Педагогический опыт Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Коверина Дина Ивановна

Педагогический опыт

Тема:

«Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredovoy_pedagogicheskiy_opyt_no_2.docx72.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Новокубанский район, село Радищево муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная                         общеобразовательная школа № 30 с. Радищево                                                 муниципального образования Новокубанский район

Педагогический опыт

Тема:

«Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»

                                                                                             Автор опыта:

                                                                                         Коверина Дина Ивановна,

                                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                                                        МОБУООШ № 30

                                                                                              Новокубанского района                            Краснодарский край

село Радищево

Содержание педагогического опыта

  1. Литературный обзор состояния вопроса………………………………стр.3
  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании ……………………стр.4
  2. Основные понятия, термины в описании педагогического

опыта……………….......................................................................стр. 5

  1. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого опыта……………………………………………………………………..стр. 7
  2. Педагогический опыт…………………………………………………..стр. 10
  1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте………………………..стр. 10
  2. Актуальность педагогического опыта………………………….стр. 13
  3. Научность в представляемом педагогическом опыте…………стр. 14
  4. Результативность педагогического опыта……………………..стр. 15
  5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта…………………………………………………………….стр. 18
  6. Технологичность представляемого педагогического опыта….стр. 21
  7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………….. стр. 21
  1. Выводы………………………………………………………………….стр. 24
  2. Приложения……………………………………………………………..стр. 25

  1. Литературный обзор состояния вопроса

          Определение филологии (греч. Philologua, буквально – любовь к слову) – содружество гуманитарных дисциплин – лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и систематический анализ письменных текстов.

          Интерес к тексту – вот что должны  вынести школьнику с уроков словесности. Это – требование времени, так как взаимопонимание между людьми «напрямую зависит от их способности понимать тексты». От этого зависит и судьба человека, ведь современный мир – мир текстов. Естественно, что  «живя среди текстов, мы просто вынуждены их постоянно анализировать».

          Художественный текст «может потребовать привлечение самых разнообразных наук – от психологии, этнографии, истории, мифологии, библиографии и т.п. до теории информации и теории чисел. Но главной составляющей его анализа остается лингвистика. Эта мысль созвучна идее Д.С.Лихачева о том, что понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом эпохи. Отсюда ясно, что филология – основа не только науки, но и всей человеческой культуры.

           Многие ученые XIX, начала и середины XX века говорили о необходимости организации занятий по русскому языку на основе текстов художественных произведений, включаемых в школьную программу литературного образования, обращались к анализу художественного текста (Г.Н.Акимова, И.В.Арнольд, М.М.Бахтин, В.В. Бабайцева, В.В. Виноградов, В.И.Водовозов, Е.И.Ефремов, Л.Ю.Максимов, С.А.Лукьянов, Д.Э.Розенталь, В.Б.Остроумов, И.И. Срезневский, А.М. Пешковский, К.Д. Ушинский, Н.М.Шанский, Л.В.Щерба и другие ученые).

          В настоящее время вопросам анализа художественного текста посвящены научно-методические работы В.В.Бабайцевой, Н.А.Николиной, Л.Г.Бабенко, Н.С.Валгиной, Н.А.Ипполитовой, Г.М.Пахновой и многих других ученых.

          Выводы этих выдающихся ученых и методистов на роль художественного текста в процессе обучения русскому языку и литературе позволяют сделать вывод, что лингвистический анализ текста – это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию литературоведческих знаний, развитию речи и мышления учащихся. В XIX веке термин «словесность использовался для обозначения филологических наук, как целостной области знания, которая изучала словесный текст с целью через слово лучше понять духовную культуру народа, ее истоки, традиции, историю.

          Филологическое изучение текста предполагает приоритет лингвистического подхода, так как именно лингвистика, по словам Г.О.Винокур, «есть первооснова филологической энциклопедии, ее первая глава, без которой не могут быть написаны остальные».

          В условиях средней школы лингвистический анализ художественного текста располагает к свободному творческому поиску.

          Возрождение интереса к курсу теории русской словесности обусловлено требованиями современного филологического образования. В последнее время активно ведется разработка единого курса русской словесности, который включает в себя такие школьные дисциплины, как русский язык и литература, и гармонично их дополнительно.

          В качестве примера можно провести учебный комплекс Р.И. Альбетковой (5-9 кл.) и А.И. Горшкова (10-11 кл.), А.И. Власенков (5-11 кл.) предлагает специальный интегрированный курс русского языка и литературы, нацеленный на развитие связной речи учащихся; разрабатываются элективные курсы и интегрированные уроки словесности, на которых в определенной последовательности рассматриваются изобразительно-выразительные возможности русского языка и их реализация в литературных произведениях.

           Филологический анализ текста интегрирует лингвистический и литературоведческий подходы к изучению художественного текста.

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

          4 года (2003 – 2007 гг.) – с момента обнаружения необходимости этой работы для подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ и до момента выявления результативности опыта (100% успеваемость при сдаче учащимися ЕГЭ по русскому языку, средний балл выпускников класса составляет 47,5 баллов (на уровне краевого)).

          5 лет (2007 – 2012 гг.) – с момента переноса опыта в другие условия (другое образовательное учреждение) и до момента выявления результативности в новых условиях (подготовка выпускников 9 класса к ГИА, 100% успеваемость, 100% качество знаний (выше районного и краевого).

          Работа по теме «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетентности учащихся в области русской словесности» была начата в 2003 году на базе средней школы № 18 хутора Родниковский Новокубанского района Краснодарского края.  В дальнейшем становление опыта происходило на базе основной школы № 30 села Радищево Новокубанского района Краснодарского края.

Учебный год

Учебное заведение

Класс

УМК

Внеклассное объединение

2003-2007 гг.

