Виды самостоятельных работ по формированию УУД на уроках русского языка в соответствии с программой ФГОС.
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Носкова Елена Александровна

Разработки  разноуровневых самостоятельных работ для  учащихся 6 класса по русскому языку в соответствии с новыми требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды самостоятельных работ по формированию УУД  на уроках русского языка в соответствии с программой ФГОС.

Сейчас все школы переходят на программы ФГОС: они диктуют определенные методы работы, направленные на формирование УУД. С одной стороны в программе  об универсальных учебных действиях написано, что они составляют часть, которая  является способностью  к самосовершенствованию и саморазвитию, а с другой – не этим ли мы занимались на протяжении всех лет работы нашей школы? Поэтому считаю, что  урок должен гармонично сочетать в себе традиционные формы с  элементами современных технологий  по формированию УУД.

Самый острый вопрос, как проверить и  оценить достигнутые результаты, чаще мы используем старые проверенные способы контроля – они и должны остаться.  Контрольный  диктант – это уникальный способ проверки. Ценность диктанта в том, что в процессе его написания ученики привыкают к активной  работе с максимальным сосредоточением внимания. Диктант вырабатывает умение самостоятельно и  сознательно пользоваться орфографическими правилами, способствует развитию памяти, мышления, зрения и слуха, он формирует понятие орфографической зоркости, что является залогом грамотного письма. Но есть ряд учащихся, которые, и мы это прекрасно знаем, никогда не смогут его написать на «удовлетворительно», вот тогда и приходят нам на помощь тесты и  новые виды   самостоятельных  работ.

Я, как и многие учителя, разработала несколько таких самостоятельных работ. Они выдержаны в соответствии с теорией о 4 уровнях возможностей учащихся.

                                     Виды самостоятельных работ ( по материалам В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой).Они  выделяют  уровни инновационной деятельности.

1. Самостоятельные работы по образцу

  • Работы этого типа выполняются исключительно по образцу, инструкции. В результате чего уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.

2. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы

  • На этом уровне в учебной деятельности ученика  интеллектуальные и практические действия протекают в плане реконструирования, преобразования структуры учебных текстов  и наличного опыта решения задач, предлагаемых учителем для самостоятельного выполнения. На основе имеющихся знаний и опыта решения задач по образцу ученик может самостоятельно осмыслить внутреннюю структуру изучаемого материала, дать описание действий с объектами изучения, анализировать и предвосхищать  возможные исходы этих действий.

3. Эвристические самостоятельные работы

  • ученик привлекает в ходе решения задач в основном элементы своего формализованного опыта, однако соответствующие знания обычно употребляются в существенно новой функции, благодаря чему  возникает продуктивный процесс получения новой информации; отсюда следует, что при выполнении работ этого типа  идет накопление учеником нового опыта на уровне овладения элементарными методами исследования в отдельно взятых дисциплинах, закладываются основы выработки умений переноса этих методов на более широкий круг  родственных дисциплин.

4. Творческие самостоятельные работы

  • В процессе самостоятельной творческой работы  предполагается непосредственное участие школьника в производстве принципиально новых для него знаний, ценностей материальной и духовной культуры.
  • Раскрытие новых сторон изучаемых явлений, объектов, событий в высказывании собственных суждений, оценок на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи, самостоятельная разработка тематики и методики опытнической, экспериментальной работы и её выполнение, самостоятельное проектирование и изготовление отдельных предметов и их частей, выделение и формулирование проблем в заданной ситуации, постановка новых проблем, выдвижение гипотезы и разработка плана её решения.

Предлагаю несколько вариантов самостоятельных работ по русскому языку в 6 классе. По технологии данных работ учащийся сам выбирает тип задания:

1 задание – это для слабых учащихся ( начальные умения познавательной деятельности)

2 задание -  для «середнячков» ( самостоятельное воспроизведение основных методов)

3-4 задание – повышенной сложности (способность самим устанавливать рациональные новые (для них) пути овладения знаниями, способность  к обобщению и формирование адекватной самооценки).

Из опыта работы, могу сказать, что ребята слабые очень часто выбирают 3-4 задание, и работы у них получаются интересные, поэтому я теперь не предлагаю выбрать задание, а предлагаю выполнить все – но как кто сможет.

Все самостоятельные работы  разработаны для 6 класса.

  1. Самостоятельная работа по теме «Правописание приставок на з-с»

  1. По образцу.

Вместо точек вставь необходимое слово, чтобы получилось правило правописания приставки, вставь недостающие буквы.  Допиши данные слова в пустые клетки: расслабиться, безбоязненный, восстание, изжить

Перед  ……………………….. согласными

Перед …..........................согласными

Ибежать

Ипечь

Бе…дорожье

В…крикнуть

Ра…вернуть    

Ра…творить

В…лететь

Бе…печный

  1. Реконструктивно-вариативная

Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трем группам:

1) с приставками, не меняющимися на письме;

2) с приставками, оканчивающимися на -з, -с;

3) с приставкой с-.

По...твержденные факты, бе...следно и...чезнуть, ...держать слово, точный ра...чет, странное пр...исшествие, министерство пр...свещения, явное пре...почтение, короткое пер...мирие, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку, ...становить машину, чере...чур ра...горячиться, ...делать заявление, бе...причинно обидеться, ...бережения населения, провести ра...следование, и...дательская деятельность, и...бирательная кампания, ра...считать доходы, чре...вычайное происшествие, ра...следовать причины аварии, ...жатое изложение, ...густить краски, ...шитое платье.

 

  1. Эвристическая

http://mtdata.ru/u24/photo4C9D/20595611397-0/original.jpghttp://jo-jo.ru/uploads/posts/2011-06/1309403897_the_coolest_kids_30.jpg

Рассмотри картинки. Определи тему, которая объединяет их. Напишите два небольших текста, объясняющих вашу позицию по отношению к поступкам и действиям ребят. В каком их них уместнее использовать слова с приставками на З –С.

Слова-помощники: В…дохнули, ,ра..бились, чере…чур быстро, ра…считывать,  ра..чихался,

бе..заботное, бе..шумно, …группировалс,  ра…строился, бе..мерно, и…пугался, ра…храбрился,

ра…бежался, ра…чищенная, …двинул, ра..слабиться , в..махнул, в…крикнул, ра..толкал  

4. Творческое

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз-, и без-

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с

Глухие звуки – это непоседы!

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Не забудьте, что приставки

раз-, из-, воз-, низ-,через-, без-

Перед согласными глухими

Быстро сменят з на с

Обрати внимание

На «здесь, здоровье, здание».

«З» нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить.

- Что  вы поняли из этого стихотворения? Переведите его на язык науки, запишите полученный текст. Составь на основе полученного текста диктант для закрепления знаний по данной теме.

II.  Самостоятельная работа по теме «Глагол»

  1. . По образцу

 Допиши нужные слова правила:

Если окончание безударное и сомнительное, надо поставить глагол в ____________________________ . Если глагол оканчивается на _____ , то он II спряжения.

Ко II спряжению относятся также 11 глаголов-исключений: 4 глагола на _______ и 7 глаголов на __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В окончаниях глаголов II спряжения пишется гласная _____ , а в 3 лице множественного числа _____ . Если глагол оканчивается не на _____ , то он I спряжения.

К I спряжению относятся также 2 глагола-исключения на _______ .

___________________________________________________________________

В окончаниях глаголов I спряжения пишется гласная _____ , а в 3 лице множественного числа _____

2. Реконструктивно-вариативная

Распредели слова в таблицу:

В каком слове пишется буква И?

В каком слове пишется буква Е?

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

 B каком слове пишется буква Я?

В каком слове пишется буква Ю?

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

Слова для справки: ты бор...шься,  белье полощ...тся,     мы накол...м дров, они распор...т швы, лицо пыш...т здоровьем, терп...шь боль, они мел...т кофе,     мы высп...мся,  крупы порт...тся,     они справ...тся,      занятия оконч...тся, вы все предвид...те, они ма...тся без дела, дети стро...т дом из песка,

3.   Эвристическая

Проанализируй задания, определи главный признак и сформулируй задание теста.

А.

 а)        Гнать, лететь, скрипеть;

б)        колоть, скакать, брить;

в)        держать, плясать, читать.

Б.

а)        Строить, видеть, портить;

б)        реять, проверять, полоскать;

в)        стелить, ненавидеть, достигать.

В.

а)        Мы ссорились по пустякам.

б)        Каждый вечер я сажуся за вязание.

в)        Группа вернулась из поездки по Крыму.

4. Творческая

  Составь словарь русских пословиц, в которых употребляются глаголы 2 лица ед. числа для работы  ребят на уроке.

(1.За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2. Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3. Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 4. Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь и т.д. )

III.  Самостоятельная работа по теме « Имя прилагательное. Правопасание –Н- и –НН- »

1. По образцу

   Вставь нужные по смыслу слова:

От существительного ветер могут быть образованы два прилагательных – с суффиксом -ен- ______________ и с суффиксом -ян- _______________.

От существительного масло могут быть образованы два прилагательных – с суффиксом -ен- ___________ и с суффиксом -ян-______________.

В прилагательных, образованных от существительных, с суффиксами -ан-, -ян-, -ин- пишется одна Нкожаный, полотняный, утиный.
Исключения: _____________________________________________________.

2. Реконструктивно-вариативная

Раскройте скобки, выбрав правильный вариант написания. Подберите возможные синонимы и антонимы к выделенным словам.

 День выдался знойный, безветре(н, нн)ый. (Купр.) Сапоги генералу сделал батальо(н, нн)ый сапожник. (Л.Т.) Величестве(н, нн)ая зеле(н, нн)ая прелесть бора, как драгоце(н, нн)аяоправа, украшала нашу безмятежную любовь. (Купр.) Приближение весны в деревне производило на меня необыкнове(н, нн)ое впечатление. (Акс.) Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветре(н, нн)ые дни. (Акс.)

  1. Эвристическая

Найди лингвистическую проблему в тексте. Найди способ ее решения. Сформулируй задание, в котором объясняется необходимость проставленных цифр.

Вдали от городской суеты милыми кажутся деревя(1)ые домики с соломе(2)ой крышей, возле которых раздаётся ути(3)ое кряканье.

Мы любили отдыхать на берегу озера в таком деревя(1)ом домике со стекля(2)ой верандой, где нас всегда угощали кури(3)ым бульоном, румя(4)ыми пирожками и клюкве(5)ым компотом.

А на деревя(1)ой полке в углу веранды, покрытой полотня(2)ой салфеткой, жили дружные игрушки: глиня(3)ый зайчонок, берестя(4)ая куколка, серебря(5)ый ангелочек и оловя(6)ый солдатик.

  1. ____________________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________________
  3. _____________________________________________________________________        

4. Творческое

 Составьте текст о правописании суффиксов в имени   прилагательном для энциклопедии.    

IV.  Самостоятельная работа по теме «Имя существительное»

1. По образцу.

Выпишите имена существительные в таком порядке:

а)      обозначающие конкретные предметы;

б)      обозначающие живые существа;

в)      обозначающие явления природы;

г)       обозначающие свойства характера.

Спортсмен,  трусость, сметана, тарелка, леопард, ураган, тетрадь, скромность, заморозки, доброта, транспорт, рассвет, керосин, врач, роса, жюри,

2.Реконструктивно-вариативная

Отметьте только признаки имени существительного

Признаки частей  речи

Имя существительное

«+»

Пример

1. Разряды по значению

2. Род

3. Число

4. Наклонение

5. Вид

6. Склонение

7. Спряжение

8. Собственное или  нарицательное

9. Возвратность

10. Одушевленность  или неодушевленность

11. Полная и краткая  форма

12. Сравнительная степень

3. Эвристическая

Здесь написаны имена существительные: (Пол)жизни, (бабочка)капустница,( птица)ферма,(пол)яблока, (фото)выставка, (лес)рубить, юго(запад), (полу)автомат,(кресло)кровать.

а) Определите, по какому принципу их объединили______________________________ _____________________________________________________________________________

б) Найдите сходство и различие, создайте таблицу  и  распредели в ней  слова в соответствии с правописанием.

в) Придумай кластер на  данную тему

4.Творческая

 Составь викторину, чтобы ответом на вопрос являлись слова на слитное, дефисное, раздельное правописание существительных.

  1. ________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________
  4. ________________________________________________________________
  5. ________________________________________________________________
  6. ________________________________________________________________

После проверки все результаты заносятся в следующую таблицу:

ФИ

№ варианта

Прогноз

ученика

Результат

ученика

Отметка учителя

Обращался за помощью (да+/нет-)

Если да, то в чем она состояла

Причина несовпадения результата и прогноза (ученик)

1

2

3

4

5

Итого

Данные проверочные работы позволяют увидеть  проблемы в процессе обучения, в первую очередь, учителю. Они дают возможность скорректировать учебный план, продумать последующие уроки с привлечением пройденного материала, чтобы еще раз закрепить полученные навыки или продолжить работу над ними не в ущерб тематическому планированию.

Таким образом, хочется еще раз сказать, давайте будем рационально использовать современные технологии наравне с традиционными, и в погоне за наукой  не растерять богатый опыт наших талантливых предшественников, которые видели перед собой живого ученика, а не «субъекта», которому мы предоставляем образовательные услуги.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока; при отборе эле...

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка по теме "Словообразование имён существительных" 6 класс...

Статья "Проектирование урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС".

В статье представлены виды занятий на каждом этапе урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....