Открытый урок на тему "Правописание союзов и омонимичных им слов"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Власова Елена Вячеславовна

Разработка содержит конспект урока. презентацию, раздаточный материал по теме "Правописание союзов и омонимичных им слов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Описание: Безимени-1        

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное автономное образовательное учреждение

Лицей № 36

пр. Кирова, 29а, г. Нижний Новгород, 603101, тел./факс (831) 293-62-41, e-mail:schooln36@inbox.ru,schl36@mts-nn.ru

Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание союзов и омонимичных им слов»

Разработала и провела учитель русского языка и литературы Власова Елена Вячеславовна

2014 год

Цели урока:

-формирование навыка правописания союзов и омонимичных им слов,

-закрепление умения различать омонимичные части речи

Задачи:

Образовательные:

-познакомить учащихся с  теоретическим  материалом по правописанию союзов  и омонимичных им форм;

- продолжить знакомить учащихся со способами отличия союзов и производных предлогов  от омонимичных им форм;

-сформировать умение применять правило на практике

Развивающие:

-умение сравнивать, анализировать, обобщать,  делать выводы;

-развитие устной и письменной речи;

-формирование орфографической зоркости

Воспитательные:

- повышение интереса к учебному процессу;

-формирование активного участия в процессе обучения;

-умение давать самооценку;

-внимание к родному языку;

-воспитание высоких нравственных качеств

ХОД УРОКА

Организационный момент:

-проверка рабочего места ученика;

-отмечаем отсутствующих;

-настрой на урок

Подготовка к восприятию темы

-Мы сегодня продолжаем разговор о служебных частях речи. И перед вами, ребята, путаница (слайд №1)

Задание: распределить слова на две группы.  Путаница вызывает недоумение.

-Почему возникло затруднение?

(Потому что не во всех случаях можно определить часть речи)

- Когда мы уже сталкивались с тем, что правописание слова зависит от того, какой частью речи оно является?

( В 7 классе – это наречия и производные предлоги)

-Почему возник сам термин «производность»? С каким еще понятием он связан?

( Омонимичные сочетания слов)

-Обратимся к нашей путанице:  слова каких частей речи мы можем здесь найти?

( Предлоги, наречия, союзы)

Постановка проблемы

-Итак,  с какой проблемой мы столкнулись в путанице? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Правописание союзов и омонимичных форм

Блиц-опрос

-Что общего между предлогом и союзом?

- Чем они различаются?

- На какие виды делятся предлоги по образованию?

- На какие группы делятся союзы по значению?

- На какие вопросы отвечают союзы? (ВОПРОС-ЛОВУШКА!)

-Как пишутся союзы?

Новая тема (слайд №2)

-Действительно, правописание союзов нас, порой, затрудняет, приходится решать целые лингвистические задачи!

-Чему же мы с вами должны научиться?

(Видеть и различать слова разных частей речи).

-Мы с вами уже учились этому на примере наречий, производных предлогов. Для нас эта тема важна еще и тем, что контроль знаний в форме ЕГЭ предполагает такие задания, которые совмещают в себе темы правописания предлогов, наречий, союзов.  Значит мы должны вывести некие закономерности в слитно-раздельном написании этих слов, выработать алгоритм действий.

Давайте сравним ( СЛАЙДЫ№3-6)

-Перед вами пары предложений. Понаблюдаем.  Что мы видим в первом предложении, а что во втором? Почему в парах предложений одни и те же, на первый взгляд, слова пишутся по-разному?

СРАВНИВАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ.

-Какой вывод мы можем сделать? Попробуем выстроить алгоритм  «узнавания» омонимичных частей речи. (Ребята сами проговаривают, затем сравниваем с тем, что должно быть (слайд №7).

Записываем в тетрадь алгоритм и вывод (слайд №8): Умей отличать одну часть речи от другой. Союзы пишутся слитно.

Потренируемся (Слайд №9)

  1. Задания на карточках. Выполняем по частям, проверяем себя по слайдам  ( №10,11), оцениваем с помощью смайликов.  Обращаем внимание, что в предложениях второй части задания встречаются не только союзы, но и производные предлоги, как и в тестах ЕГЭ: нам нужно показать знание не отдельно взятой орфограммы, а понимание целого ряда проблем, умение видеть закономерности
  2. Задание в тетрадях: самостоятельно записать пары предложений, проиллюстрировав, что одни и те же слова могут быть разными частями речи и разным будет написание.

Вывод по уроку

-Чему мы сегодня научились? Что узнали? (Узнавать и отличать союзы и омонимичные им слова).

Домашнее задание

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами, по сути, выполняли однотипныем задания, которые сводились к выбору верного написания. Но мы должны научиться правильно использовать эти слова и сочетания слов в своей письменной речи. И потому домашним заданием  будет …( Слайд №12 )

  Если возникнут затруднения при выполнении творческого задания,  не удастся составить текст, можно выполнить упражнение.

Выставление оценок за работу

Благодарим детей за интересный урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТАНИЦА Из-под, в течени(и,е), по(тому) что, что(бы), если, когда, согласно, вопреки, так(же), (в)следствие, как будто, (за)то

Слайд 2

ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ПРИЧЕМ, ЗАТО И ОМОНИМИЧНЫХ ИМ СЛОВ .

Слайд 3

По внешности часто судят о профессии человека, а так(же) о его положении в обществе. Доброта для души так(же) важна, как и здоровье для тела.

Слайд 4

Жизнь - удивительная вещь, что(бы) о ней ни говорили. Иногда приходится преодолевать себя, что(бы) добиться успеха.

Слайд 5

Меня любят не за мои достижения, а (за)то, что я есть. Он не умел летать, (за)то каждую ночь летал во сне.

Слайд 6

Не будьте равнодушны, по(тому) что равнодушие смертоносно для души человека. О людях надо судить по(тому), что и сколько они в жизни сделали.

Слайд 7

АЛГОРИТМ 1. Задаем вопрос и делаем вывод, какая перед нами часть речи- самостоятельная или служебная. 2. Заменяем слово синонимичной частью речи. 3. Частицы ЖЕ, БЫ пробуем опустить или переставить.

Слайд 8

ВАЖНО УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ ОТ ДРУГОЙ СОЮЗЫ ПИШУТСЯ СЛИТНО

Слайд 9

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

Слайд 10

ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОЮЗ СОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ СЛОВ СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО Надо, что(бы) всем на земле было хорошо, не правда ли? + + Вода в реке сильно поднялась, от(того ) что всю неделю шли дожди. + + Парк был так(же) хорош, как и прежде. + + Встретиться никак не удавалось, (за)то перезванивались часто. + +

Слайд 11

Несмотря на данное уже Марии обещание, пришлось повторить то же самое еще раз ее брату. Идти от того озера до станции пятнадцать километров, зато какая там природа! Чтобы подчеркнуть свое высокое положение, в продолжение разговора Михаил Степанович не раз намекал на близкую дружбу с губернатором. Ввиду прекращения государственного финансирования ремонт здания будет осуществляться за счет предприятия.

Слайд 12

Домашнее задание Составить текст по опорным словам: Что(бы) тебя уважали, нужно … Уважают человека так(же) и за … Заслужить уважение трудно, (за)то … § 33 , у пр.401( 1, 2)

Слайд 13

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Предварительный просмотр:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СОЮЗ

СОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ  СЛОВ

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

Надо, что(бы) всем на земле было хорошо, не правда ли?

Вода в реке сильно поднялась, от(того)  что всю неделю шли дожди.

Парк был так(же)  хорош, как и прежде.

Встретиться никак не удавалось, (за)то перезванивались часто.

Заполните таблицу

Выберите верное написание

  1.  (Не)смотря на данное уже Марии обещание, пришлось повторить то(же) самое еще раз ее брату.
  2. Идти от(того) озера до станции пятнадцать километров, (за)то какая там природа!
  3. Что(бы) подчеркнуть свое высокое положение, (в)продолжение разговора  Михаил Степанович не раз намекал на близкую дружбу с губернатором.
  4. (В)виду прекращения государственного финансирования ремонт здания будет осуществляться (за)счет предприятия.

Домашнее задание:

Составить текст по опорным словам

Что(бы) тебя уважали, нужно…

Уважают человека так(же) и за…

Заслужить уважение трудно, (за)то…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

Конспект открытого урока в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них".

Данный урок представляет собой урок подачи нового материала. Я постаралась в доступной и интересной для учеников форме познакомить их с такой сложной темой, как "Вводные слова". И, как показал опыт, м...

Открытый урок по теме «Союзы при однородных членах предложения». ( 7 класс)

Открытый урокпо теме «Союзы при однородных членах предложения».( 7 класс)Цель:         - ознакомить учащихся с союзами при однородных членах предложения, с пра...

Открытый урок по литературе в 11 классе "Молитвенное слово русской поэзии"

Урок дает представление об особенностях православных молитв, раскрывает жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство молитвы, способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся,...

Открытый урок 2 класс "Безударная гласная в корне слова".

Открытый урок 2 класс по теме "Безударная гласная в корне слова"....

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....