СОШ № 18

5,7,11

6,8,11

7,9,11

8,10,11

Работа по УМК

М.М.Разумовской (5-9 кл.), Л.М.Рыбченкова (10-11 кл.)

Факультатив «Русская словесность»

2007-2012 гг.

ООШ № 30

5

6

7,9

5,8,9

5,6,9

Работа по УМК Г.А.Ладыженской, М.Г.Баранова, С.Г.Бархударова

Драматический кружок для любителей русской словесности. Элективный курс «Словарное богатство русского языка». Краевая диагностическая конференция «Эврика», секция «Лингвистика»

  1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

  1. Алгоритм филологического анализа текста – предлагаемый пошаговый план работы с текстом.
  2. ГИА (Государственная итоговая аттестация) и ЕГЭ (единый государственный экзамен) – новые формы итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
  3. Изобразительно-выразительные средства, тропы и фигуры языка – языковые явления, которые посредствам переносного значения слов или нестандартного построения фраз создают значимые элементы художественной образности.
  4. Идиостиль писателя – индивидуальные особенности, черты языка и стиля определенного автора.
  5. Интеграции филологических дисциплин и синкретическое единство изучения русского языка и литературы.
  6. Интерпретаторский подход – авторская трактовка прочитанного текста.
  7. Компетентностный  подход – новый подход к результативности образовательного процесса, основанный не на традиционном наборе знаний, умений и навыков, а на компетентностях, как умении применять полученные знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях.
  8. Метатекстовые знаки – явления текста, содействующие чтению «между строк».
  9. Исследовательская деятельность – творческий подход к тексту, к разгадке подтекста, особенностей языка и стиля автора.
  10.  Параллель – проведение обоснованной аналогии между текстами.
  11.  Русская словесность – авторская интегрированная программа.
  12.  Псевдотекст – намеренное смешение фрагментов различных текстов.
  13.  Профилактика неуспешности система предварительной работы учителя, помогающая избежать педагогических неудач в работе с учащимися и обеспечивающая детям радость маленьких открытий.
  14.  Тьюторская работа – сопровождение учащихся в индивидуальной работе к заинтересовавшей их цели.
  15.  Стилизация – написание собственных творческих работ с сохранением особенностей языка и стиля того или иного писателя.
  16.  Эвристическое задания – нестандартная задача, будящая интерес, познавательную активность учащихся, требующая различных видов мышления и восприятия.
  17.  Цитатник – сборник цитат по разным темам, индивидуальный для каждого учащегося.
  18.  Стилистический анализ текста – умения найти в тексте лексические средства и прийти к выводу, что слово изучается как в номинативной, так и в эстетической функции.

  1. Психолого-педагогической портрет класса (группы) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Учебный год

Учебное заведение

Класс

Тип класса

Внеклассное объединение

Межшкольн. объединение доп. образования

2003 – 2004

СОШ № 18

5

Общеобразо-вательный

(сильный класс)

7

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

11

Общеобразовательный (средней подготовки)

Факультатив «Русская словесность»

2004 - 2005

СОШ № 18

5

Общеобразовательный (сильный класс)

8

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

11

Общеобразовательный (средней подготовки)

Факультатив «Русская словесность»

2005 - 2006

СОШ № 18

7

Общеобразовательный (сильный класс)

9

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

Драматический кружок для любителей русской словесности

11

Общеобразовательный (сильный класс)

Факультатив «Русская словесность»

2006-2007

СОШ № 18

8

Общеобразовательный (сильный класс)

Драматический кружок для любителей русской словесности

10

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

11

Общеобразовательный (средней подготовки)

Факультатив «Русская словесность»

2007-2008

ООШ №30

5

Общеобразовательный (класс педагогической поддержки)

2008-2009

ООШ №30

6

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

Драматический кружок для любителей русской словесности

2009-2010

ООШ №30

7

Общеобразовательный (средней подготовки)

Драматический кружок

9

Общеобразовательный (средней подготовки)

Элективный курс «Словарное богатство русского языка»

2010-2011

ООШ №30

5

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

Драматический кружок для любителей русской словесности

8

Общеобразовательный (средней подготовки)

Драматический кружок для любителей русской словесности

9

Общеобразовательный (средней подготовки)

Элективный курс «Словарное богатство русского языка»

2011-2012

ООШ №30

5

Общеобразовательный (сильный класс)

6

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

9

Общеобразовательный (средней подготовки)

Элективный курс «Словарное богатство русского языка»

2012-2013

ООШ №30

6

Общеобразовательный (сильный класс)

Элективный курс «Словарное богатство русского языка»

7

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

Элективный курс «Словарное богатство русского языка»

9

Общеобразовательный (средней подготовки)

Элективный курс «Словарное богатство русского языка»

2013-2014

ООШ №30

7

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

8

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

9

Общеобразовательный (сильный класс)

2014-2015

ООШ №30

5

Общеобразовательный (средней подготовки)

8

Общеобразовательный (средней подготовки)

9

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

2015-2016

ООШ №30

5

Общеобразовательный (слабый класс педагогической поддержки)

6

Общеобразовательный (средней подготовки)

9

Общеобразовательный (средней подготовки)

  1. Опыт создавался в условиях обычной средней и основной общеобразовательной школы, дает результаты в работе с разноуровневыми классами.
  2. Идея и технология опыта проверялись на школьных классах разного уровня подготовки (МОБУСОШ № 18, МОБУООШ № 30), в рамках внутришкольного факультатива «Русская словесность», элективного курса в предпрофильных классах «Словарное богатство русского языка», драматического кружка для любителей русской словесности, дополнительной работы с филологически одаренными детьми, участия в краевой научно-практической конференции «Эврика».
  3. Опыт сформировался в разнообразной социальной среде:

- средняя школа в хуторе Родниковский с классами различного уровня подготовки (высокий процент социально незащищенных семей, среди родителей учащихся не более 3% имеют высшее образование (дети учителей и специалистов хозяйства));

- основная школа № 30 села Радищево (недостаточно интеллектуально насыщенный социум, состав родителей учащихся весьма неоднороден, около 10% армянской национальности, высшее образование имеют не более 5% родителей).

