Как различать типы речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Клочан Елена Николаевна

 

Цели: Научиться применять изученные орфограммы;соблюдать основные правила орфографии Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы:  коллективная работа с текстом

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, вы­сказывает и обосновывает свою точку зрения Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материали­зованной и умственной форме; осуще­ствляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает при­чинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Оборудование: карточки, оценочные листы, учебник, тетрадь

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент

Доброе утро! Ребята, повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” –  вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом “Готовы!”. А к чему вы готовы?

 

 

Выполняют задания учителя

Держат руки перед собой, затем хлопают

 

 - Готовы к сотрудничеству, к активной работе!

Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Сегодняшний урок будет проходить под девизом:
КАПЛЯ КАМЕНЬ ТОЧИТ
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Вы правы. Упорство, старание, терпение помогают нам преодолеть незнание. И если вы преодолеете, все вы будете знать и уметь.

2) -Вы любите отгадывать кроссворды?
Отгадав кроссворд, мы узнаем тему урока! 

 

Объясняют смысл пословицы.Упорство, старание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

4. Выявление места и причины затруднения

Давайте назовем тему!
- Типы речи.
- Зачем нужна эта тема?

. - А теперь сформулируем цель урока:
- Обобщить, повторить знания о типах речи.
- Сформулируйте свою цель, цели  учебной деятельности

 А) получить оценку;
Б) узнать что - то новое;
В) сдать зачет;
Г) научиться чему  - нибудь;
Д) другое(свой вариант ответа).

 

5. Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 -Сегодня мы работаем по группам. После каждого этапа урока вы будете оценивать себя и другие группы по уже знакомым вам критериям (у каждой группы)

- Скажите, чтобы написать текст, по какому  - либо типу речи, что нужно сначала сделать?

Задание №1
- Выберите тип речи! (карточки)
Из различных источников составить рассказ о типе речи по плану

1.определение2."рисунок - фотография"3.вопрос4. части речи, которые чаще всего употребляются

 Кому было сложно? Почему?
- Оцениваем выступления групп.

 

 

 

 

 

Повернитесь и найдите текст- повествование, затем текст -рассуждение  , текст- описание  и покажите рукой

 

 

1.       Определение;

2.      Композиция;

3.      Рисунок- фотография;

4.      Вопрос;

5.      Части речи, которые чаще всего употребляются.

Каждая группа выбирает тип речи и составляет текст Пример: текста описания

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Старые деревья облетели, и только молодые березки сохраняют еще свои увядшие листья, блистающие золотом. Устлана земля сухими и разноцветными листьями.

 

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Реализация построенного проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

Проанализировать текст по плану:

1.      Выразительное чтение текста;

2.      Тема текста;

3.      Основная мысль;

4.      Тип речи, доказать.

-Выберите текст (Карточки №2)
Выступление групп 

Оценивание работы

Было трудно и почему?

 

Выбирают типы текстов по карточкам –парная работа

 

1 текст –описанеи

2 текст-повествованеи

3 текст-рассуждение

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

7. Творческая работа

 

 

 

 

 

 

 Составить свой текст. 
- Вы пишите, читаете в группе, 1 лучшее произведение читаете вслух.
Выберите текст, который будете создавать (карточки : описание, повествование, рассуждение; 
Работа в группах.
- Читаем лучшие вслух .
- Оцениваем выступления групп.

 

Сочинение- описание «Зимний лес»

2.Сочинение –повествование «Однажды летом»

3.Сочинение-рассуждение «Моё любимое время года»

 

Сочинение- описание «Зимний лес»

2.Сочинение –повествование «Однажды летом»

3.Сочинение-рассуждение «Моё любимое время года»

Познавательные  общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование

9.Итог урока

.Девизом урока была какая пословица?
- Капля камень точит.
- Удалось ли каплям знаний источить , разбить камень незнания?
- Достигли ли вы своей цели? 
- Урок заканчивается, кому бы вы улыбнулись и за что бы вы похвалили своего одноклассника?

 

- Капля камень точит.
 

Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий.

Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование;

10.Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Дом задание

1.На уроке я работал                     активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я          доволен/недоволен

3.Урок для меня показался           коротким/длинным

4.За урок я                                       не устал/устал

5.Мое настроение                          стало лучше/ стало хуже

6.Материал урока мне был           понятен/ не понятен

7.Домашнее задание мне кажется  легким/ трудным

 

 

•          Написать сочинение на выбор

•          Описание «Моя школа»

•          Повествование «Интересный день в школе»

•          Рассуждение «Какой учебный предмет мне больше всего нравится?»

