Существительное как часть речи (методическая разработка)
методическая разработка по русскому языку на тему

Данная методическая разработка поможет учителю организовать изучение существительного как части речи или повторение данной темы после изучения.

Разработка включает в себя определение, морфологические признаки, правописание существительного, проверочные работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchestvitelnoe.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»

Существительное как часть речи

(методическая разработка)

для обучающихся 5-11 классов

Пермь 2016

Данная методическая разработка поможет учителю организовать изучение существительного как части речи или повторение данной темы после изучения.

Разработка включает в себя определение, морфологические признаки, правописание существительного, проверочные работы по данной теме.

Существительное – самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Постоянные признаки:

1.Нарицательные сущ. обозначают ряд однородных предметов (страна, река, город)

Собственные сущ. обозначают единичные, индивидуальные предметы (Кама, Света)

2.Одушевленные сущ. обозначают предметы живой природы (человек, птица)

Неодушевленные сущ. обозначают предметы неживой природы (гвоздь, труд)

3.Конкретные сущ. называют конкретные предметы, имеют формы ед. и мн. ч. (кресло, носок)

Вещественные сущ. обозначают вещество (горох, молоко)

Отвлеченные сущ. обозначают абстарктные предметы (любовь, бег)

Собирательные сущ. обозначают множество предметов как одно целое (студенчество, учительство, листва)

4.Род существительных

Мужской (конь), женский (ночь), средний (облако), общий (сирота)

5. Склонение

1 – ж.р. –а,-я;  м.р. –а,я (мама, дядя)

2 – с.р. –о, -е;  м.р. – нулевое (облако, дом)

3 – ж.р. –нулевое (ночь)

Разносклоняемые : сущ. на –МЯ (семя, темя, вымя), путь

Сложносокращенные слова  –  2 скл. (ГУМ, ЦУМ)

Адъективный тип склонения: изменяются как прилагательные (кормчий, столовая)

Не определяется склонение у неизменяемых сущ . (кино, киви)

Непостоянные признаки:

1.Число: единственное (ночь), множественное (ночи)

2.Падеж: И. Кто? Что? Р. Кого? Чего? Д. Кому? Чему? В. Кого? Что? Т. Кем? Чем? П. О ком? О чем?

Супплетивизм основ: образование форм слова от разных основ (человек – люди, ребенок – дети)

Правописание существительных:

1.Окончания существительных:

Слово поставить в начальную форму:

А) на ИЯ, ИЕ, ИЙ, МЯ – И

Б) воспользоваться таблицей  

Падеж

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р.П.

и

-

и

Д.П.

е

-

и

П.П.

е

е

и

2.Суффиксы для запоминания: ОТ, ОТН, ИН, ИЗН, ОНЬК, ЕНЬК

Березонька, искл: заинька, паинька, баиньки

3.Суффиксы ЕК, ИК

Поставить слово в родительный падеж, Е выпадает, И сохраняется

 (кулечЕк – кулечка, домИк-домИка)

4.ИНК, ЕНК

Пишем ИНК, если есть однокоренное с ИН (говядИнка – говядИна), если однокоренного нет, пишем ЕНК ( песЕнка ---)

5. ИЧК, ЕЧК

Пишем ИЧК, если есть однокоренное с ИЦ (луковИчка – луковИца), если однокоренного нет, пишем ЕНК (чашЕчка ----)

6.Суффиксы ЕЦ, ИЦ

М.р. – ЕЦ (молодЕц);  Ж.р. – ИЦ (красавИца),

С.р. правописание зависит от ударения (маслИце – ударение перед суффиксом –И; пальтЕцо – ударение падает после суффикса –Е)

7. Суффиксы ЧИК, ЩИК

После согласных Т,Д,С,З,Ж пишем ЧИК, в остальных случаях пишем ЩИК, мягкий знак пишем только после Л (перевоДЧик, камеНЩик, стекоЛЬЩик).

Существительное

Род

1. Запоминаем!

М.р.: толь, тюль, шампунь, рояль, овощ, табель посещаемости, бланк, кед, рельс, бюллетень, банкнот,

Ж.р.: вуаль, бандероль, мозоль, табель о рангах, тУфля, тапочка, плацкарта, коленка, брОня, бронЯ, простыня,

Вольер – вольера, жираф – жирафа, заусенец – заусеница, клавиш – клавиша, ставень – ставня.

2. Плащ-палатка (м.р.) по первому слову

3. Профессии  - м.р. (директор, кондуктор)

4. Неизменяемые сущ.:

А) неодушевленные сущ. – ср. р. (киви, кашне), лица муж. пола, животные – м.р. (атташе, кенгуру), лица жен. пола – ж.р. (фрау)

Искл: цеце – ж.р. иваси – ж.р. кольраби – ж.р. авеню – ж.р. кофе – м.р.

Б) Сочи (город) – м.р. по родовому слову

5. Аббревиатуры МВД (министерство) – ср.р. по главному слову

Искл: вуз, загс – м.р.

Множественное число существительных

А,  Я

И,  Ы

Адреса, векселя, ордера, директора, доктора, инспектора, катера, округа, отпуска, паспорта, повара, профессора, сорта, сторожа, стога, фельдшера, штемпеля, якоря, окорока, веера

Бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекторы, конструкторы, редакторы, снайперы, тОрты, шоферы, гербЫ, месяцы, порты, возрасты, почерки, тренеры, супы, кремы, клапаны, ястребы

Множественное число родительный падеж

Нулевое окончание

ОВ, ЕВ

Яблок, макарон, шпрот, вафель,

Абрикосов, апельсинов, баклажанов, помидоров,

Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген

Гектаров, граммов, килограммов, байтов, каратов

Чулок, ботинок, сапог, валенок, шорт, туфель, манжет, микрон, брюк

Носков , гольфов, джинсов, клипсов

Башкир, грузин, туркмен, турок,  болгар, бурят, осетин, румын, татар, цыган, турок

Таджиков, чеченцев, киргизов, казахов, узбеков, якутов,

Солдат, партизан

Рельсов, коррективов

Барж, басен, блюдец, вафель, дел, зеркалец, кочерёг, кушаний, мест, одеялец, яблонь, нападок, потемок, сумерек, макарон, дрязг, домен, басен, копытец, ставен, оглобель, брызг, каникул, потемок, салазок, будней

Верховьев, долей, доньев, кеглей, копытцев, платьев, устьев, простынЕй, свечей (но! Игра не стоит свеч), заморозков, лохмотьев, консервов, будней, Яслей, грАблей,  дровней, козней, очистков, соты – сотов, брелоков, рельсов, долей, кеглей, новостей, отраслей, болотцев, оконцев, корректоров, саклей,  верховьев, заморозков, обоев

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

1.Выполнить частичный морфологический разбор

с терпением

о гуаши

около шкафа

со знаменем

1.Выполнить частичный морфологический разбор

в молчании

на полке

в пути

акварелью

2.Выполнить морфемный и словообразовательный разбор

полемистка

опоздание

утечка

побережье

поклон

землемер

легкомысленность

неправда

грубый всегда невежлив

2.Выполнить морфемный и словообразовательный разбор

полировщица

выползание

затирка

бездорожье

потоп

небосвод

суперъяхта

рыболовство

глупый мало что знает

3.Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

лестн..чка

лож..чка

метел..ца

баш..нки

ящич..к

кож..ца

нож..чек

сад..к

ружь..цо

тет..нька

за..нька

бег..тня

шир..та

стар..на

молод..сть

в башн..

по отмел..

на лекци..

нищ..нка

кавказ..ц

3.Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

блюд..чко

хиж..нка

мороз..ц

рож..ца

шкафч..к

футлярч..к

кресл..це

дяд..нька

ба..ньки

болт..вня

нов..зна

быстр..та

подлинн..сть

по лестниц..

из гаван..

о трагеди..

счастлив..ц

тем..чко

звезд..чка

монаш..нка

4. Определите род существительных

Кашне, тюль, вуаль, бюллетень,

манго, бренди, вуз, ВДНХ, загс, кофе, кольраби, импресарио, атташе, мисс, толь, авеню, салями, пенальти, Батуми, иваси, цеце, портмоне, ГЭС, плащ-палатка, амплуа.

4.Определите род существительных

Кашне, тюль, вуаль, бюллетень,

манго, бренди, вуз, ВДНХ, загс, кофе, кольраби, импресарио, атташе, мисс, толь, авеню, салями, пенальти, Батуми, иваси, цеце, портмоне, ГЭС, плащ-палатка, амплуа.

Список использованной литературы

  1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 5 классе «Имя существительное как часть речи »

Одним из важнейших разделов русского языка является раздел "Морфология".  Важно  научить учащихся определять морфологические признаки частей речи, умение определять постоянные и непостоянные...

Разработка урока "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Разработка урока русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" 5 класс по учебнику Т.А. Ладыженской. Урок разработан с применением технологии дифференцированного обучения. Приложена опор...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

разработка урока "Имя существительное как часть речи"

Урок для изучения имени существительного как части речи...

Глагол как часть речи (методическая разработка)

Методическая разработка позволяет обобщить и систематизировать знания обучающихся о глаголе как части речи, проверить понимание темы через тестовые задания....

Разработка урока "Имя существительное как часть речи". 5 класс.

Сценарий урока по ФГОС. Тип урока:открытие нового знания....