РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

Чернышова Ольга Алексеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rya_7._8_vid.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»

Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

гуманитарных наук

Протокол №   от «__»           2015г.

Руководитель МО

___________Ложникова Е.Ф.

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом

Протокол №   от «___»           2015г.

Заместитель директора по УВР    

________________Кускова Т.В.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №      от «__ »        2015г.

Директор МОУ «Седановская СОШ»

 ________________________

Соколова И.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида

Класс – 7

Учебный год – 2015-16гг

Образовательная область - филология

Тип программы – общеобразовательная

Уровень реализации – базовый

Разработчик программы – Чернышова О.А.

п. Седаново

Усть-Илимский район

Иркутская область

2015 год


Рабочая программа по русскому языку для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида

Пояснительная записка.

Учебный предмет относится к Федеральному компоненту учебного плана и находится в области «Язык и речь». Обучение русскому языку ведётся с использованием учебника «Русский язык. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская: Москва Просвещение 2009. В программе структурно выделяются 2 раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи. 2. Чтение и развитие речи.

Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы под редакцией В.В. Воронковой. Авторы программы Н.Г. Галунчикова, Аксёнова и др. Программный материал расположен концентрически.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков речевого развития и нравственного воспитания обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивает устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Данный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи-обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Направленность учебного курса на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных , письменных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Рабочая программа для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяет содержание данного предмета.

Содержание тем учебного курса

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 4 часа – праздничные дни).

Повторение - 16 часов (1 час - контрольная работа)

Состав слова - 17 часов (1 час – изложение, 1 час - диктант)

Части речи - 86 час

Имя существительное - 18 часов (1 час – сочинение, 1 час - диктант).

Имя прилагательное - 24 часов ( 1 час контр. диктан, 1 час - диктант).

Местоимение - 11 часов (1 час – диктант, 1 час - сочинение).

Глагол - 33 часа (4 часа - диктант).

Предложение - 17 часов (2 часа - диктант).

Повторение

Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но.

Слово

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного - род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.

Неопределенная частица не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шъ, -шъся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на -ся (-съ).

Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку за 7 класс

  • Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
  • Название частей речи, их значение;
  • Наиболее распространенные правила правописания слов;
  • Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания
  • слов;
  • Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок
  • и суффиксов;
  • Различать части речи;
  • Строить простое распространенное предложение, простое предложение
  • с однородными членами, сложное предложение;
  • Писать изложение и сочинение;
  • Оформлять деловые бумаги;
  • Пользоваться школьным орфографическим словарем.

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

Словарная работа.

Связная речь

Оборудование

Звуки и буквы. Текст

1.

Звуковая сторона языка; гласные и согласные, ударные и безударные гласный.

1

 

делегат

таблица

2.

Дифференциация звуков.

1

 

документ

 

3.

Соотношения произношения и написания в корне слова.

1

 

насекомое

памятка

4.

Общий способ решения орфографических задач

1

 

чемодан

 

5.

Подбор проверочных слов

1

 

государствонаселение

 

6.

Употребление разделительных ъ ь в словах.

1

 

Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением текста и отбором опорных слов.

Орфографические словари.

7.

Простое предложение.

1

 

 

 

8.

Простое предложение с однородными членами.

1

 

 

 

9.

Главные и второстепенные члены предложения

1

 

лекарстворецепт

 

10.

Интонация. Сопоставление и перечисление

1

 

беречь

 

11.

Использование грамматических категорий в качестве однородных членов

1

 

стеречь

 

12, 13

Выделение в отрывке литературного произведения части текста.

2

 

издалека

 

14

Выделение в тексте средств связи предложения.

1

 

снизу

 

15.

Выделение образных средств языка.

1

 

стадион

 

16.

Диктант.

1

 

 

 

Состав слова

17.

Образование разных частей речи с помощью суффиксов и приставок.

1

 

мастер

схемы слов

18.

Эмоционально-оценочные слова.

1

 

почтальон

 

19.

Описание предметов с различной эмоциональной оценкой.

1

 

верстакслесарь

 

20

Подбор однокоренных слов.

1

 

токарь

 

21.

Единообразное написание гласных и согласных в корне слова.

1

 

бассейн

 

22.

способы поверки орфограмм в корне слова.

1

 

независимость

 

23

Зависимость способа проверки орфограмм от её места в слове.

1

 

аппарат

 

24.

Способы проверки орфограмм

1

 

тротуар

 

25.

Изложение «Завещание»

1

 

Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана.

 

26.

Слова с непроверяемыми безударными гласными.

1

 

 

 

27.

Непроизносимые согласные в корне

1

 

монтаж

таблица

28

Слова с двойными согласными.

1

 

аппарат

 

29

Правописание приставок на –а, -о

1

 

расстояние

 

30.

Правописание приставки пере-

1

 

 

 

31.

Разделительный ъ после приставок

1

 

тренировать

таблица

32.

Диктант.

1

 

 

 

33.

Повторение по теме «Состав слова»

1

 

 

таблица

Части речи. Имя существительное

34.

Имя существительное. Роль в речи.

  1  

       

масштаб

пиктограммы

35.

Расширение круга имён существительных.

1

 

гастроном

 

36.

Существительные близкие и противоположные по значению.

1

 

патриот

 

37

Определение грамматических признаков существительного.

1

 

универмаг

таблица

38,39

Правописание падежных окончаний существительных.

2

 

тренер

 

40, 41

Правописание безударных падежных окончаний.

2

 

 

 

42,43

Склонение имён существительных во мн. числе

2

 

масленица

 

44.

Правописание существительных в родительном падеже в ед. числе с шипящей на конце.

1

 

независимость

 

45

Выделение опорных слов из короткого текста.

1

 

масштаб

 

46.

Сочинение

1

 

Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.

 

47.

Анализ готового текста.

1

 

 

 

48.

Построение текста по аналогии.

1

 

почерк

 

49.

Имя существительное. Выделение слов, называющих предметы.

1

 

 

 

50,51

Диктант. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

2

 

 

 

Имя прилагательное

52

Имя прилагательное.

1

 

программа

таблица

53,54

Расширение круга имён прилагательных.

2

 

лекарство

 

55,56

правописание родовых окончаний имён прилагательных.

2

 

экзамен

 

57,58

Контрольный диктант.

2

 

 

 

59,60.

Согласование имени прилагательного с существительным.

2

 

электричество

 

61,62

Использование образных средств языка.

2

процент

63-65

Склонение имён прилагательных.

3

 

платформа

 

66.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

 

литература

 

67.

Правописание падежных имён прилагательных в единственном числе.

1

 

республика

 

68, 69.

Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопросов

2

 

кабинет

 

70,71

Правописание имён прилагательных.

2

 

милиция

 

72.

Составление словосочетаний имён прилагательных с существительными в косвенных падежах.

1

 

серебряный

 

73.

Составление текста по опорным словосочетаниям.

1

 

Спектакль, антракт

 

74.

Диктант.

1

 

 

 

Местоимение

75.

Значение в речи личных местоимений.

1

 

километр

таблица

76.

Упражнения в правильном соотношении местоимений с существительными.

1

 

мороженое

 

77.

Личные местоимения.

1

 

 

 

78.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

1

 

температура

памятка

79-81.

Упражнения в правильном использовании местоимений в речи.

3

 

 

 

82,83

Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале»

2

 

Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составление плана с опорой на схему

схема

84,85

Диктант.

2

 

 

 

Глагол

86.

Глагол. Роль в предложении.

1

 

гардероб

 

87.

Семантические группы глаголов.

1

 

патриот

 

88.

Глаголы близкие и противоположные по значению.

1

 

вдали

 

89,90.

Начальная форма глагола.

2

 

литература

 

91-93.

Изменение глагола по временам

3

 

стеречь

 

94-95.

Изменение глагола по числам.

2

 

велосипед

 

96-97.

Лицо глагола в настоящем и будущем времени.

2

 

рецепт

 

98, 99.

Дифференциация глаголов 3-го лица ед. числа и неопределённой формы глагола.

2

 

хирург

 

100, 101.

Диктант.

2

 

 

 

102,103.

Изменение глаголов.

2

 

 

 

104-106

Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение)

3

 

материк

 

107,108

Правописание частицы не с глаголами.

2

 

планета

 

109-111

Выделение из текста глагольной лексики для предполагаемого текста.

3

 

слесарь

 

112-114

Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец).

3

 

стадион

 

115, 116

Диктант.

2

 

 

 

Предложение. Текст

117,118

Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

2

 

почтальон

схема предложения

119

Сравнение сложного предложения с простым.

1

 

бутерброд

 

120,121.

Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами.

2

 

Письмо с элементами описания предмета

 

122, 123.

Знаки препинания в сложном предложении.

2

 

светофор

 

124.

Выделение простых предложений из текста.

1

 

 

 

125.

Выделение сложных предложений из текста.

1

 

 

 

126.

Работа с диалогом. Решение в нём различных речевых задач (выделение выражений: «Я так не думаю», «Я не могу согласиться»).

1

 

чувство

 

127.

Использование обращений в деловых бумагах.

1

 

программа

 

128.

Рассказ и описание как типы текстов.

1

 

манекен

 

129.

Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его.

1

 

планета

 

130, 131.

Упражнения в составлении коротких текстов описательного характера по плану.

2

 

тротуар

 

132,133.

Упражнение в составлении коротких текстов повествовательного характера.

1

 

бригада

 

134.

Редактирование текста.

1

 

 

 

135,136.

Диктант.

2

 

 

 


Методические рекомендации по оцениванию.

Часто возникает вопрос, связанный с критериями оценки знаний учащихся, обучающихся по программе VIII вида. В массовой школе в качестве критерия успешности принято считать показатель 70 – 75 % от общего количества предложенных заданий с учётом назначения и содержания работы, однако не поясняется, почему выбран этот показатель.

При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.

Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров.

К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.

Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.

На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.

В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку и интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.

Использованная литература:

  1. Программа по русскому языку для 7 класса для специальной (коррекционной) школы VIII вида под ред. И. М. Бгажноковой. Москва, Просвещение 2005.
  2. Русский язык 7 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская Москва, Просвещение 2009
  3. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Материал состоит из Положения о проведении предметной олимпиады по русскому языку и заданий для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Целью проведения предметной олимпиады явл...

Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Задания для проведения предметной олимпиады по русскому языку разработаны в соответствии  с требованиями типовой учебной программы по русскому языку для учащихся 9 класса специальных (коррек...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Данная программа  составлена  на  основе  программы  «Русский язык  и развитие письменной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов  ...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....