Презентация опыта: "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"
методическая разработка по русскому языку

Никулина Наталья Владимировна

В данной работе "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"  использованы материалы из  книги А.Гина "Приёмы педагогической техники". 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Конструктор урока (по А. Гину)» Презентация опыта Никулиной Н.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «Подсинская СШ». Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока

Слайд 2

КОНСТРУКТОР УРОКА РАЗДЕЛЫ УРОКА Подготовка темы Начало урока Объяснение нового материала Закрепление Повторение Контроль Домашнее задание Конец урока ВЫХОД

Слайд 3

НАЧАЛО УРОКА Идеальный опрос «Да-нетка» «Светофор» Щадящий опрос Взаимо-опрос УМШ Игра в случай-ность Театрали-зация Обсужде-ние д / з Отсро-ченная отгадка Фантасти-ческая добавка Удивляй! ВОЗВРАТ

Слайд 4

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Практич-ность теории Пресс-конференция Вопрос к тексту Лови ошибку! Доклад Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра «НИЛ» Фантастическая добавка Театрали-зация ВОЗВРАТ

Слайд 5

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Игра-тренинг Деловая игра «Компетентность» Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра «НИЛ» Трениро-вочная контроль-ная работа Устный програм-мируемый опрос Взаимо-опрос Щадящий опрос Лови ошибку! Пресс-конференция «Да-нетка» УМШ ВОЗВРАТ

Слайд 6

ПОВТОРЕНИЕ Своя опора Повто-ряем с контролем Повторяем с расшире-нием Свои примеры Опрос - итог Пересече-ние тем Показа-тельный ответ Обсужде-ние д / з Деловая игра « Компетент-ность » Деловая игра «Точка зрения» «Да-нетка» Деловая игра «НИЛ» ВОЗВРАТ

Слайд 7

КОНТРОЛЬ Светофор Опрос по цепочке Тихий опрос Программи-руемый опрос Идеальный опрос Фактологи-ческий диктант Блиц- контрольная Релейная контрольная работа Выборочный контроль ВОЗВРАТ

Слайд 8

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Задание массивом 3 уровня домашнего задания Необычная обычность Особое задание Идеальное задание Творчество работает на будущее ВОЗВРАТ

Слайд 9

КОНЕЦ УРОКА Опрос – итог Отсроченная отгадка Роль «психолог» Роль «подводящий итог» Роль «адвокат» Обсуждаем домашнее задание ВОЗВРАТ

Слайд 10

Подготовка темы Учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком. Определите резерв времени. Если программа предусматривает 12 часов на тему, планируем пройти её за 10. За время изучения темы мы трижды «прошиваем» учебный материал. Сначала обзор. Чтобы заинтересовать. Затем – основной «проход» материала. И наконец, сжатое повторение, в котором тема опять даётся цельно, но уже на ином уровне. ТЕХНОЛОГИЯ Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ Готовим «Базовый лист контроля». В нём перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый ученик. Шаг 2. РЕКВИЗИТ Планируем реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т.п. ДАЛЕЕ

Слайд 11

Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены? Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ На каких уроках и в какой форме организованно повторение? Шаг 5. КОНТРОЛЬ На каких уроках и в какой форме организован контроль. Планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой-то новый для себя приём. Это главный способ профессионального роста. ДАЛЕЕ

Слайд 12

«Да-нетка» Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет». «и да и нет». ДАЛЕЕ Идеальный опрос Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Слайд 13

Светофор При опросе ученики поднимают длинную полоску картона, красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о свое готовности к ответу. ДАЛЕЕ Щадящий опрос Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают.

Слайд 14

Игра в случайность Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. ДАЛЕЕ Это могут быть: рулетка, игральные кости, монетка (орёл или решка), жеребьёвка и даже бумажный самолётик – в кого попадёт. Разыгрываются вопросы, домашние задания, упражнения, темы для повторения и многое другое. Разыгрывается сценка на учебную тему. Театрализация

Слайд 15

Учебный мозговой штурм Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. ДАЛЕЕ ТЕХНОЛОГИЯ Штурм проводится в группах, численностью 7-9 учащихся. Группу перед штурмом инструктируют. Главное – НИКАКОЙ КРИТИКИ! Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма, секретарь фиксирует идеи. 2. Проводится уточнение условия задач. 3. Определяется время на первый этап (до 20 мин.). I этап: Создание банка идей. II этап: Анализ идей. III этап: Обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. III этап можно провести на другом уроке. Иногда целесообразно ограничится только первым этапом.

