Конспект урока по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Гареева Гульназ Робертовна

Материал предназначен для применения на уроке русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока63 КБ
Office presentation icon презентация928.5 КБ
Файл лист самооценки15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости, давайте покажем им наши знания.

2.Вызов (актуализация)

Ребята, какую тему мы с вами начали изучать? (имена существительные). Правильно, давайте составим кластер по теме имя существительное. (На доске составляется кластер по теме «Имя существительное»)

На слайде №1 задание:

Серафимович, Дон, монастырь, Усть-Медведицкая

река, Волгоград, Волга, Сталинград

Платов, война, Бородино, Кутузов

- Назовите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

Правильный ответ – слайд №2.

- Попробуем сформулировать тему урока. Ваши предположения. (Имена существительные собственные и нарицательные.) Запись числа и темы в тетрадь. Слайд №3.

Речевая работа с терминами « собственный», «нарицательный». Слайд №4

Дети слушают сообщение заранее подготовленного ученика о происхождении терминов собственный и нарицательный. Слово «собственный» происходит от 
старославянского «собьство», что означает «свое», «личное»,  «себе принадлежащее». 
Слайд №5

Русское слово «нарицательный» образовалось   от старославянского слова         «нарицати» – называть. Слайд №6, 7.

Формулируем цели урока: с чем  должны познакомиться, чему научиться?

Объявление целей. Слайд №8.

 Вспомнить изученный ранее материал об  имени существительном;

  • познакомиться с новыми понятиями “собственное” и “нарицательное”;
  • учиться написанию имен существительных собственных и нарицательных.
  • познакомиться с историей родного края.

«Мозговой штурм» Ребята, вспомните, пожалуйста, и обсудите в парах

- Что вы знаете об именах собственных?

- Об именах нарицательных?

 - Чем они отличаются друг от друга?

Учитель коротко записывает все предположения детей на доске.

3. Стадия осмысления (объяснение нового материала).

Маркировка текста правила (Каждому предоставляется распечатка правила.) Слайд №9.

Имена существительные собственные и нарицательные

В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор, заводов, книг, людей, животных.

Река, книга, кошка – это существительные нарицательные. Они являются названиями однородных предметов. Для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему даётся своё название. Существительные собственные и являются названиями единичных предметов.

Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей), у каждого человека есть своё имя, отчество, фамилия. Свои собственные заглавия имеются у всех книг.

К существительным собственным относятся не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.

Приём «Верно ли?» Слайд №10.

  1. Верно ли, что существительные нарицательные называют однородные предметы? (Да)
  2. Верно ли, что название предметам даются для красоты? (Нет)
  3. Верно ли, что клички животных не являются существительными собственными? (Нет.) (Ребята подтверждают ответы текстом правила.)

Физминутка с мячом: учитель называет существительное нарицательное и бросает мяч ученику, ученик подбирает к нарицательному существительному собственное и возвращает мяч учителю. Например:

Город – Москва

Река – Обь

Писатель – А.С.Пушкин

Книга – «Война и мир»

Океан – Индийский

Фильм – «Эверест»

Праздник – Новый год

Магазин – «Гурман»

Стихотворение – «Няне»

Озеро – Байкал

Ребята, названия фильмов, книг, журналов, магазинов, стихотворений, предприятий и т.д.  мы  пишем в кавычках. (Записывают в тетрадях)

Выполнение упражнения. Заполнение текста с пропусками.

Текст с пропусками отражён на интерактивной доске. Каждому ученику предоставляются «Материалы для справок» с необходимыми для воспроизведения полного текста словами. Задание можно выполнять по цепочке с комментариями действий.

……….. – третий по размеру город  ………-………  ………  ……… .

История ………… начинает свой отсчет с 1961 года, когда на берегу ……….  ……высадился отряд геологоразведчиков,  возглавляемый ………   ………..   …………  . В том же году была пробурена первая скважина. В 1962 году из скважины Р-23 ударил фонтан с суточным дебитом нефти 800 тонн, и поселок стал бурно расти. В 1967 году был образован город Нефтеюганск, название объединило в себе слово Нефть и Юганскую Обь. В конце 1960-х были построены первые каменные дома — были открыты ДК …….., ДК ………,  кинотеатр ………. . Было начато строительство гигантского нефтепровода: ……….—……… — ……… — ….. — ……….. . В 1980 году был образован ……… район с центром в городе Нефтеюганске. Город находится на острове между двумя рукавами …….  .

Материалы для справок. Слайд №11.

Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ, Юганская Обь, Михаил Иванович Ветров, ДК «Строитель», ДК «Юность», кинотеатр «Юган», Самотлор, Усть-Балык, Тюмень, Уфа, Альметьевск, Нефтеюганский район, Обь.

Справка к тексту. Слушают сообщение заранее подготовленного ученика.

Слайд №12.

Обь — река в Западной Сибири. Образуется на Алтае при слиянии Бии и Катуни. В устье образует Обскую губу и впадает в Карское море. Ненцы, обитающие в низовьях реки, называли её Саля-ям, что означает «мысовая река». Ханты и манси дали ей название Ас — «большая река», селькупы звали реку Квай, Еме, Куай. Эти названия означали — «крупная река». Русские впервые увидели реку в её низовье, когда охотники и купцы вместе с проводниками-зырянами ходили заУральские горы. И до завоевания Ермаком Сибири край вокруг Оби назывался Обдорским.

Ещё в 1187 году, задолго до Ермака, нижняя Обь входила в «волости подданные»Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, которые с1502 года стали добавлять к своим титулам слова «Обдорские и Югорские»[2].

Есть версия, что название реки произошло от слова на языке коми, которое означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега»[3].

Существует также предположение, что название реки — иранского происхождения, от *ап «вода» (тадж. Об). Такое название полноводной реке вполне могли дать степные ираноязычные народы, жившие на юге Западной Сибири в период с раннебронзового века по средневековье[3].

Гимнастика для глаз. Проводит ученик.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу)

И с него свалилась вниз (глаза – в пол).

Повторить 2-3 раза.

Самостоятельная работа. Составление синквейна. Слайд №13.

Темы синквейна предлагаются учителем на выбор: Нефтеюганск, Родина. Уметь назвать в своём синквейне имена существительные собственные и нарицательные.

Примеры синквейнов:

Нефтеюганск…

Красивый, патриотичный.

Рассказывает, учит, защищает.

Я  люблю свой город!

Родина!

Проверка и анализ синквейнов  (2 -3).

Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

Тест

 1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка или самопроверка Слайд №14.

1.б 2. Б 3.б 4. А

4. Рефлексия

Обращаемся к записям на доске, сделанным учителем во время «мозгового штурма».

- Здесь ваши знания до нашего урока.

- Что мы знаем теперь, какие знания добавлены к уже имеющимся?

Дети за каждое задание ставят себе оценку на листах самооценки.

5. Домашнее задание. Слайд №15.

1.Выучить правило

2. Анкета:

1.Фамилия___________________________

2.Имя_______________________________

3.Страна____________________________

4.Город_____________________________

5.Улица, на которой живете_____________________________

6.Река_______________________________

7.Озера, которые вы знаете_____________________________

8.Любимые писатели__________________________

9.Любимые книги____________________________

10.Любимые журналы_________________________

11.Исторические события, которые вы знаете_____________

12.Любимые мультфильмы_____________________

Или подготовить сообщение по теме: “Секрет моего имени и моей фамилии”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди четвёртое лишнее слово в каждой цепочке слов Серафимович, Дон, монастырь, Усть-Медведицкая река, Волгоград, Волга, Сталинград Платов, война, Бородино, Кутузов

Слайд 2

Правильный ответ Серафимович, Дон, Усть-Медведицкая Волгоград, Волга, Сталинград Платов, Бородино, Кутузов Лишние слова: монастырь, река, война

Слайд 3

Двадцать пятое февраля. Классная работа. Имена существительные собственные и нарицательные.

Слайд 4

соб-ствен-ны-е

Слайд 5

Это интересно ! Собственный от старосл. «собьство» – «свое», «личное» , «себе принадлежащее».

Слайд 6

На-ри-ца-тель-ны-е

Слайд 7

Это интересно ! Нарицательный от старосл. «нарицати» – называть.

Слайд 8

Цели урока Вспомнить изученный ранее материал об имени существительном; познакомиться с новыми понятиями “собственное” и “нарицательное”; учиться написанию имен существительных собственных и нарицательных. познакомиться с историей родного края.

Слайд 9

Как маркировать текст «V» - знал(а). «+» - новая информация. «?» - есть вопросы. «!» - это важно!

Слайд 10

«Верно ли … ?» Верно ли, что существительные нарицательные называют однородные предметы? Верно ли, что название предметам даются для красоты? Верно ли, что клички животных не являются существительными собственными?

Слайд 11

……… .. – третий по размеру город ………-……… ……… ……… . История ………… начинает свой отсчет с 1961 года, когда на берегу ………. ……высадился отряд геологоразведчиков, возглавляемый ……… ……….. ………… . В том же году была пробурена первая скважина. В 1962 году из скважины Р-23 ударил фонтан с суточным дебитом нефти 800 тонн, и поселок стал бурно расти. В 1967 году был образован город Нефтеюганск, название объединило в себе слово Нефть и Юганскую Обь. В конце 1960-х были построены первые каменные дома — были открыты ДК …….., ДК ………, кинотеатр ………. . Было начато строительство гигантского нефтепровода: ……….—……… — ……… — ….. — ……….. В 1980 году был образован ……… район с центром в городе Нефтеюганске. Город находится на острове между двумя рукавами ……. .

Слайд 12

Материалы для справок Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ, Юганская Обь, Михаил Иванович Ветров, ДК «Строитель», ДК «Юность», кинотеатр «Юган», Самотлор, Усть-Балык, Тюмень, Уфа, Альметьевск, Нефтеюганский район, Обь.

Слайд 13

Это интересно Есть версия, что название реки произошло от слова на языке коми , которое означало « снег », «снежный сугроб», «место у снега». Существует также предположение, что название реки — иранского происхождения, от * ап «вода» ( тадж. Об ). Такое название полноводной реке вполне могли дать степные ираноязычные народы, жившие на юге Западной Сибири в период с раннебронзового века по средневековье. [3 ] .

Слайд 14

Пишем синквейн Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – смысловая фраза, выражающая отношение к предмету описания, суждение; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному, ассоциация.

Слайд 15

Тест 1. Имена существительные собственные называют: а) однородные предметы б) единичные предметы 2.Нарицательные существительные пишутся: а) с большой буквы б) с маленькой буквы 3.В какой строке все слова написаны верно: а) дом, мама, миша б) кузнец, комар, Комаров 4.В какой строке допущена ошибка: а) кузнец, кузьма, кузов б) Кузнецов, Петров, Мухин

Слайд 16

Ключ 1 б; 2 б; 3 б; 4 а.

Слайд 17

Домашнее задание 1. Выучить правило 2.Заполнить анкету: 1.Фамилия______ 2.Имя___________ 3.Страна________ 4.Город__________ 5.Улица_________ 6.Река___________ 7.Озера, которые вы знаете___________ 8. Любимые писатели_______ 9.Любимые книги_________ 10.Любимые журналы______ 11.Исторические события, которые вы знаете__________ 12.Любимые мультфильмы______________ Или подготовить сообщение по теме: «Секрет моего имени и моей фамилии»



Предварительный просмотр:

Лист самооценки ученика (цы) ____класса

________________________________________

Задание

Оценка (1-5 баллов)

1.«Четвертое лишнее»

2.Конструирование текста

3.Синквейн

4.Тест

  Итоговая оценка:

Лист самооценки ученика (цы) _____класса

_______________________________________

Задание

Оценка (1-5 баллов)

1.«Четвертое лишнее»

2.Конструирование текста

3.Синквейн

4.Тест

  Итоговая оценка:

Лист самооценки ученика (цы) _____класса

_______________________________________

Задание

Оценка (1-5 баллов)

1.«Четвертое лишнее»

2.Конструирование текста

3.Синквейн

4.Тест

  Итоговая оценка:

Лист самооценки ученика (цы) _____класса

_______________________________________

Задание

Оценка (1-5 баллов)

1.«Четвертое лишнее»

2.Конструирование текста

3.Синквейн

4.Тест

  Итоговая оценка:

Лист самооценки ученика (цы) _____класса

______________________________________

Задание

Оценка (1-5 баллов)

1.«Четвертое лишнее»

2.Конструирование текста

3.Синквейн

4.Тест

  Итоговая оценка:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...

Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные " проводится в 5 классе коррекционной школе VIIIвида....

Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала....

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Урок  формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....