Приёмы педагогической техники при конструировании урока, отвечающего требованиям ФГОС ООО
методическая разработка по русскому языку по теме

Шегимова Анна Лайдаповна

Материал будет полезен педагогам, работающим по ФГОС. Подобраны приёмы для использования на разных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конструирование урока по ФГОС130.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Приёмы педагогической техники при конструировании урока, отвечающего требованиям ФГОС ООО

    В основе организации учебного процесса в современной массовой школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. При таком подходе учиться приходится как школьникам, так и педагогам. Учитель-мастер, виртуоз, как по нотам, играет свой урок, пользуясь своими «секретами» — приемами управления классом, поддержания дисциплины и внимания, эффективной проверки знаний и др.  Для достижения поставленной цели учителем словесником используются различные средства формирования УУД.  

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети еще в течение некоторого времени продолжают заниматься своими делами, не включаясь в работу.

Чтобы организовать учебную деятельность школьников с первых минут урока, можно использовать следующие  педагогические приемы:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы(оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7человек в каждой).  Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с  записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу.  В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы  переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке.  Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в  течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей  группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда  группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который  будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и  подводит итоги работы.

  • Анаграммы

Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:

Я кусаюсь, я летаю,

летом всем надоедаю.

Буквы переставь – и я

Стану частью корабля.

(комар – корма)

Я река с известными мостами,

Город есть на мне – музеев тьма.

Стоит буквы поменять местами –

В дивный город превращусь сама.

(Нева – Вена)

  • Ассоциативный ряд

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Сентиментализм.  Ассоциации:  чувство,  литературное  направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство.

  • Бортовой журнал

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы  записывают свои мысли.

Известная информация и предположения. Новая информация

  • Необъявленная тема

Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех  пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему.

Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

  • Этимологическая минутка

О происхождении слова копейка (родственное слову копье) стр.77 «Русский язык. За страницами школьного учебника» С.И. Львова. «Многие слова, обозначающие привычные обыденные понятия, имеют  любопытную историю, связанную с их происхождением. Например, название монеты КОПЕЙКА, оказывается, произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ: в Древней Руси при размене  крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок».

  • Прогнозирование по портрету

При изучении поэмы Н. А. Некрасова «Княгиня Трубецкая» предложила детям поработать с портретом княгини Трубецкой, сделать предположения об этой женщине по её внешности, а после краткого рассказа о ней соотнести реальное лицо с героиней поэмы, носившей такую известную фамилию. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека.

Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».

Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ: 

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от  многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.

Даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.

Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки: «V» - знаю;  «+» - новое для меня; «-«   - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы.Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся.

 Члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

граем в пинг-понг с объектом «одуванчик». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака.

Д (1): Цвет.

У: Уточните, цвет чего?

Д (1): Цвет цветка.

Д (2): Желтый. Способ размножения?

Д (1): Семенами. Способ питания?

Д (2): Автотроф. и т. д.

В большинстве случаев поиск решения проблемы происходит на этапе изучения  нового материала. Однако умению решать проблемы необходимо учить, и не всегда это уместно и эффективно в том, случае, когда не хватает знаний. Представляется возможным отводить время на уроке для формирования умения решать проблемы и планировать свои действия по реализации намеченного плана. С этой целью можно использовать следующие приемы и техники.

Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Одинаковое окончание слова (оль)- Начало слова на букву «с»- Начало слова на букву «у»

– Что с тобой?

– Потеряла!

– Что?!

На русском языке можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова. «Потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.

Как правило для решения учебных задач на уроке отводится достаточно времени, чтобы организовать самостоятельную деятельность детей.  На данном этапе было бы эффективно решать  не только те задачи, которые разработаны авторами учебников. В настоящий момент не все современные учебники и задачники наполнены поистине учебными задачами, решение которых формирует универсальные действия школьников. Поэтому, учитель может использовать алгоритм  разработки  изобретательской  или ситуационной задач с целью наполнения содержания урока заданиями,  соответствующими требованиям системно-деятельностного подхода. А так же можно использовать иные педагогические приемы по организации самостоятельной деятельности учащихся.

.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

А

-медл-

-двиг-

-крик-

-ех-

-уч-

-хорош-

-пуг-

-уклюж-

Б

¬

ис-

не-

за-

у-

на-

пере-

вс-

без-

В

^

-а-

-ся

-о-

-л-

-н-

-енн-

-нн-

-е-

Г

-ет

-ит

-ть

 1) «Соберите» словосочетание:    Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3  ( вскрикнет испуганно) Обозначьте и объясните известные вам орфограммы.  2)  (Не)медле(н,нн)о уехать.   Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание      (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)

Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире.

       сущ. в им.п.                                                  сущ. в им.п. 

   Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю.Лермонтов.)  неожиданное присоединение               

   Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел. условие совершения действия 

  Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)

«Ерунда всё это», - тихо проговорил Прохор.

 

Контроль знаний можно осуществлять как традиционной форме—тест, контрольная работа, зачет, письменный опрос, диктант, сочинение, тестирование; так и с использованием стратегий ТРИЗ.

Наибольший эффект на данном этапе можно получить:

если предложить учащимся на выбор несколько заданий разного уровня;

если использовать нетрадиционные формы проведения контроля;

если включить в проверочную работу задания, которые обозначат границы применения имеющихся знаний, приоткроют  новые возможности и неизвестные пока знания.

План фонетического разбора слова

            1. Записать слово буквами и указать их количество.

           2. Затранскрибировать слово.

           3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.

            4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

После восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.

При знакомстве в пятом классе с понятием «текст», предлагаю своим ученикам восстановить древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной:

Текст–этосвязанное…наопределённую… . Вбольшинствеслучаевтекстсостоитизнескольких…, связанныхмеждусобой…ипосвящённыходной… .

Умение задавать вопросы является одним из необходимых в жизни  каждого человека. Учиться задавать вопросы можно на разных этапах урока. Главное, раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования. С этой целью можно использовать как «Ромашку вопросов Блума», так и авторские педагогические приемы.

 

 

В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика.

 

телеграмма, которую, по мнению ученика 9 класса, мог бы отправить Чацкий с бала в доме Фамусова: Нахожусь на балу. Какое жалкое зрелище! Ужасно давит сердце. Терпеть больше нет сил.

Русский язык

Живой, удивительный,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!.

·         Как изменился наш герой на протяжении рассказа?

·         Постижение истин – это …(Обоснуйте свой ответ).

Постижение истин (ассоциации):

·         Прозрение

·         Взросление

·         Открытия

·         Становление личности

·         Возмужание

·         Созревание

·         Развитие

·         Осознание себя человеком.

  • Индекс удовлетворенности уроком

Учащимся раздается таблица и предлагается проанализировать свое эмоциональное состояние.

Состояние

+1

0

-1

Состояние

Интерес

Скука

Азарт

Апатия

Защищенность

Беззащитность

Самостоятельность

Подчиненность

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Чувство успеха

Чувство неудачи

Радость общения

Чувство одиночества

Уверенность

Неуверенность

Подъем настроения

Спад настроения

Чувство новизны

Ощущение стандартности

Критерии оценки: от 0 до 0,3 – низкий уровень удовлетворенности;

                               от 0,4 до 0,6 – близкий к норме; от 0,6 и выше – высокий уровень удовлетворенности

  • Графический организатор

Учащиеся продумывают свои значения, устанавливают связи между ними, образуя тем самым систему знаний. Включается эмоциональная сфера, воображение.                            

Пример приёма - схема  «Паучок»: учащиеся рисуют паучка и заполняют его следующими понятиями.  Тело - название темы, ножка -  понятие темы, башмачки - ключевые слова, которые служат опорой для памятки.

Пример приёма - схема « Дерево»: ствол - название темы, ветви - понятие темы, листья - ключевые слова, которые служат опорой для памятки.

Пример использования приема на уроке технологии: ствол- терминология работ; ножки - стачать, притачать, настрочить, застрочить, обтачать; листья- соединить, присоединить, наложить, загнуть, вывернуть.

  • Незаконченное предложение

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

  • Плюс, минус, интересно

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

«П»

«М»

«И»

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  • Автобусная остановка

На стенах развешиваются листы ватмана, в верху которых пишутся неоконченные предложения. Например: "С этой минуты я буду...", "Спасибо…", "Этот урок для меня..", "Самое важное - это...", "Сегодня я сделал открытие, что.." и др. Все ученики делятся на 4 группы и отправляются в путешествия по этим остановкам. По 2-3 минуты находятся на каждой и пишут продолжение предложения. Потом дается ещё пара минут, чтобы участники посмотрели на все листы и высказались.

  • Голос благодарности

Это ритуальный способ публичного признания учителем успеха обучающихся. Идея ритуала в том, чтобы никто не остался забытым, как бы его вклад ни был мал.

Примеры:

-  И я хотела бы поблагодарить всех тех, без кого наш урок (мероприятие) было бы скучным, …  Я хотела бы поблагодарить а, б, в, г, д…

- Я бы хотела оценить активную работу учащихся, как мы с вами договорились, по количеству лепестков роз. У кого больше всех – «5», и т.д.

-Завершая наш урок, я хочу вам пожелать побольше прекрасных мгновений в вашей жизни. Пусть не в нашей власти остановить их, но сохранить воспоминания о них в наших сердцах мы можем. Надеюсь, что сегодняшний урок останется в вашей памяти одним из прекрасных мгновений! Спасибо, друзья мои, за урок!

- Услышим скоро мы звонок,
  Пора заканчивать урок. 
  Сегодня на уроке хотелось бы отметить работу…


Приведенные здесь приемы – лишь малая толика известных на сегодняшний день приемов рефлексии. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования рефлексии на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы педагогической техники на уроке английского языка

некоторые приёмы по управлению уроком...

Современные образовательные технологии,отвечающие требованиям ФГОС

Как сделать так,чтобы ученики на уроках активно работали? В этом нам помогут современные образовательные технологии......

Использование приёмов педагогической техники на уроках русского языка.

Для разрешения проблем, поставленных в моей педагогической деятельности, я изучила и решила использовать приёмы педагогической техники А.А. Гина, технологию проблемного обучения, технологию развития к...

Презентация опыта: "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"

В данной работе "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"  использованы материалы из  книги А.Гина "Приёмы педагогической тех...

«Конструирование современного урока родного татарского языка отвечающего требованиям ФГОС ОО»

laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)...