План-конспект урока русского языка по теме «Описание природы. Весна»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Толмачева Татьяна Николаевна

Урок развития речи  по теме "Описание природы.Весна." проводится в 6 классе. Разработка содержит план-конспект урока,  раздаточный материал.Целью урока было познакомить учащихся со структурой текста-описания, описанием природы в художественном стиле;  закрепить знания о типах и стилях речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta.docx50.88 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка по теме

 «Описание природы. Весна»

Толмачева Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

Класс: 6.

Цель: познакомить учащихся со структурой текста-описания, описания природы в художественном стиле;  закрепить знания о типах и стилях речи.

Задачи:        

1) образовательные:

  • познакомиться с понятием «пейзаж»;
  • выявить роль образно-выразительных средств в тексте;

2) развивающие: формировать навыки исследовательской работы, самостоятельной работы с учебником, текстом произведения;

3) воспитательная: способствовать  формированию любви к русскому языку, художественной литературе, изобразительному искусству и музыкальным классическим произведениям. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Речевая деятельность:

Аудирование. Понимать содержание художественного текста, осознавать коммуникативную цель аудирования.

Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать учебную деятельность.

Говорение. Строить небольшое по объёму устное высказывание, формулировать выводы по результатам проведённого литературоведческого анализа, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка в устной речи.

Письмо. Соблюдать нормы письменной речи, уметь создавать текст с использованием богатых возможностей лексической, грамматической синонимии.
Тип урока: урок  открытия новых знаний

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: информационно-коммуникационная,  личностно-ориентированного обучения, модульной технологии

         Оснащение урока: словари, мультимедийное оборудование, аудиозапись музыкального произведения.


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Методы, формы

УУД, формирующиеся на данном этапе

Время

1.

Организационный

Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей и,  взявшись за руки, смело отправимся в путь по неизведанным тропам нашего родного русского языка.

Распределите обязанности в группах, выберите ответственного, вспомните правила поведения при работе в группах

Команды готовы? Тогда в путь!

Приветствуют друг друга, гостей, берутся за руки и желают друг другу хорошего настроения

Распределяют обязанности в группах,

Создать положительную эмоциональную атмосферу

Словесный метод

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

1 мин.

2

Актуализация субъективных знаний обучающихся.

Подготовка к изучению нового материала

.Учитель:Великий русский поэт, мастер слова и знаток русской природы, Фёдор Иванович Тютчев написал:

 Не то, что мните вы, природа:

 Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

  В ней есть любовь, в ней есть язык.

Разминка

Подготовить к восприятию новой темы

Презентация с весенними пейзажами

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

0.5 мин

-Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Выдвигают предположения   (О природе, о том, что она живая, в ней есть душа)

Частично поисковый метод

0,5 мин

- Но мы так привыкли к природе, что порой забываем про неё. А она прекрасна и очаровательна  во все времена года и всегда вдохновляет поэтов, музыкантов, художников. Предлагаю вам сегодня на уроке совершить экскурсию в чудесную  страну, а пропуском в эту страну послужат строки из стихотворения  Е. А. Баратынского:

    Весна, весна! Как воздух чист!

     Как ясен небосвод!

-Как вы думаете, почему я сейчас прочитала вам именно эти строки ? -О каком времени года мы будем говорить с вами на этом уроке?

Ребята, давайте составим  ассоциативную цепочку  к слову весна

- А с каким чувством вы ждали приближение весны?

-Да.  Сейчас за окном весна и   природа пробуждается. Благодаря мастерам слова, красок, звуков, мы можем проникнуть в тайную жизнь весенней природы. Поэты, художники и композиторы в своих произведениях помогают нам увидеть и услышать  в пробуждающейся  природе нечто удивительное.

-Ребята, скажите, чем пользуется живописец, создавая свои замечательные полотна

-А музыкант?

-А писатели и поэты?

-К кому из этих людей искусства мы с вами ближе, когда находимся на уроках русского языка, особенно на уроках развития речи? Почему?

-Да, действительно. Мы более всего походим на писателей и поэтов.

Фронтальный опрос

Учащиеся отвечают

(капель,  яркое солнце, лужи, ручьи, подснежники, прилет птиц, почки, первые листочки, ручьи, пробуждение, цветение)

Учащиеся отвечают

Воспринимают на слух  информацию

Учащиеся отвечают

Обогащение словарного запаса

Прием ассоциация

1 мин

1 мин

1 мин

Сегодня у нас как раз урок развития речи. И мы, как художники слова, будем учиться их искусству.

-Чем обычно мы занимаемся на уроках развития речи?

-Сформулируйте тему урока.

-Постарайтесь сформулировать цели урока, опираясь на словосочетания – подсказки.

 Итак, чем же мы будем заниматься на уроке?

Да, мы будем учиться писать сочинение-описание природы. А вы умеете правильно оформлять такие работы?

