Тесты по культуре речи
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Пугачева Надежда Анатольевна

Тесты по культуре речи и деловому письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kbsh_testy_kultura_rechi_i_delovoe_pismo.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты по дисциплине «Культура речи и деловое письмо»

Составила Пугачева Н.А

  1. Русский  литературный язык - это
  1. язык художественной литературы
  2. вариант языка, используемый на телевидении, радио, в периодической печати, в науке, государственных и учебных учреждениях
  3. высшая форма национального языка
  4. язык русской нации

  1. Лексикология – это:
  1. наука о звуках
  2. наука о словарях
  3. наука о значении слов
  4. наука о составе слов

  1. Что является языковой единицей во фразеологической системе?
  1. слово
  2. фразеологизм
  3. словосочетание
  4. предложение

  1. Кто автор словаря «Живого великорусского языка»
  1. М.Ломоносов
  2. Н.Петровский
  3. Д.Ушаков
  4. В.Даль

  1. Какое обращение уместно на защите курсовой работы?
  1. Господа студенты и преподаватели
  2. Уважаемые преподаватели и студенты
  3. Друзья и преподаватели
  4. Дамы и господа

  1. Знание человека о мире отражается в словаре:
  1. энциклопедическом
  2. этимологическом
  3. толковом
  4. иноязычных слов

  1. Какое из перечисленных ниже явлений не относится к функциональным разновидностям русского литературного языка:
  1. научный стиль                                                                      
  2. стиль художественной литературы
  3. язык фольклора
  4. публицистический стиль

  1. Какие правила отражают синтаксические нормы русского языка?
  1. правила написания слов
  2. правила употребления слов и устойчивых словосочетаний
  3. правила образования слов и форм слова
  4. правила построения словосочетаний, предложений

  1. Найдите неверное утверждение: Офицально-деловой стиль ещё называют-
  1. деловым
  2. административным
  3. державным
  4. официальным

  1. Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
  1. Автор справедливо указывает на
  2. Автор критически относится к
  3. Автор упускает из вида очевидное несоответствие
  4. Можно согласиться с автором, что

  1. Основными чертами какого стиля являются точность, объективность, логичность, абстрактность?
  1. публицистического
  2. научного
  3. официально-делового
  4. разговорного

  1. Какие правила отражают фразеологические нормы русского языка?
  1. правила написания слов
  2. правила употребления слов и устойчивых словосочетаний
  3. правила образования слов и форм слова
  4. правила построения словосочетаний, предложений

  1. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
  1. просторечие
  2. территориальные диалекты
  3. жаргоны
  4. литературный язык

  1. Какое из перечисленных понятий не является тропом (средством словесной образности)?
  1. метафора
  2. олицетворение
  3. сравнение
  4. повтор

  1. Укажите, как называется лингвистический аспект, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию.
  1. синтаксический
  2. орфографический
  3. грамматический
  4. фонетический

  1. Как называется свойство речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания.
  1. правильность речи
  2. точность речи
  3. уместность речи
  4. выразительность речи

  1. Укажите, как называется особый тип документа, который менее жёстко регламентирован, но имеющий юридическую значимость:
  1. деловое письмо
  2. контракт
  3. постановление  
  4. приказ

  1. Что такое тавтология?
  1. сопоставление несопоставимых понятий
  2. употребление в речи близких по смыслу и потому логически лишних слов
  3. употребление однородных определений
  4. повторная передача одной и той же мысли

  1. Укажите, какие черты свойственны официально—деловому стилю речи.
  1. эмоциональность, экспрессивность
  2. научная терминология
  3. регламентированность,  четкость
  4. использование жаргонизмов

  1. Как называется  самостоятельная  квалификационное учебно-научное исследование  студента, которое выполняется  на окончательном этапе обучения?
  1. рецензия
  2. дипломная работа
  3. доклад
  4. аннотация

  1. Не относится к лингвистическим словарям:
  1. энциклопедический
  2. терминологический
  3. орфографический
  4. синтаксический

  1. Какая лексика не используется в официально-деловом стиле?
  1. аббревиатура и сложносокращенные слова
  2. устойчивые сочетания слов, не используемые в других стилях
  3. разговорная лексика
  4. общеупотребительная лексика

  1. Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
  1. Мы довольны полученными результатами
  2. Мы жутко довольны полученными результатами
  3. Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны
  4. Результаты нас вполне удовлетворяют

  1. Какой язык относится к восточнославянским языкам?
  1. русский язык
  2. чешский язык
  3. болгарский язык
  4. македонский язык

  1. Определите стиль, в котором слово не только несет информацию, но и эстетически воздействует на читателя с помощью художественных образов:
  1. научный
  2. художественный
  3. официально-деловой
  4. разговорный

  1. Какое из перечисленных понятий является тропом?
  1. антонимы
  2. омонимы
  3. гипербола
  4. риторический вопрос

