Урок русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Емелина Татьяна Сергеевна
Актуальность представленной разработки урока русского языка в 7 классе сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность обучающихся способствует формированию коммуникативной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_deepr.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие»


Актуальность представленной разработки урока русского языка в 7 классе сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность обучающихся способствует формированию коммуникативной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Личностные УУД.

Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.

Регулятивные УУД.

Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.

Познавательные УУД.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть: задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.); использование разного ряда подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов; приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами; система работы с различными словарями.

Коммуникативные УУД.

Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
Представленный урок разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Цели:
Деятельностная:
Формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.

Содержательная:
Создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей; анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

Планируемые результаты.

Повышение уровня развития устной речи обучающихся, культуры их поведения в обществе.
Формирование привычки соблюдения правил приятного общения.
Приобретение дополнительных навыков работы с научной литературой.
Обогащение эмоционального мира обучающихся, развитие нравственной
личности.
Личностные результаты:

• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
• развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.
Метапредметне результаты :
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Контроль.
Усвоения материала осуществляется как в процессе занятия, так и по итогам работы. Возможность перегрузки в ходе занятия исключается, поскольку практически весь необходимый объём работы возможно выполнить в классе. После уроков может быть рекомендовано провести какие-либо наблюдения, применить полученные знания на практике в процессе подготовки к выступлению (выбор школьных предметов в этих случаях осуществляется учащимися самостоятельно).
Основной принцип.
Обучение через действие и игру, понимание через познавание.

Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться.

Результаты занятия.
• Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;
• Овладение техникой построения текста;
• Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;
• Овладение основными ресурсами аргументации;
• Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;
• Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);
• произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;
• Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;
• Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе публичной речи;
• Повышение мотивации детей к обучению.

Тема: Деепричастие.
Место урока в КТП: первый урок при изучении деепричастия.
Цель: Создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе.
Задачи:
-Сформировать представление о деепричастии как части речи.
-Формировать умения присвоить учебную задачу, планировать действия по ее решению, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике.
-Формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.
Планируемый результат - учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи, оформить его с помощью текста, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.
Основные понятия: критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль.


Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Предметные задачи УУД
1.Организационный. Проверяет готовность класса к уроку.
Ребята, мы сегодня будем работать над исследованием. Как вы думаете, как лучше работать? Отвечают, что над исследованием лучше работать в группах.
Рассаживаются по группам. - РегулУУД: умение управлять своей деятельностью
2.Мотивация учащихся к учению.
Актуализация ранее полученных знаний На экране высвечивается высказывание А.М.Пешковского «У каждой части речи свои достоинства».
Задание:
Как вы понимаете данное высказывание?
Задание:
В чём особенности каждой части речи?

Создает проблемную ситуацию через невыполнимое (при имеющемся уровне знаний) задание.
Задание:
Пользуясь знаниями о морфологическом разборе слова, определите части речи в предложении А из города уже выступало неприятельское войско, выгремливая в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окружённые несметными слугами.
Обращает внимание в диалоге с учащимися на
-способы классификации частей речи,
-обоснованность ответов,
-умение слушать товарищей, вносить коррективы в их ответы.
Сколько в данном предложении имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий?
Как вы определили?
А какие слова вызвали затруднения в определении части речи? Почему?
А мы раньше встречались с таким явлением?
Признаки каких частей речи есть у причастия?

А признаки каких частей речи в данных словах (выгремливая, подбоченившись)?
На экране высвечиваются высказывания о деепричастии разных учёных – лингвистов.
Задание:
Что общего в этих высказываниях?

-Назовите учёных – лингвистов, которых вы знаете?

Давайте послушаем небольшие проекты, которые подготовили ваши одноклассники об учёных – лингвистах, составленные по инструкции (Приложение). В ходе выступлений вам необходимо заполнить таблицу в рабочих листах, которая пригодится вам в дальнейшем.
Как итог данного этапа урока предлагается выполнение небольшой тестовой работы
Задание:
Сопоставьте автора и высказывание.

Каждая часть речи имеет свои особенности.

Особенности каждой части речи в его грамматических признаках.
Работа в группах.
Определение частей речи по алгоритму.

Ознакомление с биографией учёных – лингвистов. Личн.УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем.
РегулУУД:
умение выявлять известное и неизвестное.
КоммУУД:
умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге,создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке.
Познав УУД:
умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать.

При обсуждении докладов-
РегулУУД:
умение вносить коррективы в свою деятельность и критически относиться к выступлениям других групп.
3.Изучение нового материала. Определение значения новой части речи, грамматических признаков, синтаксической роли. Дает задание определить значение новой части речи, грамматические признаки, синтаксическую роль. Работа в группах по заданию учителя. Формирование представлений о новой части речи. РегулУУД:
саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи.
ПознУУД:
умение определить и присвоить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний о новой части речи.
КоммУУД:

Выступления групп, обсуждение ответов, корректировка выступлений.
Приведение к научной норме. Дает задание обратиться к учебнику теории: параграф 141, чтение, выявление нового о части речи деепричастие Работа с текстом в группах.
Выявление нового о деепричастии. Формирование научных знаний о деепричастии.
Анализ текста (частичный) КоммУУД
ПознУУД:
умение систематизировать знания, строить речевое высказывание.
Выступления групп, обсуждение ответов, корректировки выступлений.Формулировка темы урока. Запись в тетрадь сведений о деепричастии по плану: 1. Вопрос 2. Значение 3. Грамматические признаки 4. Синтаксическая роль в предложении

4.Закрепление нового материала Работа с упр № 230
Задание: найти в тексте и выписать деепричастия, устно обосновать свой выбор. Работают индивидуально с упражнением 230 Закрепление знаний о деепричастии как части речи. РегулУУД:
умение использовать полученные знания на практике.
Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению.
Работа с упр № 232 (2)
Задание: определить грамматические признаки деепричастий Работают индивидуально с упражнением Закрепление знаний о деепричастии как части речи РегулУУД:
умение использовать полученные знания на практике.
Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению.
5. Рефлексия Предлагает учащимся ответить на вопросы
1.Что нового узнали на уроке?
2.Каким образом пришли к новому знанию?
3.Что не понравилось при работе в группе? Отвечают на вопросы учителя или могут продолжить предложения:
-Сегодня я узнал..
-Теперь я могу…
-Я понял, что…
-Меня удивило… ПознУУД:
умение анализировать ситуацию и собственные действия на уроке, давать оценку своей деятельности.

6. Домашнее задание Дает дом. задание:
1.Составить вопросы по параграфу 141
2.Выполнить упр 235 (творческое задание с использованием в своей речи деепричастий) Запись заданий в дневники Закрепление изученного о деепричастии материала
через работу с теоретическим материалом и мини-сочинение.
РегулУУД:
саморегуляция
ПознУУД:
умение осознанно читать текст, интерпретировать его,
построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

урок русского языка 7 класс по теме:«Деепричастие»

Данный урок предусмотрен по темам программы и учебника «Русский язык 7 класс» Авторы Т.М.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская,  Л.А.Тростенцова, И.И. КулибабаПроводится в конце изучения ...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...