Статья по теме «Анализ текста как средство развития речи учащихся на уроках русского языка»
статья по русскому языку

Малеева Ираида Викторовна

Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. 

Развитие связной речи - одна из главных задач уроков русского языка. В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка необходимо вести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме «Анализ текста как средство развития речи учащихся на уроках русского языка»

Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. В стандартах второго поколения в качестве целей изучения русского языка в основной школе названы: развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

Развитие речи - это важная задача обучения родному языку, так как речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникабельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

Развитие связной речи - одна из главных задач уроков русского языка. В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка необходимо вести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей.

Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, М.А. Рыбниковой и др.). В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности  (говорению,  аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков.

Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Т.А. Ладыженской, В.И.Капинос, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной.

Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Низкий уровень речевого развития объясняется тем, что

  интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);

  трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;

  интенсивным  развитием аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;

   малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

Эффективность работы над текстом зависит от правильного выбора методов и приемов учебного материала и подготовленности.

В настоящее время текст приобрел статус основной коммуникативной единицы, а умение создавать его выдвигается как конечная цель обучения.

В методической литературе справедливо отмечается, что в школе недостаточно учат технической стороне создания текста. Обычно школьники составляют текст без всякого знания теории, стихийно постигая закономерности его построения. Однако в основе всех текстов лежат универсальные правила их построения. С этими правилами и необходимо знакомить учащихся, начиная с начального этапа обучения.

По мнению известного методиста Л. М. Лосевой, при определении понятия текст следует исходить из признаков, присущих всем текстам. К ним она относит следующие: 1) информативность; 2) содержательную и структурную завершенность; 3) выражение отношения автора к сообщаемому (авторская установка). В синтаксическом отношении текст представляет собой совокупность предложений, связанных по смыслу и с помощью лексико-грамматических средств.

Следовательно, под текстом необходимо понимать не фиксированную на бумаге устную речь, а особую разновидность речетворчества, имеющую такие параметры, как цельность (тематическое единство), связность (объединение его составных частей лексико-грамматическими средствами), логичность, завершенность.

На уроках русского языка необходимо обращать внимание учащихся на механизмы построения текста, способы создания его как единого, связного и цельного речевого произведения. Текст должен выступать как самостоятельная учебная единица, объект изучения, представляющий языковое и речевое образование с собственными закономерностями построения, а не только как контекст для наблюдения функционирования в нем единиц более низких уровней: предложений, словосочетаний и слов.

В научно-методической литературе выделены и описаны следующие признаки текста: связность, цельность, информативность, развернутость, логичность, подготовленность (в письменной форме), завершенность, модальность и ситуативность.

Кратко охарактеризуем эти признаки. Важнейшими признаками являются связность и цельность.

К. Кожевникова совершенно справедливо считает, что основной категорией текста является связность. Связность текста обеспечивается связанностью элементов, образующих предложения, связанностью этих последних в пределах ССЦ и связанностью ССЦ между собой.

Информативность присуща только тексту и является его основным признаком. Содержанием любого законченного текста является информация. Она содержит сообщение о фактах, событиях, процессах, раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами и событиями.

Главным определяющим признаком текста является развернутость. По своему строению текст представляет собой грамматически организованные, развернутые сложные структуры и протекает по правилам эксплицитной грамматики.

Другим характерным признаком является логичность. Связанные между собой предложения располагаются в соответствии с логикой развертывания мысли в определенной последовательности и образуют логическую структуру, где есть зачин и конец, а промежутки между ними - переходы от одного этапа мысли к другому. В тексте предложения располагаются в определенной последовательности.

Важным качеством текстов в письменной форме является подготовленность. Текст в письменной форме в отличие от устной всегда проверяется, исправляется и совершенствуется. Если текст чем-то не удовлетворяет автора, он может вернуться к мысленной работе над отдельными компонентами текста. В результате текст может быть существенно изменен, перестроен, дополнен, сокращен и т.д.
Различные недостатки в письменных работах школьников отражают особенности этой сложной мыслительной деятельности. Одной из причин недочетов ученических сочинений является отсутствие самоконтроля, неумение оценивать создаваемый ими текст с точки зрения восприятия его читателем.

К сожалению, в школьной практике упускаются такие важные моменты, как совершенствование написанного и редактирование.

Как известно, тексту присущи тема и основная мысль. Оба эти понятия ограничивают текст и наделяют его завершенностью. Они не только являются сигналами, направляющими внимание читателя на перспективное изложение мысли, но и ставят рамки такому изложению.

Любой текст обладает модальностью. Модальность - понятие сложное и многоплановое. Содержание предложения может соответствовать реальной действительности или не соответствовать ей, из чего следует противопоставление двух основных модальных значений - реальной и ирреальной. Главным средством выражения модальности является категория наклонения: изъявительного, условно-желательного и побудительного, которая тесно связана с предикативным ядром предложения.

С помощью текстов осуществляется речевая коммуникация, поэтому у учащихся должно быть сформировано умение создавать и воспринимать тексты в процессе речевой коммуникации. Это убеждает нас в том, что текст должен стать основной коммуникативной единицей обучения русскому языку.

Таким образом, в настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка необходимо вести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей. При условии правильного формирования у учащихся на уроках прочных знаний закономерностей конструирования текстов, на уроках русского языка происходит углубление этих знаний, формирование необходимых умений и навыков по составлению текстов различных типов и стилей.

Список литературы

1.Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.:
Просвещение, 1990. - 366 с.

2. Богуславская, Н.Е. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. 2-е изд .испр. и доп.- М.:Просвещение, 1991. – 240 с.

6. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991. – 342 с.

8. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. – М.:Просвещение, 1991. – 160 с.

10. Левушкина, О.Н. Текст и культура : Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. Пособие для учителей / О.Н. Левушкина.- М. : ГАОУ ВПО МИОО, 2012. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексный анализ текста как средство развития речи учащихся

Формированию коммуникативной компетенции учащихся посвящено огромное количество исследований. Работа над текстом при этом становится средством речевого развития учащихся. В настоящее время необходимо ...

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...

Статья "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В своей работе я рассмотрела:1. основные этапы работы над картиной2. последовательность анализа произведения живописи, которая зависит от особенностей самой картины, от поставленных целей, возраста уч...

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В данном докладе рассматривается проблема развития речи учащихся на примере уроков русского языка и литературы....

Сочинение по картине как средство развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах

Методика работы с картинами (подготовка, проведение и анализ сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5-6 классах...

Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля

Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...

Статья на тему Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе. В последнее время придаётся особое значение коммуникативному воспитанию школьников, потому что это является залогом раз...