  1. В этимологическом словаре:
  1. объясняются реалии (предметы, явления)
  2. сообщаются сведения о различных событиях
  3. раскрывается происхождение слов
  4. объясняется значение слов

  1. Что составляет основу публицистического стиля?
  1. художественная литература
  2. периодическая печать
  3. государственные документы
  4. учебники

  1. Как называется  самостоятельное учебно-научное исследование студента, которое выполняется по определённой дисциплине?
  1. рецензия
  2. курсовая работа
  3. доклад
  4. аннотация

  1. Какой из перечисленных признаков не характерен для официально-делового стиля?
  1. объективность изложения
  2. точность изложения
  3. экспрессивность изложения
  4. наличие реквизита

  1. Для научного стиля речи не характерна лексика:
  1. общеупотребительная
  2. общенаучная
  3. просторечная
  4. терминологическая

  1. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это
  1. нормы ударения и произношения
  2. нормы построения словосочетаний и предложений
  3. нормы употребления многозначных слов
  4. нормы образования грамматических форм

  1. Отметьте верное высказывание:
  1. толковый словарь объясняет значение слов                                    
  2. толковый словарь отмечает морфемное членение
  3. толковый словарь объясняет частотность употребления слова в речи
  4. толковый словарь объясняет происхождение слов

  1. Какой из перечисленных жанров не принадлежит к официально-деловому стилю?
  1. заявление
  2. справка
  3. приказ
  4. заметка

  1. Функциональный стиль – это…
  1. стилистически отмеченные слова, словосочетания и предложения
  2. словесное изображение какого-либо явления действительности
  3. исторически сложившийся тип функционирования языка, реализующийся в той или иной социально значимой сфере общения
  4. тип речи, обладающий специфическими чертами композиционной организации и бытующий только в письменной форме

  1. Для текстов научного стиля не характерно(-а)…
  1. логическая последовательность изложения
  2. широкое использование лексики и фразеологии других стилей
  3. преимущественное употребление существительных вместо глаголов
  4. научная фразеология

  1. Для текстов разговорного стиля не характерно(-а)…
  1. тесная связь с невербальными средствами общения
  2. неполнота выражения (эллиптичность)
  3. стремление к экономии языковых средств
  4. точность (точное определение понятий)

  1. К основным стилевым признакам официально-делового стиля не относится…
  1. отвлеченно-обобщенный характер
  2. объективность изложения
  3. точность формулировок
  4. предписывающе-долженствующий характер

  1. Укажите, что характерно для публицистического стиля:
  1. сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях
  2. отсутствие экспрессивной окрашенности и художественной выразительности
  3. немотивированное использование терминов
  4. тесная связь с невербальными средствами общения, неполнота выражения

  1. Какое утверждение не соответствует действительности?
  1. Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка
  2. Функциональный стиль – это разновидность литературного языка
  3. Функциональные стили – это исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере сообщения
  4. Функциональные стили языка получили такое название, потому что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения

  1. Отметьте ошибочное утверждение: Выделяют следующие книжные стили.
  1. официально-деловой
  2. научный
  3. авторитарный
  4. публицистический

  1. Какому стилю речи характерны такие стилевые черты, как неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения?
  1. официально-деловой
  2. научный
  3. разговорный
  4. публицистический

  1. Какую языковую функцию выполняет разговорный стиль?
  1. аккумулятивную
  2. когнитивную
  3. коммуникативную
  4. эстетическую

  1. Какая из перечисленных черт не относится к особенностям разговорного стиля?
  1. Неофициальность и непринужденность речи
  2. спонтанность и автоматизм
  3. точность и логичность речи
  4. обыденность содержания

  1. Какая лексика не характерна для разговорного стиля?
  1. научная терминология
  2. разговорные слова
  3. общеупотребительные слова
  4. просторечные слова

  1. В каком стиле речи канцеляризмы не являются недостатком?
  1. научный стиль
  2. официально-деловой стиль
  3. публицистический стиль
  4. художественный

  1. В каком стиле речи основу составляет терминологическая лексика?
  1. научный стиль
  2. официально-деловой стиль
  3. публицистический стиль
  4. художественный стиль

  1. В каком стиле речи представлена не только лексика литературного языка?
  1. научный стиль
  2. официально-деловой стиль
  3. публицистический стиль
  4. художественный

  1. Какая стилевая черта  не характерна для научного стиля речи?
  1. абстрактность
  2. точность
  3. логичность
  4. эмоциональность

  1. Социальная оценочность является доминантой стиля?
  1. научного
  2. официально-делового
  3. публицистического
  4. художественного

  1. Для какого стиля доминантой является понятийная точность и абстрактность?
  1. Официально-делового
  2. научного
  3. художественного
  4. публицистического

