Шаблоны приёмов педагогической техники.
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Курманова Нурия Зайнулловна

 

Педагогические приёмы - это основа успешного обучения. Они помогают  учителю постоянно совершенствовать уроки, а это, в свою очередь, позволяет повысить познавательный интерес к предмету и качество знаний учащихся. Представленные мною шаблоны подготовлены с опорой на пособие  «Развитие профессиональной компетентности педагога через совершенствование приёмов педагогической техники: методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации» / под ред. О.Н.Гулеватой, Н.А.Петряевой — Челябинск, 2012. Надеюсь, что творческий педагог найдет им применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shablony_ped.tekhniki-kurmanova.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт приёма педагогической техники «Светофор»

  1. Название приёма - «Светофор»
  2. Автор – А.А. Гин.
  3. Возраст учащихся - любой
  4. Предмет – все (приём универсален)
  5. Этап урока, на котором возможно применение приёма  

- организация опроса;

- закрепление нового материала;

-  повторение  изученного материала;

  1. Описание приёма.

«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.Есть два совершенно разных типа устного опроса. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. 1-й тип опроса строится на базовых вопросах, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!». При использовании «светофора» ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигналя «светофором», ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя — зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Учитель должен четко объяснить ученикам, что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу — для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отвечать. Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное основание для самой низкой оценки. Кто же будет рисковать при таких условиях? При опросе другого типа учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: «Хочу ответить!» Красный цвет — «Не хочу». Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» -  в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу. На случай, если кто-нибудь забыл взять на урок «светофор», в кабинете у вас должен быть небольшой запас сделанных теми же ребятами «сигнализаторов». А как будет выглядеть «светофорчик» , зависит от возраста, вкусов.

  1. Литература  

1.  Гин Анатолий Александрович. Приемы педагогической техники.

     Издательство: Вита-Пресс, 2013 г.
2. Интернет-ресурс:
http://www.labirint.ru/books/228539/

            Паспорт приёма педагогической техники «Особое задание»

  1. Название приёма – «Особое задание»
  2. Автор – А.А. Гин.
  3. Возраст учащихся - любой
  4. Предмет – все (приём универсален)
  5. Этап урока, на котором возможно применение приёма  

- закрепление нового материала;

-  повторение  изученного материала;

                - домашнее задание;

     6. Описание приёма. продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Необходимо всячески подчеркивать свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом). Выполняется в спецтетради; включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности. Такое задание ученик должен только заслужить. Задание дается на неделю-две в зависимости от класса и  имеет две категории сложности. Более сложная категория отличается заменой 3-5 средних заданий на трудные. Если ученик решился на это, то отказаться не имеет права. Все серьезно. В конце тетради каждому «особисту» вклеивается ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ: 1. Выбор категории сложности осуществляйте самостоятельно. 2. Задание аккуратно оформляйте и сдавайте к строго оговоренному сроку. 3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (номера задач, решенных легко); РТ (номера задач, решенных с трудом, с подсказкой); НР (номера нерешенных задач). 4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже «3» не выставляются. Оценка «3» переносится в журнал только по желанию выполнившего работу. 5. При заполнении анкеты будьте справедливыми по отношению к себе. 6. В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом. Желаю успеха! С уважением к Вашему труду – [ФИО учителя]. Чтобы облегчить труд учителя: задачи даются из решебника (стандартного или «фирменного»); «разбор полета» со всеми – разбираются те задачи, не решенные никем или вызвавшие затруднение у всех; учащиеся, решившие каверзную задачу, помогают товарищам. Если ученик не сдает вовремя задание: если он – талант, то пригласите его к себе домой на чашечку чая и расставьте все точки над i. Пусть он уважает вашу работу так, как и вы уважаете его. А иначе – карусель обещаний и невыполнений.

7.Литература  

1.  Гин Анатолий Александрович. Приемы педагогической техники.

     Издательство: Вита-Пресс, 2013 г.
2. Интернет-ресурс:
http://www.labirint.ru/books/228539/

            Паспорт приёма педагогической техники «Мозговой штурм»

 1.Название приёма - «Мозговой штурм»

 2.Автор – А.А.Гин.

 3.Возраст учащихся - любой

 4.Предмет – все (прием универсален)

 5.Этап урока, на котором возможно применение приёма:  

  • закрепление нового материала;
  •  повторение  изученного материала.

  1. Описание приёма.

Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Развитие творческого стиля мышления – вот основная его цель. Дидактические  ценности УМШ - это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;                   - учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;                   - участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;                                                                      - учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;                                                                                                                               - наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;                       - УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру (см. раздел «Деловые игры», стр.8-9). ТЕХНОЛОГИЯ: Обычно в группе 7-9 учащихся (для начала можно всем классом). До штурма: 1. Перед штурмом – инструктаж. На первом этапе штурма – никакой критики! В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей, акцентирует внимание на интересной идее, чтобы группа поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком…).                 2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.           3. Учитель определяет время на первый этап (до 20 мин., зафиксировать на доске).

 Основные этапы штурма: 1. Создание банка идей - наработать как можно больше решений, в том числе «диких». Этап длится до полного иссякания идей, после чего перерыв и обсуждение рефлексивных (рефлексия, –и, ж. (книжн. ) размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ) вопросов: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему… 2. Анализ идей – все высказанные идеи группа рассматривает критически, при этом в каждой идее нужно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или применить в других условиях. Опять небольшой перерыв. 3. Обработка результатов – 2-5 самых интересных (практичных, «диких») решений, выбранный группой спикер рассказывает классу и учителю. Иногда спикер может огласить все идеи, если цель группы – найти как можно больше решений.

Рекомендации: 1. Класс можно разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить конкурс идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников. 2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой. 3. Третий этап можно отделить временем или даже провести на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Главное – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть столько-то идей в такое-то время. А иногда можно ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.

КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ ДЛЯ УМШ? Мозговой штурм пройдет интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.

Полезные советы.                                                                                                               - Во время пауз можно включать музыку, способствующую отдыху от напряженного мышления.                                                                                                         - УМШ учит терпеливому вниманию к чужой мысли.                                                                              - Обратный мозговой штурм – наработка критических идей. Суть его в том, что группы пытаются как можно больше найти недостатков в решении, идее, гипотезе. Найденные недостатки – это новые задачи, которые тоже можно решать.                                                                                                                                    - Чтобы ребята не выкрикивали и не перебивали друг друга – ведущий повторяет за каждым участником его идею, пока не добивается четкой формулировки и понимания, и только тогда слово предоставляется следующему участнику. Пусть ведущий не забывает особо хвалить тех, кто развивает идеи предыдущих участников. Приучайте ведущих и участников называть имена авторов идей: «В дополнение к идее Саши предлагаю…», «Хочу развить решение Маши…» и т.п. - Пусть под рукой у каждого участника будет лист бумаги и ручка – возникла идея – зафиксируй ее ключевым словом или сделай рисунок!                                                                               Учитель во время работы групп: а) наблюдает, чтобы сделать свои замечания потом; б) исполняет роль консультанта, к которому могут обратиться за справкой или советом ведущий или участники;  в) помогает менее опытным ведущим, подбрасывая новое направление разговора – если видит, что мозговая атака «захлебнулась».

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОСВОЕНИИ УМШ:                                             1) Плохо подобрана тема – например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений.                                                                            2) При обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участников штурма.                                                                                                                                       3) Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма – при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель же сможет сказать свои замечания при «разборе полета».                                                                           ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: полезно разработать пособия со списками тем учебных мозговых штурмов и разборами опыта учителей по каждому из школьных предметов.

  1. Литература  

1.  Гин Анатолий Александрович. Приемы педагогической техники.

     Издательство: Вита-Пресс, 2013 г.
2. Интернет-ресурс:
http://www.labirint.ru/books/228539/

Паспорт приёма педагогической техники «Фактологический диктант»

 1.Название приёма – Фактологический диктант

 2.Автор – А.А. Гин.

 3.Возраст учащихся – старшее звено.

 4.Предмет – любой (приём универсален)

 5.Этап урока, на котором возможно применение приёма - организация контроля.

 6.Описание приёма.

Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. Когда диктант завершен, следует четкая команда об окончании работы (прием «Четкая команда» ). Затем 2-3 минуты спокойного разговора, чтобы отойти от стрессового состояния.

Фактологический диктант проводится или нет в зависимости от конкретных условий. Вот 2 из возможных: а) в выпускном классе – диктанты текущие и диктанты на повторение. Тема диктанта на повторение (№ базового листа) объявляется учителем за неделю; б) в начале работы с «разболтанными» классами, которые нужно ввести в рабочее русло. В этом случае можно проводить диктант чуть ли не каждый урок. Потом привыкают, после чего диктанты проводятся реже.                                                                                                 А чтобы при проверке учитель не устал, применяем прием Выборочный контроль: проверять работы учеников выборочно. Учитель проверяет столько работ, сколько ему угодно – 5-6, или 20, или все. Никто из пишущих не знает,  какие, и поэтому стараются все. Пересчитайте полученные работы, как только их сдали. Это необходимо во избежание несдачи работ некоторыми лентяями. Этот прием применим и к другим формам контроля.    К орфографическому диктанту, например.

 7.Литература  

При наличии указать адрес интернет - страницы или  методическую литературу по образцу: А.О. Орг. Олимпиады по русскому языку. -М.,»Просвещение» ,2000 ,стр. 51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы педагогической техники на уроке английского языка

некоторые приёмы по управлению уроком...

Приёмы педагогической техники

Пытаясь как можно продуктивнее использовать  время уроков, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и  творческими, разнообразить задания, применять различные  приемы педагог...

ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Статья на конференцию Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой  "Образовательные технологии в школе XXI века"...

Приёмы педагогической техники при конструировании урока, отвечающего требованиям ФГОС ООО

Материал будет полезен педагогам, работающим по ФГОС. Подобраны приёмы для использования на разных этапах урока....

Использование приёмов педагогической техники на уроках русского языка.

Для разрешения проблем, поставленных в моей педагогической деятельности, я изучила и решила использовать приёмы педагогической техники А.А. Гина, технологию проблемного обучения, технологию развития к...

Презентация опыта: "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"

В данной работе "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"  использованы материалы из  книги А.Гина "Приёмы педагогической тех...

Приёмы педагогической техники для формирования УУД

В основе организации учебного процесса в современной массовой школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. При так...