Слайд 16

Взаимоопрос Ученики опрашивают друг друга по базовым листам. ДАЛЕЕ Темы – по собственному усмотрению, либо их указывает учитель. Удивляй! Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Слайд 17

Обсуждение домашнего задания Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён. ДАЛЕЕ Отсроченная отгадка А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия.

Слайд 18

Фантастическая добавка Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. ДАЛЕЕ Лови ошибку! А) Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Школьники мгновенно реагируют на ошибки условным знаком. Б) Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Слайд 19

Пресс - конференция Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы. ДАЛЕЕ Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный, самый важный, самый оригинальный вопрос. Можно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам. Использовать вопросы, как темы будущих докладов.

Слайд 20

Вопрос к тексту Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. ДАЛЕЕ Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3-х репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих. Практичность теории Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Слайд 21

Доклад Подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов. ДАЛЕЕ ТЕХНОЛОГИЯ 1 этап. КАРТА СООБЩЕНИЯ Учащиеся делают короткие сообщения (4 мин.). Темой могут быть: аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т.п. Главная цел первого этапа – научить пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс план текста. 2 этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА Цель этапа – научить чувствовать время. Удобно работать с таймером. 3 этап. ДОКЛАД Оптимальное время доклада: 5 – 7 минут. 4 этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ Докладчика во время речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать и связно продолжить свою речь. За 5 минут до доклада ученик получает карточку со словами, которые должен вставить в доклад.

Слайд 22

Деловая игра «НИЛ» НИЛ – научно – исследовательская лаборатория. ДАЛЕЕ Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников; приёмная комиссия – учитель с 2 - 3 учениками. До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры: Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера, который будет представлять результат классу. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение. Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.

Слайд 23

Деловая игра «Точка зрения» ДАЛЕЕ Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох. До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?

Слайд 24

Деловая игра «НИЛ» НИЛ – научно – исследовательская лаборатория. ДАЛЕЕ Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников; приёмная комиссия – учитель с 2 - 3 учениками. До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры: Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера, который будет представлять результат классу. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение. Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.

Слайд 25

«Да-нетка» Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет». «и да и нет». ДАЛЕЕ

Слайд 26

Пресс - конференция Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы. ДАЛЕЕ Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный, самый важный, самый оригинальный вопрос. Можно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам. Использовать вопросы, как темы будущих докладов.

Слайд 27

Лови ошибку! А) Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Школьники мгновенно реагируют на ошибки условным знаком. Б) Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими. ДАЛЕЕ

Слайд 28

Щадящий опрос Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. ДАЛЕЕ Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают.

Слайд 29

Учебный мозговой штурм Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. ДАЛЕЕ ТЕХНОЛОГИЯ Штурм проводится в группах, численностью 7-9 учащихся. Группу перед штурмом инструктируют. Главное – НИКАКОЙ КРИТИКИ! Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма, секретарь фиксирует идеи. 2. Проводится уточнение условия задач. 3. Определяется время на первый этап (до 20 мин.). I этап: Создание банка идей. II этап: Анализ идей. III этап: Обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. III этап можно провести на другом уроке. Иногда целесообразно ограничится только первым этапом.

Слайд 30

Деловая игра «Точка зрения» ДАЛЕЕ Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох. До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?

Слайд 31

Устный программируемый опрос Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. ДАЛЕЕ В результате можно получить столкновение мнений. Сам учитель может позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят.

Слайд 32

Тренировочная контрольная работа Учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников. ДАЛЕЕ Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочная контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.

Слайд 33

Деловая игра «Компетентность» ДАЛЕЕ Участники: 2 команды учащихся – конкуренты. Группа учеников, определяющих победителя – наниматели. Спорные вопросы решает арбитр. До игры: 1.Учитель знакомит класс со схемой игры. 2. Формируются команды, определяется состав фирмы – нанимателя. Во время игры: Учитель задаёт тему. 2. Команды придумывают друг для друга 5 заданий по данной теме. 3. Команды поочерёдно дают друг другу задания, соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе - каждый ответ. 4. Наниматели совещаются и принимают решения – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы. Оптимальный состав команды – 4 – 6 человек.

Слайд 34

Игра - тренинг ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. ДАЛЕЕ

Слайд 35

Обсуждение домашнего задания Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён. ДАЛЕЕ

Слайд 36

Своя опора а). Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата. б). Несколько сильных учеников заранее получают творческое д / з : составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту. ДАЛЕЕ После работы в отведённое время над определённой темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая специально внесена в конспект.

