Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку и литературе
статья по русскому языку на тему

Толмачева Татьяна Николаевна

Развитие одаренности на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_olimpiade.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

города Губкина Белгородской области

 Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку и литературе

Толмачева Т.Н.

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №17

  Предметные олимпиады являются действенным способом не только выявления, но и развития детской одаренности. Подобные творческие соревнования учащихся позволяют увидеть наиболее способных в области литературы и лингвистики. Подготовка детей к олимпиаде пробуждает интерес к научному изучению русского языка и развитию творческих способностей учащихся.

Начальный этап – олимпиады на уровне класса и школы – позволяет привлечь к выполнению нестандартных, творческих заданий наибольшее количество учащихся с признаками одаренности, явной или скрытой.

Цель участия в олимпиаде на школьном уровне – необязательно победа. Участие в школьной олимпиаде предполагает личностное развитие.

Как правило, при подготовке к олимпиаде у каждого учителя возникают следующие вопросы:

 1.           Как, среди уменьшающегося количества часов по БУПам, выкроить время на подготовку?

 2.           Как можно мотивировать учеников?

 3.           И где найти силы учителю, который завален отчетами, документацией, должен вести воспитательную работу?

Чтобы подготовить учеников к олимпиаде приходиться использовать различные формы работы. Различные формы деятельность учащихся позволяют сократить время на подготовку к олимпиаде и изучение материала.

 По подготовке к олимпиаде у меня сложилась определённая методика. Для успешного выступления в олимпиадах требуется целенаправленная подготовка, которая должна обеспечить отличное владение практическими и теоретическими знаниями.

 При подготовке основной целью считаю не натаскивание на олимпиадные задания, а достижение такой образовательной базы, в которой не будет ни единого пробела.  

 Основные направления деятельности с одарёнными детьми:

 1.           урок, электив;

 2.           внеклассная работа (олимпиады, консультации);

 3.           самообразование.

 При планировании любого урока я стараюсь продумывать деятельность способных ребят. Именно для них подбираю задания повышенной сложности, нестандартные задачи. На уроке с одаренными детьми работаю индивидуально, то есть подхожу дифференцировано. При осуществлении контроля учащиеся также получают задания разного уровня сложности.

 Способный ученик должен развиваться не только на уроке. Одних уроков недостаточно, даже если мы будем «напрягать» ученика заданиями повышенной сложности.  

 Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются электив. Его основное предназначение –   углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся.  Для хорошей подготовки ученика важно, в первую очередь, «не только наполнить чашу знаний, но и зажечь факел».

 Так как ребята приходят с разным уровнем подготовки приходиться использовать индивидуальные и групповые формы работы. Индивидуальные формы работы зачастую сопряжены с самообразованием.  «Работать индивидуально» исходит уже не от учителя, а от ученика. Такие встречи носят характер консультаций, хотя иногда это совместный поиск решения какой-либо задачи.

 Групповые формы работы используются для ребят с определённым багажом знаний.  

Готовя детей к олимпиаде по русскому языку, необходимо опираться на языковое чутье и смекалку школьника. Подготовка детей к олимпиаде предполагает серьезную, планомерную работу по совершенствованию всех видов компетенции в области языка: лингвистической, культурологической, коммуникативной.

Участники олимпиады должны  продемонстрировать:

  • знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;
  • знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;
  • знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;
  • знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;
  • навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;
  • знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;
  • знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;
  • осведомленность в области истории русского языкознания;
  • творческие способности.

Кроме того, необходимо изучить орфоэпические нормы. Как известно, ударение в русском языке подвижное. Нормы ударения не постоянные, они могут изменяться. То, что вчера было грубой ошибкой, сегодня может войти в речь большинства носителей языка, а завтра — утвердиться как норма произношения. Вот, например, слово подростковый. «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р. И. Аванесова (1985) требует произносить с ударением на второй слог подростковый, а привычное всем нам подростковый снабжает пометкой: «не рекомендуется». Думается, найти человека, следующего нормативному произношению, сегодня невозможно, но... в задании олимпиады вам могут предложить поставить ударение в подобном слове, и верным будет считаться не общераспространённый, а закреплённый в словаре вариант.

Язык не существует отдельно от истории и культуры русского народа. Поэтому целесообразно познакомить учащихся с основами знаний в области истории языка и культуры русского народа.

Необходимо уделить внимание творчеству учащихся и их умению создавать собственные высказывания различных стилей и жанров, в том числе соответствующих реалиям современной жизни.

При подготовке к олимпиаде необходимо обратить внимание на морфемный разбор слов. Здесь надо отработать как можно больше вариантов этимологического(исторического) и современного разбора слов. Приведу два примера. В слове застрять современный разбор требует выделить корень «застр-», суффикс «-я-» и суффикс «-ть». Для этимологического членения слова мы выделяем приставку «за-», корень «-стр-» и два суффикса. В слове придирчивый при современном разборе мы выделям корень «придир-», суффикс «-чив-» и окончание «-ый». Этимологически мы выделяем в этом слове приставку «при-», корень «-дир-», суффикс «-чив-» и окончание «-ый».

Как известно, олимпиадные задания включают обширный материал по фразеологии. Поэтому много времени отводится на тренировку по данному разделу. Здесь изучается история рождения фразеологизмов и их лексическое значение. Учащиеся быстро запоминают выражение о человеке, который совершенно в чем-то не разбирается: «Он как свинья в апельсинах». Детям кажется устаревшим такой фразеологизм, как «стричь купоны». Думается, именно сейчас есть люди, живущие на доходы от имущества, земли или своего капитала.

