Методическая разработка урока по теме "Относительные местоимения" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Стебенева Татьяна Николаевна

По учебнику М.М.Разумовской "Русский язык" 6 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnositelnye_mestoimeniya.docx24.9 КБ
Файл prezentatsiya_otnositelnye_mestoimeniya.odp56.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Стебенева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы № 523 Колпинского района Санкт-Петербурга

Предмет: Русский язык

Класс 6

Тема урока: Относительные местоимения

УМК: «Русский язык 6 класс». Учебник под ред. М. М. Разумовской. Издательство «Дрофа», Москва, 2010

Цели деятельности педагога

Дать понятие об относительных местоимениях, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать об относительном местоимении, о его роли в предложении, уметь строить предложения с относительными местоимениями.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к учению и познанию, потребность сохранения русской культуры, стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Деятельностно-практический метод, индивидуальная, фронтальная, в парах

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, классная доска

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Относительные местоимения

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: закрепление знаний уже изученных разрядов местоимений.

- Дома вы друг для друга составили карточки с 10 предложениями, обменяйтесь ими, напишите, кто будет выполнять задание.

- Найдите в предложениях местоимения, надпишите над ними, к какому разряду они относятся, укажите начальную форму.

- Обменяйтесь карточками, оцените работу соседа по парте.

- Сдали карточки на проверку учителю.

Учащиеся выполняют задание, оценивают работу друг друга и сдают работу учителю.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желание осознать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах

2. Выявления места и причины затруднения

Цель: обобщение знаний на основе работы с тестом.

2 слайд

Дополните предложение:

Местоимение – это … часть речи, которая указывает на …, …, …, не называя их.

3 слайд

Укажите определительное местоимение:

а) себя

б) тот

в) весь

4 слайд

Укажите ошибки в определении н.ф. местоимения:

а) его – я

б) собой – себя

в) нас – мы

5 слайд

Каким членом предложения является местоимение ЕГО в предложении:

Его позиция мне понятна.

а) дополнением

б) определением

в) подлежащим

6 слайд

Укажите предложение с грамматической ошибкой:

а) Подойди к нему.

б) Уих всё не так!

в) У него всё в порядке.

7 слайд

Укажите ошибку в произношении местоимения:

а) сколькИх

б) скОльким

в) скОлькими

Учащиеся при устном фронтальном опросе решают тест

Познавательные: систематизируют знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки

3. Целеполагание и построение выхода из затруднения

Цель: наблюдение за языковым материалом. Эвристическая беседа

8 слайд

Вот пошёл он к синему морю,

Видит, - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

- Из какого произведения этот отрывок, кто автор?

- Объясните постановку двоеточия, кавычек и запятой перед словом «старче».

- Назовите устаревшие слова, дайте современное толкование.

- Слово «чего» в современном языке тоже должно звучать как «что». А что это за часть речи? Какую роль выполняет в предложении?

Учащиеся устно отвечают на вопросы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из наблюдения.

Регулятивные: освоение учебной деятельности в умственной форме

Личностные: желают приобретать новые знания

4. Этап изучения нового материала

Цель: освоение новых знаний на основе имеющихся

9 слайд

Прочитайте пословицу:

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

- Объясните смысл пословицы.

- Будет ли слово «кто» вопросительным местоимением?

- Запишем это предложение в тетрадях и на доске и подчеркнём в нём грамматическую основу.

- Уберите из предложения местоимение «кто». Почему убрать нельзя? Какую роль выполняет? Какой вывод можно сделать?

Под руководством учителя устанавливают причинно-следственные связи, отвечая на вопросы учителя

Познавательные: извлекают новую информацию, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт.

Регулятивные: выстраивают алгоритм дальнейшей работы.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Коммуникативные: строят совместную учебную деятельность с учителем, доказывают правильность своего выбора и принятого решения

5. Творческая практическая деятельность

Цель: выявление знаний пословиц

- Запишите пословицы, вставив на месте пропуска нужное относительное местоимение.

10 слайд

Хорошо смеётся тот, … смеётся последним.

… с возу упало, то пропало.

… поведёшься, от того и наберёшься.

Плох тот солдат, … не мечтает стать генералом.

- Прочитайте ваши записи

Строят грамотно предложения, читают записи.

Слушают ответы одноклассников, корректируют неточности

Познавательные: самостоятельно строят предложения.

Регулятивные: замечают допущенные ошибки.

6.Домашнее задание

- Подберите 5 пословиц с относительными местоимениями и запишите их

Записывают домашнее задание в дневник

Познавательные: осуществляют анализ информации

7. Рефлексия

- Запишите, какое новое открытие сделали сегодня на уроке про местоимения «кто, что, какой, чей, который, сколько».

- Нарисуйте смайлик вашего настроения

Записывают ответ на вопрос.

Определяют эмоциональное состояние.

Читают записи (по желанию)

Коммуникативные: формулируют собственное мнение.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, понимают значение знаний для человека


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Относительные местоимения урок в 6 классе Презентацию выполнила Стебенева Татьяна Николаевна учитель русского языка ГБОУ школы № 523 Колпинского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Дополните предложение: Местоимение — это … часть речи, которая указывает на …, …, …, не называя их.

Слайд 3

Укажите определительное местоимение: а) себя б) тот в) весь

Слайд 4

Укажите ошибки в определении начальной формы местоимения: а) его — я б) собой — себя в) нас - мы

Слайд 5

Укажите ошибку в произношении местоимения: а) сколькИх б) скОльким в) скОлькими

Слайд 6

Каким членом предложения является местоимение ЕГО в предложении: Его позиция мне понятна. а) дополнением б) определением в) подлежащим

Слайд 7

Укажите предложение с грамматической ошибкой: а) Подойди к нему. б) У их всё не так! в) У него всё в порядке.

Слайд 8

Выпишите из текста местоимения: Вот пошёл он к синему морю, Видит, - море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 9

Прочитайте пословицу: Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Слайд 10

Запишите пословицы, вставив на месте пропуска нужное относительное местоимение: Хорошо смеётся тот, … смеётся последним. … упало, то пропало. … поведёшься, от того и наберёшься. Плох тот солдат, … не мечтает стать генералом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...