Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Высоцкая Ольга Николаевна

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, способствует развитию толерантного отношения к людям разных национальностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Высоцкая Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ БООШ №7

Бутурлиновский муниципальный район

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности  «Без языка невозможно прожить!

Русский язык нам поможет дружить!»

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах,  в рамках недели русского языка и литературы.

             Цель  праздника:  стимулировать интерес младших школьников к изучению русского языка; формировать  толерантное отношение  к людям разных национальностей.

Задачи:

  • воспитывать  чувство уважения к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • активизировать творческую деятельность учащихся;
  • развивать критическое мышление, навыки работы в группе, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;

Подготовительная работа:

1.Подготовка музыки, инсценировки, рисунков, презентации, оформление аудитории. Дети поделены на 4 группы, каждая группа выполняет определенное задание.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, музыкальное оформление: песни «Родина моя», «Дети солнца», «Должны смеяться дети».

Ход  мероприятия

Звучит песня Д. Тухманова на стихи Р. Рождественского  «Родина моя». (На экране демонстрируются  слайды с фотографиями детей разных народностей, населяющих Российскую Федерацию).

Вступительное слово учителя: - Ребята, только что прозвучала прекрасная песня Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Родина моя», мы посмотрели  фотографии детей разных национальностей, населяющих нашу огромную Родину. Как вы думаете, чему будет посвящен наш праздник?

Мозговой штурм.

Ответы детей:

- этот праздник  о Родине;

- мы будем говорить о дружбе между народами;

- наш  праздник будет посвящен дружбе между детьми разных национальностей.

 Учитель: - Мы живем  в одной из самых больших в мире  многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей  и народностей.

А что объединяет людей разных национальностей в России?

Ответы обучающихся:

- все мы изучаем русский язык, что позволяет нам понимать друг друга в разных уголках нашей страны, на территории СНГ

Учитель: - Друзья, мы изучаем один из величайших языков мира – русский язык, кладезь мудрости, образности и выразительности.  Пусть же русский язык на этом празднике объединит нас, сделает наше общение радостным и приятным. Каждая команда готовилась к  этому празднику,  и сейчас мы узнаем, каких  успехов ребята добились.

1 группа  « Исследователи»

- Мы выяснили, что на территории Бутурлиновского района проживают люди разных  национальностей: русские, украинцы, белорусы, армяне, турки-месхетинцы, чуваши.

В нашей школе  получают знания  и русские, и украинцы, и армяне,  и цыгане.  Мы подготовили небольшие отрывки из высказываний  поэтов разных национальностей о русском языке.

Украинский писатель Олесь Гончар писал: "Русский язык — это язык Пушкина и Достоевского, на нем создана великая литература...»

Дагестанский  писатель Эфенди Капиев сказал замечательные слова: «О великий русский язык! Без тебя нет и не было бы  будущего, с тобою мы воистину всесильны»

Туркменский  писатель Кербабаев  Берды Мурадович    писал: «Русский язык!.. Я овладевал им, читая Пушкина, Толстого, Горького, Федина и Шолохова...»

Русский писатель А. И Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

2 группа  « Любители фольклора»

Мы собирали пословицы и поговорки  разных народов о дружбе. Мы будем называть украинские, белорусские, армянские пословицы, а вы назовите русскую с таким же смыслом.

  1. Новых сяброў набывай, але старых не забывай (белорусская).

Нових друзів май, старих не забувай (украинская).

Держись друга старого, а дома нового (армянская).

Старый друг лучше новых двух (русская).

  1. Дружба родиться в біді, а гартується в труді (украинск.)

Друзья познаются в несчастье (армянск.)

Сябры пазнаюцца ў бядзе (белорусск.)

Без беды друга не узнаешь (русская)

  1. Не той друг, хто медом маже, а той, хто правду каже (укр.).

«Не той сябра, хто вусны мёдам мажа, а той, хто ў вочы праўду кажа (белорусск.).

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет (русская).

  1. Людина без друзів — що дерево без коріння. (укр.)

Без сябров да без связи, что без мази: скрыпит, негладко, ехать гадко (белор).

Человек без друзей, что сокол без крыльев (русская).

3 группа  «Юные лингвисты»

  Наш проект называется «История одного слова». Презентация

Слово    «толерантность» произошло от латинского tolerantia — терпение — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Синонимы: толерантный, терпимый, снисходительный, мягкий, либеральный, невзыскательный.

Антонимы: жесткий, нетерпимый.

Предложение. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Текст.  16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Пословицы:

Где лад, там и клад.
В согласном стаде и волк не страшен.
Согласье крепче каменных стен.
            Стихотворение. 

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность..  Это люди света,
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то  где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

4 группа «Лицедеи»
Инсценировка сказки М. Скребцовой «Цветок кактуса»

Интерактивная беседа.

Учитель: - Чем цветок кактуса отличался от других цветов?

Какой характер был у кактуса из сказки?

Что изменилось в людях при виде цветущего кактуса?

Как вы думаете, чему учит эта сказка?

Игры, развивающие толерантность и речь.

Игра «Колечко красоты».

Учитель: - Вот колечко красоты. Стоит направить это волшебное колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Встаньте в круг и вытяните сложенные ладошки вперед. (Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки.) Дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко ученик  выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком, увидеть в каждом что-то красивое и рассказать об этом.

Игра «Человек с планеты Земля». (Музыкальное сопровождение. Звучит  песня « Детство – это я и ты» (Ю. Чичков — М. Пляцковский).

У каждой команды  на столе лежат бумажные человечки и листочки с положительными и отрицательными чертами характера, с фразеологизмами, предложениями. Первая команда подбирает синонимы к словам «добрый»,  «смелый»,  «веселый», «толерантный».   Вторая команда – антонимы к словам   »слабый», « глупый», «лживый», «злой», 3 команда – фразеологизмы на тему «Толерантность», 4 команда – предложения.  Дети наклеивают на фигурки по одному листочку. Побеждает команда, справившаяся с заданием быстрее.

Затем человечки прикрепляются к большому глобусу, нарисованному на доске.

Учитель: - Ребята, сейчас вы создали портрет человека с планеты Земля. Каким же он должен быть? Прочитайте.

 Подведение итогов праздника

Учитель: -  Ребята,  возьмите листочки со стихами, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Давайте, подводя итог  нашего праздника русского языка и толерантности,  сделаем импровизированный монтаж. Читать слова будем по очереди. Начинаю я.

Что такое толерантность?

Есть ответ на ваш вопрос. (Хором)

1.Это к людям уваженье,

2.Это жизнь без войн и слез.

3.Если ты к друзьям терпим,

Драк и ссор не заведешь.

4. Если уважать привык,

Другой народ всегда поймешь.

5.Толерантен ты -  тогда,

Не страшна тебе беда!

6.Что такое толерантность?

Счастье, дружба, детский смех! (хором)

7. К сожаленью, мир и счастье

Не всегда есть, не у всех.

8. Поделись с голодным, нищим,

Не спеши их осуждать.

9.Оставайся чутким к людям

И умей им доверять!

10.Выслушать умей любого,

Не спеши, не уходи!

11. Добрым будь, владей собою,

Уважай людей, люби!

12. Все народы, знаю я,-

Это дружная семья!

13. Вместе зло мы победим!

Мира, счастья мы хотим!(хором)

Звучит песня Е. Крылатова на стихи Ю. Энтина «Дети солнца». 

Рефлексия

Учитель: Ребята!  Чему вы научились на  этом празднике? Какие выводы для себя сделали? Что помогает людям разных национальностей понять друг друга?

Литература.

1. .Л. П. Морозова/  Классные часы. 5 класс.- Изд. 2-е, переработанное./Сост.ISBN 5 – 93312 – 276 - 9 Издательский торговый  дом «Корифей»,   Волгоград.

2. .  email: dobrieskazki@mail.ru | 8 985 383-2034 | 8 495 549-0484 А. Лопатина, М Скребцова «Уроки мудрости. 50 уроков о добрых качествах».

3.  http://millionstatusov.ru/poslovitsi/aut/am.html

4. filobraz.ruscience/izd_polietnos2009.pdf



Предварительный просмотр:

Высоцкая Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ БООШ №7

Бутурлиновский муниципальный район

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности  «Без языка невозможно прожить!

Русский язык нам поможет дружить!»

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах,  в рамках недели русского языка и литературы.

             Цель  праздника:  стимулировать интерес младших школьников к изучению русского языка; формировать  толерантное отношение  к людям разных национальностей.

Задачи:

  • воспитывать  чувство уважения к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • активизировать творческую деятельность учащихся;
  • развивать критическое мышление, навыки работы в группе, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;

Подготовительная работа:

1.Подготовка музыки, инсценировки, рисунков, презентации, оформление аудитории. Дети поделены на 4 группы, каждая группа выполняет определенное задание.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, музыкальное оформление: песни «Родина моя», «Дети солнца», «Должны смеяться дети».

Ход  мероприятия

Звучит песня Д. Тухманова на стихи Р. Рождественского  «Родина моя». (На экране демонстрируются  слайды с фотографиями детей разных народностей, населяющих Российскую Федерацию).

Вступительное слово учителя: - Ребята, только что прозвучала прекрасная песня Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Родина моя», мы посмотрели  фотографии детей разных национальностей, населяющих нашу огромную Родину. Как вы думаете, чему будет посвящен наш праздник?

Мозговой штурм.

Ответы детей:

- этот праздник  о Родине;

- мы будем говорить о дружбе между народами;

- наш  праздник будет посвящен дружбе между детьми разных национальностей.

 Учитель: - Мы живем  в одной из самых больших в мире  многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей  и народностей.

А что объединяет людей разных национальностей в России?

Ответы обучающихся:

- все мы изучаем русский язык, что позволяет нам понимать друг друга в разных уголках нашей страны, на территории СНГ

Учитель: - Друзья, мы изучаем один из величайших языков мира – русский язык, кладезь мудрости, образности и выразительности.  Пусть же русский язык на этом празднике объединит нас, сделает наше общение радостным и приятным. Каждая команда готовилась к  этому празднику,  и сейчас мы узнаем, каких  успехов ребята добились.

1 группа  « Исследователи»

- Мы выяснили, что на территории Бутурлиновского района проживают люди разных  национальностей: русские, украинцы, белорусы, армяне, турки-месхетинцы, чуваши.

В нашей школе  получают знания  и русские, и украинцы, и армяне,  и цыгане.  Мы подготовили небольшие отрывки из высказываний  поэтов разных национальностей о русском языке.

Украинский писатель Олесь Гончар писал: "Русский язык — это язык Пушкина и Достоевского, на нем создана великая литература...»

Дагестанский  писатель Эфенди Капиев сказал замечательные слова: «О великий русский язык! Без тебя нет и не было бы  будущего, с тобою мы воистину всесильны»

Туркменский  писатель Кербабаев  Берды Мурадович    писал: «Русский язык!.. Я овладевал им, читая Пушкина, Толстого, Горького, Федина и Шолохова...»

Русский писатель А. И Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

2 группа  « Любители фольклора»

Мы собирали пословицы и поговорки  разных народов о дружбе. Мы будем называть украинские, белорусские, армянские пословицы, а вы назовите русскую с таким же смыслом.

  1. Новых сяброў набывай, але старых не забывай (белорусская).

Нових друзів май, старих не забувай (украинская).

Держись друга старого, а дома нового (армянская).

Старый друг лучше новых двух (русская).

  1. Дружба родиться в біді, а гартується в труді (украинск.)

Друзья познаются в несчастье (армянск.)

Сябры пазнаюцца ў бядзе (белорусск.)

Без беды друга не узнаешь (русская)

  1. Не той друг, хто медом маже, а той, хто правду каже (укр.).

«Не той сябра, хто вусны мёдам мажа, а той, хто ў вочы праўду кажа (белорусск.).

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет (русская).

  1. Людина без друзів — що дерево без коріння. (укр.)

Без сябров да без связи, что без мази: скрыпит, негладко, ехать гадко (белор).

Человек без друзей, что сокол без крыльев (русская).

3 группа  «Юные лингвисты»

  Наш проект называется «История одного слова». Презентация

Слово    «толерантность» произошло от латинского tolerantia — терпение — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Синонимы: толерантный, терпимый, снисходительный, мягкий, либеральный, невзыскательный.

Антонимы: жесткий, нетерпимый.

Предложение. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Текст.  16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Пословицы:

Где лад, там и клад.
В согласном стаде и волк не страшен.
Согласье крепче каменных стен.
            Стихотворение. 

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность..  Это люди света,
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то  где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

4 группа «Лицедеи»
Инсценировка сказки М. Скребцовой «Цветок кактуса»

Интерактивная беседа.

Учитель: - Чем цветок кактуса отличался от других цветов?

Какой характер был у кактуса из сказки?

Что изменилось в людях при виде цветущего кактуса?

Как вы думаете, чему учит эта сказка?

Игры, развивающие толерантность и речь.

Игра «Колечко красоты».

Учитель: - Вот колечко красоты. Стоит направить это волшебное колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Встаньте в круг и вытяните сложенные ладошки вперед. (Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки.) Дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко ученик  выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком, увидеть в каждом что-то красивое и рассказать об этом.

Игра «Человек с планеты Земля». (Музыкальное сопровождение. Звучит  песня « Детство – это я и ты» (Ю. Чичков — М. Пляцковский).

У каждой команды  на столе лежат бумажные человечки и листочки с положительными и отрицательными чертами характера, с фразеологизмами, предложениями. Первая команда подбирает синонимы к словам «добрый»,  «смелый»,  «веселый», «толерантный».   Вторая команда – антонимы к словам   »слабый», « глупый», «лживый», «злой», 3 команда – фразеологизмы на тему «Толерантность», 4 команда – предложения.  Дети наклеивают на фигурки по одному листочку. Побеждает команда, справившаяся с заданием быстрее.

Затем человечки прикрепляются к большому глобусу, нарисованному на доске.

Учитель: - Ребята, сейчас вы создали портрет человека с планеты Земля. Каким же он должен быть? Прочитайте.

 Подведение итогов праздника

Учитель: -  Ребята,  возьмите листочки со стихами, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Давайте, подводя итог  нашего праздника русского языка и толерантности,  сделаем импровизированный монтаж. Читать слова будем по очереди. Начинаю я.

Что такое толерантность?

Есть ответ на ваш вопрос. (Хором)

1.Это к людям уваженье,

2.Это жизнь без войн и слез.

3.Если ты к друзьям терпим,

Драк и ссор не заведешь.

4. Если уважать привык,

Другой народ всегда поймешь.

5.Толерантен ты -  тогда,

Не страшна тебе беда!

6.Что такое толерантность?

Счастье, дружба, детский смех! (хором)

7. К сожаленью, мир и счастье

Не всегда есть, не у всех.

8. Поделись с голодным, нищим,

Не спеши их осуждать.

9.Оставайся чутким к людям

И умей им доверять!

10.Выслушать умей любого,

Не спеши, не уходи!

11. Добрым будь, владей собою,

Уважай людей, люби!

12. Все народы, знаю я,-

Это дружная семья!

13. Вместе зло мы победим!

Мира, счастья мы хотим!(хором)

Звучит песня Е. Крылатова на стихи Ю. Энтина «Дети солнца». 

Рефлексия

Учитель: Ребята!  Чему вы научились на  этом празднике? Какие выводы для себя сделали? Что помогает людям разных национальностей понять друг друга?

Литература.

1. .Л. П. Морозова/  Классные часы. 5 класс.- Изд. 2-е, переработанное./Сост.ISBN 5 – 93312 – 276 - 9 Издательский торговый  дом «Корифей»,   Волгоград.

2. .  email: dobrieskazki@mail.ru | 8 985 383-2034 | 8 495 549-0484 А. Лопатина, М Скребцова «Уроки мудрости. 50 уроков о добрых качествах».

3.  http://millionstatusov.ru/poslovitsi/aut/am.html

4. filobraz.ruscience/izd_polietnos2009.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Методическая разработка по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Принципы русской орфографии"

Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Принципы русской орфографии" для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик"....

ФГОС, Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения».

Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития)....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» (на примере применения приемов стадии вызована уроках русского языка в ...

Методическая разработка по русскому языку: «Приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации»

В  методической  разработке  я  попыталась   раскрыть содержание  работы  по  использованию   приёмов создания ситуации успеха  на уроках ру...