ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс)

 

            Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей.

Думаю, в условиях формализации и стандартизации образования олимпиады остаются незаменимым фактором творческого, культурно-эстетического развития наших детей.

В течение многих лет я проводила кружковые  занятия: «Стилистика речи», «Анализ поэтических и прозаических произведений», «Поэтический клуб», элективный курс «Основы деловой стилистики», которые  развивают способности адаптироваться в изменяющейся со­циокультурной среде, готовности к осознанному выбору про­фессии, к трудовой деятельности, совершенствованию навыков самоорганизации и саморазвития, формированию, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.

Были разработаны индивидуальные маршруты для отдельных учащихся, которые принимали участие не только в олимпиадах по русскому языку и литературе, но и по праву, экономике, английскому языку, обществознанию и занимали призовые места. Хотя,

               Олимпиада – не экзамен, поэтому в олимпиадные задания, кроме программного материала, нужно включать вопросы для расширения кругозора учащихся.

истории языка и культуры русского народа.

            Необходимо уделить внимание творчеству учащихся и их умению создавать собственные высказывания различных стилей и жанров, в том числе соответствующих реалиям современной жизни

              Учащиеся, готовясь к олимпиаде, ведут тетради для записи всего изученного на занятиях, на уроках, ведут отдельные тетради, в которые выписывают эпиграфы, описания внешности главных героев, начало и конец произведения, у каждого ребенка – свой словарь: «Пишу и запоминаю».

На дополнительных занятиях, которые будут  проводиться в новом году после уроков для одаренных детей, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, буду предлагать материалы по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфографию не выделяем в отдельную тему, работа над ней будет осуществляться попутно.

               К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и вижу я  свою роль.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           ПОДГОТОВКА  УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ                     И      ЛИТЕРАТУРЕ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

            Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Думаю, в условиях формализации и стандартизации образования олимпиады остаются незаменимым фактором творческого, культурно-эстетического развития наших детей. При подготовке к олимпиадам я ставлю следующие задачи:

1) выявление детей и подростков, литературно одаренных;

2) развитие познавательного интереса школьников в области гуманитарных наук в связи с использованием материала, выходящего за пределы школьной программы;

3) повышение уровня подготовки учащихся в гуманитарной сфере;

4) помощь в профессиональном самоопределении учеников старших классов;

5) проблема подготовки будущих филологов, литературоведов, способных двигать вперед науку об искусстве слова.

6) сохранение интеллектуального потенциала общества.

7) подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;

8) сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;

9) научить пользоваться справочной литературой и словарями;

В течение многих лет я проводила кружковые  занятия: «Стилистика речи», «Анализ поэтических и прозаических произведений», «Поэтический клуб», элективный курс «Основы деловой стилистики», которые  развивают способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности, совершенствованию навыков самоорганизации и саморазвития, формированию, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.

Были разработаны индивидуальные маршруты для отдельных учащихся, которые принимали участие не только в олимпиадах по русскому языку и литературе, но и по праву, экономике, английскому языку, обществознанию и занимали призовые места. Хотя, как сказал английский историк и философ, «не успех, а усилие заслуживает награды».

               Олимпиада – не экзамен, поэтому в олимпиадные задания, кроме программного материала, нужно включать вопросы для расширения кругозора учащихся.

 Готовя детей к олимпиаде по русскому языку, опираюсь на языковое чутье и смекалку школьника. Язык не существует отдельно от истории и культуры русского народа. Поэтому целесообразно познакомить учащихся с основами знаний в области истории языка и культуры русского народа.

            Необходимо уделить внимание творчеству учащихся и их умению создавать собственные высказывания различных стилей и жанров, в том числе соответствующих реалиям современной жизни.

            При работе с учащимися рождаются миниатюры, которые говорят о творческом становлении. Миниатюра «Одуванчик» принадлежит перу Первушиной Лады, ученицы 8а класса. Послушайте  фрагмент из этой миниатюры:

          «На лужайке, недалеко от прудика, рос одуванчик. Он мечтал поскорее стать белым и воздушным, но пока не мог, так как одуванчики становятся белыми в июле…

Как-то раз, одним прекрасным июльским утром, одуванчик заметил, что его мечта сбылась, он стал белым и воздушным. Его счастью не было предела, он хотел рассказать об этом всему миру...».

           Теперь рассмотрим вопрос о том, что обычно включается в олимпиадные задания.

  1. Постановка знаков препинания в тексте.
  2. Комплексный анализ текста (тема и идея, тип и стиль речи, анализ языковых средств и их роль в тексте).
  3. Задания по расстановке ударения в словах, по разбору слов по составу (современному и историческому), по подбору синонимов, по выбору правильно построенных предложений и другие.

             Кроме того, необходимо изучить орфоэпические нормы. Как известно, в русском языке нормы ударения не постоянные, они могут изменяться. Почему важно правильно ставить ударение? Неправильно поставленное ударение оскорбляет слух грамотного человека.

К примеру, в последнее время появилось много статей по поводу произношения слова «звонЯт». Опрос показывает, что молодежь чаще произносит звОнят. Некоторые языковеды склоняются к тому, чтобы признать именно эту норму произношения.

             К заданиям по комплексному анализу текста мы готовим детей как на уроках, так и во внеурочное время. Эта работа требует большого внимания. Особенно когда речь идет об изобразительно-выразительных средствах языка и их распознавании в тексте. Учащиеся легко и с огромным желанием усваивают такие понятия, как оксюморон, литота, градация, парцелляция, ассонанс, аллитерация и другие тропы и фигуры.