- Ребята, обратите внимание на листы самооценки, в них вы будете оценивать себя в  течение урока.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня на уроке мы постараемся понять, как художники, композиторы, мастера слова изображали природу.  Каким настроением проникнуто каждое изображение. В конце урока, я надеюсь, вас посетит вдохновение, и  вы напишите неповторимую пейзажную зарисовку. Запишем тему сегодняшнего урока.

Учащиеся отвечают

(Описание природы. Весна.)

       

Определяют задачи урока

Учащиеся отвечают

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

прогнозирование.

- анализ, сравнение, синтез.

2) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

2 мин

Проверим, насколько вы знакомы с теорией  русского языка

- Я  предлагаю  вам задание на  соотнесение типа речи и определения. У вас на столах лежат карточки с заданиями. Возьмите карточку с заданием №1. Подберите к каждому названию типа речи из левой колонки соответствующее определение из правой. Соедините стрелками.

 

Индивиуальная работа

Применяя ранее полученные знания,

сопоставляют термины и определения Самопроверка по образцу, комментарий. !!!Заполнение листа самооценки

Частично поисковый метод

 2мин

3

Изучение нового материала

Мы продолжаем наш путь к поставленной цели.

        Ребята, вспомните, какой текст мы относим к тексту описанию?  

Учащиеся отвечают

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

0.5мин

Ребята, а сейчас в актерском исполнении послушайте стихотворение И.А.Бунина “Догорел апрельский светлый вечер»

 

- Какова тема стихотворения?

Какие светила дают свет?

- Чувствуем ли мы весенние запахи: приятно-резкие, возбуждающие?

-Какую картину вы  представили, слушая стихотворение? 

 -Какими чувствами проникнуто стихотворение ?

-Природа у И.А. Бунина звучит, сияет разноцветными красками, дышит. Какие средства  использует  поэт, чтобы создать незабываемую картину природы? 

Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя

Формирование навыков исследовательской деятельности

3мин

ФИЗМИНУТКА 

Цель: сменить вид деятельности.

Следующее задание вы будете выполнять, работая в группах. Отправьте ко мне представителя своей команды. Он получает лист с названием термина.

- Ваша задача дать определение данному термину (устно).

-Ребята, у меня на стол корзина, в которых перемешались все средства выразительности из стихотворения И. Бунина. Вам необходимо выбрать те средства, которым вы давали определение и приклеить на лист с названием термина. У вас на эту работу 2 минуты.

   Кто справился? (читают) Молодцы. Оцените свою работу в группе в листе самооценки.

-Сделайте вывод: для чего  И.А. Бунин  использует в стихотворении  тропы, звукопись? 

Учитель: для того, чтобы  ваше  сочинение  было  ярким, интересным, запоминающимся, необходимо использовать  все  богатства  русского  языка. Сейчас мы с вами поработаем над художественным словом. У вас на столах лежат листы, на которых записаны ключевые слова, характеризующие весну. Ваша задача подобрать яркие эпитеты к этим словам. Вы работаете в группах.

Работа в  группах

Дают определение терминам, например, метафора – скрытое сравнение, придает тексту яркость, образность

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами,. Приводят примеры, исправляют ошибки.

Самопроверка по образцу, комментарий.

!!!Заполнение листа самооценки

Учащиеся отвечают

Учащиеся выполняют творческую работу. Через 3 мин. работа проверяется.Результат работы оценивается коллективно

Работа в  группах

(Небо-высокое, безоблачное,хрустальное…) 

!!!Заполнение листа самооценки

Учащиеся выполняют движения под музыку.

Прием «Корзина»

1)Регулятивные

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

- анализ, сравнение, синтез.

2)Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3)Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

1мин

5 мин

4мин

2 мин

(обращение к пейзажным зарисовкам)

Но не только поэты выражали свое восхищение этим удивительным временем года. Русские художники тоже не раз признавались в любви весне. Обратимся к репродукции картины  Исаака Ильича Левитана “Весна. Большая вода”.

Какое время года запечатлел художник? Поясните ответ.

-Какими средствами пользуется художник для передачи своих чувств

-Какие краски. Тона он использует?

-Какие чувства охватывают при взгляде на картину?

Фронтальный опрос

Учащиеся отвечают

Развитие эстетических навыков, умение видеть прекрасное

Развитие связной речи

Анализировать и обобщать (П)

Выделять главное и обобщать, делать выводы на основе увиденного; сравнивать объекты (П)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение, использовать критерии для обоснования (К)

1 мин

А сейчас прослушайте фрагмент из музыкального альбома «Времена года» Вивальди «Весна» и ответьте на вопрос, какие картины рисует воображение при его прослушивании? Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Хочется грустить или радоваться? Почему?

Весна- символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит  людям эта чудесная пора).

Развитие эстетических навыков

Групповая форма работы.

2мин

4.

5.

Первичное закрепление

Самостоятельная работа по написанию сочинения

 Что такое пейзаж?

 А теперь давайте попробуем рассмотреть композицию (Что такое композиция?) .

Тексты описания природы, как и любой другой текст,  имеют свою композицию.

Как у любого сочинения или рассказа, обязательно должна быть вводная часть.