  1. На какой стиль большое влияние оказывают экстралингвистические факторы?
  1. публицистический стиль
  2. официально-деловой стиль
  3. научный стиль
  4. разговорный стиль

  1. Доминантой художественного стиля является?
  1. абстрактность и точность
  2. образность и эстетическая значимость
  3. стандартность
  4. оценочность и призывность

  1. К какому стилю вы отнесете текст, в котором содержатся графики, схемы, диаграммы?
  1. художественный
  2. научный стиль
  3. публицистический
  4. официально-деловой

  1. С каких слов может начинаться письмо-просьба:
  1. Направляем информацию
  2. Напоминаем Вам, что
  3. Просим выслать в наш адрес
  4. В соответствии с Вашим письмом

  1. Какие выражения не рекомендуется употреблять в текстах служебных писем:
  1. институт не считает возможным
  2. в порядке обмена
  3. уважаемые коллеги
  4. с глубоким почтением

  1. Какое письмо может иметь следующий текст: «Сообщаем Вам о том, что Ваше предприятие не может выступить покупателем в соответствии со статьей закона…»:
  1. письмо-сообщение
  2. письмо-извещение
  3. письмо-отказ
  4. письмо-рекламация

  1. Какие слова не могут быть заключительными в тексте письма:
  1. Рассчитываем на предложение взаимовыгодного сотрудничества
  2. Надеемся на плодотворное сотрудничество
  3. С глубочайшим уважением
  4. Просим извинить за задержку

  1. Кому адресуется письмо-приглашение с предложением принять участие в семинарах, совещаниях:
  1. руководителю организации
  2. заместителю руководителя организации
  3. руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник
  4. в отдел кадров организации

  1. Сколько адресатов может быть в письме?
  1. не более двух
  2. не более одного
  3. не более трех
  4. не более четырех

  1. Какой пункт не является композиционной частью научной статьи?
  1. сведения об авторе
  2. постановка задачи, обоснование актуальности темы
  3. процесс исследования фактов
  4. формулировка выводов

  1. Какое из утверждений является неверным: Конспектирование – это процесс…
  1. отбора информации
  2. переформулировки информации
  3. фиксации важной и новой информации
  4. оценки информации

  1. Какой из признаков не относится к конспекту?
  1. Содержательная целостность
  2. смысловая целостность
  3. структурная целостность
  4. эмоциональная целостность

  1. Что означает знак P.S.?
  1. Так
  2. Хорошо, заметить себе
  3. Приписка к тексту
  4. Очень важно

  1. Найдите языковую формулу, соответствующую норме рецензии.
  1. автор использовал богатый опыт по изучению костного мозга своего руководителя
  2. верное содержание уничтожает скверное изложение
  3. произведя ряд расчетов, задача была решена
  4. в заключении представлены выводы по проделанной работе и намечены её перспективы

        

  1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно выражать мысль?
  1. точность речи
  2. выразительность речи
  3. уместность речи
  4. логичность речи

  1. Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?
  1. богатство речи
  2. эмоциональность речи
  3. уместность речи
  4. выразительность речи

  1. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?
  1. Тропы
  2. фонетическое благозвучие
  3. использование стилистических фигур
  4. мимика, жесты, пантомима

  1. К чему может привести нарушение порядка слов?
  1. К двусмысленности, искажению смысла
  2. к нарушению стилистической сочетаемости
  3. к нарушению лексической сочетаемости
  4. к нарушению грамматической сочетаемости

  1. Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.
  1. Мы придерживаемся другой точки зрения
  2. Трудно согласиться с автором
  3. Представляется ошибочным
  4. Следует признать достоинство такого подхода к решению

  1. Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
  1. Автор справедливо указывает на
  2. Автор критически относится к
  3. Автор упускает из вида очевидное несоответствие
  4. Можно согласиться с автором, что

  1. Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
  1. Мы довольны полученными результатами
  2. Мы жутко довольны полученными результатами
  3. Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны
  4. Результаты нас вполне удовлетворяют

  1. Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная работа выполнена на скорую руку.
  1. употребление слова в несвойственном ему значении
  2. нарушение правил сочетаемости слов
  3. нарушение стиля
  4. нарушение паронимов

  1. Какого вида речевой деятельности не существует?
  1. чтение
  2. заучивание
  3. говорение
  4. письмо

  1. Укажите, как называется лингвистический аспект, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию.
  1. синтаксический    
  2. орфографический
  3. грамматический  
  4. фонетический

  1. Как называется свойство речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания.
  1. правильность речи
  2. точность речи
  3. уместность речи
  4. выразительность речи

  1. Укажите, как называется особый тип документа, который менее жёстко регламентирован, но имеющий юридическую значимость:
  1. деловое письмо
  2. контракт
  3. постановление    
  4. приказ

