Урок развития речи. Подготовка к ОГЭ.Сочинение-рассуждение 15.3.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок был подготовлен и проведён  к областному  методическому дню для  гендерного класса девушек. Урок получил положительную  оценку областной комиссии. Прилагается презентация    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.rar1.62 МБ

Предварительный просмотр:

(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (З)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?

 (7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых — наши друзья. (16) Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?

 (23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём».

 (31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:

(32) — Мы? (33) Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (Зб)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров...» (37)Вот видите, качество молока... (38)Про лосей же ни слова...

(39) — Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же...

(41) — Мы согласно инструкции...

(42)Вот и весь разговор.

 (43)...В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном — о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу...

(По В. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) — современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.

 

29.01.16г               Русский    язык

Тема: Работа с текстом.  Подготовка к ОГЭ. Подготовка к  сочинению - рассуждению о бережном, чутком отношении к  природе родного края.

Тип  урока:  обучающий

Цель урока: продолжить знакомство с  типами  речи  «повествование +рассуждение +описание», расширить представление учащихся об особенностях данного типа речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • 1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, обучать  раскрытию  темы  сочинения;

2. развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;

3. развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения;

4. развивать умение строить сочинение, соблюдая  определённую композицию;

5. развивать память учащихся и умение пересказывать;

 Воспитательные:

1. прививать любовь к природе;

2. воспитывать  бережное отношение  к окружающей среде;

3. воспитывать патриотические чувства;

4.прививать любовь к классической литературе;

Развивающие:

  1. развивать речевую культуру учеников.
  2. развитие связной  монологической речи
  3. развитие речевой  компетентности учащихся  

     Оборудование  урока: ПК, мультимедийная  доска(телевизор), презентация, распечатанный  текст на рабочих местах,раб.тетради;  слова «Мудрость, Осторожность, Любовь» напечатаны крупным шрифтом, висят на доске; в папках памятки по типам и стилям речи;  наводящие вопросы 3 группе  напечатаны на листах, лежат на рабочих местах

                                       

Ход  урока:

  1. О.момент
  2. Учитель:  Предметом нашего сегодняшнего разговора  является  некая  философская  категория, присуща она  всем  живым существам на нашей планете. А какое это чувство  вы ответите мне сами, прочитав со слайдов высказывания вслух.

УЧИТЕЛЬ: 

  • Вы догадались, какое это чувство? Вам оно уже знакомо?
  • Скажите, пожалуйста, кого или что можно любить?

-юношу, мужчину

- девушку, женщину

-ребёнка

- мать

- природу

- животных,птиц

-жизнь

- музыку

- книги

УЧИТЕЛЬ: 

  • Вы заметили, девушки, что мы  с вами говорим о какой-то особой любви, о любви посредством чего или с помощью чего, о любви чем?(души, душой)
  • мы назвали хотя бы одно материальное воплощение  нашей любви?
  • Любить нужно посредством души, а не кошелька, известный  французский писатель Виктор Гюго, автор таких шедевров как «Собор Парижской Богоматери», «Гаврош» и др.  как-то сказал:  «Однажды я встретил на улице влюбленного нищего. На нем была старая шляпа, пальто протерлось на локтях, башмаки его протекли, а в душе сияли звезды».
  • А вот о какой любви мы с вами сегодня будем говорить, вы сами сейчас поймёте, когда прочтёте  текст, который находится у вас на рабочих местах. Текст вслух читают
  • О какой  любви мы будем говорить?
  • На уроке мы будем говорить о любви к природе, вы правы, будем учиться составлять текст- рассуждение о любви к природе, готовиться к написанию этого сочинения, а писать  сочинение вы будете дома.
  • Что для вас значит слово «природа»?
  • О каком качестве человека я сейчас буду говорить?(слово «нравственность» висит на доске обратной стороной)

*Совокупность норм, определяющих поведение человека.

*  Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами

*Моральные свойства  человека

НРАВСТВЕННОСТЬ

  • Как мы можем  назвать отношение к природе в рассказе Пескова?(безнравственным)
  • Какие качества человека можно отнести к нравственности? (уч-ся  выбирают качества нравственности из  карточек, лежащих у них на рабочих местах и клеят их на доску, таким образом получается кластер(слова разные, добрые и злые:  зло, корысть, грубость, ненависть, ханженство,потребительское отношение, заносчивость, безразличие,эгоизм, чёрствость, бездушие,зависть, высокомерие, жадность, жестокость -  в том числе и положительные качества тоже)