          Через учебный диалог учителя и ученика, через работу с текстом происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

  1. Педагогический опыт.
  1. Описание основных методов, используемых в представляемом педагогическом опыте.

          Говоря о содержании художественного текста, определяя его идею, проблему, образную систему, необходимо обратиться к исследованию языковой структуры текста, особенностям отбора автором словесных средств выразительности.

          На уроках словесности и внеклассных занятиях решается сложная задача, которая предполагает одновременную работу и над содержанием произведения, и над его языком, отражающая современные направления в работе учителя-словесника:

- пересмотр содержания и  направленности современного курса русской литературы, в котором усиливается внимание к языковому анализу изучаемых художественных произведений;

- преобразование курса русского языка, предполагающего усиленное внимание к вопросам функционирования языковых средств художественной речи;

- разработки специальных интегрированных уроков словесности, на которых в последовательности и системе рассматриваются изобразительно-выразительные возможности русского языка и их реализация в литературных произведениях;

- разработки занятий факультативов и элективных курсов, направленных на формирование у учащихся разных возрастных групп навыков комплексного анализа художественного текста.

Сегодня под уроком словесности понимается такой интегрированный урок русского языка и литературы, на котором основное внимание сосредоточено на особенностях функционирования единиц языка разных уровней в художественном тексте, на рассмотрении их изобразительных возможностей с целью формирования у учащихся представления об эстетической функции русского языка, богатстве и гибкости его системы, о роли средств словесного выражения в создании художественных образов, о содержании и форме текста как единого целого.

Производя комплексный анализ смыслового развертывания художественного текста, читатель-исследователь выявляет идиостиль читателя, что открывает перед ним глубины и тонкости художественного взгляда писателя на мир.

Автором опыта разрабатываются следующие идеи:

  1. Проблемы, стоящие перед преподавателем русского языка и литературы:
  1. Повысить качество работы с текстом.
  2. Развить интерес к чтению.
  3. Развить познавательную и творческую активность учащихся.
  4. Способствовать развитию творческих и аналитических навыков в процессе написания сочинений различного жанра, в том числе анализов прочитанного текста.
  1. Известные способы решения означенных проблем:
  1. Чтение и пересказ текстов.
  2. Чтение и анализ материалов учебной и справочной литературы по изучаемому тексту.
  3. Постоянное повторение изученного.
  4. Написание сочинений в форме критических статей с большей опорой на критическую литературу, чем на художественный текст.
  1. Недостатки существующих методов:
  1. Знание дается в готовом виде.
  2. Творческие работы учащихся больше похожи на рефераты.
  3. Отсутствие у учащихся интереса к художественному тексту, попытка подменить анализ текста его кратким изложением или анализом из учебной литературы.
  4. Отсутствие мотивации ученика в указанных видах деятельности.
  1. Данная авторская методика предлагает:
  1. Постоянную работу с текстами на каждом уроке.
  2. Анализ текста с опорой на самостоятельность учащихся, поощрение оригинальных интерпретаций, оригинальных находок в анализе.
  3. Обязательные на каждом уроке «минутки творчества»: небольшие письменные, представляющие собой ответы на проблемные вопросы по прочитанному тексту, элементы сочинений-рецензий, эссе, эти и другие формы самовыражения.
  4. Обсуждение в микрогруппах и в классе творческих работ, коллекционирование творческих находок товарищей и исправление замеченных ошибок.
  5. Считать познание первым шагом в развитии учащихся, а следующим – творчество.
  6. При оценивании восприятия и истолкования прочитанного текста учитывать творческую оригинальность созданного текста.

Особенности и шаги методики работы с текстом:

Обычно проведение занятия предполагает 4 взаимосвязанных блока, где есть самостоятельная и совместная деятельность ученика и педагога. Ниже показано основное содержание, обозначены блоки, ключевые шаги и цели.

Блоки

Шаги

Цели

Блок А.

Подготовка педагога к занятию.

1А. Подобрать яркие, художественные тексты, иллюстрирующие конкретную тему.

Четко обозначить пути изучения явлений словесности в ходе анализа подобранных текстов.

2А. Изучить методическую и научную литературу по теме.

Владеть информацией по данному вопросу.

3А. Создать опорные схемы освоения понятий словесности.

Подготовить необходимые информационные ресурсы.

4А. Составить вопросы, активизирующие опорные знания ученика.

Проверить подготовку учеников к изучению новой темы.

5А. Составить собственные образцы творческих работ с подобранными текстами, которые ученики будут анализировать наряду со своими «пробами пера».

Блок Б.

Деятельность педагога и ученика.

1Б. Выполнить упражнения, активизирующие «прошлые» знания.

Подготовить необходимые «прошлые» знания для предстоящей работы.

2Б. Прочитать и обсудить прочитанный текст на уровне «восприятие».

Определить в тексте известное и неизвестное

3Б. Выявить тему, проблему и идею текста.

Правильно обозначить общие и отличительные признаки изучаемых явлений словесности.

4Б. Сформулировать тему урока, определить задачи рассмотрения явления словесности в рамках текста.

Мотивировать ученика на осознанное изучение явлений словесности.

Блок Г.

Рефлексия.

1Г. Сделать выводы по анализируемому тексту на уровне – «оценка»

Развить логику ученика, способности к анализу и синтезу.

2Г. Творчески запретить полученное знание в виде написания небольшого сочинения определенного жанра.

«Пропустить» материал словесности через жизненный читательский опыт ученика, создать новый методический материал.

3Г. Ученику: выполнить творческое домашнее задание.

Учителю: оценить работу каждого ученика, учитывая работу по повторению прошлых знаний, за интерпретацию прочитанного текста и творческую работу.

Проявить творческие способности при решении поставленной задачи.

Выявить динамику развития каждого учащегося и творческой группы в целом.

  1. Актуальность педагогического опыта.

            Актуальность темы: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности» и опыта работы по данной теме обусловлены современными требованиями к уровню и качеству образования в области филологических дисциплин, социальным заказом государства, общества, Законом об образовании РФ, новыми требованиями ФГОС, региональной образовательной политикой; передовым идеям современной педагогики и психологии; профессиональным интересам педагогической общественности.

            Во-первых, русский язык и русская литература – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к ее неисчерпаемым богатством. Приобщение ребенка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, с кем общается, одним словом, под влиянием той речевой среды, в которой, так или иначе, зависит.

           Сегодня речевая среда, окружающая ребенка, не всегда приобщает его к культуре. В качестве «лекарства» от пагубного влияния сомнительного языкового окружения школьников можно рассматривать как среду обучающую, способную вызвать у ребенка потребность постоянного общения с текстами – «целебными источниками русской словесности».

            Во-вторых, содержание ФГОСов по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, знание определенных текстов художественной литературы, формирование лингвистических и литературоведческих навыков, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно говорить, писать, анализировать и интерпретировать, применяя полученные знания, умения и навыки в разных условиях общения.

             В-третьих, задания ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе проверяют подготовку учащихся по всем основными разделами и аспектам работы с текстом. Особое внимание уделено формированию коммуникативных  умений и навыков выпускников: чтение и понимание текста, оценка его содержания, языкового и художественного воплощения (элементы лингвистического и литературоведческого анализов), создание собственного высказывания на основе предложенного текста.

             Таким образом, первостепенное формирование таких жизненно важных умений, как: различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, способность передавать ее в соответствии с условиями общения – что невозможно сформировать без использования на уроках русского языка и литературы комплексного анализа текста.

             Анализ языковых и литературоведческих явлений, идейно-эстетических особенностей художественного текста с соответствующими наблюдениями над функцией слова позволяют развить чувство языка, понять эстетические функции текста, заинтересованность учащихся его тайнами и законами.

             Использование различных аспектов филологического анализа текста позволяет реализовать воспитательные возможности предметов «Русский язык» и «Литература», что способствует формированию духовных и нравственных качеств, мировоззрения школьников, становлению их гражданского сознания, приобщения к отечественной и мировой культуре. Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира.

             На уроках русского языка и литературы, работая с текстами художественных произведений, просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над текстом, словом, их анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

              Работа с текстом способствует интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся. В процессе филологического анализа текста происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы.

  1. Научность в представляемом педагогическом опыте.

            Представленные материалы опыта соответствуют основным принципам современной педагогики, психологии и методики преподавания.

            Ведущая педагогическая идея опыта: «Словесность как синкретический предмет – особый вид деятельности, и творчество, и чудотворчество» (Б.Пастернак)

             Интегрированный комплексный подход в преподавании русского языка и литературы заключает в себе вполне определенные практическое указание на исследование словесного искусства, интерпретирование текстов и обогащение речи школьников. Изучение русского языка и литературы в единстве имеет много достоинств: четко формируется и последовательно решается на практике задача стилистического изучения языка в его лучших образцах живого употребления, то есть как материала образцовых текстов писателей и публицистов. В свою очередь текст при детальном его рассмотрении выступает как произведение словесного творчества. Анализ словесной ткани текста (и литературного произведения как художественного целого) позволяет глубже воспринять авторскую идею, вооружает юных читателей знаниями, необходимыми для самостоятельного толкования смысла и эстетических качеств художественного текста.

Языковые и литературоведческие явления органично представляют в гармоничном контексте текста, их изучение обретает практическую значимость и вызывает как эмоциональный отклик, так и познавательную активность обучающихся.

Система разноаспектных заданий, нацеленных на исследование текста как художественного целого в совокупности всех явлений словесности, представленных в нем, эвристические задачи, минуты творчества, открывающие путь «От маленького писателя к большому читателю позволяют не только формировать и развивать определенные умения и навыки, но и вовлекают в «диалог с текстом», в «процесс творчества и чудотворства».

  1. Результативность педагогического опыта.

Учебный год

Результативность

2002 – 2003

Работа в разноуровневых классах обучения на разных ступенях, один класс окончил среднюю школу.

100% успеваемости, 50% качества знаний  в среднем классе.

Выравнивание, 100% успеваемость в слабом классе, 30% качества знаний. ЕГЭ по выбору (10 чел., успеваемость 100%). «Серебряная медалистка», поступление 2 учащихся по специальности педагог, призеры конкурсов.

2003 – 2004

Работа в разноуровневых классах, обучения на разных ступенях, один класс окончил среднюю школу.

100% успеваемость, 52% качества знаний в среднем классе средней ступени обучения.

Выравнивание, 100% успеваемость в слабом классе. ЕГЭ по выбору (7 чел.), 100% успеваемость.

2004 – 2005

Работа в разноуровневых класса обучения на разных ступенях, один класс окончил среднюю школу.

100% успеваемость, 52% качества знаний в среднем классе средней ступени обучения.

Выравнивание, 100% успеваемость в слабом классе средней ступени обучения, успешная сдача итоговой аттестации.

