Русский язык 8 А
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Павлова Татьяна Ивановна
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_8_a.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для 8 классе Б

Павловой Татьяны Ивановны,учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории,

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №6» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

2016 - 2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по  русскому языку в 8-м классе  составлена на основе ФКГОС по русскому языку,  примерной   программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с учетом авторской программы по русскому языку В.В.Бабайцевой, М. Дрофа,2013г.,Учебного плана школы и Положения о рабочей программе.

 Примерная программа рассчитана на 105 часов, Рабочая программа-  на 105 часов, весь материал изучается в полном объеме.

Цель изучения предмета:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Учебно-методический комплекс:

1 Русский язык. Практика.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.С.Пичугов, А.Ю.Купалова, А.П.Еремееева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под редакцией Ю.С.Пичугова. – 13-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

2. Русский язык. Практика 5-9классы: учебник для общеобразовательных учреждений /В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова- М.:Дрофа,2013.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА


Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений , речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими
умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях

  • с однородными членами,
  • при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
  • в предложениях с прямой и косвенной речью,
  • при цитировании, обращении,
  • при междометиях, вводных словах и предложениях.

Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами
.
По связной речи
Определять тип и стиль текста
. 
Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами рассуждения.
Писать сочинения – описания по памяти и воображению, сочинения – рассуждения на морально-этическую тему, литературную тему, составление киносценария . психологического портрета.
Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Знакомиться с приемами сжатия текста.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.

Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Контроль за результатами знаний: перечень контрольных  работ


1.Проверочный диктант по повторению изученного в 5-7 классах.

2. Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»

3. Итоговый  тест по теме«Словосочетание и предложение

4. Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения»

5 Контрольная тестовая работа по теме «Односоставные предложения»

6. Контрольное тестирование  по теме «Предложения с однородными членами»

7.Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами

8. Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложений

9. Контрольное тестирование .

10.Годовой итоговый диктант

                    ПЕРЕЧЕНЬ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

  1.  Изложение, близкое к тексту
  2. Композиционные  формы сочинений. Рассуждение на литературную тему
  3. Сжатое изложение. Приемы сжатия.  Сжатое  изложение.
  4. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
  5. Композиционные формы сочинений. Написание киносценария
  6. Рассуждение на литературную тему
  7. Изложение .
  8. Сочинение «Слушая песню..»
  9. Составление психологического портрета

.              10. Сочинение на морально-этическую тему.

               11.Речь устная и письменная.

              12.    Психологический портрет

13.Сочинение-описание.

 

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка.

тема урока

кол-во час.

тип урока

виды контроля

дата проведения

Примечание

план.

факт.

1

Русский язык – родной язык

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

словарные диктовки по различным темам

2

Богатство и выразительность русского языка

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

сочинение-миниатюра о языке

3

Повторение правописания основных типов орфограмм.

1

повторение и обобщение изученного

морфемный разбор

4

Правописание корней, приставок.

1

обобщение изученного

объяснттельный диктант

5

Диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»..

1

контроль и оценка знаний

текст диктанта

6

Р.Р.Речь письменная и устная.

1

развитие речи

словесное рисование

7

Пунктуация как система знаков препинания.

Правила их использования.

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

анализ предложений

8

Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.

1

повторение

объяснттельный диктант

9

Синтаксис как раздел грамматики.  Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

анализ предложений

10

Р.Р Текст. Микротекст. Микротема. Тип, стиль текста.

1

выработка навыков и умений

анализ текста по основным признакам

11

 Изложение, близкое к тексту.

1

Работа с текстом

написание сжатого изложения с элементами сочинения

12

Синтаксис и пунктуация.

Виды и средства синтаксической связи.

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

проверочная работа

13

Способы подчинительной связи

1

усвоение новых знаний

контрольный словарный диктант

 слова на А,Б,В,Г,Д

14

Основные виды словосочетаний : подчинительные и сочинительные Именные, глагольные, наречные.

Цельные словосочетания

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

тестовое задание

15

Понятие о предложении (простые, сложные,)

 Строение предложения

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

синтаксический разбор простого предложения

16

Виды предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

1

усвоение новых знаний

объяснительный диктант

17

Синтаксическая структура предложения. Основные виды предложения. Логическое ударение и порядок слов в предложении

1

усвоение новых знаний

распределительный диктант

18

Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение» .

1

контроль и оценка знаний

задания в 4 вариантах

19

Анализ контрольной работы.

1

коррекция знаний

работа с текстом

20

Р.Р.Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

написание сочинения с использованием разных видов связи предложений в тексте

21

Повторение орфографии.  

1

повторение и обобщение знаний

тестовое задание

22

Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены предложения.

Подлежащее. Способы его выражения .

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

проверочная работа

23

Сказуемое. Основные виды сказуемого: простое глагольное; составное.

1

усвоение новых знаний

тестовое задание

24

Составное глагольное        сказуемое.

1

закрепление новых знаний

проверочная работа

25

 Составное  именное сказуемое.

1

закрепление новых знаний

тестовое задание

26

Тире между подлежащим и сказуемым .

1

усвоение новых знаний

графический диктант

27

Обобщение  изученного по теме «Главные члены предложения»

1

повторение и обобщение знаний

объяснительный диктант

28

Итоговый  тест по теме «Словосочетание и предложение. Главные члены предложения».

1

контроль и оценка знаний

текст диктанта, работа над ошибками

29

Второстепенные члены предложения. Определение.

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

графический диктант

30

Р.Р Композиционные  формы сочинений. Рассуждение на литературную тему.

1

усвоение новых знаний

Письменный ответ  на вопрос

31

Согласованные и несогласованные определения.

1

усвоение новых знаний

самостоятельная работа

32

Приложение.

1

усвоение новых знаний

тестовое задание

33

Правописание    приложений.

1

закрепление новых знаний

графический диктант

34

Дополнение прямое и косвенное.

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

проверочный диктант

35

Р.Р. Приемы сжатия.

1

выработка навыков и умений

написание сжатого изложения

36

 Сжатое изложение.

1

развитие речи

написание сжатого изложения

37

Обстоятельства  .

1

повторение

тестовое задание

38

Основные виды обстоятельств

1

закрепление новых знаний

проверочная диктовка

39

Обобщение  по теме «Второстепенные члены предложения» Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

1

повторение и обобщение знаний

тест в 2 вариантах

40

 Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» .

1

контроль и оценка знаний

текст диктанта, работа над ошибками

41

Повторим орфографию.

1

повторение и обобщение знаний

письмо по памяти

42

Р.Р Композиционные формы сочинений. Написание киносценария

1

усвоение новых знаний

написание киносценария

43

Понятия об односоставных предложениях. Определённо – личные предложения  

1

усвоение новых знаний

графический диктант

44

Обобщенно-личные предложения.

Неопределённо-личные предложения.

1

усвоение новых знаний

словарная диктовка

45

Безличные предложения

1

усвоение новых знаний

графический диктант

46

Назывные предложения. Знаки препинания  в конце назывных предложений.

1

усвоение новых знаний

диктовка

47

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

Структурные и смысловые отношения. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

1

повторение и обобщение знаний

заполнение таблицы

48

Контрольная тестовая работа по теме «Односоставные предложения»

1

контроль и оценка знаний

текст диктанта, работа над ошибками

49

Распространенные и нераспространенные предложения. Неполные предложения в речи.

Строение  и значение неполных предложений .

1

усвоение новых знаний

контрольный словарный диктант

50

Однородные  члены предложения.

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

графический диктант

51

Союзы при однородных членах, их разряды по значению.

1

закрепление новых знаний

синтаксический разбор простого предложения с однородными членами

52

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

Контрольный словарный диктант

53

Знаки препинания при обобщающих членах.

1

закрепление новых знаний

графический диктант

54

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

(урок-практикум)

1

выработка навыков и умений,

закрепление новых знаний

Контрольный словарный диктант

55

Контрольное тестирование  по теме «Предложения с однородными членами»

1

контроль и оценка знаний

текст диктанта, работа над ошибками

56

Р.Р. Однородные члены предложения как средство выразительности речи

1

выработка навыков и умений

тестовое задание на нахождение градации и параллелизма

57

Однородные и неоднородные определения Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

1

усвоение новых знаний

контрольный словарный диктант

58

 Нормы сочетания однородных членов.

1

закрепление

синтаксический разбор

59

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

(урок-обобщение).  Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных

 предложений.

1

выработка навыков и умений,

закрепление новых знаний

контрольный словарный диктант

60

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

1

контроль и оценка знаний

текст диктанта, работа над ошибками

61

Работа над ошибками.

1

повторение и обобщение знаний

проверочная работа

62

Публицистический и художественный стиль. Использование

 средств субъективной оценки.

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

заполнение таблицы

63

Понятие об обособленных членах предложения, их роль  в речи .

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний

контрольное письмо по памяти (452)

64

Общие условия обособления определений.

1

усвоение новых знаний

объяснительный диктант

65

Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными

1

закрепление

заполнение таблицы

66

Р.Р. Заглавие как средство связи предложений в тексте..

1

выработка навыков и умений

изложение с грамматическим заданием

67

Изложение .

1

развитие речи

изложение

68

Обособление приложений. .

1

усвоение новых знаний

закрепление новых знаний

схематический диктант

69

Знаки препинания в предложениях с приложениями.

1

закрепление новых знаний

объяснительный диктант

70

Обобщение по теме «Обособление  определений и приложений.

1

повторение и обобщение знаний

тестовое задание

71

Обособление дополнений .

1

усвоение новых знаний

орфографическая работа

72

Обособление  уточняющих дополнений с производными предлогами

1

закрепление

схематический диктант

73

Обособление деепричастных оборотов .

1

усвоение новых знаний

словарно-орфографическая работа

74

Обособление одиночных  деепричастий .

1

закрепление новых знаний

работа с учебником

75

Р.Р Психологический портрет

1

выработка навыков и умений

подготовка к  сочинению

76

Сочинение «Слушая песню…

1

развитие речи

написание сочинения-описания

77

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами  

1

усвоение новых знаний

схематический диктант

78

Правильное построение предложений с причастным оборотом и деепричастным оборотом.

1

закрепление новых знаний

работа с учебником

79

Повторение по теме «Обособленные члены предложения»

1

повторение

контрольный словарный диктант

80

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» обобщение знаний

1

обобщение знаний

объяснительный диктант

81

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложений»

1

контроль и оценка знаний

текст диктанта, работа над ошибками

82

Анализ диктанта.

1

коррекция знаний

работа с текстом

83

Р.Р. Сочинение-рассуждение  на морально-этическую тему как одна из композиционных форм сочинения .

1

выработка навыков и умений

написание сочинения в форме киносценария

84

Обособление  уточняющих ленов предложения .

1

усвоение новых знаний

закрепление новых знаний

лексическая работа

85

Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в письменной и устной речи.

1

закрепление новых знаний

работа с текстом

86

Повторение орфографии. Слитные, раздельные и дефисные написания

1

повторение и обобщение знаний

тестовое задание

87

Предложения с вводными словами, словосочетаниями  и предложениями .

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний, закрепление новых знаний

свободный диктант

88

Группы вводных конструкций по значению..

1

закрепление новых знаний

работа с таблицей

89

Синонимия вводных конструкций. Вставные конструкции

1

повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний, закрепление новых знаний

свободный диктант

90

Предложения с обращениями. Интонация предложений с обращениями.

1

повторение и обобщение

контрольное письмо по памяти

91

Обращения в разговорной речи, художественной литературе, официально-деловом стиле.

1

обобщение изученного

объяснительный диктант

92

Р.Р.Обращение как средство связи предложений в тексте.

1

выработка навыков и умений

творческая работа

93

Особенности слов-предложений

1

усвоение новых знаний

творческая работа

94

Обобщение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений»

1

повторение и обобщение знаний

контрольный словарный диктант

95

Контрольное тестирование .

1

контроль и оценка знаний

текст диктанта, работа над ошибками

96

Практикум по теме «Словосочетание».

1

выработка навыков и умений

проверочная работа

97

Практикум по теме «Односоставные и неполные предложения»

1

закрепление

проверочная работа

98

Контрольный годовой диктант «Орфография и пунктуация».

1

контроль и оценка знаний

текст диктанта, работа над ошибками

99

Анализ диктанта

1

коррекция знаний

работа с текстом

100

Р.Р. Психологический портрет.

1

усвоение новых знаний

работа с учебником

101

Сочинение-описание

1

развитие речи

написание сочинения

102

Р.Р. Разновидность рассуждения- сравнения.

1

повторение и обобщение знаний

тестовое задание

103

Р.Р Расширенное понятие о художественном стиле

1

усвоение новых знаний, выработка навыков и умений

творческая работа

104

Повторение изученного в 8 классе

1

повторение и обобщение знаний

тестовое задание

105

Итоговый урок.

1

повторение

творческая работа

                                                     

                                                                       Список  литературы:

  1. Старовойтова Г.Р. Уроки русского языка: 7(8) класс: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Крамаренко Н.О. Уроки русского языка в 8 классе: Поурочные планы.- Волгоград: Братья Гринины, 2012.
  4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 8-9 кл.: Книга для учителя / В.В.Бабайцева, Ю.С.Пичугов, Т.М.Пахнова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 8 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2013
  6. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 8 класс. – М.: Творческий центр, 2010.
  7. Астахова Г.М., Малюшкин А.Б. Тематические зачеты по русскому языку. 8 класс.- М.: Творческий центр, 2012.

Л.И. Мальцева. Русский язык. 9 класс: итоговая аттестация 2013.. – Москва, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...