторение данной темы важно, потому что в заданиях ОГЭ помимо тех, которые касаются синтаксиса сложного предложения, есть, например, задание 13, в котором требуется найти среди нескольких предложение с несколькими придаточными, соответствующее определённому типу подчинения. Поэтому урок будет направлен именно на отработку этого умения.

- Вы уже знаете виды подчинения.

-Какие задачи перед собой поставите сегодня на уроке?

-Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

4. Этап актуализации знаний

-Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Цифровой диктант (Слайды 7-9)

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет – "0". Затем проверьте свои ответы по ключу, оцените работу разберитесь в ошибках с соседом по парте. (вопросы открываются по щелчку)

 

1. Союзы что, если, где  подчинительные?   (да-1)

2.Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним?                     (да-1)

3. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? (нет-0)

4.В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?           (нет-0)

5.Простые предложения в составе ССП зависят друг от друга?     (нет-0)

6.Союзы либо, тоже, однако – сочинительные?              (да-1)

7.Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного предложения. (да-1)

8.Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?          (да-1)

9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения?       (да-1)

10.Простые предложения в составе СПП равноправны между собой.
               (нет-0)

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 1100011110 (щелчок)

-Зачем мы выполнили это задание? Какова была его цель?

 

Задание 2. Работа с таблицей - Соотнесите схемы предложений с видом подчинения. Докажите свое мнение, пользуясь следующими определениями:

  • Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются по значению - однородными.             (однородное)
  • Первое придаточное предложение относится к главному, второе - к первому придаточному.                     (последовательное)
  • Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и является разными по значению.                 (параллельное)

(Слайд 10)

 -Зачем мы выполняли это задание?

- Ну что же, я вижу, вы хорошо знаете теорию, тогда переходим к практике.

Задание 3.

- А теперь вернёмся к эпиграфу урока. Запишите это предложение (эпиграф), найдите  грамматические основы и союзы, соединяющие части предложения. (Слайд 11, все по щелчку)

Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Составим схему предложения.

(Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ).

Такое подчинение

а) называется параллельным.

- Посмотрим, какие бывают виды подчинения придаточных (ответы учащихся).

Работа с презентацией.

б) последовательное подчинение (Слайд 12)

 [Виктор  попросился  в  забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте). [    ],  (потому что… глаг.),  (что…). (щелчок)

Объясняет учитель.

в) параллельное подчинение

(Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней], (которых он выудил без меня). (Когда …), [… сущ.], (которых …).

Называет ученик виды придаточных.

г) однородное подчинение (щелчок)

[Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).

 [    ], (что …), (что …), (что …).(щелчок)

Задание 4. Укажите вид подчинения в следующих предложениях. Обсудите правильность выполнения задания в паре. Кто оказался самым первым?

-Пользуясь схемами, докажите правильность выбора. (у доски выборочно 3 человека)

•        Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут песни петь. (однородное)

•        Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы. (параллельное)

•               Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном. (последовательное)

5. Этап экспериментального углубления темы.

Задание 1. Лингвистический эксперимент (Слайд 13)

-А сейчас вы почувствуете себя в роли настоящих учёных, и проведём мы с вами лингвистический эксперимент.

 

Задание.  Спишите предложения (по вариантам: 1 вариант с однородным подчинением придаточных, 2 вариант – с последовательным, 3 вариант с параллельным). Подтвердите признаки каждого вида подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Однородное подчинение (По вариантам)

- Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

 

Последовательное подчинение

- Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относится к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.

 

Параллельное подчинение

-Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

Предложения (знаки препинания не расставлены): (Слайд 14)

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов).

2. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом. (В. Белов).

3. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери).

4. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).

5. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).

6. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

6. Этап контроля.

Задание 1. Работа с КИМами. (Слайд 15)

- Ребята, вам скоро предстоит сдавать экзамены по русскому языку (ОГЭ). Одна из тем, включённых в материалы,  - это задание  на умение находить в тексте СПП с несколькими придаточными, умение определять вид подчинения. Вот и мы с вами потренируемся в выполнении данного задания.

Выполните тестовые задания. Проверьте по ключу. (щелчок). Кто допустил ошибки?

Задание 2. Комплексный анализ текста.      

1.    Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?
2.    Да потому(?)  что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?)  чтобы вам (н…)чего не мешало(?)  чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.

3.    Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?)  и вы поймете(?) что есть много книг(?)  без которых нельзя жить(?)  которые  важнее и интереснее(?)  чем многие передачи.

4.    Определите сами свой выбор(?)  сообразуясь с тем(?)  какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.
5.    Это значит(?)  что в ней что(то) существенное есть.

6.    А может быть(?)  это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

                                           (по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)

- Филолог, историк, общественный деятель, Академик АН СССР/1970/.

- Дважды лауреат Государственной премии /1952,1969/,-Герой Социалистического труда /1986/.

 

Задания для комплексного анализа текста.

1.  Озаглавьте данный текст. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями. (Проблема преимущества телевизора перед книгой, проблема ценности книги).

2. Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу? (есть много книг,  без которых нельзя жить,  которые  важнее и интереснее,  чем многие передачи)

3. Определите стиль речи. (публицистический)

4.  Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением. Найдите слово с чередующимся корнем.(выбирает)

5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. (важнее, интереснее). Образуйте от них возможные степени сравнения.

6. Из предложения № 6 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.

7. Найдите СПП предложения с несколькими придаточными. (2,3)

       7. Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности

-Итак, пришла пора подвести итоги. Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по теме «СПП с несколькими придаточными», умение конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи.

           «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить. Для этого я подготовила электронные ресурсы, позволяющие восполнить материал.

 

Виды деятельности

оценка

1.Знание теоретического материала.

 

2. Цифровой диктант.

3.Умение находить СПП с несколькими придаточными и определять их вид.

 

4. Лингвистический эксперимент.

 

5.Тестовые задания.

6.Комплексный анализ текста.

 

 

8. Этап рефлексии. (Слайд 16)

- Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.

- Какими словами описали бы вы своё состояние после урока.

 

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой)

 

9. Задание на дом   (Слайд 17)

 тесты (формат задания 13 ОГЭ); комплексный анализ текста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

Тренажер «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Тренажер «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» создан для индивидуальной работы ученика. Презентация-тренажер состоит из 23 слайдов. В тренажере четыре блока заданий: ТЕОРИЯ, ПРА...

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

В данном  материале  представлена разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Урок сопровождается слайдами по данной те...

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Презентация  содержит объяснение структуры СПП с несколькими придаточными, типов связи между частями. Данный наглядный материал поможет повторить изученное ранне или разобраться в материале само...

презентация к уроку русского языка в 11 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

материал содержит теоретические сведения и практический материал для самостоятельной работы...