ЕГЭ (обязательный) (9чел.) 100% успеваемость, наивысший балл 64 (Скворцова Анастасия), 44% качества, призеры конкурсов.

2005 – 2006

Работа в разноуровневых классах обучения на разных ступенях, один класс окончил среднюю школу.

100% успеваемость и 50% качества знаний в среднем классе средней ступени обучения.

100% успеваемости, 50% качества знаний в среднем классе третьей ступени обучения, успешная итоговая аттестация за курс основной школы.

2006 – 2007

Работа в разноуровневых классах обучения на разных ступенях, один класс окончил среднюю школу.

100% успеваемость, 50% качества знаний в среднем классе средней ступени обучения.

100% успеваемость, 50% качества знаний в среднем классе третьей ступени обучения.

ЕГЭ (обязательный, 6 человек), 100% успеваемость, средний балл составляет 47,5 баллов (на уровне краевого).

2007 – 2008

Работа в слабом классе средней ступени обучения.

100% успеваемость и 30% качества знаний в слабом классе средней ступени обучения.

2008 – 2009

Работа в слабом классе средней ступени обучения.

100% успеваемость и 30% качества знаний в слабом классе средней ступени обучения.

2009 – 2010

Работа в слабых классах средней ступени обучения.

100% успеваемость и 32% качества знаний в слабом классе средней ступени обучения.

100% успеваемость, 30% качества знаний в слабом классе средней ступени обучения.

93,2% успеваемость и 50% качества по результатам государственной итоговой аттестации.

2010 – 2011

Работа в разноуровневых классах средней ступени обучения.

100% успеваемость. Выравнивание, 30% качества знаний в слабом классе средней ступени обучения.

100% успеваемость. Выравнивание, 40% качества знаний в слабом классе средней ступени обучения.

100% успеваемость, 45% качества знаний в среднем классе средней ступени обучения, 94% успеваемости, 40% качества знаний по результатам государственной аттестации.

I место в Международном конкурсе «Русский медвежонок» (Кузнецова Дарья), II место в детском экологическом форуме «Земная планета – 2011» (Корниенко Надежда), III место в районном литературном конкурсе «Поиск» (Корниенко Надежда), II место в районной олимпиаде по литературе (Корниенко Надежда).

2011 – 2012

Работа в разноуровневых классах средней ступени обучения, один из них окончил курс основной школы.

100%  успеваемость, 57% качества в сильном классе средней ступени обучения.

100% успеваемость. Выравнивание, 40% качества знаний в среднем классе средней ступени обучения.

100% успеваемость, 80% качества знаний по результатам государственной итоговой аттестации, два аттестата особого образца.

2012-2013

100%  успеваемость, 57% качества в сильном классе средней ступени обучения.

100% успеваемость. Выравнивание, 50% качества знаний в среднем классе средней ступени обучения.

100% успеваемость, 100% качества знаний по результатам государственной итоговой аттестации, два аттестата особого образца.

2013-2014

100% успеваемость, 50%качества в среднем классе средней ступени обучения, 100%  успеваемости и 100% качества знаний по результатам государственной итоговой аттестации.

II место в краевом конкурсе «Музей и дети-2014»  (Юркин Виктор), II место в конкурсе  гагаринские чтения, посвященные дню рождения Юрия Гагарина (Сытников Роман), I место в краевом конкурсе сочинений «Краснодарский край в преддверии зимней Олимпиады-2014» (Сытников Роман), II место в краевом конкурсе сочинений «Нет тебя дороже» (Сотникова Лолита), сертификат участника в конкурсе «Лучший мультимедийный урок, »II место в краевом конкурсе сочинений «Моя Семь-Я» (Соболевская Алена)

2014-2015

100% успеваемость, 40% качества успеваемости в классах средней ступени обучения. 100% успеваемость, 40%  качество знаний по результатам государственной итоговой аттестации.

Призер муниципального конкурса «Я выбираю спорт» (Божко Станислав, 8 класс), призер муниципального конкурса «Мамины глаза» (Лобода Анна, 5 класс)

2015-2016

100% успеваемость, 50% качество в классах средней ступени обучения, 40% качества в слабом классе. 100% успеваемость, 45% качество знаний по результатам государственной итоговой аттестации.

             Анализ результатов опыта позволяет судить о стабильной положительной динамике развития филологических навыков учащихся средней школы № 18 и основной школы № 30, о росте заинтересованности исследуемой проблемой среди выпускников в связи с написанием изложения и сочинения для сдачи ОГЭ.

  1. Новизна представляемого  педагогического опыта.

Изменения в содержании образования.

           Глубокий комплексный анализ текста – образца лежит в основе урока словесности, потому что позволяет не только обрабатывать навыки осмысленного чтения, внимательного наблюдения за особенностями функционирования филологических единиц в тексте, их вдумчивого анализа, но и нацеливает учеников на подлинно творческую работу, отражающую их личностное восприятие, является основным методам реализации интеграции русского языка и литературы.

           Ученическая интерпретация художественного текста, основанная на его комплексном анализе, должна представлять собой цельный текст, отражающий уровень знаний школьников о средствах изобразительности, их возможностях при создании формы и содержания текста.

           Алгоритм филологического анализа художественного текста может выглядеть следующим образом:

           На первом этапе обязательно художественное прочтение текста учителем или подготовленным учеником для создания определенного эмоционального настроя. Далее следуют вопросы типа викторины, которые позволяют найти параллель между данным текстом и ранее изученными произведениями для определения темы текста. Затем это первое впечатление будет обосновываться в ходе дальнейшего анализа. Иногда бывает уместно сказать об истории создания произведения, о периоде в творчестве автора текста. Далее нужно подвести учащихся к формулированию ими проблемы текста.

           На втором этапе работа усложняется, так как осуществляется выход на литературоведческий анализ. Нужно провести обзорный анализ изобразительно-выразительных средств, особенно выделив изучаемые на данном уроке явления, делая предварительные замечания о их месте и роли в художественном тексте: выяснить фонетические, лексические, словообразовательные, грамматические, а также образно-эстетические особенности текста.

При этом в зависимости от целей и задач занятия, можно:

  1. Определить сильные позиции текста: заглавные, ключевые слова, на основании чего четко формулируется проблема текста (самое сложное для учащихся), выявляется конфликт, делается вывод об образной системе текста.
  2. Выявить особенности структуры анализируемого художественного текста, соотнести с содержанием, определить родовые и жанровые признаки текста, особенности композиции и элементы сюжета произведения (если это стихотворения, то форма стиха, размер, рифма)

            На третьем этапе предлагается сделать вывод об особенностях авторской позиции, о традициях и новаторстве в трактовке проблемы. Формулируя идею текста, нужно сделать вывод о роли изучаемых лингвистических явлений для прочтения текста, интерпретировании увиденного между строк.

          В качестве примера при изучении  в 9 классе темы «Роль знаков препинания в БСП» проанализируем цитату из поэмы «Лонжюмо» А.Вознесенского

Россия любимая,

                       с этим не шутят.

Все боли твои – меня болью пронзили.

Россия,

             я – твой капиллярный сосудик,

мне больно когда –

             тебе больно, Россия.

                                                                       (Знаки препинания не расставлены)

          На первом этапе предлагается прочесть его с правильной смысловой интонацией, применяя соответствующие знаки препинания. Особый интерес представляет собой конструкция: «Мне больно когда - тебе больно, Россия». Как правило, учащиеся сразу предлагают определить придаточную часть от главной запятой следующим образом: «Мне больно,  когда тебе больно, Россия». Они обосновывают свою позицию с точки зрения пунктуации и восприятия цитаты.

         На втором этапе рассмотрим авторскую постановку знаков препинания: «Мне больно когда, тебе больно Россия». Сдвигаются смысловые акценты: массовое «один за всех» превращается в гуманное «все за одного». Что же это: авторский знак или авторская позиция (один из сложнейших для учащихся аспектов анализа текста). Устное рассуждение выводит школьников на уровень проблемного восприятия прочитанного.

          На третьем этапе учащимся предлагается два варианта письменного рассуждения по модели заданий С2.1. и С2.2. ГИА: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают.

          «Как вы понимаете смысл следующих слов текста: «Мне больно когда - тебе больно Россия».

          Такой прием комплексного анализа текста не только помогает изучить новую тему, но и убедиться, что авторская позиция и знаки препинания в тексте тесно взаимосвязаны, поможет школьникам правильно построить сочинение-рассуждение по модели заданий С2.1. и С2.2. ГИА.

Преобразование педагогического инструментария.

          Рецензия – путь от маленького писателя к большому читателю. Рецензирование связано с отработкой моделей – клише, которые привязаны стать своеобразными алгоритмами комплексного анализа. Действуя по образцу, каждый из учащихся находит возможности оригинально выразить себя в рецензии. Важно побудить интерес учащихся к коллекционированию близких им по духу цитат по актуальным темам и проблемам. «Деловые игры», «Мудрые мысли», «Мой цитатник» постепенно входят в систему уроков и внеурочных занятий, развивают не только память, но и аналитическое мышление учащихся.

          Следующая стадия подготовки к написанию рецензии  - обсуждение образов рецензий , написанных учителем. Учащиеся работают с карандашом, пользуясь пометами (например: «не согласен», «не понятно», «?», «+», «согласен»).

         На дальнейших этапах по представленной модели анализируются работы учащихся, интересные мысли обсуждаются и записываются.

         Последний этап работы – написание рецензии по прочитанному тексту.

              Характеристика художественного текста в аспекте его коммуникативных качеств представляет собой своеобразное дополнение к лингвистическому толкованию. При ее выполнении оцениваются, прежде всего, такие качества художественной речи, как правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие), уместность. Организуя подобную работу, нужно учитывать тот факт, что для художественного текста характерны функции общения, сообщения, воздействия, при этом функция воздействия является основной. Воздействие, оказываемое художественным текстом, имеет эстетическую природу, а следовательно, при анализе коммуникативных качеств художественной речи необходимо уделить ее выразительности и богатству (разнообразию). Это тем более важно, что в школьных учебниках предлагаются тексты, принадлежащие подлинным мастерам слова, в речи которых практически нет серьезных отступлений от требований правильности, точности, логичности, чистоты и уместности.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(А. С. Пушкин)

          Работа с текстами при подготовке учащихся к новым формам аттестации по русскому языку и литературе должна начинаться с 5 класса, только тогда такая подготовка будет системной, а не форсировано-стрессовой. На уроках русского языка работа с деформированными текстами и системой лингвистических заданий к ним стала уже привычной формой при выполнении краевых диагностических работ, при промежуточной аттестации как в средних, так и в старших класса. Хотелось бы обратить внимание, что включение творческих заданий в подобные проверочные работы (сжатые ответы на проблемные вопросы художественных и публицистических текстов, продолжение предложенного текста) дают свои результаты выполнение учащимися краевых диагностических работ, хорошие результаты при прохождении выпускниками государственной итоговой аттестации.

  1. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Диапазон опыта.

  1. За 15 лет диапазон опыта расширился от занятий в разноуровневых классах до охвата заинтересованных учащихся и коллег.
  2. В опыте можно рассматривать репродуктивный уровень (опыт, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов) и инновационный (поисковый, исследовательский )уровень.

  1. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

          В данном опыте обобщен авторский материал, касающийся работы с текстами при подготовке к итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ, ЕГЭ), при подготовке к предметным олимпиадам, конкурсам, а также открытым урокам по теме опыта.

Гипотеза.

          Если во главу большинства занятий поставить текст как предмет лингвистического исследования языковых и литературоведческих явлений, можно изменить принцип подготовки учащихся со знаниевого на компетентностный, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие занятий по русскому языку и литературе.

Цель педагогической деятельности:

           Приобщать учащихся к богатствам русской словесной культуры, развивать навыки читательского и исследовательского мастерства и прививать вкус к филологии; способствовать совершенствованию речевой компетентности и коммуникативных навыков, отрабатывать навыки безошибочного письма, формировать представление о русской словесности как о социо-культурном феномене, занимающем особое место в развитии нации и человечества.

Задачи педагогической деятельности:

- работа над лингвистическим и литературоведческим аспектами анализа текста, выход на комплексный филологический анализ текста, рецензирование и интерпретирование прочитанного;

- формирование у школьников компетенций, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

- развитие творческих навыков, движение «от маленького писателя к большому читателю»;

- развитие навыков грамотного и свободного владения русской литературной речью, подготовка участников филологических конкурсов и олимпиад;

- привитие любви к отечественному художественному слову, сознания значимости отечественной словесности в мировом художественном процессе, воспитание в душах детей потребности духовного общения с книгами и собственного речевого самосовершенствования;

- воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии текстов;

- развитие творческого потенциала, воображения, эстетического чувства через систему работы над сочинениями различных жанров: «И творчество, и чудотворство…»

Принципы деятельности учителя:

  1. От текста – к филологическому явлению, от филологического явления – к открытию;
  2. Чтобы ребенок научился анализу, учитель должен представить свой анализ на общее обсуждение первым;
  3. Создание учеником творческой работы любого уровня требует индивидуального сопровождения учителя;
  4. В споре рождается истина, в коллективном творческом обсуждении – хороший анализ;
  5. Чтобы текст, а значит, и все занятие тронули учеников, требуется большая предварительная работа учителя, прежде всего это труд души;
  6. Филологический анализ дает результаты в обучении учеников разного уровня, если учителем индивидуально подобраны задания не только с учетом филологических компетенций учеников, но и их конкретных способностей и интересов;
  7. На каждом занятии ученики должны получать оценки, причем система ежеурочного балла должна складываться из нескольких составляющих: предварительная самостоятельная работа с текстами (стартовый рейтинг), участие в коллективно-групповом анализе – интерпретации прочитанного текста и результат творческой работы. Такая система исключает случайные оценки и факт равнодушного прослушивания тем, по которым «не спрашивают»;
  8. Учителем системно ведется рейтинг всех учащихся от занятия к занятию и мониторинг успешности каждого обучаемого в отдельности. Профилактика неуспешности гораздо важнее работы над ошибками;
  9. Учащиеся сами подскажут траекторию их сопровождения, учитель только должен быть чуток к мыслям и мнениям юных исследователей.

Приемы контроля:

  1. Конкурс читательских дневников;
  2. Парад ученических викторин;
  3. Эвристические задачи учителя, рассчитанные на выявление; лучшего филолога занятия, дня, сезона, года.
  4. Творческие работы «Моё прочтение произведения», «Моё открытие писателя», «Роль эпизода в произведении», «Литературные параллели», «Я открываю загадки текста» и т.д. выполнение творческих работ в жанре писем, страниц дневников, этюдов, эссе, стилизаций.
  5. Представление самостоятельных исследований текстов.

Выводы:

          В данном педагогическом опыте представлены элементы преобразования педагогического инструментария.

          Наибольшей результативности удается достичь при условии интерпретации урочной и внеурочной деятельности на разных уровнях (на уровне содержания – межпредметная и внутрипредметная интеграция; на уровне видов деятельности и учебно-познавательная, исследовательская, игровая, общение; на уровне взаимодействия – участие в работе детей разного возраста); создание атмосферы сотворчества и сопереживания.

          В опыте отражены принципы деятельности педагога, его взаимодействия с учащимися и приемы оценивания школьников на разных этапах работы с текстами.

          Достигнутые результаты можно считать успешными. Преимущество данного опыта: актуальность; создание особой атмосферы «сотворчества»; технологичность (воспроизводимость в иных условиях); широкие возможности для творческого применения; природообразность (развитие познавательной активности ребенка) и его интереса к филологии. Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, результативность, оптимальность, стабильность, научность.

          Опыт можно использовать в массовой практике.

Приложения

Приложение № 1. Анализ средств выразительности.

Языковое

средство

Определение

Примеры

Анафора

(единоначатие)

Повторение

слов или

словосочетаний

в начале

предложения.

Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни что не отвечает и что во всем всё «до лампочки». Вот от чего опускаются руки! (Р.Рожденственский)

Антитеза

(противо-

поставление)

Резкое противо-

поставление

понятий,

характеров,

образов,

создающий

эффект резкого

контраста.

Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского – и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф.Искандер)

Вопросно-

ответная

форма

изложения

Форма речи,

при которой

автор как бы

делает читателя

своим собеседником, привлекает его

к обсуждению

важных вопросов,

заставляет

задуматься над

ними.

Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма – дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача на всех.

Гипербола

Художественное преувеличение.

Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжелая, чем водородная бомба XX века. Имя этой болезни – ксенофобия. (И.Руденко)

Приложение № 2. «Мудрые мысли».

Проблемы:

  1. Человек и природа.
  2. Восприятие окружающего мира.
  3. Отношение к природе.
  4. Природа – храм или мастерская?
  5. Изучение и охрана природы.
  6. Равнодушное отношение к природе.
  7. Потребительское отношение к природе.

Тезисы:

  1. Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение природы, ее часть.
  2. Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.
  3. Необходимо бережно относиться к природе.
  4. Природа для человека одновременно и храм, и мастерская.
  5. Изучение природы приучает подчиняться ее законам.
  6. Человек, равнодушный к природе, обкрадывает, обедняет себя.
  7. Насилие над природой вызывает возмущение стихийных сил.

Аргумент:

Перу Пришвина принадлежат повести, сказки, очерки, дневники, автобиографический роман, где он пишет о природе. В книгах проявилась оригинальность пришвинского таланта: он сочетает реалистическое воссоздание жизни с романтическими представлениями о мире. В произведении «Кладовая солнца» объединены правда и сказка. Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «МЫ хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

Афоризмы, крылатые слова, высказывания:

  1. Люди, которые не любят природы, - и не любят жизнь, оставаясь равнодушными к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мирозданья (Леонид Андреев).
  2. Природа – не сырье для цивилизации, а прекрасный солнечный дворец, в который человек должен своим трудом, волей, разумом вносить усовершенствования и изменения (Юрий Бондарев).
  3. Перед человечеством сегодня стоят две задачи: защита мира и защита природы, обе – главные условия нашего дальнейшего существования (Леонид Леонов).
  4. Охранять природу – значит охранять Родину (Михаил Пришвин).

Приложение № 3.                          Памятка.

«Как писать сочинение (Часть С) Единого государственного экзамена по русскому языку?»

Шаг

Варианты речевого оформления

  1. Определите тему анализируемого текста.

«Предложенный нашему вниманию текст – это рассуждение (повествование, описание), посвященное…»

«Кто из нас задумывался о…»

«Автор данного текста (назовите его) размышляет о …»

Помните, что тема не должна формулироваться в виде законченного предложения, иначе вы рискуете подменить тему идеей, то есть авторской позицией.

  1. Сформулируйте проблему, поднятую автором в тексте.

«Автор поднимает в тексте много проблем, но самая важная, на мой взгляд, это…»

«Автор пытается найти ответ на проблемный вопрос…»

Помните, что проблема должна быть связана с темой, «вытекать» из нее. Чтобы не спутать проблему с темой, проблему рекомендуется формулировать в виде вопроса, не имеющего однозначного ответа.

  1. Прокомментируйте проблему (объясните ее актуальность, значимость для общества или лично для вас).

«Эта проблема очень актуальна, потому что…»

«Эта проблема относится к числу «вечных», потому что…»

«Данная проблема всегда волновала меня, так как…»

«Наверное, нет ни одного интеллигентного человека, который бы не понимал значимость данной проблемы, потому что…»

  1. Сформулируйте авторскую позицию (идею текста, ответ автора на проблемный вопрос)

«Автор считает, что…»

«Позиция автора ясна: …»

«Отвечая на проблемный вопрос, автор приходит к выводу: …»

Помните, что авторская позиция может быть прямо не сформулирована в тексте. В художественном тексте позиция героя может не совпадать с позицией автора. Если же позиция автора открыто обозначена в тексте, сформулируйте ее своими словами, избегая простого цитирования.

  1. Выразите свое мнение по отношению к авторской позиции: согласие, несогласие, частичное согласие.

«Я согласен с автором…»

«Не могу согласиться с автором. Я считаю, что…»

«Я могу лишь отчасти согласиться с автором. Я согласен с тем, что …, но не могу признать правильным…»

Помните, что в случае несогласия с автором свое мнение нужно высказывать

Приложение № 4. Образец рецензии.

           Публицистка всегда обращается к проблемам, которые волнуют общество. В последнее время появилось много произведений на тему, затрагивающие культуру, природу, нравственность. К их числу относится и статья Т.Тесс.

            Очень ярко и образно в своем повествовании автор описывает ситуацию, которая не может оставить читателя безразличным. В статье чувствуется нежное отношение мастера слова, к удивительному созданию, голубой, серебристой ели. Она, словно живой персонаж, радующей своей красотой жильцов, которые посадили ее и трепетно ухаживали за ней. Запах лесной хвои, Тесс сравнивает с запахом детства, запахом чистоты.

          И вот однажды, нашелся человек, погубивший ее, словно палач, срубил юную, пушистую красавицу-ель.

          Автор в этой статье затрагивает нравственную проблему совести. Тесс говорит: «Человеку, убивший дерево проходим, может быть мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

          К огромному сожалению, но я стал свидетелем такой печальной истории. В день моего рождения отец посадил у дома маленькую елочку. Рос я, росла и ель. Каждый новый год, мы ее наряжали, для нас она была словно одушевленный сказочный персонаж. Но три года назад, перед новогодними праздниками нашелся «человечешко», который срубил елочку не под корень, а молодую пушистую верхушку. Наша семья и соседи очень переживали, было больно смотреть на изуродованное дерево.

         Недавно я смотрел передачу «Пусть говорят», где обсуждался вопрос, затрагивающий нравственность. Только безнравственные люди могут совершить такой поступок, которому нет оправдания.

          На мой взгляд, вся статья является табличкой, на которой написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый Год срубил эту елку».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"

Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...

Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника.

Опыт экспериментальной работы по развитию навыков самостоятельного анализа публицистического текста...

Педагогический совет "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, я считаю, что современный педагог призван решать задачи, требующи...

Практико-значимая работа по теме "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся".

Зависимость развития компетенций ученика от уровня компетенции учителя....

Статья по теме «Анализ текста как средство развития речи учащихся на уроках русского языка»

Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Развитие связной речи - одна из главных задач уроков русского языка. В настоящее время текст явля...

Статья на тему «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходил...