Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Белоглазова Раиса Ивановна
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_rus_yaz5_kl.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический пакет документов по русскому языку и литературе группы учителей МБОУ Устьинская СОШ:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: « Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты обучения:

личностные: формирование позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, интереса к языковой и речевой деятельности, выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

предметные: формирование представлений о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, лексики и грамматики; практические умения работать с языковыми единицами; пополнение словарного запаса русского языка; адаптация к языковой и речевой деятельности.

метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ). Русский язык. 5 класс. Граник Г.Г.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

 Методы обучения: частично поисковый, аналитический, сравнительный,  практический, устный.

Этапы

 Урока (время)

Деятельность учителя

Деятель

ность обучаю

щихся

Формируемые УУД

Формы

оценива

ния

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1.Мотивация к учебной деятельности. (3мин.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, включение в деловой ритм:

- выберите из предложенных вырезанных тучек(синяя и голубая) ту, которая соответствует вашему настроению. ( На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрало большинство ребят)

Послушайте грамматическую сказку «Капризные буквы»

 Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

 Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами я, ю, ы, э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о, е, ё! То всем шипящим подавай букву е, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом с о или ё. Вот и приходится писать:

Ш_л по ш_ссе с грачом ч_рный галчонок.  (Слова записаны  на слайде)

 Вставьте пропущенные буквы.

 Выделите части слова.

 Сформулируйте тему и цель урока.

(Запись на доске учителем и в тетрадях учащимися)

 Я хочу знать… (способ выбора о - ё после шипящих в корне)

 Я хочу уметь… (обосновывать выбор о - ё после шипящих в корне)

Так чем же мы сегодня будем заниматься?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Обучающиеся записывают в тетрадь слова со слайда, вставляя пропущенные буквы, выделяя части слова.

Запись на доске учителем и в тетрадях обучающимися:

 Я хочу знать… (способ выбора о - ё после шипящих в корне)

 Я хочу уметь… (обосновывать выбор о - ё после шипящих в корне)

Пробуют сформулировать тему урока.

Положительное отношение к учебной деятельности

 

Целеполагание- принятие учебной задачи.

Планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества.

Построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Оценивание результатов устных и письменных проверочных работ

2Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к новому способу действия

Проверка домашнего задания (повторение фонемных и нефонемных правил).

Предлагает учащимся задание.

- Разделив страничку на две равные части и шесть строчек вниз, составим таблицу.

-  Вспомните, какие вы знаете фонемные правила?

 ( Правописание мягкого знака для обозначения на письме мягких фонем; отсутствие ь в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ; гласные И, А, У после шипящих; непроизносимые согласные.)  

- А какие правила мы называем нефонемными? 

 ( Правописание И-Ы после Ц.)

- Внимательно прочитайте слова на слайде и разделите их на две группы: фонемные правила и нефонемные правила.

( записать в  первый столбик примеры слов из фонемных правил, в второй – нефонемных):

Нянька, цифра, венчик, цыпленок, жираф, чаща, акация, честный, цыган, циния, солнце, огурцы.

Проверка вслух:

- Какие слова вы записали в первый столбик? ( нянька, венчик, жираф, чаща, честный, солнце).

- Назовите орфограммы в словах.

 - Объясните правописание слов второго столбика ( цифра, цыпленок, акация, цыган, циния, огурцы).

Фронтальная работа. Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально,

распределяя слова на две группы.

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Выполняют задание, повторяют орфограммы ( у,и,а после шипящих; непроизносимые согласные; правописание ь для обозначения на письме мягких фонем; отсутствие ь в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ,НЩ, РЩ; Ы-И после Ц)

Действия оценивания усваиваемого содержания.

Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных работ.

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения

3. Постановка учебной задачи. (10 мин.)

Цель: обсуждение затруднений (почему они возникли, чего мы ещё не знаем)

1) Откройте учебник стр. 118 и прочитайте теоретический материал. Запишите новую информацию во второй столбик своей таблицы.

Прочитайте стихотворение В. Суслова на стр. 118.

- Услышали, как шепчет Шёпот и как шуршит Шорох? Вспомните, как называется этот приём. Найдите слова, в корнях которых после шипящего пишется буква О или Ё. Попробуйте подобрать к этим слова однокоренные с буквой Е.

Со словом шёпот это удается сделать (шепчет), а вот к слову шорох такого однокоренного слова не подберёшь. Поэтому слово шорох придется запоминать.

 

 2) Исследование

  Найдите и выпишите из стихотворения слова, в корнях которых после шипящего пишется буква О или Ё. Попробуйте подобрать к этим словам однокоренные с буквой Е.

 - С каким словом удается это сделать?

-  Попробуйте самостоятельно вывести правило написания О-Ё после шипящих.

  - Сверьте свои предположения с текстом параграфа (знакомство с правилом и самоинструкцией (стр.119)

  4.Запомнить исключения можно при помощи «Весёлых рифм»:

 Шоколад, шофёр, крыжовник,

 Шов, шоссе, обжора, шорник,

 Капюшон, жокей, чащоба,

 Шорох, чопорный, трущоба.

Фронтальная работа. Обучающиеся читают текст стихотворения, дают устные ответы на поставленные учителем вопросы:

- С какими буквами связано ещё одно нефонемное правило?

- Вспомните и назовите шипящие буквы.

- Какой звук многократно повторяется в стихотворении?

- Какое впечатление об окружающей обстановке создается с помощью этого звука?

- Как называется этот поэтический прием?