Основательно повторяем к олимпиаде раздел «Синтаксис» и тренируемся в синтаксическом разборе и составлении схем довольно сложных по конструкции предложений.

Достаточно отводим времени на раздел «Морфология» и морфологический разбор частей речи.

Обязательно знакомимся с разными видами словарей и известными лингвистами.

Не менее интенсивно идет подготовка детей к олимпиаде по литературе. На мой взгляд, здесь важно выбрать того ученика, который с интересом относится к чтению книг не только по программе, но и сверх нее.

Подготовка к олимпиаде по литературе достаточно объемная. Задания по олимпиаде включают в себя:  комплексный анализ поэтического, прозаического текста (целого или отдельного фрагмента);

  • сопоставительный анализ поэтических текстов;
  • задания из истории литературы, культуры.

Основные трудности при выполнении олимпиадных заданий по литературе: (слайд  №6)

  • плохое владение историко-культурным контекстом;
  • отсутствие целостного восприятия художественного текста;
  • недостаточное владение теоретико-литературными понятиями;
  • неспособность определять функции средств выразительности и стилистических приёмов в художественном тексте;
  • неразличение «чужого» текста в художественном произведении (цитаты, аллюзии, реминисценции, «бродячие сюжеты» и т.д.);
  • неумение точно выражать свои мысли.

  Чаще всего я начинаю подготовку с теории литературы. Отрабатываю роды и жанры. Углубляю знания по теме и идее произведения. Даю лекционный материал по следующим темам: «Стиль писателя», «Источник языка писателя», «Мировоззрение писателя», «Образ рассказчика, повествователя», «Характер творчества писателя».

Учащиеся знакомятся с планом анализа прозаических и лирических произведений.   Тренируются как под моим руководством, так и самостоятельно. Несколько занятий посвящаю работе над изобразительно-выразительными средствами языка. Учащиеся легко усваивают такие понятия, как оксюморон, литота, градация, окказионализмы и другие.

 Обязательно подробно знакомлю с основными направлениями в литературе: реализм, классицизм, сентиментализм, модернизм, постмодернизм и т.д.

Несколько занятий посвящаю древнерусской литературе  и литературе XVIII века.

Знакомлю учащихся с литературными журналами XIX-XX веков и современными журналами.

С интересом изучают школьники сведения о родовых поместьях писателей и их псевдонимы.

Учащиеся, готовясь к олимпиаде, ведут тетради для записи всего изученного на занятиях. Кроме того, ведут отдельные тетради, в которые выписывают эпиграфы, описания внешности главных героев, начало и конец произведения.

Кроме того, дети пишут небольшие сочинения-рассуждения и сочинения-эссе на самые разнообразные темы.

Участникам олимпиад предлагается прочитать ряд книг современных авторов: Пелевина, Улицкой, Акунина и многих других.

Вы знаете, что одаренные дети, как правило, хорошо занимаются по многим предметам. Поэтому пусть они сами решат, какой предмет для них важнее.

Если у них есть желание познать русский язык и литературу глубже, то с ними надо много работать.

Мы с вами должны понимать,  что олимпиада это не только престиж школы, а это ещё и рост уверенности в своих силах и знаниях учеников. Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности учителей старшей школы.

 В результате подобной подготовки   ученики успешно выступают на городских  олимпиадах, занимая призовые места. А также мои ученицы Коржова Света и Давыдова Арина стали призерами областной олимпиады и получили  премию Губернатора Белгородской области в поддержку талантливых детей.

2011-2012 учебный год:

  • Коржова Света – призер областной олимпиады по литературе, победитель муниципальной олимпиады по литературе;
  • Скакунова Елена – победитель муниципальной олимпиады по литературе;
  • Давыдова Арина – призер муниципальной олимпиады по русскому языку.
  1. учебный год:
  • Давыдова Арина – призер региональной олимпиады по русскому языку, победитель муниципальной олимпиады по русскому языку.

      2013-2014 учебный год:

  • Давыдова Арина – призер муниципальной олимпиады по русскому языку, призер региональной олимпиады по русскому языку.
  • Стрижак Влада – победитель муниципальной олимпиады по литературе.

                2014-2015 учебный год: Давыдова Арина – победитель муниципальной олимпиады по русскому языку, призер региональной олимпиады по русскому языку.

  • 2014-2015 учебный год: Давыдова Арина – победитель муниципальной олимпиады по русскому языку, призер региональной олимпиады по русскому языку.

         Олимпиады однозначно нужны детям как путь к самовыражению, к развитию. Как сказал В.А. Сухомлинский: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».  Когда ребёнок раскрывает свой талант и превосходит желаемый результат, тогда есть чему у него поучиться как ученику, так и учителю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об участии школьников в олимпиадах по русскому языку и литературе

Выводы: наблюдается положительная динамика в численном вовлечении учащихся в олимпиадное движение, в достижениях обучающихся. Увеличивается спектр олимпиад...

Выступление на тему «Подготовка одарённых школьников к олимпиаде по русскому языку»

Выступление на тему «Подготовка одарённых школьников  к олимпиаде по русскому языку»...

Создание каталога электронных ресурсов для подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе

Для эффективной подготовки к олимпиадам  важно, чтобы сама олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка  к  оли...

Подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе

Предлагаемые материалы могут быть использованы в качестве тренировочных при подготовке к олимпиадам, а также как готовые - при проведении олимпиад по русскому языку и литературе....

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей....