Внеклассное мероприятие в 7 классе "По дороге к слову"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Корнилова Галина Владимировна

Можно провести как обобщающий урок после изусения раздела "Лексика". В ходе занятия учащиеся повторяют синонимы, фразеологические обороты, пословицы и поговорки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_v_7_klasse_po_doroge_k_slovu.odt27.79 КБ

Предварительный просмотр:

 «По дороге к слову» (разработка внеклассного мероприятия в 7 классе)

Цели: 
- проверить и совершенствовать знания обучающихся по русскому языку; повысить общую языковую культуру.
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; развивать лингвистические способности детей, интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
- создать условия для воспитания любви к родному языку; бережного отношения к родному слову. 

Ход урока:

Тема сегодняшнего нашего урока «Меткое русское слово». 


Чтение эпиграфа: "Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово" (Н.В. Гоголь)

УЧИТЕЛЬ: Мысль великого украинского писателя продолжает Константин Георгиевич Паустовский. Он писал: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”.

Действительно, русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т. д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.

Какими словами можно передать понятие о знатоке своего дела? Как можно отозваться о верном друге?

(Ответы учащихся)


Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист, спец (разговорное слово). О верном друге можно сказать и словами: надёжный, преданный, постоянный, неизменный, готов в огонь и в воду и др.

Игра с болельщиками. А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия засмеяться.Попробуйте их назвать.

Учитель: А вот какие слова нашел и использовал писатель Лев Кассиль:


«Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля». 

9 слов, 9 различных оттенков и ни одного повторения.


  • Попробуйте и вы подобрать  синонимаы к словам, записанным на ваших листах



1 вариант Говорить 


2 вариант Ходить



Возможные ответы


излагать, молвить, произносить, выговаривать, сказать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, распространяться, вдаваться в подробности, ораторствовать, гласить, вещать, тараторить, лепетать, лопотать, бормотать (про себя), ворчать, шептать, мямлить, цедить сквозь зубы; галдеть; ввертывать (вклеивать) слово


ступать, шагать, шествовать, грясти, брести, двигаться, подвигаться, гулять, разгуливать, прогуливаться, прохаживаться; тащиться, тянуться, плестись, ползти, ковылять, семенить, слоняться, шататься, шляться, шлепать, маршировать

Учитель: Согласитесь ли вы, что слово чудесное и волшебное орудий в руках человечества?


У
ченик (примерный ответ): Да, при помощи слов люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, давать советы, мириться, выражать радость, объясняться в любви. Да, слово может быть добрым и нежным.


2 ученик (примерный ответ): При помощи слов можно лгать, лицемерить, хитрить, ссориться, предавать, оскорблять. Слово может сделать людей врагами и даже вызвать войну.


Учитель: Слово может быть жестоким и грубым, резким и лживым. Удивительно, но вы оба правы. Добрым или смертельным будет слово, зависит от человека. Вот только обращаться со словом нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов. Яркой и образной становиться наша речь, если мы в ней уместно и грамотно используем сокровища народной мудрости- пословицы и поговорки.

Какие вы знаете и можете назвать?


Задание 2. На ваших листах в задании 2 нужно собрать заблудившиеся пословицы. Прочитайте собранные пословицы и объясните их значение.

Пулей попадёшь в одного, 

Дело не медведь 

Ветер горы разрушает, 

К большому терпенью 

Корень учения горек, 

Говорил день до вечера, 

а плод его сладок. 

а слушать нечего.

придет и уменье. 

в лес не уйдет. 

а метким словом — в тысячу. 

слово народы поднимает. 

Образность и яркость придают нашей речи устойчивые выражения, т.н. фразеологизмы.

Игра с болельщиками

О ком так говорят?

- «Семь пятниц на неделе» - часто меняет свои решения

«Фома неверующий» - трудно заставить поверить чему-либо;

– 
«Тише воды, ниже травы» - о кротком, безобидном, незаметном

– 
«Готов сквозь землю провалиться» - о человеке, который чувствует большую неловкость

– 
«Язык без костей»- об очень болтливом

– 
«Волосы дыбом становятся» - о человеке, который испытывает чувство сильного испуга, ужаса 

В следующем задании из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных устойчивых выражений. 

Задание 1 варианта 


Хоть пруд пруди 

Кот наплакал 

Тьма-тьмущая 

Яблоку негде упасть 

Задание 2 варианта 
Во все лопатки 

Сломя голову 

Черепашьим шагом 

В мгновенье ока 

Составьте и запишите с этим фразеологизмом предложение.

  • Очень важно знать лексическое значение слов, но важно еще эти слова ставить в нужную форму и правильно произносить.

    Ответьте на вопрос одним словом (устно)
    Листы бумаги, а у дерева? 
    (Листья).

    Он красивый, а его сестра ещё…
    (красuвее).

    Один апельсин, а килограмм…? 
    (Апельсинов).

    У берёзы корни, а что у моркови? 
    (Коренья).

    Я звоню, а он 
    (звонИт)

    У волка зубы, а что у пилы? 
    (Зубья).

    Печенье сладкое, а конфета ещё…
    (слаще).

Следующее задание. Расставьте ударение в словах.

Баловать, щавель, заржаветь, облегчить, вы правы, она занята, ходатайство, упростить, цыган.


Теперь вы убедились, что нам нужно еще многое узнать и запомнить?


А тем, кто не согласен, что много еще скрыто в русском языке загадок и тайн,

испытание № 5 .
Согласуйте существительное с прилагательным.

Тюль красив…

Шампунь ароматн…

Вестибюль просторн…

Кенгуру сер…

Такси нов…

Лазурь февральск…

Учитель: Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться — учиться упорно и терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. Берегите и любите слово. Каждое слово нужно, важно и ценно. Мои слова подтверждает история, которая, рассказывают, произошла во время ВОВ.

К коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку. И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.
Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял... Первое, что видел каждый, были слова:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Вот так слово может помочь человеку стать сильнее и увереннее, заставить смелее идти навстречу будущей победе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему" Самое нежное слова МАМА!"

« Самое нежное слово- мама» Входят в зал под музыку Стаса Михайлова. Ведущий 1 Здравствуйте дорогие друзья. Сегодня мы собрались здесь, чтобы отдать дань благодарности нашим...

Внеклассное мероприятие по истории "Дорогами войны"

В преддверии 9 мая, Дня Великой Победы, считаю, что проведение мероприятия "Дорогами войны" важно.С каждым годом события войны все дальше отодвигаются от нынешнего и последующих поколений. Мероприятие...

Внеклассное мероприятие по математике "Дорогами Великой Отечественной Войны"

Данная разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по математике, посвященного Великой Отечественной Войне. Данную разработку можно использовать также для проведения линейки, посвященн...

Конспект внеклассного мероприятия по профориентации «Дорога в будущее» для 11 класса

Предлагается конспект внеклассного мероприятия по профориентационной работе в 10-11 классах. Этот материал будет полезен классным руководителям 9-11 классов. Конспект включает обобщенный мат...

Внеклассное мероприятие «Путешествие по дорогам любимых книг»

Как привить любовь к чтению у ребенка? Ведущая роль принадлежит семье. Но в школе необходимо продолжить работу над этой проблемой. Данная разработка - один шажок к её решению...

Внеклассное мероприятие на тему "Дорогой добра".

Цель данного мероприятия: сформировать в сознании детей понятие «Добро».Задачи:       ·         Использовать возможности тематического внекл...

Внеклассное мероприятие "По афганским дорогам"

Нынешнее  поколение не должно забывать трагедии афганских событий, мы должны помнить о тех, кто честно исполнил воинский долг, рисковал жизнью ради великой цели-мира на земле....