Рабочая программа факультативного курса "Синтаксис. Трудные случаи пунктуации". 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Городилова (Фокина) Ольга Борисовна

Данный курс является дополнительным к основному курсу русского языка для 9 класса. Может использоваться как подготовка к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl.f-v.sintaksis._trudnye_sluchai_punktuatsii.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Пояснительная записка

   Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Синтаксис. Трудные случаи пунктуации» составлена на основе авторской Программы по русскому языку в 5-9 классах для общеобразовательных учреждений (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский /

М.: Просвещение, 2011).

   Цели курса:

  • способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе совершенствованию речевой культуры обучающихся;
  • способствовать осмыслению обучающимися основных принципов употребления знаков препинания.

   Задачи курса:

  • обобщить, систематизировать знания о предложении как единице синтаксиса;
  • закрепить знания основных пунктуационных норм русского литературного языка;
  • совершенствовать устную и письменную речь.

                                                   Общая характеристика курса

   Данный курс является дополнительным к основному курсу русского языка для 9 класса. Факультативный курс «Синтаксис. Трудные случаи пунктуации» посвящён некоторым сложным вопросам синтаксиса и пунктуации. Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака препинания всегда возникают при изучении синтаксиса и  являются постоянно актуальными.

   Изучение факультативного курса поможет выработать у обучающихся умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции; подготовит обучающихся к редактированию и составлению связных текстов; поможет развить навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; умение устранять стилистические ошибки; умение правильно ставить знаки препинания в предложениях.

                                                     Место курса в учебном плане

   Рабочая программа факультативного курса составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

                                                                   Содержание

                                                          Р а з д е л  1. Введение (1 ч)

   Пунктуационные нормы современного русского языка.

                                         Р а з д е л  2. О словах и их сочетаниях (3 часа)

   Всемогущий синтаксис (1 ч)

   Что изучает синтаксис. Зачем его изучать.

   Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов. (1 ч)

   Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

   Слова. Сочетания слов. Словосочетания. (1 ч)

   Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании. Лексическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

                                        Р а з д е л  3. Основные виды подчинения (6 ч)

   Согласование (2 ч)

   Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины.

   Управление (2 ч)

   Средства связи при управлении.

   Примыкание (2 ч)

   Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения.

                                            Р а з д е л  4. Простое предложение (17 ч)

   Типы предложений (6 ч)

   Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные предложения. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

   Главные члены предложения (2 ч)

   Подлежащее и сказуемое. Типы сказуемых. Нераспространённые и распространённые предложения.

   Второстепенные члены предложения (5 ч)

   Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения). Обособленные второстепенные члены предложения. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значение обособленных обстоятельств.

   Однородные члены предложения (2 ч)

   Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения.

   Уточняющие члены предложения (1 ч)

   Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

   Слова, не являющиеся членами предложения (1 ч)

   Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Обращения. Функции обращений.

   

                                               Р а з д е л  5. Сложное предложение (3 ч)

   Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов. Пунктуация в сложном предложении.

                                                      Р а з д е л  6.  Пунктуация (4 ч)

   Трудные вопросы пунктуации. Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях. Авторские знаки препинания. Комбинированные знаки препинания.

                                                   Учебно-методическое обеспечение

      Для учителя:

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: В 2 ч. – Ч.2. – М., 1967.
  2. Валгина Н.С. Русский язык: трудности современной пунктуации. 8-11 клас. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В.А.Мызина. – М.: Просвещение, 1976.
  4. Дейкина А.Д.. Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.
  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Для обучающихся:

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: В 2 ч. – Ч.2. - М., 1967.
  2. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.
  3. Граник Г.Г. Секреты пунктуации: Кн. для учащихся сред. И ст. возраста. – М.: просвещение, 1987.
  4. Постникова И.И., Зинченко Т.Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: просвещение, 1985.

                                                        Планируемые результаты

   В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны

   ЗНАТЬ:

  • Основные виды связи слов в словосочетании;
  • Признаки подлежащего и сказуемого, функцию подлежащего в предложении и типы сказуемых;
  • Что такое второстепенные члены предложения, в чём их отличие от главных, что такое приложение;
  • Основные виды односоставных предложений;
  • Иметь представление о неполных предложениях;
  • Признаки однородности;
  • Причины, условия обособления второстепенных членов предложения;
  • Отличие уточняющих членов предложения от обособленных оборотов;
  • Функции обращений в речи;
  • Группы вводных слов;
  • Отличие вставных конструкций от вводных слов;
  • Классификацию сложных предложений;
  • Признаки сложносочинённого и бессоюзного сложного предложения;
  • Признаки, особенности сложноподчинённого предложения;
  • Пунктуационные правила;

   УМЕТЬ:

  • Правильно употреблять словосочетания в предложении, использовать синонимические по значению словосочетания;
  • Использовать разные типы сказуемых в речи;
  • Находить второстепенные члены предложения в тексте;
  • Отличать приложение от подлежащего и обращения;
  • Отличать односоставные предложения от двусоставных;
  • Понимать роль односоставных предложений в тексте;
  • Находить неполные предложения в тексте;
  • Интонационно правильно произносить предложения;
  • Определять средства связи частей сложного предложения;
  • Находить в тексте авторские знаки препинания и определять их роль;
  • Применять пунктуационные правила на письме.

   

   

   

   

   

                                         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Трудные случаи пунктуации".11 класс.

Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к ...

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов....

Рабочая программа элективного курса Трудные случаи орфографии в 9 классе

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако он...

Рабочая программа факультативного курса по алгебре 10 класс.

Данная программа предназначена для учащихся 10 класса  и  предусматривает систематическую  подготовку к  ЕГЭ.Для реализации данного курса используются  такая   форма...

Рабочая программа факультативного курса по математике 9 класс

Подготовка к государственной итоговой аттестации 9 классов....

Рабочая программа факультативного курса "Исторический портрет", 7 класс

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.cjk { }a:link { color: rgb(0, 0, 255); }a.western:link { }a.cjk:link { }a.ctl:link { fo...

Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...