  • Как называются эти слова по отношению к слову нравственность?(синонимы)
  • А какие слова не нашли применения, почему?(очень кратко)
  • Есть ли  незнакомые вам слова?(если вдруг найдутся –ответить)
  • Альтруизм- самопожертвование.
  • Поднимите руку, кто  неравнодушен к красотам природы? (к пушистому снегу зимой, к  падающим в медленном танце осенним листьям, к грибным и ягодным полянкам, к  лазурной синеве нашего легендарного озера Байкал, к цветущей черёмухе)
  • УЧИТЕЛЬ: Написание сочинения невозможно без  грамотного, осмысленного анализа текста. Что такое анализ?
  • У кого есть эл.источник найдите значение слова АНАЛИЗ- с др.греч. «разложение, расчленение»,метод научного исследования  явлений и процессов.
  • У вас на  рабочих местах лежат  памятки, как выполнять КАТ, мы с вами выполним только  несколько его частей
  1. Прочитайте внимательно текст.
  2. Определите  тему текста
  3.  Определите его  основную мысль (идею).
  • В нашем кластере  есть  опорное  ключевое слово, которым  должно измеряться отношение человека, самого разумного существа на земле, ко всему живому)- гуманное
  • А в тексте Пескова оно гуманное? А какое? Что значит приставка АНТИ-?(Образует существительные и прилагательные со значение противоположности, вражбедности, направленности против кого-чего-нибудь)
  • Тема: антигуманное отношение к природе
  • А какое же отношение  является гуманным? Что обозначает это слово?(найдите в своих Эл.источниках)- слайд

ГУМАННЫЙ. лат. человеческий, человечный, людский; свойственный человеку истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердый. Гуманность ж. человечность, людскость; благодушие, человеколюбие, милосердие; любовь к ближнему.

  • Какова же тема текста  Вас.Мих-ча ?Пескова

-   о бесхозяйственном  отношении человека к родной природе, о человеческом равнодушии, недальновидности, халатном отношении, о слепом, безотчётном следовании инструкциям

  • Основная мысль(идея)- что автор хотел донести до читателя своим текстом? авторский замысел? Может быть кто-то найдёт в тексте позицию автора и прочитает нам её?(собственная трактовка авт.позиции обязательно, т.к. урок РР)
  • ПОЗИЦИЯ  АВТОРА

В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном — о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу...

  • Скажите, пожалуйста, на какие 3 слова из авторской позиции будет опираться  гуманность, какие  качества в ней являются главными, они даже в тексте как-то по - особому написаны, эти слова. Они можно сказать три кита, на которых  зиждется  ГУМАННОСТЬ, основа основ.
  1. Озаглавьте текст.(«Халатное отношение к природе», «Человек-вредитель», «Неоправданная гибель животного мира», «Инструкция дороже природы», «Нерадивые хозяева»)- слайд
  2. Определите тип текста(слайд)

а) описание + повествование

б) повествование

в) рассуждение + с элементами описания и повествование

г) повествование с элементами рассуждения и описания

  • Ведущий тип речи какой?(повествование)
  • Докажите (аргументируйте) своё мнение.
  • В повествовании какой вопрос главный?
  • В рассуждении гл.вопрос какой?( Как это произошло? Каким образом? Почему? По какой причине?- анализ   явлений, действий, поступков)

             4. Определите  стиль  текста(публицистический), докажите(на рабочих местах в папках памятки по типам и стилям речи

  • Вспомните композицию   типа  речи  – рассуждение (слайды, записи в тетрадях по РР)- слайд
  • Что нам необходимо, чтобы начать рассуждать?

- тезис (опора на записи в тетрадях и на слайд)

  • Где же мы его возьмём? Сами  выдумаем? На экзамене у нас есть что?

- текст

  • Верно, опираясь на текст, и будем  строить своё сочинение.
  • Посмотрите на слайд с видами  сочинения-рассуждения, мы с вами будем писать сочинение- объяснение, потому что мы ещё не волшебники, а только учимся.
  • Если же текст - объяснение, значит нужно объяснить какой-то термин, значение какого-то слова или выражения. Мы о чём с вами сегодня говорим? (о любви к природе). Значит, какие слова возьмём в качестве тезиса?

Как вы понимаете  слова « любить природу?»

или

  • Далее в композиции сочинения – рассуждения что идёт?

аргументы

  • Сколько их?

- два (1 из текста, другой из жизни

  • И третье в композиции сочинения-рассуждения следует что?

- вывод

  • Давайте  устно  попробуем  сказать о том, что будем писать в первой части  сочинения, т.е. о тезисе, который будем доказывать(слайды)
  • Комментарий: Я считаю, я думаю, я уверена…
  • Что значит «прокомментировать тезис»?

- Это значит(объяснять, пояснять, толковать), но только со своей точки зрения, должна прозвучать ваша личностная оценка  тезиса, то, как вы лично его понимаете, ваши мысли, ваши рассуждения по поводу этого тезиса.

  • Для этого давайте разделимся на  группы

1 группа                                 2 группа                         3 группа

  • 1 группа работает самост-но
  • 2 группа работает по опорным словам со слайдов
  • 3 группа – с У. по наводящим вопросам

ДОСКА:

  • рачительный
  • почитать
  • по-хозяйски
  • прогнозировать
  • дальновидный, предусмотрительный

1.опорные(ключевые слова) 2 группе

  • уважение
  • бережливость
  • почитание
  • доброе разумное отношение
  • рачительное(старательное, усердное, заботливое, разумно-бережливое)  хозяйствование
  • родная природа

  1. Наводящие вопросы 3 группе
  1. Подберите  к слову «любить» близкие по смыслу слова. Любить – это значит как относиться?(беречь, уважать, хранить, помогать)

В моём понимании  любить природу – это значит беречь её для потомков, уважать её законы, охранять её, помогать животным и птицам в трудный  для них  период. Ведь природа –живой организм, который требует бережного отношения. При общении с природой человек обязан соблюдать определённые правила, иначе  природное  богатство и красота  могут скоро иссякнуть и тогда  планета просто погибнет.

  • Выделенные  слова  на  этих же листах с наводящими вопросами к каждому предложению.
  1. Как вы думает природа живая?
  2. При общении с  природой  должен человек  соблюдать какие-нибудь  правила? Какие?
  3. Человек призван только брать от природы, пока не закончатся все её ресурсы, не иссякнет красота морей, озёр, рек?
  • Пр-я с уч-ся 3 группы проговариваются  несколько раз, потом повторяет их 2-3 ученицы и они записываются.
  • По окончании работы с уч-ся 3 группы выслушиваем уч-ся 1 и 2 групп
  • Подбор аргументов (обращаемся к тексту)
  • ФИЗМИНУТКА(просмотр видео с музыкой Баха «Берегите  землю»

Учитель:

Я думаю, что эти кадры говорят нам лучше любых слов о том, как мы должны относиться к родной природе.

  • Как вы думаете, какое предложение может стать док-вом, аргументом к нашему тезису.(пр-е 43)
  • Почему вы так думаете? Докажите свой выбор.
  • А теперь прослушайте мой собственный вариант трактовки нашего тезиса и небольшой комментарий к нему «Что значат для вас слова «любить природу»?
  • Лично для меня любить природу – это значит уважать все  законы  жизни её обитателей, соблюдая святое правило « со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Любить – это значит уважать, беречь и приумножать богатство нашей  родной природы, быть в ней настоящим рачительным хозяином, а не бездушным исполнителем так называемых инструкций. Я считаю, что по тому, как относится человек ко всему живому на этой планете, можно судить о человеке вообще или о наличии в человеке того, что даёт ему право называться Человеком.
  • В заключение нашего урока я предлагаю Вам посмотреть слайды о том уникальном месте, в котором мы с вами живём, они помогут вам дома составить и привести аргумент  из жизни, он рядом с нами, живой пример из нашей жизни.(просмотр слайдов о красоте Байкала и тут же о его загрязнении и последствиях для человека и жив. мира)
  • Дом.задание:

1.в эл.дневнике будет скопирована ссылка, по ней перейдёте и  посмотрите видео, которое поможет вам  сделать дома вывод, который  должен перекликаться с чем?(с тезисом)

             2.Составите дома памятку с правилами «Гуманное отношение к природе»

             3. Оформите дома  второй аргумент из жизни на основе материалов урока

  1. А закончить  урок я хотела бы притчей «Осколки  доброты»

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка.
Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывала их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

  1. А  вот  оценку поступку старушки вы дадите  дома, может быт вспомните и приведёте пример из жизни, что произошёл с вами.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  • беречь её для потомков, уважать 
  • охранять, помогать 
  • в трудный  для них  период
  • живой организм 
  • соблюдать определённые правила 
  • могут скоро иссякнуть 
  •  планета погибнет.
  1.  Подберите  к слову «любить» близкие по смыслу слова. Любить – это значит как относиться?(беречь, уважать, хранить, помогать)

    2. Как вы думает природа живая?

    3.При общении с  природой  должен человек  соблюдать какие-нибудь  правила? Какие?

    4.Человек призван только брать от природы, пока не закончатся все её ресурсы, не иссякнет красота морей, озёр, рек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.

Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют нав...

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....

Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине....

Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.

Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к  осознанному восприятию картины....

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"

Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...