Интегрированный урок ( русский язык и литература, 9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Савицкая Инна Анатольевна

Интегрированный урок на тему: "Использование сложносочиненных предложений в творчестве М. Ю. Лермонтова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx22.29 КБ
Office presentation icon pril.pptintegrirovannyy_urok.ppt541.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-Средняя общеобразовательная школа №3

Интегрированный урок на тему «Использование сложносочиненных предложений в творчестве

М. Ю. Лермонтова»

Учитель русского языка и литературы

Савицкая Инна Анатольевна

Цели:

Повторить и обобщить знания о группах сложносочинённых предложений по значению и союзам, о знаках препинания между частями сложносочинённых предложений, о построении схем ССП.

Развивать творческие способности (лингвистическую речь, мышление, умение конструировать текст, умение интерпретировать художественный текст и анализировать изобразительно-выразительные средства)

Воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, таблица «Сочинительные союзы», мультимедийный проектор, ноутбук, презентация (Приложение)

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

(слайд 1)

Традиционно считается, что сложные предложения характерны для литературного языка, а простые – для разговорного. Это справедливо в том смысле, что различные типы сложных предложений широко используются в литературном языке. Бессоюзная связь типична и для разговорного языка, и достаточно широко используется в языке художественной литературы.

Из двух же способов союзной связи – сочинения и подчинения – первый более принадлежит разговорному языку, второй – литературному. Но средства связи сложносочинённого предложения могут быть и литературными.

(слайд 2)

На примерах из поэзии М.Ю. Лермонтова мы и будем это доказывать, обобщая и закрепляя знания о сложносочинённом предложении.

(Запишите в тетрадь дату и тему нашего урока «Обобщение по теме «Сложносочинённые предложения».)

Ювелирное совершенство стихов М.Ю. Лермонтова поражает как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания. Поэзия Лермонтова – поэзия глубокой мысли. И это требует особых языковых форм выражения.

2.Давайте вспомним сначала биографию этого замечательного поэта и основные этапы его творчества. (Презентация обучающегося).

3. Сообщение обучающегося о сложносочинённых предложениях с соединительными союзами.

( Анализ примеров. На доске обучающиеся рисуют схемы предложений и отвечают на вопросы, анализируя отрывки из стихотворений, находя изобразительно-выразительные средства).

(слайд 3)

Есть сила благодатная

 В созвучьях слов живых,

 И дышит непонятная

 Святая прелесть в них

 «Молитва»

– Какие чувства, какое состояние лирического героя помогает нам передать сложносочинённое предложение с союзом и? (Обучающиеся отвечают).

 Вывод учителя: Сложносочинённое предложение с союзом и даёт возможность поэту выразить состояние просветления, озарения, небесной благодати, сошедшей на лирического героя стихотворения во время произнесения молитвы.

Раздумья о жизни, образ небесно- земного часто встречается у Лермонтова.

4. Сообщение обучающегося о сложносочинённых предложениях с разделительными союзами.

(слайд 4)

То сам себя не понимал я,

То мир не понимал меня.

– Почему наиболее точно эту мысль можно выразить с помощью сложносочинённого предложения с союзом то-то? (Обучающиеся отвечают).

Вывод учителя: Союз то-то в этом сложноподчинённом предложении помогает выразить чувства поэта, в жизни которого чередовались периоды, когда он был сам с собой не в ладу, находился в творческом поиске, и периоды, когда его творчество не было понято, и поэтому не принято обществом.

Мотив одиночества, разобщённости с миром, с самим собой, раздумье о роли поэзии и предназначение поэта часто встречаются в стихотворениях Лермонтова.

5. Сообщение обучающегося о сложносочинённых предложениях с противительными союзами.

(слайд 5)

Ко мне он кинулся на грудь,

 Но в горло я успел воткнуть

 И там два раза провернуть

 Моё оружие…

 «Мцыри».

– Как конструкция сложносочинённого предложения с противительным союзом но, выбранная Лермонтовым в данном случае, влияет на смысл предложения? (Обучающиеся отвечают).

Вывод учителя: Союз но в данном сложносочинённом предложении указывает на то, что одно событие отменяет другое или мешает его осуществлению. Мцыри успевает предотвратить удар барса.

Сложносочинённые предложения с противительными союзами нужны поэту для выражения мятежного пафоса, мотив борьбы, подвига – ещё один мотив лирики М.Ю. Лермонтова.

Только наш язык богатый обилием форм помог излиться из глубины души поэта его чувствам, противоречивым, подчас пророческим.

6. Слово учителя. Последнее проанализированное предложение взято из поэмы «Мцыри». Сейчас мы послушаем отрывок из этого произведения и поработаем с ним. (Чтение отрывка наизусть обучающимся).

 7.Анализ предложения, взятого из поэмы.(Обучающийся записывает предложение на доске и разбирает его).

Лишь изредка олень пугливый

 Через пустыню пробежит

 Или коней табун игривый

 Молчанье дола возмутит.

Вывод учителя: Конструкция сложносочинённого предложения со словом «изредка» в роли общего второстепенного члена помогает глубже понять мотив изгнанничества, странничества, скитальчества, который так часто встречается в поэзии М.Ю. Лермонтова.

8. Работа с деформированными текстами

Запишите название следующей работы: «Самостоятельная работа»

(слайд 6)

Списать предложения, вставить буквы, раскрыть скобки. Расставить знаки препинания.

…Вдруг (по) ней

 М…елькнула тень и двух огней

 Пр…мчались искры и потом

 Какой (то) зверь одним прыжком

 Из ч…щи выск…чил и лёг

 Играя навзнич… на песок.

 «Мцыри»

Зрачки его (не) движных глаз

 Бл…снули грозно – и потом

 Закрылись тихо вечным сном.

 «Мцыри»

9. Творческая работа (дифференцированная).

 Слово учителя

Последнее задание, которое мы будем сегодня с вами выполнять, будет творческая работа.

 Часть обучающихся получает отдельное задание на карточках.

Карточка1

Продолжить предложение дважды, прибавить:

 а) однородное сказуемое; б) простое предложение.

Выпал снег и …

Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите перестроенное предложение.

Приближался тёплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся.

В холодном поле выл ветер, дождь лил и гром гремел.

Карточка 2

Составьте сложносочиненные предложения:

Лирический герой более позднего периода творчества Лермонтова – романтик. Потому в нем живёт «желание блаженства», образ небесно – земного, совершенного мира, населённого «чистейшими, лучшими существами» (последовательность).

Лирический герой последнего периода творчества Лермонтова сохранил за собой личную предысторию, груз прошлого.  Это даёт ему право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта (результативность).

 А сильные обучающиеся попробуют написать мини-сочинение на тему «Читая Лермонтова». Из 3-4 предложений, желательно сложносочинённых.

10. Итог урока.

Заключительное слово учителя.

В основе творчества Лермонтова лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм его произведений: мотивы тоски, одиночества, грусти, но, с другой стороны, – дерзкой вызов современности, стремление высказать едкие истины.

Эту противоречивость, раздвоенность мыслей и чувств невозможно выразить, не используя сложные предложения, в частности сложносочинённые.

 Д/з (единое).

Придумать упражнение по теме «Сложносочинённые предложения с заданием по типу упражнений в учебнике. Текст или отдельные предложения должны быть по теме «Творчество М.Ю. Лермонтова».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

а) группы сложносочинённых предложений по значению и союзам; б)знаки препинания между частями сложносочинённого предложения; в)построение схем сложносочинённых предложений. Повторить и обобщить: Обобщение по теме: «Сложносочиненные предложения»

Слайд 3

Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная Святая прелесть в них… «Молитва» -Какие чувства, какое состояние лирического героя помогает нам передать ССП с союзом и ?

Слайд 4

То сам себя не понимал я, То мир не понимал меня. -Почему более точно эту мысль можно выразить с помощью ССП с союзом то-то ?

Слайд 5

Ко мне он кинулся на грудь, Но в горло я успел воткнуть И там два раза провернуть Моё оружие… «Мцыри». -Как конструкция ССП с противительным союзом но , выбранная Лермонтовым в данном случае, влияет на смысл предложения?

Слайд 6

Списать предложения, вставить буквы, раскрыть скобки. Расставить знаки препинания. 1) …Вдруг (по) ней М…лькнула тень и двух огней Пр…мчались искры и потом Какой (то) зверь одним прыжком Из ч…щи выск…чил и лёг Играя навзнич… на песок. «Мцыри» 2) зрачки его (не) движных глаз Бл…снули грозно и потом Закрылись тихо вечным сном. «Мцыри»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...