Конспект урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Уразалина Светлана Сапабековна

 

Тема: «Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах»

Цель: формирование образовательных компетенций обучающихся через изучение темы «Правописание соединительных гласных О, Е в сложных словах»

Задачи:

1)      развивающие:

- развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, систематизировать информацию);

- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, речь;

- развивать умение работать в парах, индивидуально;

2)      образовательные:

- учить составлять алгоритм работы;

- через составленный алгоритм учить детей решать учебную задачу (составлять сложные слова с соединительными гласными О и Е, видеть сложные слова в тексте, правильно писать соединительные гласные О и Е в сложных словах);

3)      воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к родному языку;

- воспитывать умение договариваться и приходить к совместному решению, работая в паре, оказывать необходимую помощь товарищам и осуществлять контроль за собой;

- воспитывать тягу к новым знаниям.

 

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, эпиграф, слова с ассоциациями к слову независимость, презентации.

      Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока : урок -исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_o-e_v_slozhnyh_slovah.rar888.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ «Озерная средняя школа» отдела образования акимата

Костанайского района

Урок на тему:

«Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах»

Учитель русского языка и литературы:

 Уразалина Светлана Сапабековна

с. Озерное , 2016 г.

Дата: 3.12.2015г.

Предмет : русский язык.

Класс : 6 «Б».

Тема: «Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах»

Цель: формирование образовательных компетенций обучающихся через изучение темы «Правописание соединительных гласных О, Е в сложных словах»

Задачи:

  1. развивающие:

- развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, систематизировать информацию);

- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, речь;

- развивать умение работать в парах, индивидуально;

  1. образовательные:

- учить составлять алгоритм работы;

- через составленный алгоритм учить детей решать учебную задачу (составлять сложные слова с соединительными гласными О и Е, видеть сложные слова в тексте, правильно писать соединительные гласные О и Е в сложных словах);

  1. воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к родному языку;

- воспитывать умение договариваться и приходить к совместному решению, работая в паре, оказывать необходимую помощь товарищам и осуществлять контроль за собой;

- воспитывать тягу к новым знаниям.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, эпиграф, слова с ассоциациями к слову независимость, презентации.

      Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока : урок -исследование

Эпиграф

  Нет согласия – нет единения,

Нет единения –нет благополучия.  (Абай)

                                              Ход урока:

  1. Организационный момент.  ( 2 минуты)

Психологическая установка:    (хором  читают)

                                      К вершинам знаний отправляйся,

                                      Не позволяй себе лениться,

                                      Трудись, борись и улыбайся!

-Ребята сегодня мы продолжаем работать по разделу «Словообразование». Мы узнаем новые сведения о сложных словах. Эти знания помогут вам выполнить письменные работы грамотно.                                                                                           А начнем  мы урок с повторения.  У каждого на парте лежат  карточки с заданием и таблица «Знаю, хочу узнать, узнал». Эту таблицу будем заполнять в течение урока.

II. Повторение  (3 минут)

1. Работа по карточке.                                                                               Самопроверка работы  и самооценивание .  Вставить пропущенные орфограммы.
Когда трудно пол…гаться на свои силы, на помощь приходят друзья. Их поддержка заж…гает в душе надежду. В минуты печали прик…сновение руки друга утешает, во время тревог ум…ротворяет разг…ревшиеся страсти. Друзья соб…раются за праздничным столом, ведут доверительные беседы и оп…раются друг на друга во всем. С другом легко общаться, и не надо прил…гать    усилия, чтобы понять его мысли.
Настоящая дружба р…стет и крепнет год от года. И чем больше ее возр…ст, тем она надежнее.    

III.Актуализация знаний. (5 минут)

Ученик читает выразительно текст.

Какова главная тема  данного текста? (Этот текст о  настоящей  дружбе)

- Правильно, ребята , дружба нужна везде: и среди учеников , и среди людей, живущих в нашей многонациональной стране. Об этом говорится в эпиграфе Нет согласия – нет единения,

Нет единения –нет благополучия.  Это слова  Абая Кунанбаева.                                                                                                        

 - 16 декабря  мы празднуем    день Независимости  Республики Казахстан.  (включить  видеоролик о Казахстане)

1. Вспомним изученное .

- Мы живем в многонациональной  прекрасной Республике  Казахстан, где живут  дружелюбные,  трудолюбивые,  гостеприимные люди.  Кто внимательно меня слушал, вспомните слова которые я произносила.

Кластер «Казахстан» (Заполнить кластер)

         дружелюбный    

многонациональный

     

 трудолюбивый                                    Казахстан                               гостеприимный                                

             

Мы изучаем раздел словообразования.                          

-Как называются данные слова? (данные слова называются сложными).                      - Посмотрите на таблицу. Знаю, хочу узнать, узнал .

-Вспомните , что вы уже знаете о сложных словах. И запишите в первый  столбик таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Сложные слова, потому что состоят из нескольких корней.-1гр.

Образованы сложением основ.-2гр.

С помощью соединительных гласных  -о и е.-3гр.

-Почему эти слова называются сложными?(потому что  состоят из нескольких корней).

-Как образованы эти сложные слова ? (образованы сложением основ с помощью соединительных гласных  о и е). 

