Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Черных Алена Юрьевна

Урок по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» разработан для учащихся 9  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева (образовательная система  «Школа 2100»). (68 часов в год, 2 часа в неделю). Авторами учебника являются Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунева, Барова Е.С.,  Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Раздел «Сложное предложение». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Пояснительная записка

Урок по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» разработан для учащихся 9 Б класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева (образовательная система  «Школа 2100»). (68 часов в год, 2 часа в неделю). Авторами учебника являются Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунева, Барова Е.С.,  Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Раздел «Сложное предложение».

Создавая архитектонику урока, учитель ориентировался на  знания  особенностей  развития учащихся, что  позволило выбрать и продуктивно использовать   возможности  системно-деятельностного подхода. 

        В переходный период от ФК ГОС к стандартам второго поколения создаются необходимые условия для формирования следующих УУД:

  • Личностные -  установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивами, ориентация в межличностных отношениях.
  • Регулятивные – целеполагание, планирование, составление плана действия, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка.
  • Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой, применение методов информационного поиска, знаково-символические действия, умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия.
  • Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалоги,  продуктивно взаимодействовать с участниками образовательного пространства.

Для достижения цели  данного урока  используются возможности следующих форм организации познавательной деятельности: индивидуальной, групповой.

Структура учебного занятия  выстроена по модели проблемно-диалогического урока русского языка в Образовательной системе «Школа 2100»: актуализация изученного – постановка учебной проблемы – формулирование проблемы, планирование деятельности – поиск решения (открытие нового знания) – развитие умений  применять новое знание – рефлексия.

В соответствии с целью урока производится  отбор проблемных заданий, которые приводят  учащихся к необходимости ознакомления с новым материалом в процессе исследования и решения проблемы. Выбираются необходимые средства обучения.

В начале урока на этапе мотивации учащиеся вступают  в учебный диалог, посредством которого  приходят к выводу о необходимости изучения нового материала. Появление сложносочиненных предложений с разной пунктуацией перед союзом И  побуждает детей к осознанию недостаточности знаний по данной теме. Учащиеся четко ставят цель, определяют последовательность действий, прогнозируют результат и уровень усвоения.

Работа по созданию учебного продукта проходит в группах, которые сформированы с учетом особенностей развития учащихся. На уроке происходит активное формирование речи и мышления учащихся. Диалогический поиск решения обеспечивает понимание нового знания каждым учеником.

        Для активного включения учащихся в работу учителем используются возможности информационно-коммуникативных технологий (презентация), работа с Интернетом для поиска необходимой информации на портале.

        Для формирования гражданской идентичности учащихся в рамках развития  личностных универсальных учебных действий (ценностный и эмоциональный компонент) и развития Я-концепции в работе используется  притча, помогающая формировать доброжелательное отношение к окружающим и чувство собственного достоинства.

  На уроке продолжается формирование корригирующей самооценки, выполняющей функцию контроля за деятельностью,  продолжается  развитие творческих способностей через работу с репродукциями картин русских художников.  Погружение в художественное пространство шедевров помогает детям развивать мышление: левополушарным – пространственное воображение, правополушарным – логику при выстраивании высказываний.

        Успешность выбранного метода, средств и приемов обучения обусловила достаточно высокий результат. Практически все учащиеся в конце урока и на последующих занятиях демонстрировали прочное усвоение темы.

На уроке проходит системная отработка универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Учитываются психологические особенности развития детей, выбирается интегральный подход к обучению, а именно когнитивный стиль, позволяющий использовать знания  о психологическом  различии  детей в характере переработки информации.

Разработка урока

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Дидактическая цель урока:        Расширить знания учащихся о пунктуации в сложносочиненном предложении.

        Деятельностная цель: формирование умений реализации  новых  способов действия через работу с опорным материалом.

        Образовательная цель: формирование  понятийной базы о знаках препинания в сложносочиненном предложении за счет включения в нее новых элементов

        Развивающий аспект: развивать коммуникативные умения и навыки через индивидуальную, групповую  и фронтальную работу, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.

         Образовательный аспект: сформировать  умение правильно решать пунктуационные задачи в сложносочиненном предложении с соединительным союзом И между его частями.

         Воспитательный аспект: воспитывать  у учащихся интерес и уважительное отношение к себе и другим людям,  чувство любви к родной природе через работу с материалом, взятым  из произведений искусства.

        Тип урока: урок усвоения новых  знаний.

        Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.

        Ведущий метод: проблемно-диалогический.

        Средства обучения и оборудование: учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык: Учебник для 9-го класса основной школы/под науч. Ред. А.А. Леонтьева. –  М.: Баласс, 206. – 176 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100. Серия «Свободный ум»). Карточки с заданиями. Ноутбуки с выходом в Интернет, электронная презентация.

  1. Мотивационный  этап.

Цель этапа:  обеспечить осознанное вхождение учащихся  в пространство учебной деятельности на уроке.  Мотивировать  к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Скажите, пожалуйста, все ли выполнили  домашнее задание?

(Да,  мы написали эссе по притче о бабочке)

Учитель: Давайте вспомним содержание притчи. Слайд №1

  “Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

 Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.

 Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” И  мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

        Учитель: Я, надеюсь, что ваши работы, как всегда,  отличаются глубиной понимания текста. Передайте, пожалуйста, основную мысль вашей работы, используя знания, полученные на предыдущем уроке и слова, расположенные на странице 172 нашего учебника (примечание: словарные слова). Опираясь на лексическое значение данных слов, выберите уместные для вашего письменного высказывания.

(записывают высказывание)

Учитель: Познакомьте, пожалуйста,  одноклассников с вашими мыслями.

(Учащиеся читают высказывания. Примерные предложения: «Человек должен жить в гармонии со своей совестью, и тогда мир станет добрее» или «Человек самонадеянный находится во власти предубеждений, и он никогда не достигнет гармонии с миром»)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

Учитель: Хорошо! Давайте запишем последнее предложение в качестве примера.

 Слайд №2

(ученики записывают, не забывая оставить одну строчку для темы урока)

Учитель: Дайте характеристику данного предложения.

(ответы учащихся)

Учитель: Какой тип сложносочиненного предложения использован?

(сложносочиненное с соединительным союзом)

Учитель: В каких отношениях находятся части данного предложения?

(Части предложения находятся в соединительных отношениях. В них указывается на последовательность действий или состояний)

Учитель: Как вы пунктуационно оформили предложение?

(после первого простого  предложения поставили запятую)

Учитель: Я предлагаю вам записать следующее предложение: В сердце настоящего  человека живет доброта и не меркнет  любовь к людям .Слайд №3

  1. Постановка цели и задач урока

Цель этапа: обеспечить  осмысление учащимися цели урока, используя эвристический метод обучения, сформулировать цель урока, помочь  выдвинуть версии относительно пунктуационных особенностей представленной  синтаксической единицы.

Учитель: Ребята, какое перед вами предложение?

(перед нами сложносочиненное предложение)

Учитель: Как вы оформили пунктуационно данное предложение?

(Учащиеся предлагают 2 варианта: с запятой перед союзом и   без знака препинания после первой части сложносочиненного предложения)

Учитель: Скажите, пожалуйста, если есть сомнения по поводу пунктуации в данном предложении, то  какой в связи с этим  возникает вопрос?

(мы испытываем затруднение по поводу постановки знака препинания после первого простого предложения. Отсюда возникает вопрос: нужна ли запятая перед союзом И?)

Учитель: Попробуйте сформулировать учебную задачу по данному материалу.

(выяснить, всегда ли ставится запятая перед союзом И в сложносочиненном предложении?)

Учитель: Значит, какова тема урока?

(Знаки препинания в сложносочиненном предложении)

Учитель: Запишем тему урока.

Учитель: Ребята,  сегодня на уроке мы попытаемся найти ответ на данный вопрос. И поможет нам в этом, как всегда,  ваше стремление открыть истину.

Учитель: Предложите учебные задачи на урок.

  • Провести наблюдение за сложносочиненными предложениями с союзом И между частями.
  • Определить особенности таких предложений
  • Выяснить, в каких случаях запятая не ставится.
  1. Первичное усвоение новых знаний.

Цель этапа: используя метод  исследования и возможности работы в группах,  создать учебный продукт.

Учитель: С чего начнем наблюдение?

(С наблюдения)

Учитель: Может, у вас уже есть  предположения?

(высказывают предположения, которые фиксируются на доске в качестве гипотез)

Учитель: Давайте выясним  истину. Обратимся к предложениям, которые мы записали в начале урока. Слайд №4

  1. Человек самонадеянный находится во власти предубеждений, и он никогда не достигнет гармонии с миром.
  2. В сердце настоящего  человека живет доброта и не меркнет  любовь к людям.

