"По следам Снежной королевы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Чекалева Кристина Андреевна

Тема урока: «По следам Снежной Королевы» (урок-повторение материала, пройденного во 2-й четверти)

Цели урока:

1.     Формирование личностных результатов (стабильность положительной самооценки учащихся; активная позиция на уроке; стремление к успеху; стремление к речевому самосовершенствованию).

2.     Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение работать с прослушанным и прочитанным текстом; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работа в группе, в паре со своими сверстниками;  умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией; владение монологической и диалогической формами речи).

3.     Формирование предметных результатов (закрепление изученного материала; анализ объектов с целью выделения признаков, т.е.  умение видеть морфемную структуру слова, орфограмму, определять условия выбора гласной или согласной буквы; орфографическая зоркость; умение исправлять предложения с грамматической ошибкой).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план урока русского языка в 6 классе

Учитель Чекалева Кристина Андреевна

Дата – 12.12.2014 г.

Место проведения – МБОУ «СОШ №20 им. А.А. Хмелевского» г. Курска

Тема урока: «По следам Снежной Королевы» (урок-повторение материала, пройденного во 2-й четверти)

Цели урока:

  1. Формирование личностных результатов (стабильность положительной самооценки учащихся; активная позиция на уроке; стремление к успеху; стремление к речевому самосовершенствованию).
  2. Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение работать с прослушанным и прочитанным текстом; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работа в группе, в паре со своими сверстниками;  умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией; владение монологической и диалогической формами речи).
  3. Формирование предметных результатов (закрепление изученного материала; анализ объектов с целью выделения признаков, т.е.  умение видеть морфемную структуру слова, орфограмму, определять условия выбора гласной или согласной буквы; орфографическая зоркость; умение исправлять предложения с грамматической ошибкой).

Оборудование урока: компьютер, аудиозаписи на зимнюю тематику, распечатанные тексты, конверты с карточками-льдинками (на «льдинках» - буквы слова Н А Г Р А Д А), карточки заданий, плакат-карта с иллюстрациями по мотивам сказки Андерсена «Снежная Королева» (каждый этап урока соотносится на плакате с изображением коляски Снежной Королевы, розовым кустом из волшебного сада, воронами и т.д. Рядом с изображениями прикреплены конверты с «льдинками», ученики получают их по мере выполнения заданий на данном этапе).

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запись даты в тетради.

  1. Формулирование темы и целей урока. Создание тематического настроения.

На доске – карта «путешествия» с иллюстрациями из «Снежной Королевы». Тихо играет музыка из «Щелкунчика».

В пятом классе мы познакомились с одной из самых новогодних сказок – «Снежной Королевой» Г.Х. Андерсена. И сегодня мы снова вспомним её, но теперь на уроке русского языка, ведь повторение – мать учения. Как вы думаете, что ещё мы будем вспоминать на этом уроке?

(Дети высказывают предположения, учитель подытоживает)

Сегодня мы вспомним всё то, чему научились в этой четверти (дети с помощью учителя перечисляют темы: текст, имя числительное, имя прилагательное). И эти знания помогут нам вслед за Гердой дойти до дворца Снежной Королевы, успешно справившись со всеми испытаниями. После каждого выполненного задания вы получите конверты, которые я попрошу не открывать до конца урока. Что ж, если вы готовы, отправляемся в путь!

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока и его последующее содержание; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Работа с текстом.

Когда сани вместе со Снежной Королевой и Каем взмыли вверх, поднялась такая метель, которая сбивала с ног всех на своем пути. Вот и у одного важного господина она вырвала из рук газету и разбросала страницы в разные стороны. Объединившись с соседом по парте, попробуйте помочь господину собрать текст и дочитать до конца интересующую его статью.


Задание. На ваших столах есть конверты, в которых в случайном порядке лежат предложения. За несколько минут соберите из них текст. Парта, справившаяся с заданием первой, поднимает руку.

Задания к тексту (приложение 1):

  • Доказать, что это текст.
  • Определить тему, основную мысль.
  • Сколько можно выделить микротем, сколько абзацев могли бы сделать?
  • Определить тип и стиль речи.
  • Указать способы связи предложений (с примерами).
  • Объяснить постановку знаков препинания во втором и последнем предложениях.

Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль; слушать и слышать других, быть готовым доказывать и корректировать свою точку зрения.

  1. Выборочное списывание.

Как вы уже догадались, этот текст привёл нас в сад Волшебницы. Давайте ещё раз вернёмся к описанию её цветов. Пусть 1 вариант найдет и выпишет из текста все прилагательные, а 2 вариант – числительные.

(Ответы зачитываются одним представителем от каждого варианта)

Доп. задания:

  • Почему 1 вариант не выписал слова первые, белизна, свои?
  • Почему 2 вариант не выписал слова семицветные, утроить, вчетвером?
  • Объяснить орфограммы (2) в слове НЕНАСТНУЮ.
  • Разобрать по составу слово ОТТЕПЕЛЬ < теплый.

Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; строить алгоритм рассуждений, действовать по алгоритму.

  1. Работа с предложениями.

Покинув дом Волшебницы, Герда повстречала Ворона со своей невестой, которые наперебой стали рассказывать девочке о дворце, в котором они живут. Но грамматика у ворон сильно отличается от нашей. В каждом из сказанных ими предложений мы можем найти ошибку. Давайте исправим и объясним их (задание выполняется устно, по цепочке).

Двое дней мы готовились к праздничному карнавалу. Кондитеры ночь напролёт трудились над тремястами пятидесятью пятью вкуснейшими пирожными. Одна только прихожая была освещена полуторастами свечами, за которыми следили четверо служанок. Вдоль обоих стен выстроились лакеи, готовые принять шляпу, сопроводить в зал, подать мороженое. Принц и принцесса расположились в бальном зале с девяносто гостями. Что это были за танцы! С тысячи восьмисот пятого года не было подобного праздника!

Коммуникативные УУД: соблюдать нормы построения предложений; редактировать письменное высказывание.

  1. Физкультминутка.

Руки на пояс. Ходьба на месте, каждый четвертый счет -  поворот на 90 градусов.

  1. Словарный диктант.

Вернёмся во дворец к воронам, Принцу и Принцессе. Вот теперь Герде удалось своими глазами увидеть великолепие дворца. Давайте и мы рассмотрим его повнимательнее.


(Задание выполняется у доски и в тетради. У доски – до первой ошибки, затем выходит другой ученик. «Кто дольше продержит мелок»)


Величественное здание, старинная мебель, картина с осенним пейзажем, серебряный подсвечник, кожаный диван, деревянный карниз, каминный зал, стеклянная ваза, искусственные цветы, торжественная тишина, длинный коридор, вощаной пол, письменный стол, перины с гусиным пухом, гардины клюквенного цвета, юные и румяные горничные.

Знание какого правила помогло нам справиться с этим заданием?

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Выборочный диктант.

В дороге на путешественников напали разбойники. Посмотрим, что приготовила для нас Маленькая разбойница (задание – в мешочке, прикрепленном к её изображению на плакате; один из учеников берёт его и зачитывает текст).

Из камышового шалаша под шум самодельной трещотки выскочила маленькая, но грозная девчонка. На голове у неё шапчонка, на ногах замшевые сапоги. Из-под жилета выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый ситцевый платок. В своих ручонках она держит грошовый вещевой мешок с недавней добычей, принесённой её товарищем. Взгляд её суровый, словно свинцовые тучи, нависающие в непогожий день. Она стережёт лесную дорогу.

Задание. Выписать слова с орфограммой О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах разных частей речи. Выделить морфемы, поставить ударение (перед этим проговаривается правило). Важно обратить внимание на слово «стережёт» - это «капкан» Разбойницы, глагольное окончание не подчиняется правилу для сущ. и прилаг.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, обобщать, группировать.

  1. Словообразова-

тельная работа.

Давайте вспомним, какое задание дала Снежная Королева Каю? (собрать слово «вечность») Сейчас мы с вами точно так же из половинок слов, лежащих на ваших столах, соберём сложные прилагательные, а затем по цепочке запишем их на доске – а вы в тетрадях – и вспомним их правописание (приложение 3).

Тёмно-синий, северо-западный, малопосещаемый, дальневосточный, восьмилетний, длинноногий, голубоглазый, вечнозеленый.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

  1.  Итоговый этап урока.

Вот мы с вами благополучно добрались до цели – до дворца Снежной Королевы. Давайте перечислим, что нам с вами удалось вспомнить за время нашего путешествия? (какие правила)
Чему мы научились? (идти к цели, работать сообща)

А теперь я попрошу выйти к доске ребят, получивших загадочные конверты. Откройте их. Здесь – льдинки-буквы, из которых мы можем сложить слово. Какое это слово? (НАГРАДА)
После всех испытаний наши герои награждены за целеустремленность, отвагу, доброе сердце. И вы получаете в награду за работу на уроке отличные оценки и, надеюсь, хорошее настроение. Спасибо за урок! Всего вам доброго!

Регулятивные УУД: соотносить цель и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Текст (приложение 1):

Для того чтобы люди радовались жизни, научились видеть красоту и ценить все триста шестьдесят пять дней в году, природа подарила нам цветы.

Цветы – это глаза природы: семицветные царственные розы, гордые лилии, дружные колокольчики – вчетвером на одной веточке, звездочки-ромашки с двенадцатью белыми ресничками поднимают свои головки к солнцу, радуясь теплу и свету. Они всегда готовы утроить наши положительные эмоции в ненастную погоду.

Первые цветы всегда приносят с собой весточку о близкой весне. Хрупкие подснежники пробиваются из-под снега – и наступает оттепель. Затем появляются разноцветные крокусы. Они похожи на тысячи самоцветов, которые кто-то рассыпал по черной земле, между камнями и около старых пней, где, возможно, пережидают зиму ворчливые гномы.

Весной природа дарит нам осколки солнца, о котором напоминают желтые шапки одуванчиков. Ландыши с их ослепительной белизной появляются уже в начале мая, и мы с удовольствием дарим букетики своим друзьям, когда хотим поделиться хорошим настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

План - конспект урока для учащихся 2 класса "По следам Снежной королевы"

Цели и задачи урока:1 .Повторить упражнения для профилактики зрительного утомления и коррекции зрения.2.Совершенствовать навыки бега по прямой, метание в цель с места, преодоление полосыпрепятствий.3....

Сценарий новогоднего представления "По следам Снежной королевы"

Новый год - самый волшебный праздник, поэтому сказка в нем занимает первое место. В данном сценарии представлены герои пьесы-сказки "Снежная королева" Евгения Шварца. Их новогодние приключения интерес...

Сценарий новогоднего праздника "По следам снежной королевы"

Сценарий новогоднего праздника для основной школы...

Урок-праздник по сказкам Андерсена "По следам снежной королевы"

Урок- праздник включает в себя викторину по сказкам, инсценировки, персказ историй о создании андерсеном сказок,подведение итогов конкурса рисунков, чтение сказок собственного сочинения,...