Бессоюзные сложные предложения со значением причины
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Бессоюзные сложные предложения со значением причины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Урок русского языка в 9 классе

Автор:Аверкина А.И.,учитель русского языка и литературы

 2016 г.

Тема урока: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Место урока в теме: третий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Форма: урок  русского языка в 9 классе с использованием ИКТ-технологии.

Цели:

Образовательные:

  • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
  • формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
  • углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;
  • продолжить работу по подготовке к ГИА.

Развивающие:

  • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
  • развивать умения создавать схемы БСП;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
  • развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений  доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
  • воспитывать интерес и любовь к русской литературе, уважение к творчеству великих писателей;
  •  воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Оборудование и наглядные пособия:

  • компьютер /, проектор, экран / Презентация;
  • Приложение  (Самостоятельная работа. Раздаточный материал);
  • Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Т.Тростенцова и др., тетради учащихся.

План урока:

I. Организационный момент.

      II. Постановка темы и целей урока. Ознакомление обучающихся с планом урока. Обсуждение эпиграфа к уроку.

III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных    предложений.

IV. Изучение нового материала. Самостоятельная работа с учебником. Составление опорного конспекта.

V. Закрепление новой темы.  Синтаксический и пунктуационный анализ БСП;

 VI. Самостоятельная работа. Подготовка к ГИА.  

 VII. Итоги урока. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях. Ознакомление обучающихся с планом урока.

Слайд 1 – тема урока  (Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения).

Слайд 2 –  цели урока: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

Знать:
-правила постановки двоеточия в БСП,
-сферу употребления БСП.  

Уметь:
-выяснять смысловые отношения в БСП,
-расставлять знаки препинания в БСП, составлять схемы.

Слайд 3 – план урока

  • Повторение теоретического материала;
  • Проверка домашнего задания;
  • Объяснение новой темы (работа с учебником, составление опорного конспекта);
  • Закрепление темы: синтаксический и пунктуационный анализ БСП,
  • Самостоятельная работа (подготовка к ГИА);
  • Домашнее задание.
  • Итоги урока.

Слайд 4 – эпиграф к уроку

Есть имена, как солнце! Имена —

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена!

                                      (И.Северянин)

      Обратите внимание на эпиграф. Почему именно эти строки Игоря Северянина я выбрала в качестве эпиграфа?

Да, на протяжении всего урока вы будете работать, обращаясь к творчеству основоположника русского языка А.С.Пушкина.

 Обратить внимание на портрет А.С.Пушкина. Автор -  В.А. Тропинин. 1827 г.

Вопросы обучающимся:

  • Какое средство выразительности использует Игорь Северянин, когда говорит об А.С.Пушкине? (Сравнительные обороты).
  • Какова роль данных сравнительных оборотов?

— Пушкин — всегда открытие и всегда тайна. Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему с годами…

III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных    предложений.

Слайд 5 – повторение теоретического материала.

Ответить на вопросы:

  1. Какие существуют типы сложных предложений?
  2. Чем отличаются БСП от других видов сложных предложений?
  3. Какие знаки препинания употребляются в БСП?
  4. От чего зависит выбор знаков препинания в БСП?
  5. Чем характеризуются БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий? (интонация, знаки препинания).
  6. Когда в таком предложении ставится запятая?
  7. Когда в таком предложении ставится точка с запятой?

Слайд 6 – проверка домашнего задания

   Приведите в качестве примеров из домашнего упражнения (упр. 264 или из самостоятельно выписанных из произведений художественной литературы предложений)

   БСП, в которых ставится

  • запятая;
  • точка с запятой.

IV. Изучение нового материала.

Слайд 7. Подготовка к восприятию новой темы.

   А.С.Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

(обратить внимание обучающихся на портрет А.С.Пушкина. Автор -  О.А. Кипренский 1827 г.)

 Вопрос классу:

- Для чего, по мнению А.С.Пушкина, существуют знаки препинания?  

 Знакомство с новым материалом.

     Самостоятельная работа с учебником (параграф 32):

- прочитать лингвистический текст;

- составить план параграфа 32;

- ответить на вопросы: (Слайд 8)

  • Какими смысловыми особенностями характеризуются БСП со значением причины, пояснения, дополнения?
  • Какими интонационными особенностями характеризуются такие БСП?
  • Каков основной знак препинания в таких БСП?
  • С чем соотносимы БСП со значением причины, пояснения, дополнения?

- составление опорного конспекта

Слайд 9 - А) Вторая часть сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. Уловив причинную связь и найдя место, где возникают вопросы почему?, по какой причине? вы без труда поставите двоеточие в нужное место.

     Печален я (почему?, по какой причине?): со мною друга нет.

   Если превратить это предложение в предложение с союзом, то, естественно, возникает союз потому что, а перед ним встанет запятая.

     Печален я (по какой причине?), потому что со мною друга нет.

Смысл и того и другого предложения будет один и тот же, а знаки разные.

А) [   ] :  [причина ]  ( потому что, так как, ибо).