Учитель: Подумайте, в чем синтаксические различия данных предложений?

Работа в мини-группах

Учитель: Представьте, пожалуйста, классу ваши выводы.

(первое предложение начинается с определения, второе – с обстоятельства)

Учитель: Покажите графически зависимость обстоятельства от других членов во втором предложении.

(предполагаемые ответы учащихся)

В сердце настоящего  человека живет доброта и не меркнет  любовь к людям 

Учитель: Оформите ваши предположения в виде правила.

(если  сложносочиненное  предложение начинается с общего для 2-х простых обстоятельства, то запятая перед союзом И не ставится)

Учитель: Как выяснить правильность выводов?

(Сверить с учебником)

Учитель: Я напоминаю, что  работа с теоретической частью проходит с карандашом в руках. Помните, что по ходу чтения вы делаете на полях пометы (прием «Инсерт»)

  " V " - уже знал     " + " – новое     " - " - думал иначе     " ? " - не понял, есть вопросы

  1. Корректировка полученного «учебного продукта».

Учитель: Есть ли пометы на полях?

(да, мы поставили знак «+», т.к узнали новое: запятая не ставится не только при наличии  общего для предложений обстоятельства, но и  любого общего для частей сложносочиненного предложения второстепенного члена)

Рефлексия этапа:

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?

Физкультминутка (несложные упражнения под композицию «Гимн Сочи – 2014»)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: решение в форме коммуникации типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  решения вслух.

Выборочное списывание по материалу упр. 60. Задание: выписать сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом.  Объяснить пунктуацию. Работа индивидуальная с взаимопроверкой в группах.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: выявление границы применимости нового знания и выполнение  заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Учитель: Выполняя упражнение, вы, как оказалось, испытывали затруднения в решении пунктуационной задачи. Что же  поможет легко справиться с подобными вопросами? Сформулируйте для себя  учебную задачу.

(Нужно создать  алгоритм решения пунктуационной задачи  в сложносочиненном предложении с союзом И)

Учитель: Я предлагаю вам лингвистический материал, на основании которого можно  создать подобный алгоритм. Продумайте шаги, которые способны привести к правильному ответу. Свои выводы оформите в виде схемы, шагов решения. Алгоритм  может быть предложен на обсуждение класса в виде презентации, шаблон для которой есть на рабочих столах ваших ноутбуков.

Работа в группах 3-4 минуты с материалом из произведений художественной литературы

  1. В это самое мгновение где-то вдали  неожиданно ударила молния и прогремел гром. (М.Горький)
  2. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи шкуры. (Л.Толстой)
  3. От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина. (А.Куприн)
  4. В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря. (М.Шолохов)

Предъявление результатов работы в группах

Представители групп демонстрируют коллективу алгоритмы.  Проходит коллективное обсуждение по коррекции  алгоритма, который может  выглядеть  следующим образом: Слайд №5

  1. Обозначить грамматические основы в предложении.
  2. Сделать вывод о виде предложения.
  3. Если предложение сложносочиненное, найти средство связи простых в составе сложного.
  4. Если части сложного связывает союз И, то…
  5. Убедиться в наличии или отсутствии общего второстепенного члена для предложений.
  6. Если общий второстепенный член есть – запятая не ставится, нет – ставится.

Рефлексия этапа:

  • Какую задачу ставили на данном этапе?
  • Получился ли у вас «рабочий» алгоритм?
  • Как проверить?

Учитель: И для проверки давайте обратимся к фрагменту из поэмы И.А. Бунина «Листопад» (учебник стр. 43)  Каким настроением оно проникнуто? Какие предложения помогают определить настроение лирического героя?

(Сложносочиненное предложение с союзом И указывает на ожидание последующих действий. Поэтому мы видим лирического героя, который находится в ожидании  неизбежной встречи с зимой)

Учитель: Выпишите из данного отрывка сложносочиненное предложение.

(выписывают, работают в мини-группах, проверяют работу алгоритма)

Учитель: Выскажите предположение о дальнейшей работе.