При подготовке к олимпиаде обращаем внимание на морфемный разбор слов. Здесь надо отработать как можно больше вариантов этимологического (исторического) и современного разбора слов. Вот два примера. В слове застрять современный разбор требует выделить корень «застр-», суффикс «-я-» и суффикс «-ть». Для этимологического членения слова мы выделяем приставку «за-», корень «-стр-» и два суффикса. В слове придирчивый при современном разборе мы выделям корень «придир-», суффикс «-чив-» и окончание «-ый». Этимологически мы выделяем в этом слове приставку «при-», корень «-дир-», суффикс «-чив-» и окончание «-ый».

            Мы знаем, что  олимпиадные задания включают обширный материал по фразеологии. Поэтому много времени отводится на тренировку по данному разделу. Здесь изучается история рождения фразеологизмов и их лексическое значение. Основательно повторяем к олимпиаде раздел «Синтаксис» и тренируемся в синтаксическом разборе и составлении схем сложных по конструкции предложений,  раздел «Морфология» и морфологический разбор частей речи.

            Не менее интенсивно идет подготовка детей к олимпиаде по литературе. На мой взгляд, здесь важно выбрать того ученика, который с интересом относится к чтению книг не только по программе, но и сверх нее.

            Чаще всего мы начинаем с теории литературы. Отрабатываем роды и жанры, тему и идею произведения. Учащиеся знакомятся с планом анализа лирических и прозаических произведений. Тренируются как под руководством учителя, так и самостоятельно. Несколько занятий посвящаем работе над изобразительно-выразительными средствами языка.

              Восьмиклассников знакомлю с основными направлениями в литературе: реализмом, классицизмом, сентиментализмом, модернизмом, постмодернизмом, а в девятом - изучаем углубленно.

              Учащиеся, готовясь к олимпиаде, ведут тетради для записи всего изученного на занятиях, на уроках, ведут отдельные тетради, в которые выписывают эпиграфы, описания внешности главных героев, начало и конец произведения, у каждого ребенка – свой словарь: «Пишу и запоминаю».

             Кроме того, дети пишут небольшие сочинения-рассуждения и сочинения-эссе на самые разнообразные темы, сочиняют стихи. Вот небольшое, по- детски наивное стихотворение ученицы Шайхутдиновой Альбины (сочинила в 6 классе):

        Сумочка

Сумочка прикольная,

Сумочка смешная,

Сумочка красивая,

Сумочка цветная.

На сумочке моей,

Полоски так сверкают,

Как будто бы фонарики

На сумочке мигают.

Сумочка изящная,

Сумочка большая.

В сумку влезет всё на свете:

И слоны, и даже дети,

И жираф, и бегемот,

И, может быть,

 весь наш народ!

            Гордится Малой родиной  в своем сочинении Жданова Алина (6а класс):

 «Я хочу, чтобы дети моей многонациональной республики дружили, чтобы мой край, край песни и танца и Рудольфа Нуриева, процветал!

Башкортостан - это чудный край, край, который мы любим и бережем, изучаем, чтобы больше узнать о нем».

            Интересное сочинение- эссе по творчеству Расула Гамзатова получилось у ученицы 9б класса Венслав Людмилы, призера многих олимпиад:

 «Поэзия Гамзатова мне видится как обращение к нам, потомкам, с просьбой искренне любить родину, свой народ. Свежесть восприятия жизни, умение сердечно и выразительно рисовать людей и природу родного края отличают его творчество. «Поэзия без родной земли, без родной почвы – это птица без      гнезда», - говорил Расул Гамзатов…».

На дополнительных занятиях, которые будут  проводиться в новом году после уроков для одаренных детей, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, буду предлагать материалы по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфографию не выделяем в отдельную тему, работа над ней будет осуществляться попутно.

            Цель занятий – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей; 
– подготовить к олимпиадам и конкурсам различного уровня (школьным, городским). 
           Задачи: 
1) повышать познавательный интерес школьников к предмету; 
2) развивать творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников; 
3) учить принимать нестандартные решения и прогнозировать результат; 
4) развивать коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности. 
            В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

- знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа);

-знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;

- уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;

- уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку и литературе.

               К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и вижу я  свою роль.

Спасибо за внимание!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для подготовки к олимпиаде по русскому языку и литературе

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995г.
  2. Казбек- Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. М. «Айрис-пресс», 2006г.
  3. Казбек- Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М. «Айрис-пресс», 2007г.
  4. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
  5. Педагогическая копилка. Выпуск 2. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку и литературе. Сургут. «Центр развития образования», 2006г.
  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. «Просвещение», 1976г.
  7. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М. 1994г.
  8. Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М. ЭКСМО-Пресс, 1998г.
  9. Сараева А.Н. Как проверить непроверяемое слово. Занимательный словарь-помощник для школьников и учителей. М. «Грамотей», 2004г.
  10. Различные справочники и словари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Тесты (из опыта работы) Учебное пособие

                 Это учебное пособие предназначено для преподавателей русского языка, учащихся 6-11 классов и их родителей....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

План работы школы «Олимпионик». Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Подготовка учащихся 7-11 классов к олимпиаде по русскому языку....