Слайд 10 – Б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно?, а какая именно? И другие, определяя признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части. Вторая часть относится к определению, стоящему в первой части.

Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

Собака была славная: (а какая именно?) уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

Также между частями сложного бессоюзного предложения ставятся вопросы: а как именно?, а каким образом?

Б) [   ] : [ пояснение ]  (а какой именно?, а какая именно? а как именно?)  (поясняет содержание первой части).

Слайд 11 -  В) Вторая часть раскрывает содержание первой, отвечая на вопросы падежей.

Я понимал: выручить нас может только случайность.

Я понимал, (что?) что выручить нас может только случайность.

В) [   ] : [дополнение] (что) (дополняет содержание первой части).

Опорный   конспект

Знаки препинания в  БСП

Двоеточие ставится:

А) [   ] :  [причина ]  ( потому что, так как, ибо).

Б) [   ] : [ пояснение ]  (а какой именно?, а какая именно? а как именно?)  (поясняет содержание первой части).

В) [   ] : [дополнение] (что) (дополняет содержание первой части).

 V. Закрепление новой темы.  Синтаксический и пунктуационный анализ БСП;

Слайд 12 – Вспомнить вместе с обучающимися алгоритм анализа бессоюзного сложного предложения.

  • Найти грамматические основы предложения;
  • Определить интонацию и смысловые отношения между частями БСП;
  • Поставить необходимый знак препинания;
  • Построить схему БСП.

         Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые добрые чувства.      Давайте сейчас вспомним некоторые произведения А.С.Пушкина, запишем и проанализируем предложения из этих произведений.

Слайд 13. Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа обучающегося у доски, остальные – в тетрадях).

   Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. ( «Евгений Онегин», Татьяна Ларина и няня).

Не спится няня здесь так душно!  (А.С.Пушкин)

Слайд 14  - проверка работы.

                      О.

Не спится, няня: здесь так душно!  Не спится, няня (почему?): здесь так душно! (причина)

                                       

                  :        

       

Слайд 15.

 Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа обучающегося у доски, остальные – в тетрадях).

   Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. («Евгений Онегин» Татьяна Ларина и Евгений Онегин).

Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Слайд 16 – проверка работы.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Я знаю (что?): в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (дополнение)   

     

                             

                       :  

                       

        

Слайд 17.

 Записать предложение, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа обучающегося у доски, остальные – в тетрадях).

   Обратить внимание на иллюстрацию, определить к какому произведению А.С.Пушкина эта иллюстрация, кто из героев изображен. («Капитанская дочка» Петр Гринев и Мария Миронова).

Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил её в руках разбойников.

Слайд 18 – проверка работы.

Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников

Страшная мысль мелькнула в уме моем: (какая именно?) я вообразил её в руках разбойников. (пояснение)

        :

VI. Самостоятельная работа. Подготовка к ГИА.  

Слайд 19.

Самостоятельная работа.
Подготовка к ГИА (В4, В6, В8)
Соединить стрелками соответствие.  (Таблицы распечатаны для каждого ученика).

1) Предложение с обращением

А) Вы должны были, братья, устоять, как стена.

2) Простое предложение

Б) Простите мне: я так люблю

       Татьяну милую мою.

3) БСП со значением перечисления

В) Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.

4) Сложноподчиненное предложение

Г) Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки

5) БСП со значением причины

Д) Иди, куда влечет тебя свободный ум.

6) Сложносочиненное предложение

Е) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.

Слайд 20. Проверка самостоятельной работы.

1) Предложение с обращением

А) Вы должны были, братья, устоять, как стена.

2) Простое предложение

Б) Простите мне: я так люблю

       Татьяну милую мою.

3) БСП со значением перечисления

В) Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.

4) Сложноподчиненное предложение

Г) Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки

5) БСП со значением причины

Д) Иди, куда влечет тебя свободный ум.

6) Сложносочиненное предложение

Е) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.

  1. – А
  2. – В
  3. – Г
  4. – Д
  5. – Б
  6. – Е

VII. Итоги урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Обучающиеся должны вставить в предложение пропущенные слова.

Слайд 21 - в БСП со значением ….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..

Слайд 22 – проверка.

В БСП со значением причины, ставится двоеточие, опорные слова потому что, так как, ибо.

Слайд 23 - в БСП со значением….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..

Слайд 24 – проверка.

В БСП со значением пояснения, ставится двоеточие, опорное слово а именно.

Слайд 25 -  в БСП со значением….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..

Слайд 26 – проверка.

В БСП со значением дополнения, ставится двоеточие, опорное слово что.

Слайд 27 Рефлексия. Ответить на вопросы.

  • Интересно ли вам было на уроке?
  • Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей урока?
  • Что вами усвоено хорошо?
  • Какие вопросы вызвали затруднения?
  • Над чем надо еще поработать?

VIII. Домашнее задание дифференцированное.

Слайд 28

§ 32, опорный конспект.

1 задание - упражнение №271

 или

2 задание -  выписать из произведений художественной литературы 8 предложений с двоеточием в БСП.

Слайд 29 - Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».Задачи образовательные: формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить ...

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...

План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока....