Урок развития речи по русскому языку по теме "Описание природы.Зима"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Урок развития речи по русскому языку на тему "Описание природы. Зима" предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок развития речи для 6 класса889.71 КБ

Предварительный просмотр:


Урок русского языка в 6-м классе на тему: "Подготовка к сочинению-описанию "Природа зимой"

Тип урока: развитие речи.

Цели урока:

  1. Дать понятие о пейзажной зарисовке;
  2. закрепить и углубить навыки работы над сочинением-описанием;
  3. познакомить и вызвать интерес у учащихся к творчеству А.С.Пушкина и И.Шмелёва.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Учитель: Дорогие ребята! На дворе прекрасная погода, и наш сегодняшний урок хочется посвятить самому сказочному времени года – зиме. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классную работу. А начнём мы наш урок с небольшого словарного диктанта.

Учащиеся в тетрадях записывают число и классную работу.

2. Задание: объясните орфограммы. Словарный диктант: природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование.
Вопросы учителя:

Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

а) Какие слова вызвали затруднение? Давайте обратимся к толковому словарю Д.И.Ожегова и найдём их значение.

Учащиеся работают со словарями и находят значения слов:
Природа – 
всё существующее во вселенной: органический и неорганический мир.
Рисование
 – изображение природы на плоскости.
Устный
 – произносимый, не письменный.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.

б) Какие слова можно объединить одной темой, назвать одним термином?

Ответ учащихся: повествование, описание, рассуждение – типы речи.

в) Какой тип речи называется повествованием, рассуждением?

Повествование – тип речи, в котором обычно говорят о действиях и событиях. 
Рассуждение – тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.

г) Что такое описание? Что может быть объектом описания?

Ответ учащихся: Описание – перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурные сооружения, памятники.

д) По какому плану строится описание?

Ответ учащихся: 
1. Даётся общее представление описываемого; 
2. Описание деталей, частей; 
3. Отношение автора к тому, что он описывает.

3. Учитель: Описание природы. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока «Зимний пейзаж» (Слайд №1)

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

4. Учитель зачитывает строки, написанные на слайде №2:

«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит».


Вопросы учителя:

а) Знакомы ли вам эти строки? Кто их автор?

Автор строк А.С.Пушкин.

б) Определите, каково отношение поэта к зимнему пейзажу? Какие слова передают это отношение?

Учащиеся работают с текстом, находят в нём и зачитывают тропы, высказывают своё мнение, делают предположения.

в) Какие выразительные средства языка использует поэт? (эпитеты, метафора)

г) Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чём пишет поэт?

5. К.Г.Паустовский писал: «Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».(Слайд №3) Так что же видит за словами писатель? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из романа И.С.Шмелёва «Лето Господне». (Слайд №4)

Один ученик выразительно зачитывает отрывок: 
«Красота-то какая! Первая звезда, а вон другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зелёный, – в стрелках.
… Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. 
… А воздух – синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…»

6. Вопросы учителя:
а) Что в центре внимания писателя?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

б) Обратите внимание на описание звёзд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?

 

в) Какие эпитеты подбирает автор к слову «воздух»? Почему?

Ответы учащихся:
Синий – отсвета звёзд на синем небе;
Звёздный – от снега, который искрится;
Дымный – еле различимый в снежной дымке.

г) Какое необычное сравнение встретилось вам в последней части? Как вы его понимаете?

Ответы учащихся:
Берёзы – белые видения – сливаются с сугробами и кажутся отдалёнными.

7. Учитель: Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать пейзажные зарисовки. Обратимся к порядку работы над сочинением (слайд №5):

  1. Подумайте, что вы хотите нарисовать словами?
  2. Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать у читателя?
  3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

 

8. Обобщение: Что нового вы узнали на уроке? Где вам может пригодиться умение описывать природу?

Учащиеся делают выводы об изученном материале.

9. Домашнее задание: Напишите сочинение-описание на одну из тем:
«Падающая снежинка», «Тихо в лесу», «Морозный вечер», «Морозные узоры на моём окне», «Деревья в снегу», «Аллея в зимнем парке»
. (Слайд №6)

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -развития речи по русскому языку по теме "Весна"

Конспект урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....