Обучающиеся выписывают слова.

Самопроверка, у слабых учащихся- взаимопроверка сильными.

 Формулируют правило написания О_Ё после шипящих.

Записывают «Весёлые рифмы» в тетрадь, по очереди  выразительно читают, запоминая слова.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссия), доверие к собеседнику.

Коррекция – внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе  его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Управление поведением партнера – построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет; использование речи для регуляции своего действия.

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач – построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Самопроверка, у слабых учащихся- взаимопроверка сильными.

4.Включение изученного в систему знаний. (10 мин.)

Цель:       сменить вид деятельности.

Динамическая пауза (этап физической зарядки)  (2 мин.)

Цель: сменить вид дятельности

Итак, сегодня мы познакомлись с ещё одним нефонемным правилом:

 правописанием букв О-Ё в корне после шипящих.

- Устное выполнение упр. 474. 1. Проверьте себя: понимаете ли смысл всех слов-исключений? Если значение какого-то слова неясно, обратитесь к «Толковому словарику».

-  Для того, чтобы лучше запомнить исключения, придумайте с ними несколько предложений или небольшой текст

1.Задание: -А теперь давайте составим самоинструкцию к правилу о написании букв О Ё после шипящих в корне.

1. Определяю, находится ли гласный после шипящего в корне (да)  - 2.определяю, является ли это слово исключением. (да)- Вывод: пишу О; нет – Вывод: проверяю проверочным словом  с Е и пишу Ё.

2 задание: Учитель предлагает работу по выполнению заданий упр. №475. 1)Запись с комментированием и использованием самоинструкции. 2) с выделенными словами придумайте предложения.

Составление самоинструкции ( схемы-рассуждения).

ФИЗМИНУТКА Тюша-Плюша

 Тюша-Плюша, Толстячок

 Шел зимой на родничок (Ходьба на месте на носках, руки за голову, спина прямая.)

 Пых-пых! Пых-пых!

 Нес он два ведра пустых, (Полуприсед, руки к плечам, спина прямая.)

 Сел на варежку верхом

 И поехал с ветерком. (Махи ногами в стороны, спина прямая.)

 Едет Тюша с горки,

 А за ним ведерки. (Четыре раза поочередно поднять согнутые ноги и опустить на пол – спина прямая.)

Учащиеся выполняют упражнение с выделением орфограмм и комментированием изученной орфограммы, используя самоинструкцию.

Самоопределение- самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооцнки, самоуважения и самопринятия.

\

Установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного- осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета  характера сделанных ошибок.

Действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;  практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

5. Закрепление с комментированием во внешней речи.  нового  (4 мин.)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает устное выполнение упражнения учебника № 477

 -   Вставить в предложения с указанным лексическим значением подходящие по смыслу слова – подсказки: джонка, жёрнов, жонглёр, шотландский, шоры, шорник, жокей;

Обучающийся читает задание к упр. 477.

 Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Оценивание устных ответов учителем

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (3 мин.)

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Творческое задание. Придумайте и запишите  предложения, объясняющие лексическое значение слов капюшон, шоссе, чопорный, чащоба.

Работа с перфокартой : запись букв О или Ё (после шипящих в коне слова): 1) шёл, желтый, шорох, чёлка, шов, чёрный, жёлудь; 2) шёлк,  чащоба, шёпот, крыжовник, чёлн, чопорный.

Учащиеся работают в парах с толковым словарем, записывают в тетрадь значения слов капюшон, шоссе, чопорный, чащоба.

Запись букв О –Ё в окошки перфокарт

Способность самооценки своих действий

Умение решать проблемы.

 

Умение находить нужную информацию

Самооценка творческого задания

Взаимопроверка выполненных работ

7. Рефлексия. ( 3 мин.)

Цель: соотнесение цели урока  и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с ещё одним нефонемным правилом: О – Ё после шипящих в корне. Вернитесь к целям, которые вы ставили в начале урока, и оцените себя, достигли вы поставленных целей?

 Что вы узнали о написании гласных О – Ё после шипящих?

 С какими словами-исключениями познакомились?

 На полях тетради оцените, всё ли было понятно на уроке:

 красный круг – всё понятно;

 зелёный – понятно, но возникали вопросы в процессе выполнения заданий; чёрный – не понял тему.

 Нарисуйте лесенку и оцените свою активность на уроке.

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся:

- Какую цель ставили?

- Удалось ли достичь поставленной цели?

- Какие получили результаты?

- Что вызвало затруднение?

- Что представляется вам лёгким и понятным

 В теме «правописание О –Ё после шипящих в корне».

- А теперь поднимите ту тучку, которая соответствует вашему настроению.

 Самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Уметь слушать и понимать речь других.

 Рефлексия способов и условий действия.

Вовлечение обучающихся в самооценивание или партнерское оценивание:

- Чему я научился?

- Какие вопросы остались неясными?

 

Домашнее задание: П.99 учебника, упр. 478. Для сильных обучающихся дополнительно выполнить упр. 476.

Учитель задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику "Spotlight" ("Английский в фокусе"), 2-й класс, под редакцией Н.И. Быкова, Дж.Дули и др.Тема: “My animals” (“Мои животные”)...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ( Урок развивающего контроля)

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок развивающего контроля ....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р

Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС_8 класс_урок рефлексии

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе. Урок рефлекссии по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Rainbow English" по теме The Great Bard (William Shakespeare)...

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС...