Конспект урока по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Материал предназначен для применения на уроке русского языка в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 63 КБ |
презентация | 928.5 КБ |
лист самооценки | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости, давайте покажем им наши знания.
2.Вызов (актуализация)
Ребята, какую тему мы с вами начали изучать? (имена существительные). Правильно, давайте составим кластер по теме имя существительное. (На доске составляется кластер по теме «Имя существительное»)
На слайде №1 задание:
Серафимович, Дон, монастырь, Усть-Медведицкая
река, Волгоград, Волга, Сталинград
Платов, война, Бородино, Кутузов
- Назовите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.
Правильный ответ – слайд №2.
- Попробуем сформулировать тему урока. Ваши предположения. (Имена существительные собственные и нарицательные.) Запись числа и темы в тетрадь. Слайд №3.
Речевая работа с терминами « собственный», «нарицательный». Слайд №4
Дети слушают сообщение заранее подготовленного ученика о происхождении терминов собственный и нарицательный. Слово «собственный» происходит от
старославянского «собьство», что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». Слайд №5
Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова «нарицати» – называть. Слайд №6, 7.
Формулируем цели урока: с чем должны познакомиться, чему научиться?
Объявление целей. Слайд №8.
Вспомнить изученный ранее материал об имени существительном;
- познакомиться с новыми понятиями “собственное” и “нарицательное”;
- учиться написанию имен существительных собственных и нарицательных.
- познакомиться с историей родного края.
«Мозговой штурм» Ребята, вспомните, пожалуйста, и обсудите в парах
- Что вы знаете об именах собственных?
- Об именах нарицательных?
- Чем они отличаются друг от друга?
Учитель коротко записывает все предположения детей на доске.
3. Стадия осмысления (объяснение нового материала).
Маркировка текста правила (Каждому предоставляется распечатка правила.) Слайд №9.
Имена существительные собственные и нарицательные
В мире великое множество отдельных предметов. Например, рек, гор, заводов, книг, людей, животных.
Река, книга, кошка – это существительные нарицательные. Они являются названиями однородных предметов. Для того чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других однородных предметов, ему даётся своё название. Существительные собственные и являются названиями единичных предметов.
Так, каждая река имеет своё название (Волга, Енисей), у каждого человека есть своё имя, отчество, фамилия. Свои собственные заглавия имеются у всех книг.
К существительным собственным относятся не только имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных.
Приём «Верно ли?» Слайд №10.
- Верно ли, что существительные нарицательные называют однородные предметы? (Да)
- Верно ли, что название предметам даются для красоты? (Нет)
- Верно ли, что клички животных не являются существительными собственными? (Нет.) (Ребята подтверждают ответы текстом правила.)
Физминутка с мячом: учитель называет существительное нарицательное и бросает мяч ученику, ученик подбирает к нарицательному существительному собственное и возвращает мяч учителю. Например:
Город – Москва
Река – Обь
Писатель – А.С.Пушкин
Книга – «Война и мир»
Океан – Индийский
Фильм – «Эверест»
Праздник – Новый год
Магазин – «Гурман»
Стихотворение – «Няне»
Озеро – Байкал
Ребята, названия фильмов, книг, журналов, магазинов, стихотворений, предприятий и т.д. мы пишем в кавычках. (Записывают в тетрадях)
Выполнение упражнения. Заполнение текста с пропусками.
Текст с пропусками отражён на интерактивной доске. Каждому ученику предоставляются «Материалы для справок» с необходимыми для воспроизведения полного текста словами. Задание можно выполнять по цепочке с комментариями действий.
……….. – третий по размеру город ………-……… ……… ……… .
История ………… начинает свой отсчет с 1961 года, когда на берегу ………. ……высадился отряд геологоразведчиков, возглавляемый ……… ……….. ………… . В том же году была пробурена первая скважина. В 1962 году из скважины Р-23 ударил фонтан с суточным дебитом нефти 800 тонн, и поселок стал бурно расти. В 1967 году был образован город Нефтеюганск, название объединило в себе слово Нефть и Юганскую Обь. В конце 1960-х были построены первые каменные дома — были открыты ДК …….., ДК ………, кинотеатр ………. . Было начато строительство гигантского нефтепровода: ……….—……… — ……… — ….. — ……….. . В 1980 году был образован ……… район с центром в городе Нефтеюганске. Город находится на острове между двумя рукавами ……. .
Материалы для справок. Слайд №11.
Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ, Юганская Обь, Михаил Иванович Ветров, ДК «Строитель», ДК «Юность», кинотеатр «Юган», Самотлор, Усть-Балык, Тюмень, Уфа, Альметьевск, Нефтеюганский район, Обь.
Справка к тексту. Слушают сообщение заранее подготовленного ученика.
Слайд №12.
Обь — река в Западной Сибири. Образуется на Алтае при слиянии Бии и Катуни. В устье образует Обскую губу и впадает в Карское море. Ненцы, обитающие в низовьях реки, называли её Саля-ям, что означает «мысовая река». Ханты и манси дали ей название Ас — «большая река», селькупы звали реку Квай, Еме, Куай. Эти названия означали — «крупная река». Русские впервые увидели реку в её низовье, когда охотники и купцы вместе с проводниками-зырянами ходили заУральские горы. И до завоевания Ермаком Сибири край вокруг Оби назывался Обдорским.
Ещё в 1187 году, задолго до Ермака, нижняя Обь входила в «волости подданные»Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, которые с1502 года стали добавлять к своим титулам слова «Обдорские и Югорские»[2].
Есть версия, что название реки произошло от слова на языке коми, которое означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега»[3].
Существует также предположение, что название реки — иранского происхождения, от *ап «вода» (тадж. Об). Такое название полноводной реке вполне могли дать степные ираноязычные народы, жившие на юге Западной Сибири в период с раннебронзового века по средневековье[3].
Гимнастика для глаз. Проводит ученик.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Чуть присела на карниз (скосить глаза к носу)
И с него свалилась вниз (глаза – в пол).
Повторить 2-3 раза.
Самостоятельная работа. Составление синквейна. Слайд №13.
Темы синквейна предлагаются учителем на выбор: Нефтеюганск, Родина. Уметь назвать в своём синквейне имена существительные собственные и нарицательные.
Примеры синквейнов:
Нефтеюганск…
Красивый, патриотичный.
Рассказывает, учит, защищает.
Я люблю свой город!
Родина!
Проверка и анализ синквейнов (2 -3).
Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
Тест
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
Взаимопроверка или самопроверка Слайд №14.
1.б 2. Б 3.б 4. А
4. Рефлексия
Обращаемся к записям на доске, сделанным учителем во время «мозгового штурма».
- Здесь ваши знания до нашего урока.
- Что мы знаем теперь, какие знания добавлены к уже имеющимся?
Дети за каждое задание ставят себе оценку на листах самооценки.
5. Домашнее задание. Слайд №15.
1.Выучить правило
2. Анкета:
1.Фамилия___________________________
2.Имя_______________________________
3.Страна____________________________
4.Город_____________________________
5.Улица, на которой живете_____________________________
6.Река_______________________________
7.Озера, которые вы знаете_____________________________
8.Любимые писатели__________________________
9.Любимые книги____________________________
10.Любимые журналы_________________________
11.Исторические события, которые вы знаете_____________
12.Любимые мультфильмы_____________________
Или подготовить сообщение по теме: “Секрет моего имени и моей фамилии”.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правильный ответ Серафимович, Дон, Усть-Медведицкая Волгоград, Волга, Сталинград Платов, Бородино, Кутузов Лишние слова: монастырь, река, война
Двадцать пятое февраля. Классная работа. Имена существительные собственные и нарицательные.
соб-ствен-ны-е
Это интересно ! Собственный от старосл. «собьство» – «свое», «личное» , «себе принадлежащее».
На-ри-ца-тель-ны-е
Это интересно ! Нарицательный от старосл. «нарицати» – называть.
Цели урока Вспомнить изученный ранее материал об имени существительном; познакомиться с новыми понятиями “собственное” и “нарицательное”; учиться написанию имен существительных собственных и нарицательных. познакомиться с историей родного края.
Как маркировать текст «V» - знал(а). «+» - новая информация. «?» - есть вопросы. «!» - это важно!
«Верно ли … ?» Верно ли, что существительные нарицательные называют однородные предметы? Верно ли, что название предметам даются для красоты? Верно ли, что клички животных не являются существительными собственными?
……… .. – третий по размеру город ………-……… ……… ……… . История ………… начинает свой отсчет с 1961 года, когда на берегу ………. ……высадился отряд геологоразведчиков, возглавляемый ……… ……….. ………… . В том же году была пробурена первая скважина. В 1962 году из скважины Р-23 ударил фонтан с суточным дебитом нефти 800 тонн, и поселок стал бурно расти. В 1967 году был образован город Нефтеюганск, название объединило в себе слово Нефть и Юганскую Обь. В конце 1960-х были построены первые каменные дома — были открыты ДК …….., ДК ………, кинотеатр ………. . Было начато строительство гигантского нефтепровода: ……….—……… — ……… — ….. — ……….. В 1980 году был образован ……… район с центром в городе Нефтеюганске. Город находится на острове между двумя рукавами ……. .
Материалы для справок Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ, Юганская Обь, Михаил Иванович Ветров, ДК «Строитель», ДК «Юность», кинотеатр «Юган», Самотлор, Усть-Балык, Тюмень, Уфа, Альметьевск, Нефтеюганский район, Обь.
Это интересно Есть версия, что название реки произошло от слова на языке коми , которое означало « снег », «снежный сугроб», «место у снега». Существует также предположение, что название реки — иранского происхождения, от * ап «вода» ( тадж. Об ). Такое название полноводной реке вполне могли дать степные ираноязычные народы, жившие на юге Западной Сибири в период с раннебронзового века по средневековье. [3 ] .
Пишем синквейн Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – смысловая фраза, выражающая отношение к предмету описания, суждение; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному, ассоциация.
Тест 1. Имена существительные собственные называют: а) однородные предметы б) единичные предметы 2.Нарицательные существительные пишутся: а) с большой буквы б) с маленькой буквы 3.В какой строке все слова написаны верно: а) дом, мама, миша б) кузнец, комар, Комаров 4.В какой строке допущена ошибка: а) кузнец, кузьма, кузов б) Кузнецов, Петров, Мухин
Ключ 1 б; 2 б; 3 б; 4 а.
Домашнее задание 1. Выучить правило 2.Заполнить анкету: 1.Фамилия______ 2.Имя___________ 3.Страна________ 4.Город__________ 5.Улица_________ 6.Река___________ 7.Озера, которые вы знаете___________ 8. Любимые писатели_______ 9.Любимые книги_________ 10.Любимые журналы______ 11.Исторические события, которые вы знаете__________ 12.Любимые мультфильмы______________ Или подготовить сообщение по теме: «Секрет моего имени и моей фамилии»
Предварительный просмотр:
Лист самооценки ученика (цы) ____класса
________________________________________
Задание | Оценка (1-5 баллов) |
1.«Четвертое лишнее» | |
2.Конструирование текста | |
3.Синквейн | |
4.Тест | |
Итоговая оценка: |
Лист самооценки ученика (цы) _____класса
_______________________________________
Задание | Оценка (1-5 баллов) |
1.«Четвертое лишнее» | |
2.Конструирование текста | |
3.Синквейн | |
4.Тест | |
Итоговая оценка: |
Лист самооценки ученика (цы) _____класса
_______________________________________
Задание | Оценка (1-5 баллов) |
1.«Четвертое лишнее» | |
2.Конструирование текста | |
3.Синквейн | |
4.Тест | |
Итоговая оценка: |
Лист самооценки ученика (цы) _____класса
_______________________________________
Задание | Оценка (1-5 баллов) |
1.«Четвертое лишнее» | |
2.Конструирование текста | |
3.Синквейн | |
4.Тест | |
Итоговая оценка: |
Лист самооценки ученика (цы) _____класса
______________________________________
Задание | Оценка (1-5 баллов) |
1.«Четвертое лишнее» | |
2.Конструирование текста | |
3.Синквейн | |
4.Тест | |
Итоговая оценка: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...
Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные"
Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные " проводится в 5 классе коррекционной школе VIIIвида....
Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"
Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала....
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.
Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Урок формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....
конспект урока Имена существительные собственные и нарицательные
план-конспект...
План-конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок с использованием ЭОР...