конспект урока Имена существительные собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кирдяева Галина Александровна

план-конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку, 5 класс «Имена существительные собственные и нарицательные».

Учитель: Ошманкевич Галина Александровна.

ГБОУ СОШ № 352.

Класс: 5 .

Предмет: русский язык.

Тема урока: имена существительные собственные и нарицательные.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала, урок с использованием ИКТ  (на основе презентации MS PowerPoint).

Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов:

Предметные:

  • дать представление о новых языковых понятиях: имя собственное, имя нарицательное;
  • на основе распознавания и классификации имен собственных освоить орфографическое правило.

Метапредметные:

Личностные: смыслообразование (осознание учеником своей деятельности на уроке), развитие эстетического сознания.

Регулятивные: формирование цели достижения, планирование и прогнозирование своей деятельности, умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: работа с различными видами информации (презентация, интернет-ресурсы, текстовые материалы); анализ, классификация, конструирование, перевод информации (из текстовой в графическую – обобщающая таблица).

Коммуникативные: работа в парах (развитие умения сотрудничать), умение участвовать в диалоге, формирование умения строить продуктивное речевое взаимодействие  со сверстниками и учителем, строить устное  и письменное  речевое высказывание в соответствии с заданной темой.

Технологии урока: проблемное обучение, информационно-компьютерные технологии, элементы технологии развития критического мышления, элементы игровых технологий.

Формы организации деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Опорные понятия: имя существительное, заглавная буква, строчная буква, словосочетание, предложение, однородные члены, текст, тема текста, стиль речи, средства художественной выразительности, эпитет, метафора.

Новые понятия: имена собственные, имена нарицательные.

Межпредметные связи: литература, география, история Санкт-Петербурга,

Образовательные ресурсы: программа по русскому языку для 5-9 классов под ред. М.Т.Баранова, Т.А .Ладыженской., учебник «Русский язык,  5 класс», 2011 г., под ред. Ладыженской, В.М. Гаршин «Петербургские письма» (Петербург в русском очерке 19 века, «ДЕТГИЗ-Лице», Спб; 2005 г), электронные образовательные ресурсы: , http://dic.academic.ru/ (словари: словарь иностранных слов русского языка, - Чудинов А.Н., 1910 г.; Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.;Энциклопедический словарь. 2009., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.); единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru.. Интернет-сайты: http://peterhofmuseum.ru/page.php?id=4; http://www.petrograd.biz/maps/lo1.php; http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm89_0_1_77.html.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

Подготовка к работе         (проверка готовности рабочего места).

  • Личностные: самоопределение к деятельности.
  • Коммуникативные: подготовка к сотрудничеству.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Выявляет уровень знаний, организовывая  работу с текстом (слайд № 2).

Проводит виртуальную мини-экскурсию по сайту Петергофа (акцент на  Большой Каскад и Самсон).

Организует работу с лексическим значением слов (шпиц, форт)

определяет умение отличать имена существительные от других частей речи, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Работа с текстом (текст на экране, на парте), предполагающая тренировку отдельных способностей к учебной деятельности ( чтение, осмысление, выделение главного) и осуществление мыслительных операций (анализ, сравнение, выделение, сопоставление)

1.Читают текст про себя (весь класс) и вслух ( 1-2 ученика).

2. Называют имена существительные одушевленные и  неодушевленные.

3 Ищут языковые средства художественной выразительности: читатель (обращение), легкая мгла, иззубренная полоска, уходящий Петербург  и т. д. (эпитеты), горит золотой звездой, глядит сквозь брызги Самсона (метафора),

4. Определяют тему текста

(подбирают возможный заголовок.) Определяют общее эмоциональное настроение текста. Думают над типом текста.

5. Находят имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы. Определяют их значение в тексте.

  • Личностные: самоопределение – приобщение к культуре родного города, осознание её значимости.
  • Регулятивные: волевая саморегуляция – умение осознать и выполнить учебную задачу – работать с текстом.
  • Познавательные: общеучебные;
  • логические: анализ текста с целью нахождения языковых средств      ( средства-выразительности, имена существительные), построение рассуждения.
  • Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе работы с текстом.

3.Постановка    

учебной задачи.

Стадия вызова.

Организует работу со словами из текста  (слайд № 3). Создаёт проблемную ситуацию. Ко всем ли словам сразу удалось подобрать пару? Что общего? Чем  отличаются?

Работа со словосочетаниями (Слайд № 4) Написание каких слов вызывает затруднение? Почему так записаны слова?

Чему мы научимся на уроке? – Слайд № 5

Работают со словами из текста. Подбирают обобщенные слова (нарицательные существительные). Отвечают на вопросы.

Записывают словосочетания.

Задают вопрос:  как правильно писать данные слова?

Слайд № 5

Высказывают предположению о дальнейшем ходе урока. Предлагают темы.

  • Личностные: самоопределение
  • Регулятивные: целеполагание 
  • Коммуникативные: постановка вопросов 
  • Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения.

(Изучение нового материала)

Организация поиска выхода из проблемной ситуации

Организация работы с новыми понятиями

( слайд № 6).

Прием ТРКМ «Толстые и тонкие вопросы»

( слайд № 7).

Предоставляет возможный  план достижения цели ( слайд №8)

Подбор синонимов ( свой, принадлежащий, личный, присущий). Работа с ассоциациями ( называть, обозначать, конкретный и т.д.)

