Мастер-класс по теме: "Системно-деятельностный подход к обучению как основа стандартов второго поколения"
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Обобщение знаний о «технологии деятельностного метода обучения» и представление опыта применения данной технологии на уроках русского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Тема: "Системно-деятельностный подход к обучению как основа стандартов второго поколения"

Цель мастер-класса: обобщение знаний о «технологии деятельностного метода обучения» и представление опыта применения данной технологии на уроках русского языка.

Практическая значимость: показать возможность эффективного применения технологии деятельностного метода обучения на уроках русского языка

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с технологией деятельностного метода обучения;
  • показать практическую значимость использования данной технологии  для достижений требования Стандарта, убедить участников мастер-класса в целесообразности использования деятельностного метода обучения в практической деятельности на уроках.

Материально - техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 30 минут

План проведения мастер - класса:

  • презентация педагогического опыта педагогом - мастером;
  • имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися;
  • рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса).

Предполагаемый результат: участники мастер-класса углубляют знания о технологии деятельностного метода обучения, расширяют знания о формировании УУД на уроках русского языка; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Мастер-класс

Новые социальные запросы, отраженные во ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «умение учиться». На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Л.С. Выготский говорил: «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».  

Парадигмой современного образования становится системно – деятельностный подход к обучению. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом обучения. 

Деятельностный метод обучения базируется на следующих дидактических принципах:

  • Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.
  • Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
  • Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
  • Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора
  • Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Структура урока введения нового знания, предложенная Людмилой Георгиевной Петерсон. (Последовательность шагов «деятельностного метода обучения», разработанного педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.)

  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
  • Актуализация и пробное учебное действие
  • Выявление места и причины затруднения
  • Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Представление фрагментов урока.

Предлагаю рассмотреть структуру урока открытия нового знания на основе урока русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи» (Слайд 4)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Слайд 5)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Настраивает на учебную деятельность. 

  • Этот урок относится к разделу лингвистики. Над чем мы работаем в разделе «Фразеология»?

Настраиваются на учебную деятельность.

Проверяют свою готовность к уроку, определяют направление своей работы в разделе «Фразеология»

- В разделе «Фразеология» мы изучаем словосочетания устойчивые, неделимые, цельные по значению, вошедшие в наш язык как отдельные лексические единицы.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие. (Слайды 6-8)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дает задание

Для начала прошу внимательно послушать стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Ваша задача – определить, на игре каких слов   оно построено.

Выполните пробное действие: найдите фразеологизмы в стихотворении (Приложение 1)

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос.

Выполняют пробное учебное действие

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

Для начала прошу внимательно послушать стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Ваша задача – определить, на игре каких слов   оно построено.

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало
«воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой
«сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди
: «Как с гуся вода!»
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе?
«Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол,
«воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол,
«воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

 (Ответы детей).

3. Выявление места и причины затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Фиксирует затруднения учащихся, задает уточняющие вопросы.

Определяют место и причину затруднения (индивидуальная работа).

Не знают как отличить словосочетание от фразеологического оборота

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Уточняет цель, корректирует тему урока (при необходимости), фиксирует план работы.

Ставят цель, формулируют тему урока, строят проект достижения цели.

Учиться употреблять в речи фразеологические обороты.

Тема нашего урока: «Какую роль в устной и письменной речи играют фразеологизмы?»

План:

1.Потличить на слух словосочетание от фразеологизма;

2.По иллюстрациям определить фразеологический оборот;

3. Творческая работа. Найдите фразеологические обороты, подчеркните как члены предложения.

3. Сделать вывод, сравнить свой вывод с правилом.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

ІІІ. Объявление темы и цели урока. (Слайд 9)

Мы на уроке постараемся употреблять в речи фразеологические обороты, разрешить проблемный вопрос: Какую роль в устной и письменной речи играют фразеологизмы, провести небольшую исследовательскую работу.

  1. Реализация построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Направляет работу учащихся, наблюдает.

Раздает карточки

Устный диктант.

Работа с иллюстрациями.

Творческая работа.

Анализируют и обсуждают материал, делают вывод, сравнивают свой вывод с правилом

(Приложение 3)

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

ІV. Работа над темой  урока.

Учитель. Сначала мы посмотрим, умеете ли вы отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний. Отметьте хлопком фразеологические обороты.

1.Устный диктант. Вешать картины, вешать портьеры, вешать голову, сесть в галошу, сесть на стул, сесть на землю, точить ножницы, точить лясы, точить топор, бить баклуши, бить посуду, бить стекла, попасть впросак, попасть в цель, попасть в беду, водить в кино, водить за нос, водить за руку.

      2. Работа с иллюстрациями.  (Слайды 10-16)

Чтобы понять, хорошо ли вы знаете фразеологизмы, отгадайте, что проиллюстрировал художник?

ИзображениеСесть в калошу.                 Изображение 003 Кот наплакал

Изображение 011 Как с гуся вода.

Творческая работа.

Спишите, вставив пропущенные орфограммы, пунктограммы, раскрывая скобки. Найдите фразеологические обороты, подчеркните как члены предложения.