Слайд 37

Повторяем с контролем Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. ДАЛЕЕ Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков. Повторяем с расширением Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем необязательно на все

Слайд 38

Пересечение тем Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезу, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем. ДАЛЕЕ

Слайд 39

Опрос - итог В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока. ДАЛЕЕ Например: Что на уроке было главным? Что было интересным? (следует различать главное и интересное) Что нового сегодня узнали? Чему научились? На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.

Слайд 40

Идеальный опрос Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. ДАЛЕЕ Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Слайд 41

Фактологический диктант Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведётся в высоком темпе. ДАЛЕЕ Когда диктант завершён, следует чёткая команда об окончании работы, затем 2 - 3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.

Слайд 42

Блиц - контрольная Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики. ДАЛЕЕ Включает в себя 7 – 10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание. ТЕХНОЛОГИЯ: До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. Во время: на парте – чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе, прекращают также по команде. После: а) учитель диктует правильные ответы. Ученики отмечают знаком «+» и «-» свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задаётся норма оценки; г) отметки выставляются в журнал по усмотрению учителя.

Слайд 43

Задание массивом А) Любой из уровней д / з учитель может задавать массивом. ДАЛЕЕ Например, учитель даёт 10 задач (или стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объёма задания. Б) Задаётся большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива.

Слайд 44

3 уровня домашнего задания Учитель одновременно задаёт д/з 2-х или 3-х уровней. ДАЛЕЕ 1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику, за обучение которого вы берётесь. 2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет. 3 уровень – творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Например: ученики разрабатывают: сказки, фантастические рассказы по учебным темам; чайнворды, кроссворды; тематически сборники интересных фактов, примеров и задач; плакаты – опорные сигналы; учебные комиксы; Мнемонические формулировки, стихи и др.

Слайд 45

Необычная обычность Учитель задаёт домашнее задание необычным способом. ДАЛЕЕ Примеры: устроить почту с письмами-заданиями, которые раздаёт дежурный в роли почтальона; беспроигрышная лотерея, дети достают из коробки номера заданий; с помощью кубика определяется номер задания на доске; номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит подачу.

Слайд 46

Благодарю за внимание Зачем нужны педагогические техники? ?



Предварительный просмотр:

Никулина Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Подсинская СШ»

Презентация опыта

Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока

Существует выражение: «Всё новое – это хорошо забытое старое». Подтверждая данное высказывание, напомню о приёмах педагогической техники, работающих на любом уроке, то есть служащих эффективным конструктом урока, в том числе и по ФГОС.

Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.

Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и обогащения методической копилки учителя.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.

Рассмотрим некоторые приёмы педагогической техники (по А. Гину)

Этап урока

Приемы

Организационный момент

  • Фантастическая добавка
  • Эмоциональное вхождение в урок
  • Музыка
  • Театрализация
  • Пословицы, поговорки
  • Высказывания великих
  • Эпиграф
  • Проблемная ситуация
  • Проблемы предыдущего урока

2.

Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности

  • Тема-вопрос
  • Загадка (удивительный факт) – отсроченная отгадка
  • Ситуация яркого пятна
  • Подводящий диалог
  • Группировка
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Вопрос-размышление
  • Таблица «ЗУХ» (знаю, умею, хочу узнать)

3.

Актуализация знаний

  • Интеллектуальная разминка
  • Отсроченная отгадка
  • Театрализация
  • Фантастическая добавка
  • Практичность теории
  • Лови ошибку!
  • Выдвижение гипотезы
  • Игра «Верите ли вы, что…»

4.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала (правил, понятий, алгоритмов)

  • Удивляй!
  • Пресс-конференция
  • Своя опора
  • Свои примеры
  • Текст с ошибками
  • Привлекательная цель
  • Лови ошибку!
  • Рассказ-эстафета
  • Вопросы к тексту

5.

Динамическая пауза

  • Офтальмотренажёр
  • Упражнения для улучшения внимания
  • Упражнения для улучшения осанки
  • Упражнения для улучшения мозгового коровообращения

6.

Применение теоретических

   положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

  • «Да-нетка»
  • Своя опора
  • Лови ошибку!
  • Работа в группах
  • Составление таблиц
  • Задание на соответствие
  • Группировка материала
  • Логические цепочки, схемы
  • Игра-тренинг
  • Мозговой штурм
  • Деловая игра «Я-учитель»
  • Щадящий опрос

7.

Самостоятельное                творческое использование        сформированных умений и навыков

  • Мини-проекты
  • Решение орфографических задач
  • Мини-исследование
  • Работа с компьютером
  • Озвучивание «немого кино»
  • Реставратор

8.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

  • Тест
  • Кластер
  • Повторяем с контролем
  • Повторяем с расширением
  • Пересечение тем

9.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

  • Опрос по цепочке
  • Тестирование
  • Компьютерное тестирование
  • Тихий опрос
  • Показательный ответ
  • Взаимоопрос
  • Блиц-контрольная
  • Выборочный контроль

10.

Рефлексия

  • «Мордашки»
  • Резюме
  • Рисуем настроение
  • Дерево творчества
  • Лесенка «Моё состояние»
  • Интеллектуальная рефлексия

11.

Домашнее задание

  • Творческое задание
  • Сочинить задачу
  • Составить задание
  • Составить тест
  • Задание с использованием Интернета
  • Рекламный плакат

Обратимся к структуре урока, которую можно «собрать» с помощью выше означенных приёмов.

 Организационный момент

  1. Фантастическая добавка.
  2. Эмоциональное вхождение в урок.
  3. Театрализация.
  4. Пословица-поговорка.
  5. Высказывания великих.
  6. Эпиграф.
  7. Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
  8. Проблема предыдущего урока.

Рассмотрим каждый приём как возможный конструкт начала урока.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить  значение любого параметра, который остаётся постоянным или имеет вполне определённое значение; придумать фантастическое растение/ животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека…

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК. Учитель начинает урок с «настройки».

Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: «Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)».

Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как «Танец с саблями» Хачатуряна или «Болеро» Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса – простого  опроса, ибо основная его цель -   настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.

Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА. В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например, на уроках русского языка и литературы  можно  употребить  множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.).

Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

 Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности

  1. Тема-вопрос.
  2. Работа над понятием.
  3. Ситуация яркого пятна.
  4. Подводящий диалог.
  5. Группировка.
  6. Домысливание.
  7. Линия времени.

ТЕМА-ВОПРОС.  Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, а чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.        

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

  1. Повторить знания об имени прилагательном.
  2. Определить, с какими частями речи сочетается.
  3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
  4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ.  На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

ИСКЛЮЧЕНИЕ. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Второй вид. Задать детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ) Формулируется учебная цель.

ДОМЫСЛИВАНИЕ.  Предлагается тема урока и слова-помощники:

Повторим/     Изучим/     Узнаем/     Проверим

С помощью слов-помощников дети формулируют цели урока.

ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ. Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере  необходимости.

  1. Интеллектуальная разминка.
  2. Отсроченная отгадка.
  3. Театрализация.
  4. Игра в случайность.
  5. Обсуждение выполнения д/з.
  6. Лови ошибку!
  7. Идеальный опрос.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура «входа в урок» - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному:

  • Что лишнее….
  • Обобщить – что это…
  • Что пропущено – логическая цепочка…
  • Какое слово скрывается и так далее.

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ. Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре «Что? Где? Когда?», достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки, используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимают бочонки русского лото с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет…

ЛОВИ ОШИБКУ! Объясняя  материал, учитель намеренно допускает ошибки.        Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!        Ученик получает текст (или скажем, разбор решения упражнения) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Первичное восприятие и усвоение нового  теоретического учебного материала  (правил, понятий, алгоритмов…).

  1. Удивляй!
  2. Пресс-конференция.
  3. Своя опора.
  4. Привлекательная цель.
  5. Лови ошибку!
  6. Отсроченная отгадка.
  7. Вопросы к тексту.

СВОЯ ОПОРА. Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот приём уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не еда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА. Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ. К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:

  • Почему?
  • Как доказать?
  • Чем объяснить?
  • Вследствие чего?
  • В каком случае?
  • Каким образом?

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.

Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

 Применение теоретических положений в условиях выполнения  упражнений и решения задач

  1. Своя опора.
  2. «Да-нетка» или универсальная игра для всех.
  3. Лови ошибку!
  4. Работа в группах.
  5. Игра – тренинг.
  6. Деловая игра «я – учитель».
  7. Щадящий опрос.

«ДА-НЕТКА» ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ ВСЕХ. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".

"Да-нетка" учит:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать соучеников.

ИГРА – ТРЕНИНГ. Эти игры приходят на помощь в трудный момент, чтобы растворить скуку однообразия...