Ставят цели урока ( ищут варианты с помощью «тонких и толстых» вопросов, ( В чем различие между имена собственными и нарицательными?  Как писать те или иные имена собственные? Где использовать полученные знания?) составляют план достижения цели,  определяют, как осмыслить новые языковые понятия и научиться их использовать в речи (слайд № 8)

  • Личностные:
  • Регулятивные: планирование, прогнозирование 
  • Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 
  • Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

5.Первичное закрепление

Слайд № 10 Организация фронтальной  работы с помощью презентации: составление предложений (слайд №10, 11), работа со справочными интернет-ресурсами (словарями, энциклопедиями, интернет-порталами).

Возвращение к записанным словосочетаниям  ( слайд №9), самопроверка, формулируют вывод: какие существительные относятся к именам собственным.

Работа с языковым материалом на основе визуального ряда ( фотоматериалы, словарь, энциклопедия, географическая карта, виртуальная галерея) При необходимости работа с текстом учебника.

Делаются выводы:

  • чем  имена нарицательные отличаются от собственных ?
  • как проверить написание имен собственных?

  • Личностные: развитие эстетического сознания
  • Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: работа с различными видами информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
  • Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации .

6.Самостоятельная работа

Организация работы в парах. Игровой момент определения тем ( вытягивают карточки, некоторые могут повторяться, в зависимости от количества ребят; работа на ограниченное время, принцип «кто больше»).

Слайд № 12.

Работа в парах как построение доказательства одной из гипотез урока: имена собственные встречаются во всех сферах жизнедеятельности человека.

Поиск языкового материала на заданную тему. Разрешается  использовать разнообразные источники информации ( интернет, учебник, книга, словарь). Презентация имен собственных перед другими парами учащихся, добавление  и уточнение правильности выбранных примеров и их написания.

  • Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
  • Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей
  • Коммуникативные: управление поведением партнёра контроль, оценка, коррекция действий партнёра , принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7.Этап продуктивного использования полученных знаний

Слайд №13.

Организация работы над созданием текста на заданную тему с использованием имен собственных.

Индивидуальная работа над созданием текста на заданную тему (по желанию выдается текст-подсказка)

  • Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
  • Личностные: самоопределение
  • Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
  • Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Слайд № 14 Работа с перекодированием информации. Подведение итога. Работа с электронным образовательным ресурсом

Слайд № 15. Возвращение к намеченным целям в начале урока. ( слайд № 7,8)

Работа с теоретическим текстом. Составление таблицы  с орфографическим правилом. Проверка с помощью интернет-ресурса.

Заполнение таблицы             ( выдается индивидуально)   с рефлексией и ответ на поставленный вопрос в начале урока.

  • Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания
  • Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка
  • Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 
  • Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

9.Домашнее задание

Слайд № 16

Инструктирует учащихся

Анализируют и выявляют степень готовности

  • Личностные: 
  • Регулятивные: 
  • Коммуникативные: прогнозирование как можно использовать полученные знания в различных сферах общественной жизни, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности по работе с письменными текстами
  • Познавательные: поиск необходимых источников информации для выполнения задания.

Приложение № 1

Текст. Слайд № 2

Не поехать ли нам, читатель, в Петергоф?... Пароход, отходящий от Английской набережной, до того полон пассажиров, что многие из них должны стоять всю дорогу на ногах….Впереди , сквозь легкую мглу, какая часто бывает на море, когда солнце светит слишком ярко, видна узкая полоска, иззубренная шпицами церквей и мачтами судов. Это Кронштадт: пятна справа и слева – его грозные форты. Направо финляндский берег уходит  в туман волнистою линиею, налево берег Стрельны и Петергофа , весь заросший парками и садами. Сзади широкая картина уходящего Петербурга: отдельных зданий уже почти нельзя рассмотреть, только купол Исаакия горит золотою звездой….        

У самого начала пристани – вход в знаменитый парк; около ресторанчики, где гремит музыка… Здесь все старо: солидно, прочно. Стар самый парк, множество дерев которого посажены самим Петром Великим; стары фонтаны…,старый дворец глядит сквозь брызги Самсона и множества других водометов  на знаменитый канал, ведущий к морю и выкопанный в одну ночь….

                                             В. М. Гаршин «Петербургские письма» ( отрывок), 1882 год

ЗАДАНИЯ к тексту:

1.  Прочитайте текст. Значение каких слов вам непонятно?

2. Найдите имена существительные одушевленные и неодушевленные.

 2. Найдите средства художественной выразительности.

3.  К какому типу  речи мы можем отнести текст? Определите его тему.  Подберите заголовок.

4.   На какие еще существительные вы обратили внимание?

5. Выпишите в столбик из текста существительные, которые пишутся с заглавной буквы. Во второй столбик подберите слово-ключ. Например, Петергоф – музей-заповедник.

Приложение № 2

Слайд № 13 Текст-подсказка.

Здравствуй,…. Я хочу тебе рассказать о своем родном городе…. Наш город -  культурная столица … И, это неслучайно, ведь город богат такими достопримечательностями, как:…  Мой самый любимый музей города - …. Там ты увидишь произведения …

А еще в нашем городе всегда можно посмотреть интересный спектакль, например,….  сходить на балет …., посетить концерт классической и современной музыки. Послушать произведения…..А какие в Петербурге пригороды  с удивительными парками и дворцами!

Приезжай в гости, и мы вместе поедем в…  Я уверен, что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала....

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Конспект урока по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Материал предназначен для применения на уроке русского языка в 5 классе...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Урок  формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....

Проектная работа Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Разработка урока "Имена существительные собственные и нарицательные"...