Задание: Вставьте пропущенные орфограммы, пунктограммы, раскройте скобки. Найдите фразеологические обороты, подчеркните как члены предложения.  

Попались на удочку.

Пр…гласил нас как-то сын  л…сника  (к)себе. За  гр…бами, говорит, сходим    

п…хотимся   п…рыбачим. Уху сварим такую – пальчики оближ…ш…. Мы, конечно, обрадовались   уши развес…ли   слуша…м. Мой братишка гол…ву от счастья пот…рял. Как же! В лесу зан…чуем   палатки разоб…ём   к…стер разложим. Потом он мне покою (не) д…вал  Пойдем да пойдем. Говорят, он такой рыб…лов, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких он собак съел  а вот мы попались на удочку.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дает задание, наблюдает, корректирует работу детей.

Сейчас вы будете работать в группе. Перед уроком вы получили задание составить текст, используя фразеологические обороты. Что из этого получилось, какие обороты вы использовали, послушаем вместе.

Выполняют задание в группах

1  группа – «В гостях у друга».

2 группа – «На перемене».

3 группа –  «Дружба».

Чтение работ учащимися.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Дает задание и готовит эталон для самопроверки.
  • Найти в рассказе фразеологизмы. Объяснить их значение. Сделать вывод о значении фразеологизмов в русском языке. Проверьте свою работу по эталону. Оцените себя, кто понял правило и знает как его применять (не допустил ни одной ошибки) поставьте «+», у кого еще есть затруднения, кто не всегда может найти фразеологизм, кто не понял нашу тему поставьте «?».

Самостоятельная работа.

Дети самостоятельно выполняют работу (Приложение 4), затем проверяют по образцу.

Находят в рассказе фразеологизмы. Объясняют их значение. Делают вывод о значении фразеологизмов в русском языке

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Путешествие в страну «Фразеологизмов» (Слайды 17-18)

 Найти в рассказе фразеологизмы. Объяснить их значение. Сделать вывод о значении фразеологизмов в русском языке.

(на каждом столе лежит раздаточный материал)
                                           « Кашу маслом не испортишь»

— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит.
— Прекрати стук! — сказал папа. 
А Саша стучит...
— Как об стенку горох, — говорит бабушка. — Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!..
Стучит...
— Сказано — сделано! — Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
— Отдай!
— Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал.
— Я машину чиню... А бабушка:
—  Всему свое время.
— Зачем молоток унесла?
— Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
— Не все: мы не спим.
— Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. 
Папа сказал:
— Какая живая у нашей бабушки речь — вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
—  Кашу маслом не испортишь.
Вывод: Согласны ли вы с мнением папы из рассказа «Кашу маслом не испортишь», что у бабушки живая речь? А как вы это понимаете? (Все фразеологизмы употреблены к месту и отражают суть происходящего в рассказе, что делает рассказ более выразительным, красочным)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дает задания на выбор, корректирует работу, дает консультацию.

Учебник упр.154 или 155.

Выбирают задание и самостоятельно выполняют

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Наблюдает, фиксирует уровень понимания тему каждым ребенком.

Анализируют свою работу на уроке.

Узнали :

-понятие фразеологического оборота;

  • отличие устойчивого выражения от слова;

Научились:

-давать толкование лексического значения фразеологизма;

-находить фразеологизмы в тексте;

-составлять предложения с фразеологизмами.

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

V . Закрепление изученного.

Шуточные вопросы

В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).

Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».

Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».

Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.

Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока. 

На мой взгляд, урок открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения можно строить практически по любой теме.

Предлагаю вам в этом убедиться.

В группах мы сейчас составим задания для пробного действия.

Темы:

  1. Правописание согласных в корне слова.
  2. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
  3. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.
  4. Правописание приставок оканчивающихся на З и С.
  5. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Задание на пробное действие содержит изученный и обязательно новый материал. На работу у групп 2 минуты.

(Участники мастер класса работают в группах и представляют результаты)

Рефлексия.

Составьте, пожалуйста, синквейн о нашей работе.

              Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

(Слайд 19)    

ВЫВОД:

Технология деятельностного метода

  • может применяться при изучении любого предмета
  • создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода
  • обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий
  • позволяет повысить мотивацию учащихся, учить детей творчеству,  воспитывать  в каждом ребенке самостоятельную личность, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.

Технология деятельностного метода носит интегративный характер: в ней представлены не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой.

Из опыта своей работы могу сказать, что технология деятельностного метода обучения может применяться на любом предмете и при работе по любому УМК. Применение данной технологии дает положительные результаты в обучении  русскому языку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Внимательно послушайте  стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Ваша задача – определить, на игре каких слов   оно построено.

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало
«воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой
«сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди
: «Как с гуся вода!»
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе?
«Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол,
«воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол,
«воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

2. Путешествие в страну «Фразеологизмов»

 Найти в рассказе фразеологизмы. Объяснить их значение. Сделать вывод о значении фразеологизмов в русском языке.

                                           « Кашу маслом не испортишь»

— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит.
— Прекрати стук! — сказал папа. 
А Саша стучит...
— Как об стенку горох, — говорит бабушка. — Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!..
Стучит...
— Сказано — сделано! — Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
— Отдай!
— Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал.
— Я машину чиню... А бабушка:
—  Всему свое время.
— Зачем молоток унесла?
— Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
— Не все: мы не спим.
— Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. 
Папа сказал:
— Какая живая у нашей бабушки речь — вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
—  Кашу маслом не испортишь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КАК ОСНОВА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Слайд 2

Л.С. Выготский говорил: «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Слайд 3

Структура урока Последовательность шагов « деятельностного метода обучения» Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Актуализация и пробное учебное действие Выявление места и причины затруднения Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Слайд 4

Предлагаю рассмотреть структуру урока открытия нового знания на основе урока русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи»

Слайд 5

Этапы урока. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Деятельность учителя Деятельность ученика Настраивает на учебную деятельность. Этот урок относится к разделу лингвистики. Над чем мы работаем в разделе «Фразеология»? Настраиваются на учебную деятельность. Проверяют свою готовность к уроку, определяют направление своей работы в разделе «Фразеология» - В разделе «Фразеология» мы изучаем словосочетания устойчивые, неделимые, цельные по значению, вошедшие в наш язык как отдельные лексические единицы .

Слайд 6

2. Актуализация и пробное учебное действие. Деятельность учителя Деятельность ученика Дает задание Для начала прошу внимательно послушать стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Ваша задача – определить, на игре каких слов оно построено. Выполните пробное действие: найдите фразеологизмы в стихотворении (Приложение 1) Выполняют задание. Отвечают на вопрос. Выполняют пробное учебное действие

Слайд 7

Стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Ваша задача – определить, на игре каких слов оно построено. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло», О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»! А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода!» Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идёт – «Под камень лежачий вода не течёт». Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом»! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

Слайд 8

Стихотворение В.Суслова «Как работают слова» Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло», О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»! А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди : «Как с гуся вода!» Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идёт – «Под камень лежачий вода не течёт». Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом»! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

Слайд 9

5. Реализация построенного проекта. Деятельность учителя Деятельность ученика Направляет работу учащихся, наблюдает. Раздает карточки Устный диктант. Работа с иллюстрациями. (Приложение 2) Творческая работа. Анализируют и обсуждают материал, делают вывод, сравнивают свою работу с эталоном (Приложение 3)

Слайд 10

Отгадайте, что проиллюстрировал художник?

Слайд 17

Путешествие в страну «Фразеологизмов» Найдите в рассказе фразеологизмы. Объясните их значение. Сделайте выводы о значении фразеологизмов в русском языке. « Кашу маслом не испортишь» — Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит. — Прекрати стук! — сказал папа. А Саша стучит... — Как об стенку горох, — говорит бабушка. — Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!.. Стучит... — Сказано — сделано! — Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. — Отдай! — Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. — Я машину чиню... А бабушка: — Всему свое время. — Зачем молоток унесла? — Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. — Не все: мы не спим. — Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: — Какая живая у нашей бабушки речь — вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: — Кашу маслом не испортишь.

Слайд 18

« Кашу маслом не испортишь » — Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит. — Прекрати стук! — сказал папа. А Саша стучит... — Как об стенку горох , — говорит бабушка. — Ему хоть кол на голове теши , а он все свое... Отберу молоток!.. Стучит... — Сказано — сделано ! — Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. — Отдай! — Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей ! Саша заплакал. — Я машину чиню... А бабушка: — Всему свое время . — Зачем молоток унесла? — Ему про Ерему, а он про Фому . Да ты как с Луны свалился . Русским языком сказано , поздно уже, все спят. — Не все: мы не спим. — Ну, хватит воду в ступе толочь . Марш в кровать. Папа сказал: — Какая живая у нашей бабушки речь — вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: — Кашу маслом не испортишь . ( Все фразеологизмы употреблены к месту и отражают суть происходящего в рассказе, что делает рассказ более выразительным, красочным)

Слайд 19

ВЫВОД: Технология деятельностного метода может применяться при изучении любого предмета; создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода; обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий; позволяет повысить мотивацию учащихся, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов второго поколения" + презентация

Выступление  " Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения" в рамках тематического педсовета "Организация образовательного процесса на ...

Доклад. Системно - деятельностный подход - основа стандартов второго поколения.

В данном докладе раскрывается сущность системно - деятельностного подхода в обучении....

Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения

Системно-деятельностный подход  —основа   стандартов второго поколенияБ. Шоу « Единственный путь, ведущийк знанию – это деятельность»Многие годы традиционной целью школьного образования...

Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения

Теоретические основы и практическая  напрвленность системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО...

"Системно-деятельностный подход-основа стандартов второго поколения"

Данная тема была рассмотрена на практическом семинаре. Вашему вниманию представлено выступление....

Системно -деятельностный подход-основа стандартов второго поколения.

Системно -деятельностный подход-основа стандартов второго поколения....

Деятельностный подход в обучении географии по стандартам второго поколения на примере исследовательской деятельности.

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Всё более значимым становится развивающий потенциал обуче...