  1. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
  2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда  всякое  последующее  действие зависит от предыдущего.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ». Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что, в свою очередь, гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

Самостоятельное творческое использование  сформированных умений и навыков.

  1. Мини-проекты.
  2. Решение орфографических задач.
  3. Мини-исследование.
  4. Работа с компьютером.
  5. «В своём темпе».
  6. Озвучивание «немого кино».
  7. «Реставратор».

МИНИ-ПРОЕКТЫ. Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет сам учитель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда дети только знакомятся с такой формой работы).

РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. Учащиеся учатся выбирать правильный вариант написания слова из имеющегося набора.

МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ. Учитель “подталкивает” детей к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы.

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?
  • Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО». Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.

«РЕСТАВРАТОР». Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.

Динамическая пауза

  1. Разного рода траектории.
  2. Офтальмотренажёр «бегущие огоньки».
  3. Упражнения для улучшения осанки.
  4. Упражнения для профилактики плоскостопия.
  5. Упражнения на развитие моторики кистей рук.

 Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных  ЗУН и УУД.

  1. Тест.
  2. Своя опора.
  3. Кластер.
  4. Группировка.
  5. Повторяем с контролем.
  6. Повторяем с расширением.
  7. Пересечение тем.

ГРУППИРОВКА.  Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

Например: тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.

ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ. Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.

ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ. Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ. Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности  школьников.

  1. Опрос по цепочке.
  2. Программируемый опрос.
  3. Тихий опрос.
  4. Идеальный опрос.
  5. Блиц-контрольная.
  6. Релейная контрольная работа.
  7. Выборочный контроль.

БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ. Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Отличие же в том, что сюда входит проверка владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время  - это примерно по минуте на задание.

Технология проведения:

  • до: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются.
  • во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия — на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.
  • после: работы сдаются учителю или применяется вариант самопроверки: а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше,

вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики отмечают знаками "+" и "—" свои результаты;

б) небольшое обсуждение по вопросам учеников.

 Рефлексия деятельности

  1. Рисуем настроение.
  2. «Ёлочка».
  3. «Дерево творчества».
  4. «Огонёк общения».
  5. Интеллектуальная рефлексия.
  6. Лесенка «моё состояние».

РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ. Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

  • Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.
  • На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течение 1 минуты).

«ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА». По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

  • плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
  • цветок – довольно неплохо;
  • зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
  • жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ. Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

  1. Выбери верное утверждение:
  • Я сам не смог справиться с затруднением;
  • У меня не было затруднений;
  • Я только слушал предложения других;
  • Я выдвигал идеи….
  1. Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
  2. Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.
  3. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

  1. Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

  1. Пометки на полях (инсерт, маркировка ) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал,

«!» - новый материал (узнал),

«?» - хочу узнать

  1. Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).
  2. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
  3. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
  4. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
  5. Синквейн - составление четверостишья по схеме: первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка - значимые  слова, выражающие отношение к понятию, четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или  расширение смысла.

  1. Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…
  1. Варианты   вопросов,   которые   задаются   учителем        в конце урока с целью содержательной рефлексии:
  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
  1. Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):
  • Что мы хотели выяснить на уроке?
  • Что нам удалось узнать?
  • Мы ответили на поставленный вопрос?
  • Что будем делать завтра?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?
  1. Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)
  • Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:
  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

Таковы известные и столь мною любимые приёмы педагогической техники. Их применение эффективно, незатратно, логично, а самое главное, «вписывается» в любой конструктор урока.

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы педагогической техники на уроке английского языка

некоторые приёмы по управлению уроком...

Приёмы педагогической техники

Пытаясь как можно продуктивнее использовать  время уроков, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и  творческими, разнообразить задания, применять различные  приемы педагог...

Шаблоны приёмов педагогической техники.

Педагогические приёмы - это основа успешного обучения. Они помогают  учителю постоянно совершенствовать уроки, а это, в свою очередь, позволяет повысить познавательный интерес к предмету и ...

ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Статья на конференцию Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой  "Образовательные технологии в школе XXI века"...

Приёмы педагогической техники при конструировании урока, отвечающего требованиям ФГОС ООО

Материал будет полезен педагогам, работающим по ФГОС. Подобраны приёмы для использования на разных этапах урока....

Использование приёмов педагогической техники на уроках русского языка.

Для разрешения проблем, поставленных в моей педагогической деятельности, я изучила и решила использовать приёмы педагогической техники А.А. Гина, технологию проблемного обучения, технологию развития к...

Приёмы педагогической техники для формирования УУД

В основе организации учебного процесса в современной массовой школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. При так...