(Мы будем использовать в речи сложносочиненные предложения, используя полученные знания о пунктуации)

Учитель: Ребята, за окном начало зимы. Но, наверное, так хочется вернуться в  замечательное время золотой осени! И я вам с удовольствием предлагаю путешествие в тот осенний лес, который гениально показал нам в своей поэме И.А. Бунин. Напомню, что она начинается словами: Слайд №6

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 Учитель: А  воображаемую прогулку в лес мы, как всегда,  совершим  с помощью картин русских  художников. В группах на рабочем столе ваших ноутбуков  есть ссылка на знакомый вам сайт «Палитра-ру».  Найдите картину, в которой вы бы хотели очутиться. Свои эмоции, наблюдения от «прогулки» запишите 2-3 сложносочиненными предложениями, в одном из которых должен быть союз И +  общий второстепенный член . http://www.palitra-ru.ru/

Ребята, а что вам поможет настроиться на нужный лад?

(может, музыка?)

Учитель: А какую музыку вы бы хотели в данный момент послушать?

(некоторое время назад дети исследовали  влияние музыки на качество написанного текста. Были сделаны выводы: классическая музыка помогает в работе, поп-музыка – отвлекает. Поэтому для обеспечения эмоционального вхождения в роль путешествующего по картине используется прием музыкального  сопровождения с применением композиции  «Времена года» А. Вивальди).

По окончании работы учащиеся читают свои предложения.

Учитель: Использовали ли вы алгоритм для пунктуационного оформления сложносочиненных предложений?

(делятся мыслями по поводу работы алгоритма)

Учитель:  Вы уже знаете, что в 11 классе вам предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку.

В части А есть задание, связанное с пунктуацией в ССП. Я предлагаю вам познакомиться с ним. (на партах листы с заданием А20)

A20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:  Однажды вновь похолодало  и повалил снег.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая не нужна.

2 .Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна.

3 .Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая нужна.

4 .Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая нужна.

Учитель: Как вы думаете, какой материал нашего урока можно использовать для успешного выполнения этого задания?

(алгоритм)

Учитель: Я предлагаю вам выяснить, где правильный ответ в этом задании.

Работа в группах. Предъявление классу выводов.

Учитель: А сможете ли вы сами составить подобное задание?

(наверно, сможем)

Учитель: Тогда попробуйте на материале упражнения 61 составить задания для А20

(трудность работы  заключается в том, что в упражнении даны первые части сложносочиненных предложений, учащимся необходимо дописать таким образом, чтобы получилось действительно ССП с общим второстепенным членом. При нехватке учебного времени данное задание можно отнести к  домашней работе)

  1. Итоговая проверка понимания:

Учитель: Как проверить прочность полученных знаний?

(Еще раз обратиться к материалу)

Учитель: На слайде вы видите предложения. Напишите номера тех, в которых не ставится запятая перед союзом И.

(работа с предложениями)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель: ребята, вот и подходит к концу наш урок. В течение сегодняшнего занятия я видела, как вы активно стремитесь получить новые знания. А это значит, что материал для вас оказался не только доступным, но и интересным. Предлагаю не останавливаться на достигнутом. В качестве Д.З. выполните, пожалуйста,  следующее:

Домашнее задание: 

1 уровень: 1. Выучить материал в рамке стр. 43. 2. Выполнить упр. 62 3. По желанию: составить задание, соответствующее предложенному в упражнении 54 (работа с деформированным текстом) . 

2 уровень: 1. Выучить материал в рамке стр. 43. Написать творческую работу в эпистолярном жанре на основе картины любимого художника. 3. По желанию: написать эссе по двум первым предложениям урока о настоящем и самонадеянном человеке.

9)  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель этапа: фиксирование  нового содержания, изученного  на уроке, и организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. В завершение – соотнесение  ее цели и результата, фиксирование  степени их соответствия, определение  дальнейших целей деятельности.

Учитель: Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы результата?

(Ответы учащихся)

Рефлексия:

  • Что для вас было  самым полезным  на уроке?
  • Что для вас  на уроке было самым интересным?
  • Что на уроке было трудным?
  • На что  надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Учитель: Желаю вам дальнейших открытий, ведь учебный день только начался! Успехов и новых интересных идей! Спасибо за активную деятельность на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Определенно-личные предложения"

Урок по теме «Определенно-личные предложения» разработан для учащихся 8  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академик...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Презентация урока русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения" (9 класс)

Учебный материал по теме  урока в 9 классе "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения"...