  1. В чем заключается цель написания курсовой работы?
  1. выявить навыки самостоятельной научной работы студента
  2. выявить, сможем студент написать курсовую работу
  3. выявить навыки составления библиографического списка
  4. выявить навыки правильной рубрикации текста

  1. Отметьте правильное оформление цитаты в курсовой работе.
  1. цитаты указываются без ссылок на источник и берутся в кавычки
  2. цитаты указываются без ссылок на источник и не берутся в кавычки
  3. цитаты указываются со ссылками на источник и берутся в кавычки
  4. цитаты указываются со ссылками на источник и не берутся в кавычки

  1. Какова структура дипломной работы?
  1. титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение библиография, приложения
  2. титульный лист, введение, основная часть, заключение библиография, приложения
  3. титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть
  4. задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения

  1. Рубрикация текста – это…
  1. написание библиографического списка
  2. раскрытие основной части курсовой работы
  3. его членение на логически самостоятельные составные части
  4. правила оформления курсовой работы

  1. Какое из данных утверждений является неверным? Русский язык – это…
  1. национальный язык Российской Федерации
  2. государственный язык Российской Федерации
  3. язык межнационального общения
  4. один из шести официальных языков ООН

  1. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:
  1. Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы
  2. Язык – это система искусственных знаков
  3. Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных
  4. Общество не может жить, не пользуясь языком

  1. Найдите правильное определение слова: Коммуникант – это…
  1. аппарат для общения
  2. один из участников диалога
  3. общительный человек
  4. эрудированный человек

  1. Не относится к аспектам культуры речи.
  1. эстетический
  2. этический
  3. нормативный
  4. коммуникативный

  1. В каком виде делового документа отсутствует его название
  1. заявление
  2. приказ
  3. деловое письмо
  4. автобиография

  1. Признаком письменной деловой речи является
  1. эмоциональность
  2. унифицированность
  3. метафоричность
  4. выразительность

  1. В каком случае допущена ошибка в образовании формы местоимения 3-го лица?
  1. вокруг них
  2. он работает лучше ее
  3. навстречу ему
  4. сестра старше его

  1. В каком случае допущена ошибка в образовании формы числительного?
  1. свыше шестьсот пятидесяти пяти тонн
  2. не менее двух пятых посевной площади
  3. около девяноста девяти целых девяноста восьми сотых процента
  4. четырьмястами тоннами

  1. К какому функциональному стилю относится следующий текст? «Работа выполнена качественно и в срок. Стороны претензий друг к другу не имеют».
  1. художественный
  2. научный
  3. официально-деловой
  4. публицистический

  1. Какое из нижеследующих словосочетаний является неправильным?
  1. благодаря руководству
  2. оплатить проезд
  3. повысить кругозор
  4. отвечать требованиям

  1. Найдите утверждение, не соответствующее действительности. Под культурой речи понимается:
  1. самостоятельная лингвистическая дисциплина
  2. использование слов в несвойственном им значении
  3. владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах
  4. выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации

  1. Как называется речь, в которой отсутствуют нелитературная лексика, слова-паразиты, жаргонизмы, просторечные слова?
  1. правильная речь
  2. богатая речь
  3. точная речь
  4. чистая речь

  1. Какой из перечисленных стилей не относится к книжным?
  1. официально-деловой
  2. научный
  3. разговорный
  4. публицистический

  1. Выделение какого книжного стиля нельзя считать общепризнанным?
  1. Научный
  2. художественный
  3. публицистический
  4. официально-деловой

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой
  1. Более пятиста школьников сдали экзамен хорошо
  2. Из девятисот шестидесяти трех участников съезда иногородних шестьсот девяносто восемь человек.
  3. В плен было взято двести пятьдесят две тысячи восемьсот сорок солдат противника и захвачено около пятидесяти танков
  4. Обе студентки сдали экзамен

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
  1. Университет располагает семью благоустроенными общежитиями и четырьмя столовыми.
  2. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков
  3. Двести десятый сезон открывает Большой театр
  4. По обеим сторонам дороги стояли стройные сосны

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по культуре речи 10-11 класс

Данный материал содержит 10 вариантов тестов по культуре речи для 10-11 классов. Использовать данный материал возможно для работы как в общеобразовательных, так и в профильных классах во время урокв и...

Говорим и пишем грамотно (тест по культуре речи)

Тест проверяет лексические и грамматические нормы русского литературного языка...

Тест по культуре речи, 7 класс

Тест по культуре речи предназначен для уроков русского языка в 7 классе по программе С.И.Львовой. Представлены  два варианта. Тест состоит из 3-х частей: орфоэпические нормы, грамматические нормы...

Тесты по культуре речи (подготовка к ОГЭ, ЕГЭ)

Подборка тестов по культуре речи для подготовки к экзаменам...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Тест. Лексика. Культура речи. 5 класс

Структура теста для 5 класса соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволит начать подготовку к экзамену заранее....