Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное как часть речи».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Щербакова Алена Геннадьевна

Урок по русскому языку - знакомство с именем числительным. Адаптирован для учащихся шестого класса (I отделение) коррекционной школы II вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

русского языка в 6 классе

«Имя числительное как часть речи»

Тема урока: « Имя числительное как часть речи»

Цели урока: 

Образовательная: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить числительные в тексте.

Коррекционно - развивающая: развивать умения обобщать изученный материал, делая самостоятельные выводы, способствовать развитию речи учащихся и правильному произношению;

 Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.

                              Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь, какое сегодня

 число? (за экраном). Какой сейчас  урок? (русского языка).

Костя, спроси у Димы какой сейчас урок?

  1. Актуализация  ранее  изученных  знаний:

Мы  продолжаем изучать части речи, повторим части речи, которые мы

знаем.

  1. На доске записаны слова:  учился, а, друзья, школьный, в, компьютер,

 отлично, но, быстрый, не, ошибся, и, верно.

Определите, какие части речи перед вами. (называют, задают вопросы)

На  какие  2 группы  делятся   все части  речи  русского языка? (за экраном)

(на самостоятельные и служебные)

- Назовите  самостоятельные части речи, которые мы уже знаем (имя  сущ, имя прил, глагол, наречие)

- А теперь назовите служебные. (предлог, союз, частица)

-Хорошо, сегодня мы узнаем еще  об одной часть речи.

  1. Целеполагание

- Запишите число, (за экраном) классная работа (за экраном), а тему определите сами, отгадав загадку:

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы  Который? и Сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается? (имя числительное)

-Вместе запишем тему на доске:  (Имя числительное как часть речи)

Сегодня на уроке мы должны узнать: основные признаки имени числительного и

уметь:  определять имена   числительные в  тексте.

 

V    Формирование  новых знаний.

- Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка (один, два и т.д.), с ними вы знакомились ещё в первом классе, узнавая цифру за цифрой. (Слайд)

А, сейчас, мы узнаем о числительном из учебника. Откройте учебник (за экраном) на стр.139 и прочитайте правило, а потом ответьте на вопросы:

 (За экраном)

1.Что такое  числительное? (часть речи)

2.На какие вопросы отвечают числительные?    (сколько? какой?)

3.Какие бывают числительные? (количественные и порядковые)

4.Как изменяются числительные? (по падежам)

5.Какими членами предложения могут быть числительные? (разными: подлежащим, сказуемым, определением и т.д.)

Кто отвечал правильно? Промежуточное оценивание.

А теперь запишем в тетрадь упр.345; прочитайте задание (читают вслух). Здесь нужно указать количественные и порядковые числительные и определить какими членами предложения они являются. Учащиеся работают у доски. Коллективная проверка. (слайд)

Вывод: имена числительные могут быть разными членами предложения. (подлежащим, определением т.д.)

Промежуточное оценивание.

-Давайте, подумаем вместе, на каких уроках мы встречаемся с числительными?

-На математике (это числа, и их количество)

-На истории (это обозначение дат, веков)

-На физкультуре (при построении, при выполнении нормативов)

Физминутка  (гимнастика для глаз).

А в повседневной жизни, где нам встречаются числительные? (дома, в школе, на улице)

Домашним заданием было подготовить диалог.  Послушайте диалог, который называется «В магазине» и определите числительные в нем. Кто готовил диалог? (за экраном)

-Здравствуйте.

-Я хочу купить пятьсот граммов конфет « Белочка».

-Осталось только сто граммов.

-Ну, давайте, все.

-Возьмите.

-Спасибо.

Какие числительные вам встретились? Какие они? (сто, пятьсот - количественные)

 Как вы думаете, нужны ли нам числительные? (обязательно)

Вывод: нам без них не обойтись. Мы постоянно используем числительные в нашей речи.

 

-Иногда  нам необходимо назвать не количество предметов, а их порядок при счёте.

Мы используем порядковые числительные. На какой вопрос отвечают порядковые числительные? (какой?)

 

-У какой части речи есть похожий вопрос? (у прилагательного)

-На доске записаны падежи.  Просклоняйте любое порядковое числительное  в тетради самостоятельно. Они склоняются как прилагательные. Кто справился первым?

Проверим! (зачитывают) Так как изменяются порядковые числительные? (по падежам)

 Количественные числительные тоже изменяются по падежам, но их мы будем склонять на следующем уроке. Они склоняются по другим правилам.

Вывод: порядковые и количественные числительные изменяются по падежам.

  1. Закрепление.

Мы поняли, что без числительных нам не обойтись, они всегда рядом с нами.

Даже при оценке ваших знаний мы обращаемся к числительным.

-Я предлагаю вам составить небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.

Меня зовут … . Мне … лет.  Я учусь в … классе. (на слайде)

В нашем классе … человек: … девочек и …

мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …

уроков. Сейчас заканчивается … урок.

(Устно зачитывают по предложению).К то нашел ошибку? Исправьте! Запишите рассказ в тетрадь.

  1. Итог урока.  (слайд)

-С какой частью речи мы сегодня познакомились?

-Что  мы узнали о числительном?

-Где мы будем использовать числительные?

Оценивание, рефлексия учащихся.

VIII.      Домашнее задание: упражнение 345 (закончить) и повторить правило стр.139

             

                         

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание."

Урок соответствует требованиям ФГОС. Его актуальность в применении разноуровнего подхода и ИКТ....

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...