 

 

 

Оценивание на уроке

 

 

 

 

 

 

 

Запись домашнего задания

Регулятивные

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_uroka.docx_litra_z5_kl.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :  С.А. Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове Класс-5 (15.02.2016)

 

Цель: Понимание ключевых проблем изученных произведений. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве С.А.Есенина Формирование представлений об отношениях человека и природы как особой сфере участия, как гуманистической ценности.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация

Приёмы обучения: самостоятельная , парная, групповая работа

Ход урока:

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент

Эмоциональная и психологический настрой на урок

приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

2. Мотивация учебной деятельности

 Проверка дом задания  проверка тетрадей и прослушивание выразительное чтение стихов)

чтение выразительно стихов Блока, проверка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3. Актуализация и фиксация затруднений в деятельности

Прослушиванеи сообщений ,Просмотриет презентацию.

какова тема урока.Поставьте цели урока?

 Прослушивание сообщений , определение темы и целей урока

4. Выявление места и причины затруднения

 .1  Сообщения  подготовленных учащихся о семье С.А.Есенина по плану.

  • Дед поэта – Никита Осипович Есенин.
  • Дед поэта – Фёдор Андреевич Титов.
  • Бабушка поэта – Наталья Евгеньевна Титова.
  • Отец – Александр Никитич Есенин.
  • Мать – Татьяна Фёдоровна Есенина (Титова).
  • Родная природа в судьбе Есенина.
  • Константиновское земское училище.
  • Главное увлечение – книги.

2..Слово учителя.

Родина Сергея Есенина – село Константиново в Рязанской губернии – привольно раскинулось по правому, высокому холмистому берегу Оки.

Когда-то на месте крестьянской избы, что стоит в Константинове, возвышался на пригорке ветхий двухэтажный дом, построенный дедом поэта – Никитой Осиповичем Титовым.

3. Обращение к учебнику (или слайду презентации). «Дом Никиты Осиповича Есенина (деда поэта), в котором родился Есенин» (рисунок сделан по рассказу отца поэта художницей Л.Милеевой).

Работа по печатным тетрадям

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной

5. Построение проекта выхода из затруднения

Биография ЕСЕНИНА  (Работа по группам)

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии.

Родители Есенина были крестьяне. Обстановка в семье сложилась довольно сложная. Мать, Татьяна Фёдоровна, не ладила со свекровью; ее родители – Титовы – чуждались Есениных. Отец, Александр Никитич, покинул семью, уехал на заработки, мать была вынуждена уйти от Есениных. Она отдала маленького сына на воспитание своему отцу, Фёдору Андреевичу Титову, и тоже уехала в город на заработки.

Вот что Есенин писал о себе: "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка часто говорил бабке: "Ты его не тронь, он так будет крепче!"

Дед Есенина, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы Библии, жития святых, псалмы и в особенности духовные стихи.

Дед очень любил внука. "Дедушка пел мне старые песни, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю", - вспоминал Есенин.

Кроме деда, мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка, Наталья Евгеньевна. "Стихи начал слагать рано, - пишет о себе Есенин. - Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами не нравились, и я их передавал на свой лад".

Сообщение  по группам

 цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Реализация построения проекта

-1.О чём просит лирический герой? С чем в его сознании связан образ родного края?

Благотворное влияние на душу поэта в юные годы оказала его мать, Татьяна Фёдоровна.

Наделённая от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром, она обладала редким мастерством исполнения русских народных песен.

Александра Александровна, сестра поэта, рассказывала, что приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а дочери ей подпевали. Иногда пел и Сергей. Песни, которые ему нравились, сёстры пели ему потом и в Москве. Отсюда и возникло название стихотворения.

Любовь к матери, к её проникновенным песням Есенин сохранил и пронёс через всю жизнь.

- Найдите строчку, в которой звучит сожаление о прошлой жизни.

- Что полюбил поэт в родной стороне и как он говорит об этом в стихотворении, обращённом к сестре? Прочитайте строчки стихотворения, содержащие ответ на вопрос.

2. Выразительное чтение учащимися четырёх последних четверостиший.

- С чем в сознании поэта связан образ березки?

В стихотворениях С.А.Есенина образ березы возникает гораздо чаще других.

Берёза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев.

- С кем сравнивает поэт берёзку? Найдите в стихотворении строчки, содержащие ответ на вопрос.

5. Обращение к репродукциям картин русских художников. (А.И.Куинджи. «Берёзовая роща»; И.Э.Грабарь. «Февральская лазурь»; И.И.Левитан. «Берёзовая роща»).

3. Обращение к учебнику. Чтение определения олицетворения.

Выразительное чтение учащимися первых трёх четверостиший.

Регулятивные

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные:

рефлексия;.

7.Самостоятельная работа

Составить краткий рассказ о Есенине   (работа по парам)

ответы учеников

8.Рефлексия.

Дом.задания

Выучить стихотворение наизусть С.А. Есенина , сообщение о символическом образе берёзки

запись задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Функциональные стили речи.Типы речи.

Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....

Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....

Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"

Урок  предназначен для  студентов  СПО 2 курса, обучающихся  профессии "Повар,кондитер" .  ...