 -Значит, в образовании сложных слов могут принимать участие две соединительные гласные –о и е.   (Оценка -жетон)

2.  Постановка проблемы.

Перед вами слова , как правильно их писать? Можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной? (можно)

Мног…национальный                                    гост…приимный                                    

 Труд…любивый                                             друж…любный  (Оценка -жетон)

3.Определение темы урока.

Сформулируйте тему урока  « Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах»

-Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

4. Постановка цели урока.

Исходя  из проблемы   урока , сформулируйте, пожалуйста, его цель.

(Научиться правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Сложные слова, потому что состоят из нескольких корней.

Образованы сложением основ с помощью соединительных гласных  -о и е.

Научиться правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной

(Оценка -жетон)

IV.Открытие новых знаний. (15минут)

1.Поиск решения проблемы.

Вам придется поработать самостоятельно (ватманы, фломастер и  стикеры)

2.Работа с учебником .

Новую тему вы должны объяснить сами.

- Прочитайте вначале теоретический материал   в учебнике на стр.  101, орфограмма №30.

На больших ватманах запишите  ваши  идеи, рассуждения. Работа должна  быть выполнена аккуратно.

3. Творческая работа в группах.

1 группа.             2группа      3группа

Постер –О-       Постер –Е   Сценка сказки о О и Е

Дети лепят на ватманы эти листочки и оценивают друг друга.

4группа   разгадайте кроссворд

 (Оценка –жетон)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Сложные слова, потому что состоят из нескольких корней.

Образованы сложением основ с помощью соединительных гласных  -о и е.

Научиться правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной

О после твердых согласных,

Е после мягких согласных, шипящих и Ц

V. Физминутка

Быстро встали, улыбнулись

Выше- выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали.

Сели, встали

И на месте побежали.

VI.Закрепление. (15минут)

  1. Работа   в парах по перфокарте. Взаимопроверка.

Задание: Расставить в словах пропущенные гласные О-Е.

Мой Казахстан, Моя страна!

Раскинулась в степном просторе.

Богатством недр своих полна,

Есть много рек, озера, горы,

Гордимся мы Республикой своей,

Своей землей, своим народом,

Пусть умножает Казахстан

Свои богатства с каждым годом!

 -Как вы думаете, дети, чтобы наша страна была процветающей, что нужно сделать для этого? (Для этого нужно,  чтобы была   сильной  экономика)

   В Казахстане 14 областей, одна из них  Костанайская область .

-Какой вклад наша область вносит в экономику государства?

 (Это –земледелие, животноводство, строительство, машиностроение.)

               

2 задание. Сочинить эссе с применением соединительных гласных О-Е в сложных словах.

1группа                      2группа                 3группа                    4 группа

Строительство  животноводство   земледелие          машиностроение

3 задание .Контроль знаний    Тест «Сложные слова». 

           - А сейчас , чтобы проверить , как вы поняли новую тему, выполним тест.

  1. Сложные слова образованы…

а) сложением основ;  б) сложением приставок

  1. Соединительная гласная е пишется после…

 а) твёрдой основы;  б) мягкой основы

  1. Соединительная гласная о пишется после…

а) твёрдой основы;  б) мягкой основы

  1. В слове мухомор соединительная гласная…

а) а;  б) о;  в) отсутствует

  1. В слове пылесос соединительная гласная…

а) е;  б) и; в) отсутствует

  1. В слове стенгазета соединительная гласная…

а) е;  б) о; в) отсутствует

 

VII.Рефлексия . Итог урока .(3минуты)

Закончи фразу:

Мне понравилось…

Было сложно…

Было интересно…

VIII. Домашнее задание (2 минуты) : 

Выучить правило на странице 111

Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными О – Е.

Приложение1

1. Работа по карточке. Работа с текстом.
Когда трудно пол…гаться на свои силы, на помощь приходят друзья. Их поддержка заж…гает в душе надежду. В минуты печали прик…сновение руки друга утешает, во время тревог ум…ротворяет разг…ревшиеся страсти. Друзья соб…раются за праздничным столом, ведут доверительные беседы и оп…раются друг на друга во всем. С другом легко общаться, и не надо прил…гать    усилия, чтобы понять его мысли.
Настоящая дружба р…стет и крепнет год от года. И чем больше ее возр…ст, тем она надежнее.    

Приложение2

  1группа                                               2группа                            3группа

строительство        животноводство        земледелие

      бетономешалка                    свиноводство                   овощеводство,              

       гвоздодер                                коневодство                  цветоводство,                                                                    

      электродрель                         птицеводство             растениеводство

        камнетес                              овцеводство                   лесопосадка

водопроводчик                           пчеловодство                овощехранилище

краснодеревщик                         рыболов                    зернохранилище

кабелепроводчик                       молоковоз                 газонокосилка

камнерез                                   овцебык                    хлебоуборочная пора

водопровод                                                                листопад

 бензопила                                                                      густолистый          

Дополнительные слова: евровалюта, иностранец, машиноремонтный, теплоизмерение

4 группа

Машиностроение

 Агротехмаш(завод)

водовоз

картофелекопалка        

автомашина

автослесарь

самолет

вертолет

паровоз

пароход

вездеход

ледокол

хлопкоуборочная  машина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...