Дальше должно следовать общее описание природы, переходящее затем на что – то более частное, узкое. Например, от описания светлой, радостной весны можно перейти к описанию нежной молодой травки, пробивающейся из – под снега. Сочинение можно закончить описанием настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с увиденной картиной.

Композиция текста – описание природы.  

  1. Вступление
  2. Главная часть:

общее описание

частное описание.

       3.Заключение.    

-А сейчас  мы поработаем в парах.  Итак, у вас на партах текст о весне.  Выделите в нем структурные части.

-Ребята, попробуйте себя в роли художников слова. О каких приметах весны вам хотелось бы рассказать? Какие картины весны живут в вашем воображении? Какими мыслями и чувствами вам хотелось бы поделиться в этот весенний день? Расскажите об этом в сочинении-миниатюре.

Словарная работа.

Обучающиеся работают самостоятельно,используя толковый словарь

В тетрадь записать композицию текста-описания природы)

Работают в парах. Сопоставление с эталоном.

!!!Заполнение листа самооценки

Учащиеся в группах выполняют задание по составлению сочинения. Через 5 минут работа проверяется. Ученики сами оценивают результат работы.

Обогащение интеллектуального и словарного запаса учеников

Формирование навыков исследовательской деятельности

Групповая работа

Метод частично-поисковый

Умение работать в паре (К)

Планирование деятельности в учебной ситуации (Р)

Формулирование собственного мнения с последующей аргументацией. Понимание позиции другого. Создание устных ответов в соответствии  с задачей общения (К)

Создание письменных текстов, использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей (К)

3 мин

3 мин

1 мин

9мин

6.

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

 Чтобы подвести итог работы, мы должны вспомнить, какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли ли мы цели?

 Как строится текст – описания природы? 2. В В каких  жизненных ситуациях нам приходится создавать, слышать  такие тексты?

Написать сочинение – описание на тему «Волшебница- Весна».

Обучающие озвучивают цель урока, оценивают свою работу, сдают тетради и оценочные (рабочие) листы для проверки

Развитие умения выделять главное

Репродуктивный метод

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

2мин

7

Рефлексия

- Каждый должен продолжить фразу: По-моему, весна похожа на…, потому что…

Репродуктивный метод

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

2мин

Описание

природы.

Весна.


Задание 1.

Описание

Повествование

Рассуждение

- рассказ о событиях, где передается последовательность этих событий, действий или явлений.

- объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

- словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.

Задание 1.

Описание

Повествование

Рассуждение

- рассказ о событиях, где передается последовательность этих событий, действий или явлений.

- объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

- словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.

Задание 2.

Эпитеты

Задание 2.

Метафоры

Задание 2.

Олицетворения

Задание 2.

Аллитерации

светлый вечер таинственно заглох

тихая вода

осторожная гурьба зазеленевшая роща

чутко внемлет

зорко смотрит

тёмные поля

апрельский вечер догорел ямы светят тихою водой тянутся гурьбой

спят грачи

журавли, друг друга окликая

весна ждёт зари

дыханье затая

зорко смотрит весна

шум потока заглох

шорох деревьев


Задание 3.

Небо -

Облака -

Воздух -

Задание 3.

Запах -

Листья -

Настроение -

Задание 3.

Капель -

 

Солнце -

Трава -

Задание 3.

Земля -

Ручей -

Дождь -


Задание 4.

1. Наступила весна. 2. Прекрасна и ослепительно хороша весна в лесу! 3. Это светлые и озорные блики в густых кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи. 4. Это совершенно особенный запах уже теплой преющей листвы, толстым ковром покрывающей запутанные лесные тропинки. 5. У подножий деревьев начинает проявляться ярко-зеленая травка, и ее жизнерадостный веселый напор радует уставший от зимнего равнодушия и белизны глаз. 6. Все необычно, с роскошью до безрассудства, со щедростью через край.

Задание 4.

1. Наступила весна. 2. Прекрасна и ослепительно хороша весна в лесу! 3. Это светлые и озорные блики в густых кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи. 4. Это совершенно особенный запах уже теплой преющей листвы, толстым ковром покрывающей запутанные лесные тропинки. 5. У подножий деревьев начинает проявляться ярко-зеленая травка, и ее жизнерадостный веселый напор радует уставший от зимнего равнодушия и белизны глаз. 6. Все необычно, с роскошью до безрассудства, со щедростью через край.

Задание 5. Написание сочинения-миниатюры

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Написание сочинения-миниатюры

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Урок русского языка на тему: «Описание животного. Подготовка к изложению по тексту рассказа А.И.Куприна «Ю-ю»

Данная разработка урока позволит учителю совершенствовать технику чтения, развивать орфографическую зоркость учащихся, вырабатывать умения работы с текстом....

Урок развития речи по русскому языку по теме "Описание природы.Зима"

Урок развития речи по русскому языку на тему "Описание природы. Зима" предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой....

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Разработка урока по русскому языку на тему "Описание предмета"

Урок с использованием технологии решения изобретательских задач, ИКТ и здоровьесберегающих технологий...