разработка урока "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гончарова Татьяна Владимировна

Урок для изучения имени существительного как части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goncharova_t.v._razrabotka_r.ya_.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе 

                                          «Имя существительное как часть речи» 

Подготовила: учитель русского языка и литературы Гончарова Т.В.,

                         МБОУ «ООШ №8»

                                                                   Цели урока: 

Учебно-познавательные:
закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы. 
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно–исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный. 
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
· Прием рефлексивной деятельности 
· Метод конкретизации целей обучения 
· Метод открытого обсуждения новых знаний 
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников 
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».

Ход урока

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия

 2. Лингвистическая разминка.

На доске предложение.

– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)

[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)

– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.

– Обозначьте изученные орфограммы.

 Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология-огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск. Какой частью речи являются  слова, живущие в этом городе?  Правильный ответ поможет определить тему урока.
3.Постановка проблемы и задач урока 
 — Правильно, это имя существительное. 

— Запишите в тетради  тему урока (Имя существительное как часть речи). 
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. 

 А  чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.(Приложение№1)

 Отправляемся в путь!

 4. Работа по теме урока 

1 остановка «Опознаватнльная» 

-Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в упражнении 397 ( Число запишите в маршрут)

А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения)

2.Остановка «Теоретическая».

Давайте с вами вспомним, что же такое имя существительное и его основные признаки.

Самопроверка по учебнику.Результаты оцените по 5бальной системе

3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы  выполним следующее задание.
Найди лишне слово. Я диктую группу слов, а вы должны выписать лишнее и определить по какому признаку оно лишнее.

  • Олень, дочь, мужчина . (род)
  • Собака, книга, девочка. (одуш.)
  • Москва, город, Россия. ( собств.)
  • Песня, море,  листопад. (склонение)
  • Ключи, уроки, класс. (число)

Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.

Какой  морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)

 Учитель.  Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.(Слова-бык, окно, мышь)

4.«Синтаксическая» 

 Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе, где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения (работа по группам)

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

Физминутка

- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

( Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)

Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)

5. «Проверочная». Тест (взаимопроверка)

«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 

Самостоятельная работа. Проверка по ключу.

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. 

 Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

 2. Найди  существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется 

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи                 В) У дерева

Б) На солнце             Г) На краю

 5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее                В) Сказуемое

Б) Дополнение                  Г) Обстоятельство

6. «Творческая».

Употребление существительных в речи.

 Запишем стихотворение и определим род и склонение всех имен существительных.

 Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.(С. Аксаков)

.

7) Сочинение – миниатюра.

 А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине за окном, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что изображено.

5. Итог урока..

1.Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.

 Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

2. Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - улыбнитесь, если "нет" - нахмурьтесь. Спасибо, ребята.

3. Выставление оценок.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать?

Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

4.Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Весна» при помощи существительных)

 Урок окончен, благодарю вас за отличную работу.

Приложение 1

Маршрутный лист 

№ 

остановка 

Количество баллов 

«Опознавательная» 

«Теоретическая » 

«Морфологическая» 

«Синтаксическая» 

«Проверочная» 

6

 «Творческая» 


 

 

 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 5 классе «Имя существительное как часть речи »

Одним из важнейших разделов русского языка является раздел "Морфология".  Важно  научить учащихся определять морфологические признаки частей речи, умение определять постоянные и непостоянные...

Разработка урока "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Разработка урока русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" 5 класс по учебнику Т.А. Ладыженской. Урок разработан с применением технологии дифференцированного обучения. Приложена опор...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Существительное как часть речи (методическая разработка)

Данная методическая разработка поможет учителю организовать изучение существительного как части речи или повторение данной темы после изучения.Разработка включает в себя определение, морфологические п...

Разработка урока "Имя существительное как часть речи". 5 класс.

Сценарий урока по ФГОС. Тип урока:открытие нового знания....

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....